05-2001г. Гран-При Испании
Нет-нет, речь идет вовсе не о Михаэле Шумахере, вылезающем после финиша Гран При Испании из своего гоночного болида. «Бог из машины» (deus ex machina) — термин, пришедший из античной драматургии, где высшие силы были полноправными действующими лицами комедий и трагедий. Если к концу спектакля добро не побеждало, что называется, естественным путем, то с помощью специальной сценической машины «с небес» опускалась площадка с богом, который и восстанавливал справедливость. С тех пор, если в пьесе концы с концами не сходятся, у драматурга всегда есть соблазн ввести ближе к финалу «бога из машины» — какие-нибудь сверхъестественные обстоятельства, в корне меняющие соотношение сил на сцене. Поломка машины лидера — Мики Хаккинена — выглядит именно так: будто в логику событий вмешался какой-то невидимый драматург...
ФИНИШ Гран При Испании еще раз продемонстрировал, что в Формуле-1 борьба идет до «финального свистка». На последнем круге Мика Хаккинен разом потерял все. Поломка его машины сделала победителем Михаэля Шумахера — того, кто выглядел наиболее достойным претендентом на победу.
Да, сценарий нынешнего Гран При Испании явно писал посредственный драматург. Он выбрал Шумахера в положительные герои, постарался обеспечить его триумф, а когда ближе к финалу вдруг заметил, что пьеса получается уж больно бесконфликтной, решил добавить в сюжет интриги...
Впрочем, оживить действо ему и в самом деле удалось. Ведь обычно пьеса под названием Гран При Испании для зрителей откровенно скучна. Такова уж конфигурация трассы близ Барселоны. Лучше всего она подходит для тестов — потому и популярна у команд с ранней весны до поздней осени. А вот острую борьбу во время гонки на ней увидишь редко — как правило, гонщики просто едут к финишу, не вступая в схватки друг с другом.
Первый пример работы вновь разрешенной системы контроля тяги зрители увидели сразу после того, как погасли красные огни светофора. Болиды, снабженные системой traction control, стартовали отменно, практически никто не «засиделся» на старте, да и привычного дыма из-под буксующих колес видно не было. При этом нашлись и такие, кто начал гонку гораздо лучше других. Прежде всего стоит отметить Хуана-Пабло Монтойю. Колумбиец, которому фатально не везло во всех предыдущих гонках, стартовал с двенадцатого места и к исходу первого круга был уже шестым!
СТАРТОВЫЕ ПОТЕРИ
А вот Дэвиду Култхарду не повезло. McLaren Култхарда заглох, еще когда гонщики отправлялись на прогревочный круг. Механики быстро реанимировали двигатель, однако стартовать Дэвиду пришлось с последнего места. Неведомый нам драматург одним росчерком пера сразу поставил его (делившего до того первое место в чемпионате с Михаэлем Шумахером) за скобки разворачивающейся интриги.
На этом неприятности шотландца не кончились. Ему пришлось сразу после старта заезжать в боксы для замены поврежденного носового обтекателя... Стало ясно: для Култхарда Гран При пропал... Кто мог в этот момент предполагать, что Дэвид,проведя оставшуюся часть гонки с максимальной отдачей, все-таки получит столь нужные ему два очка?
Кроме Монтойи, активно принял старт Рубенс Баррикелло. Бразилец сразу стал атаковать Ральфа Шумахера, причем, вопреки обыкновению, не путем удара носом своей машины по вражеской коробке передач, а вполне корректно. И результат не заставил себя ждать: Рубенс вышелна третье место, вслед за Михаэлем Шумахером и Микой Хаккиненом. Замыкали шестерку лучших Трулли и Монтойя.
Вскоре после старта настал неприятный момент для испанских болельщиков: в повороте столкнулись Педро де ла Роса и Хайнц-Харальд Френтцен. Испанский гонщик выбыл из борьбы — правда, в значительной степени в этом был виноват он сам. Теперь собравшимся на автодроме оставалось болеть за другого испанца, Фернандо Алонсо. Но тот на своей слабосильной Minardi ни на какие успехи рассчитывать не мог.
