История команды ATS: Весь мир против Герра Шмида
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

История команды ATS (ч.1)

История команды ATS (ч.1)

Во всем виноваты эти бездельники из рекламных агентств! Сколько десятков, да какое там, сотен тысяч марок истрачено на журнальные и газетные полосы, бестолковые щиты и плакаты, а где результат? Как не знал никто, что здесь, в Бад Дюркхайме, выпускают первоклассные колеса из алюминиевого сплава - легкие, прочные, красивые - так по-прежнему и не знает. Необходимо предпринять что-то совершенно новое, неординарное. И в конце концов Шмид придумал. Он купит команду Формулы-1 и сделает ее передвижным рекламным щитом для выпускаемых его фабрикой колес марки ATS. Весь мир следит за гонками Гран При. К тому же это будет исключительно адресная реклама - колеса из легкого сплава предназначены в первую очередь для тех, кто хочет выглядеть спортивно, кто хочет выжать из своего Porsche или BMW даже больше, чем тот может дать. Для тех, в конечном счете, кто сам в душе автогонщик.

Колеса завертелись



Ханс-Гюнтер Шмид, далеко не старый еще человек, удачливый коммерсант с весьма и весьма непростым характером (хорошо знавшие его люди могли бы подтвердить всю мягкость такой формулировки), сам когда-то увлекался автоспортом. В конце 60-х он стартовал в европейских гонках Формулы-"Фау” и Формулы-2. А в 1975 году реклама ATS появилась на машине финского гонщика Микко Казаровицки в Золотом Кубке Формулы-"Фау”. Наконец, поздней осенью 1976 года, с началом производства на новом заводе в Вердоль-Дразеле, герр Шмид решился.
Вложив в дело 300 тысяч марок, он купил два автомобиля у Роджера Пенске. распродававшего имущество своей команды Формулы-1. Гонщиком должен был стать Ханс-Йоахим Штук, да вот незадача - в марте 1977 года разбился в авиакатастрофе Карлос Пасе и долговязый "Штуки” заменил бразильца в Brabham.
Вот почему, когда 3 апреля немецкая команда ATS дебютировала в чемпионате мира Формулы-1, за рулем ее Penske РС4 Cosworih сидел француз Жан-Пьер Жарье. Который очень неплохо справился с квалификацией, показав девятое время, а в гонке на Большой Приз США в Лонг-Биче финишировал шестым. Зачетное очко в первом же старте - Ханс-Понтер Шмид с удовольствием потирал руки в предвкушении дивидендов, которые должна была принести его новая рекламная кампания.
Увы, большего в первый сезон достичь не удалось. Несмотря на то что Penske РС4 в 1976 году была как-никак победительницей Гран При Австрии, ни Жарье, ни помогавшим ему в Германии, Австрии, Голландии, Италии, США и Канаде Хансу Хейеру и Хансу Биндеру так и не удалось набрать очков. Больше того, в Хараме и Монце желто-черные ATS-Penske не сумели пройти квалификацию. А на немецком Большом Призе в Хоккенхайме "конюшие” Шмида удалось устроить маленький переполох. Экс-чемпион Европы в гонках на легковых автомобилях Хейер в Формуле-1 запомнился разве что своей неизменной тирольской шляпой (несколько странной для уроженца равнинной Вестфалии). Показав в субботу 27-е время, Ханс не отправился домой - на старт допускались двадцать четыре лучших пилота, - а напротив, выехал из боксов на трассу с первым же взмахом стартового флага Гран При Германии! Судьи заметили "нелегала” только после того, как Хейер сошел с поломанной трансмиссией. И, разумеется, дисквалифицировали его. Породив тем самым бесконечные споры среди статистиков Формулы-1 - включать ли эту гонку в послужной список немца, Penske и ATS?
Тем не менее, первый блин показался герру Шмиду вполне приемлемым. И он решил удвоить усилия.

