06-2001г. Гран-При Австрии
В ночь с субботы на воскресенье Дэвиду Култхарду приснилось, что он выходит в лидеры гонки на А1-Ринге (в 2008-м трассу выкупил Дитрих Матешиц и переименовал в Ред Булл Ринг http://www.redbull.com/ru/ru/), — шотландец сам рассказал об этом на послефинишной пресс-конференции. Удивительный сон оказался пророческим — стартовав с, казалось бы, безнадежного седьмого места, Култхард выиграл в Австрии. Но события, которые этому предшествовали, напоминали другой сон — кошмарный.
КОШМАР ДЛЯ РОНА ДЕННИСА
Приехав в Австрию, Дэвид Култхард и Мика Хаккинен принялись делиться с журналистами своими оптимистичными планами. По словам гонщиков, они собирались взять на А1-Ринге 16 очков — то есть завоевать первое и второе места! Впрочем, тогда казалось, что ничего невозможного в этом нет. Ведь McLaren уже дважды, в 1998 и 2000 годах, делал победный дубль на А1-Ринге (первым в обоих случаях был Хаккинен). А представитель Ferrari побеждал здесь всего раз, в 1999 году. Причем это был отнюдь не Михаэль Шумахер (он в тот момент восстанавливался после полученной в Сильверстоуне травмы), а выступавший тогда за Скудерию Эдди Ирвайн.
Что ж, оптимизм — дело хорошее. Однако во время квалификации Рон Деннис наверняка не раз поминал недобрым словом разговорчивость своих парней. McLaren не просто проиграл квалификацию — он ее провалил по всем статьям! Хаккинен даже ни разу не приблизился к поул-позиции, а Култхард вообще пребывал где-то в районе второй пятерки. В итоге Дэвид и Мика оказались на седьмом и восьмом стартовых местах соответственно. В чем же причина столь убогого для топ-команды выступления?
Эйдриан Ньюи, человек, отвечающий за скорость серебристых машин, кажется, знает ответ. По его словам, команда решила поставить на машины Мики и Дэвида прикатанные покрышки спереди и новые — сзади. Такой выбор сделал не только McLaren, но почему-то именно с их шасси подобная комбинация дала результат, прямо противоположный ожидаемому...
Первое квалификационное место перехватывали друг у друга то Хуан-Пабло Монтойя, то Ральф Шумахер, то Ярно Трулли, то вновь Ральф Шумахер... Все это продолжалось до того момента, пока на трассу не выехал Шумахер-старший. Когда лидер Ferrari «вышел» из 1 минуты 10 секунд, стало ясно — это серьезная заявка на поул-позицию. Правда, все увереннее чувствующий себя на формульном Олимпе Williams не хотел с этим мириться. Монтойя и Ральф Шумахер бросились в атаку. Причем младший брат чемпиона имел особую мотивацию — ведь с недавних пор Ральф Шумахер переселился в Австрию...
Однако отобрать поул у Михаэля Ральф и его партнер так и не смогли, оставшись на второй и третьей позициях. Четверку лучших замкнул Баррикелло. По сути дела, наиболее важные квалификационные результаты были показаны в очень короткий промежуток времени, буквально в течение нескольких минут.
КОШМАР ДЛЯ ЭЛЕКТРОНЩИКОВ
Специалисты, отвечающие за работу электроники формульных болидов — в частности, за систему traction control, — еще долго будут вспоминать старт Гран При Австрии. Заглохший при отправке на прогревочный круг Барселоны McLaren Култхарда был только предзнаменованием. Теперь же на старте неподвижно замерли сразу четыре машины — и все из первой десятки! Особо хочется посочувствовать инженерам команды Jordan. Обе машины, и Френтцена, и Трулли, остались на стартовой прямой! Компанию им составили McLaren Мики Хаккинена и Sauber Ника Хайдфельда.
Для каждого из гонщиков-неудачников этот эпизод был обидным. Однако особенно сильный моральный урон он нанес Мике Хаккинену. Финский пилот все-таки смог тронуться с места и даже проехал один круг, но коробка передач отказалась работать, и гонка для Мики на этом окончилась. Очередное фиаско — и это после гонки в Испании, проигранной на последнем круге!
Теперь по всему выходит, что шансов на победу в нынешнем чемпионате у Мики больше нет. После Австрии финн имеет лишь 4 очка. У лидера, Михаэля Шумахера — 42, у Дэвида Култхарда — 38... В истории МакЛарена уже был подобный эпизод. Тогда Ален Прост с самого начала сезона бодро набирал очки (и в итоге стал чемпионом), а его партнер Ники Лауда попал в полосу неудач — то одно мешало финишировать, то другое... В итоге австриец по окончании провального сезона завершил свою карьеру автогонщика...