Шумахер-старший, завоевавший накануне поул-позицию, не испытывал особых проблем. Захватив лидерство в гонке, он не подпускал Мику Хаккинена на дистанцию атаки. Казалось, может случиться так, как не раз случалось в Испании, — лидер гонки проедет ее до конца, финишировав на первом месте. Однако и оторваться от Хаккинена Михаэлю не удавалось, что дарило финну и его команде надежду на тактическую игру во время пит-стопа.
АЛГЕБРА ПИТ-СТОПА
До разрешения дозаправок проблема пит-стопа была не алгеброй, а арифметикой. Перед визитом в боксы гонщик едет по трассе на изношенных покрышках, поэтому его скорость невелика. Нацепив новую «обувку», болид бежит по трассе гораздо резвее — пока и эти шины не износятся...
Теперь же это уравнение с еще одним неизвестным — весом автомобиля: ведь в боксах машина не только меняет покрышки, но и дозаправляется. На большинстве трасс автомобиль сейчас идет быстрее именно перед самым визитом в боксы — в этот момент его баки почти пусты.
Однако не все так просто. Это правило действует на большинстве трасс, но есть и исключения, например — Барселона. Специфический асфальт автодрома Каталунья обладает повышенной абразивностью. Соответственно, перед пит-стопом покрышки бывают изношены очень сильно, и задерживаться на трассе ради нескольких быстрых кругов нет никакого смысла. Видимо, именно этой логикой и руководствовались в Ferrari, запланировав для Михаэля относительно ранний пит-стоп — на двадцать втором круге.
McLaren рассуждал по-другому. Рон Деннис и его коллеги учитывали новый фактор, появившийся на Гран При Испании, — traction control. Естественно, что при использовании противобуксовочной системы задние шины на ведущих колесах изнашиваются гораздо меньше — даже на испанской «терке». Поэтому и задержавшийся на трассе Мика Хаккинен показывал на своих последних кругах перед дозаправкой очень хорошее время. Однако, когда он выезжал с позднего пит-стопа, Михаэль уже обгонял его по старт-финишной прямой. Первая попытка тактически переиграть Ferrari «серебристым» не удалась...
Тем временем Ральф Шумахер выбыл из числа претендентов на призовое место: в повороте его машину занесло и развернуло. Монтойя, наоборот, приблизился к подиуму. И колумбиец, и Ярно Трулли, которого он преследовал, заехали на пит-стоп одновременно. Механики команды Jordan сработали чуть медленнее, и Williams Монтойи вернулся на трассу раньше.
СЮРПРИЗЫ ДЛЯ FERRARI
Теперь у Хаккинена оставался единственный шанс опередить лидера гонки — второй пит-стоп. Когда Михаэль направился на дозаправку, Мика на трассе испытывал трудности. Дорога перед ним была буквально забита отставшими на круг машинами. Однако с «подвижными препятствиями» финский гонщик расправился довольно быстро и стал наращивать преимущество над Михаэлем, чтобы иметь запас времени для своей дозаправки.
После того, как Шумми потерял немного времени из-за заминки на пит-стопе, Хаккинен к моменту своего визита в боксы имел преимущество в двадцать шесть с небольшим секунд. Отрыв невеликий, но для Барселоны с ее удобным подъездом к боксам его должно было хватить. Мика выехал на трассу первым, а появившийся в этот момент на стартовой прямой Шумахер, как на грех, застрял за «круговым» Йосом Ферстаппеном. В этот же момент команду Ferrari постигло второе разочарование — заехавший в боксы болид Баррикелло не мог продолжить гонку из-за технических проблем!
Таким образом, невидимый драматург осложнил задачу главному герою Гран При, чтобы не делать его победу слишком уж простой. Теперь Михаэль пришпорит своего красного коня... Однако Шумахер выкинул фортель — оказавшись позади Хаккинена, он фактически отказался от дальнейшей борьбы с ним!
Во-первых, Михаэль Шумахер вообще не испытывал особого желания гнаться за Хаккиненом. Со своими четырьмя очками финский гонщик в общем зачете чемпионата для него не конкурент. Учитывая сложные обстоятельства Култхарда, Шумахер мог спокойно завершить гонку на втором месте и, получив шесть очков, вновь единолично возглавить таблицу чемпионата мира. Утратить свою позицию лидер Ferrari не опасался, поскольку более чем на минуту опережал Хуана-Пабло Монтойю, следовавшего на третьем месте.