Крах инженера Херда
В сезоне-78 бюджет команды составлял уже 750 тысяч марок. А главное - Ханс-Гюнтер приобрел производство машин Ф-1 у английской фирмы March вместе с ее базой в Бичестере, десятком моторов Cosworth DFV и долей в ЮСА. А значит, немецкая "конюшня” могла теперь рассчитывать на гораздо большие призовые и возмещение значительной доли транспортных издержек. К ATS присоединились шестеро опытных английских механиков. Так что обслуживанием "первого номера” теперь занимались 12 человек. Шмид закупил еще шесть двигателей, а проектирование нового автомобиля поручили авторитетному английскому специалисту, создателю чемпионских машин Ф-2 и нескольких замечательных конструкций Формулы-1 Робину Херду. Наконец, Шмиду удалось привлечь Йохена Масса. Многие (в основном в Германии, конечно) считали немца более быстрым и талантливым пилотом, чем два чемпиона мира, с которыми он выступал в одной команде. И объясняли победы Фиттипальди и Ханта в 1975-1977 годах лишь происками руководства McLaren.
"Мы готовы предоставить Массу все самое лучшее и надеемся па несколько побед в наступающем сезоне, - заявил Шмид в декабре 1977 года на тестах в итальянском Муджелло. - И уж во всяком случае, ATS наберет намного больше десятка очков!”
Представление нового ATS HS1 - редкость в ту пору - прошло с большой помпой в манеже известного па весь мир конного завода Реттген. "Машина меня просто поразила, - сказал Масс в интервью немецкой телекомпании ZDF после первых испытательных кругов на сыром асфальте зимнего Сильверстоуна. - Ни единой технической проблемы. Пожалуй, никогда еще перед сезоном я не был столь оптимистически настроен!”
Первые же длительные тесты во французском Ле-Кастеле стали для немецкой "конюшни” холодным душем - Масс проиграл McLaren Ханта почт четыре секунды на коротком кольце "Поль Рикара”. Оказалось, что у HS1 большие проблемы с подвеской, а носовой обтекатель и антикрылья работают недостаточно эффективно.
На первом этапе в Аргентине Йохен проиграл "поул-позишн” больше двух секунд. Больше того, заняв на старте 17-е место, уступил и своему товарищу по команде Жарье. "Как чувствует себя ваш некоронованный чемпион?” - не уставали подсмеиваться над механиками Масса их коллеги из McLaren.
Весь сезон стал сплошным разочарованием. Сначала в Монако, а потом и в Австрии и Голландии Масс не прошел квалификацию. Жарье трижды не попадал па старт и тут же был отчислен - Шмид никогда не церемонился с подчиненными. Но пытавшиеся заменить француза Биндер, Альберто Коломбо, Михаэль Блейкемолен, Харальд Эртль общими усилиями сумели использовать лишь одну из предоставившихся им попыток выйти на старт Гран При. Чуть лучше выглядел Кейо Росберг, но и таланта финна не хватило, чтобы заставить быстро ездить НSI.
Шмид устраивал своим пилотам и инженерам унизительные разносы - прямо в паддоке или боксах, как это произошло в Лонг-Биче с Массом, при большом стечении благодарной публики. Немецкий коммерсант считал, что его первый номер ничем не помогает в устранении технических дефектов машины, а инженеры работают очень медленно. Йохен же справедливо указывал на нехватку квалифицированных специалистов и недостаток испытаний. К лету тихо испарился мистер Херд, предпочитая работать с успешной заводской командой March в Формуле-2. Место главного конструктора ATS занял сравнительно малоизвестный инженер Wolf Джон Джентри. Англичанин попытался модифицировать машину, вернувшись к некоторым решениям удачного Penske и March 771, а вскоре взялся за проектирование новой модели D1, в которой нашел применение только что внедренный Чэпменом принцип внутренней аэродинамики.

История команды ATS (ч.2)

Текст: Александр Мельник

Журнал Формула-1 12/2001



Знаете ли Вы что...