По словам инженеров команды McLaren, причины неудач Култхарда в Испании и Хаккинена в Австрии разные. Но и в том, и в другом случае имели место некие неправильные действия самих гонщиков, связанные с их устойчивым навыком трогаться с места именно так, а не иначе.
На электронику жаловались даже те, кто вполне успешно ушел со старта, в частности, Михаэль Шумахер. Его машина разгонялась довольно медленно, хотя колеса не пробуксовывали. Технический директор Ferra ri Росс Браун признал, что налицо ошибка компьютерной программы. Причина ее заключалась в том, что калибровку системы старта команда проводила в том единственном месте на трассе, где машине разрешено остановиться и снова поехать, — в конце пит-лейна, перед выездом на трассу. А на стартовой прямой оказался асфальт с совершенно иными характеристиками! Да, капризная это штука, гоночный traction control...
Зато нашлась команда, у которойвсе системы сработали безотказно. Два болида Williams стартовали выше всяких похвал, и Хуан-Пабло Монтойя с Ральфом Шумахером, проскочив обладателя поул-позиции, вырвались вперед. Шумахер-младший не стал бороться за первое место, пропустив Монтойю вперед. Култхард стартовал неплохо, несмотря на то, что ему пришлось уворачиваться от замершей прямо перед ним машины Ярно Трулли. Однако Дэвид смог улучшить свое положение. С седьмого места он выскочил на четвертое. Правда, мгновением позже его оттеснил к обочине и обошел Рубенс Баррикелло — Култхард оказался на пятой позиции.
КОШМАР ДЛЯ МОНТОЙИ
Пока работники трассы убирали заглохшие на старте машины, темп продвижения по трассе всех остальных определял пейс-кар. А потом...
В который раз подтвердилась истина, что в Австрии неинтересных гонок не бывает! Может быть, на каком-нибудь другом этапе подвиги Йоса Ферстаппена, ехавшего после старта просто блестяще, заставили бы зрителей, затаив дыхание, следить за голландцем. Но на А1-Ринге болельщикам было не до него — тем более что секрет высокой скорости Йоса (полупустые баки, рассчитанные на две дозаправки) вскоре раскрылся. Топ-пилоты закрутили такую интригу!
Ральф Шумахер некоторое время не пропускал вперед своего брата, но вскоре выбыл из борьбы из-за проблем с тормозами. Между тем, Монтойя, оторвавшийся было от преследователей, ехал все медленнее —- как потом сказал представитель фирмы Michelin Пьер Дюпаскье, виноваты были особенности приработки их шин с рисунком протектора. По словам француза, эти трудности продолжаются лишь десяток кругов, не более. Но они наступили очень не вовремя, именно в тот момент, когда Михаэль Шумахер, более не сдерживаемый своим братом, устремился в погоню за Монтойей.
Всего четыре круга понадобилось чемпиону мира, чтобы настигнуть своего соперника. А дальше началась схватка, одинаково жесткая с обеих сторон. В ней не было «хорошего парня» и «плохого парня», как это не раз бывало во времена прежних столкновений Михаэля с Хиллом, Вильневом или Хаккиненом. Столкновение двух характеров, двух самолюбий, поединок брони и снаряда, косы и камня.
В итоге все окончилось обоюдным вылетом. Вернувшись на трассу, Михаэль и Хуан-Пабло имели полную возможность продолжать схватку, но уже не за лидерство, а за шестую позицию — мимо них пронеслись пятеро гонщиков! Однако машина Монтойи была повреждена, и, оказавшись впереди, Шумахер его к себе уже не подпустил. Если бы не излишнее упорство колумбийца, то у него в этой гонке был бы отличный шанс занять призовое место. Но... Кто определяет допустимую меру упорства? Монтойя только начинает свою большую игру с Шумахером, а ему уже удалось доказать, что по крайней мере по твердости характера он Шумми не уступает. А это стоит потерянных очков! Итак, Хуан-Пабло осознал, что для него все в этой гонке кончено. Тем временем Михаэль настигал и обходил одного соперника за другим.
В этот момент лидировал Баррикелло, не без оснований полагавший, что выиграет именно он. Однако в запасе у команды McLaren был один тактический сюрприз...
КОШМАР ДЛЯ FERRARI
Прикидывая, какой ход может помочь Култхарду после неудачной квалификации, Рон Деннис пришел к выводу, что это — очень поздняя остановка в боксах (возможно, у Хаккинена была другая тактика, но об этом мы уже никогда не узнаем). Поэтому на старте баки машины Дэвида были заполнены под завязку. А дальше все складывалось именно так, как было выгодно шотландцу. Именно первые круги наиболее опасны для перегруженной топливом машины — она плохо управляется, другие гонщики могут обогнать ее за счет меньшего веса своих болидов... Однако первые круги Дэвид прошел в безопасном режиме, неспешно двигаясь вместе с другими гонщиками за пейс-каром.