Во-вторых, Шумахеру могли приказать снизить скорость из боксов Скудерии. Странная поломка машины Баррикелло очень напоминала ту, что на прошлой гонке случилась у самого Михаэля. Внятных разъяснений о том, что же тогда сломалось, от руководства Ferrari мы так и не получили. Вот и сейчас создавалось полное впечатление, что у Баррикелло повреждена подвеска (тем более что он перед этим совершил экскурсию на обочину). Однако после замены колес Рубенса выпустили на трассу. Он проехал еще один круг и прекратил гонку — совсем как Шумахер в Имоле! Не исключено, что таинственная поломка является следствием специфического дефекта болида Ferrari, и руководство Скудерии опасалось его проявления и на машине Михаэля.
РАЗВЯЗКА
Итак, Михаэль смирился со своим вторым местом, да к тому же стремительно разрушавшийся комплект шин требовал снижения скорости. Шумахер даже пропустил вперед Дэвида Култхарда, а потом и еще нескольких отстававших на круг гонщиков. Казалось бы, судьба гонки решена. Однако незримый драматург явно хотел завершить свой сценарий победой Шумахера!
Хаккинена отделяло от финиша уже менее круга... Вдруг его машина резко снизила темп, а потом из-под заднего антикрыла показались струйки дыма. Болид медленно катился по трассе, но доехать до финиша накатом было невозможно. Сцепление сгорело окончательно, и Мика с обочины смотрел на проносящихся к финишу соперников.
«Бог из машины» создал нужный результат? Возможно. Но и это можно простить сценаристу испанской гонки за две прекрасные мизансцены, которые он организовал после финиша.
Первая — Шумахера зовут на подиум, а он вместо этого бегом бросается к Хаккинену со словами поддержки и утешения. И вторая. Шумахер, Монтойя и Вильнев получают свои призы за победу. А в это время машина-эвакуатор увозит с трассы серебристый McLaren, над моторного отсеком которого по-прежнему клубится сизый дым разочарований...
1 | 1 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 65 | 1:31'03.305 | Шины / вибрация | |
2 | 6 | Хуан-Пабло Монтойя | Williams | 65 | 1:31'44.042 | Разворот | |
3 | 10 | Жак Вильнёв | BAR | 65 | 1:31'52.930 | ||
4 | 12 | Ярно Трулли | Jordan | 65 | 1:31'54.557 | ||
5 | 4 | Дэвид Култард | McLaren | 65 | 1:31'54.920 | Столкновение с Бернольди / пит стоп / переднее антикрыло | |
6 | 16 | Ник Хайдфельд | Sauber | 65 | 1:32'05.197 | ||
7 | 9 | Оливье Панис | BAR | 65 | 1:32'08.281 | ||
8 | 17 | Кими Райкконен | Sauber | 65 | 1:32'23.112 | ||
9 | нф | 3 | Мика Хаккинен | McLaren | 64 | 1:28'54.548 | Сцепление |
10 | 22 | Жан Алези | Prost | 64 | 1:31'40.836 | ||
11 | 23 | Лучано Бурти | Prost | 64 | 1:32'22.792 | ||
12 | 14 | Йос Ферстаппен | Arrows | 63 | 1:31'14.302 | ||
13 | 21 | Фернандо Алонсо | Minardi | 63 | 1:31'14.732 | ||
14 | 7 | Джанкарло Физикелла | Benetton | 63 | 1:32'22.119 | ||
15 | 8 | Дженсон Баттон | Benetton | 62 | 1:31'35.986 | ||
16 | 20 | Тарсо Маркес | Minardi | 62 | 1:32'07.119 | ||
нф | 2 | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 49 | 1:09'56.263 | Разворот / подвеска | |
нф | 18 | Эдди Эрвайн | Jaguar | 48 | 1:08'14.212 | Утечка масла / двигатель | |
нф | 5 | Ральф Шумахер | Williams | 20 | 27'49.737 | Задние тормоза / разворот | |
нф | 15 | Энрике Бернольди | Arrows | 8 | 12'05.422 | Столкновение с Култардом / пит-стоп / давление топлива | |
нф | 19 | Педро де ла Роcа | Jaguar | 5 | 7'25.549 | Столкновение с Френтценом | |
нф | 11 | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 5 | 7'25.827 | Проблемы с электроникой на старте / столкновение с де ла Росой |
С. ИВАНОВ
Журнал АвтоРевю № 9 2001г.