Фортуна и дальше благоволила шотландцу. Более легкие и быстрые машины Ferrari могли бы от него уехать, однако Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло сдерживал оказавшийся впереди Ральф Шумахер. Одну позицию Дэвид все-таки потерял — Йос Ферстаппен обошел его, — но это было уже не принципиально.
Когда Михаэль Шумахер поправлял свои дела после схватки с Монтойей, он сумел догнать и Култхарда. Но атаковать его уже не стал — настало время заезжать на пит-стоп. Направились на дозаправку и остальные, включая лидировавшего до этого момента Баррикелло, — а серебристый болид Култхарда все ехал и ехал по трассе! Даже попадавшиеся на пути круговые не мешали Дэвиду агрессивно атаковать во время этих кругов. В конце концов он создал достаточный запас времени для того, чтобы после своей дозаправки остаться лидером!
Когда вскоре стало ясно, что Баррикелло догнать шотландца не способен, Шумахер, оказавшийся за спиной бразильца, стал вызывать по радио руководителей своей команды. Росс Браун и Жан Тодт вняли просьбе лидера чемпионата мира и передали Баррикелло требование: пропустить партнера!
Рубенс не торопился это делать. В конце концов на стенде Ferrari заволновались и стали повторять свое приказание Рубенсу уже в категоричной форме. В итоге бразилец подчинился, пропустив Шумахера на финишной прямой. На пресс-конференции Баррикелло сказал, что расстроен вовсе не приказом команды, а тем, что Култхард сумел перехватить у Ferrari победу. Однако было ясно — дело не только в этом. С Шумахером Баррикелло после гонки не перебросился ни словом. Жан Тодт подозвал его и попытался пожать руку, но ему удалось лишь схватить кисть бразильца, плотно сжатую в кулак, — отвечать на рукопожатие Рубенс не захотел. Шумахер тоже выглядел невеселым. То ли он был недоволен тем, что Баррикелло так долго не соглашался пропускать его, то ли тем, как демонстративно бразилец это сделал.
Подиум Гран При Австрии вышел странным. Победитель гонки отказался от душа из шампанского в знак траура по одному из руководителей МакЛарена Полу Моргану, погибшему накануне в авиакатастрофе. А занявшие призовые места гонщики Ferrari приветствовали зрителей, стараясь не глядеть друг на друга.
С одной стороны, те два очка, которые Михаэль отобрал у Рубенса по команде из боксов, возможно, и не стоят падения авторитета Ferrari и воцарения напряженной атмосферы внутри команды. С другой — может быть, именно эти два очка помогут Михаэлю в очередной раз стать чемпионом...
1 | Дэвид Култард | McLaren | 71 | 1:27'45.927 | ||
2 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 71 | 1:27'48.117 | Баррикелло уступил позицию | |
3 | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 71 | 1:27'48.454 | Пропустил М.Шумахера на финише | |
4 | Кими Райкконен | Sauber | 71 | 1:28'27.520 | ||
5 | Оливье Панис | BAR | 71 | 1:28'39.702 | ||
6 | Йос Ферстаппен | Arrows | 70 | 1:28'08.577 | ||
7 | Эдди Эрвайн | Jaguar | 70 | 1:28'12.715 | ||
8 | Жак Вильнёв | BAR | 70 | 1:28'45.106 | Разворот | |
9 | Ник Хайдфельд | Sauber | 69 | 1:28'18.426 | Проблемы с электроникой на стартовом поле | |
10 | Жан Алези | Prost | 69 | 1:28'24.114 | ||
11 | Лучано Бурти | Prost | 69 | 1:28'35.809 | ||
нф | Дженсон Баттон | Benetton | 60 | 1:17'47.411 | Двигатель | |
нф | Педро де ла Роcа | Jaguar | 48 | 1:02'40.564 | Трансмиссия | |
нф | Хуан-Пабло Монтойя | Williams | 41 | 51'45.684 | Гидравлика | |
нф | Фернандо Алонсо | Minardi | 38 | 50'25.556 | Коробка передач | |
нф | Тарсо Маркес | Minardi | 25 | 33'29.225 | Коробка передач | |
нф | Энрике Бернольди | Arrows | 17 | 22'51.990 | Гидравлика | |
нф/дк | Ярно Трулли | Jordan | 14 | 20'47.168 | Проблемы с электроникой на стартовом поле / черный флаг | |
нф | Ральф Шумахер | Williams | 10 | 14'31.244 | Тормоза | |
нф | Джанкарло Физикелла | Benetton | 3 | 5'30.188 | Двигатель | |
нф | Мика Хаккинен | McLaren | 1 | 7'26.036 | Проблемы с электроникой на стартовом поле | |
нф | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 0 | Коробка передач на стартовом поле |
С. ИВАНОВ
Журнал АвтоРевю № 10 2001г.