Гран-При Малазии: «Дежа-вю»! Москва-Сепанг-Москва
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

«Дежа-вю»! Москва-Сепанг-Москва

«Дежа-вю»! Москва-Сепанг-Москва

Воскресное утро, около восьми часов. Шоссе, ведущее к автодрому. Заторов нет, но машин гораздо больше, чем в обычные дни. Крайний ряд занимают самодовольные владельцы «мерсов» и судорожно вцепившиеся в руль особы женского пола. Их не так уж и много, но достаточно, чтобы мешать гораздо большему числу участников движения. Почему-то именно этот, самый быстрый ряд они выбирают для своей неспешной езды. Остальные вынуждены обгонять их, протискиваясь между машинами на более загруженных полосах, довольно непредсказуемо шарахаясь при этом из стороны в сторону и образуя таким образом некое подобие хаотического «броуновского движения». До боли знакомая картина…
Вдруг — истошный вой сирены, еще издалека заставляющий даже самых упертых освободить-таки крайний ряд. Секундами спустя мимо на огромной скорости проносится BMW. За стеклом передней двери — сосредоточенное лицо Ральфа Шумахера. Гонщик спешит на утреннюю разминку перед Гран При, и местные власти помогают ему в этом путем грубого попрания принципов «дорожной демократии». И это тоже знакомо до боли…

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Международный аэропорт Куала-Лумпура восхищает своей красотой, оснащенностью и масштабами. Без сомнения, это крупнейший и самый современный на сегодняшний день аэропорт в мире, построенный с запасом на десятилетия вперед. Никакой суеты, вышколенные, доброжелательные служащие. Замечательная «прелюдия» к посещению расположившегося совсем рядом крупнейшего и самого современного в мире автодрома. Все, как в Западной Европе или даже лучше. Пока не выйдешь из «закрытой» погранично-таможенной зоны в «свободное» пространство зала прилета. Тут сразу вспоминаются слова Редьярда Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток».
В одно мгновение тебя со всех сторон, словно рой надоедливых мух, окружают местные таксисты, заговорщицким шепотом, до отвращения навязчиво предлагающие свои услуги, и при этом, вопреки всем правилам и законам, многократно завышая цены. Именно тогда у меня и возникло первое ощущение уже когда-то виденного.


Особенности национального Гран При. О приятном


Международная трасса «Сепанг» — таково полное название автодрома — действительно самое современное на сегодня сооружение подобного рода. Это касается всего — начиная с огромной общей площади, позволившей проложить быструю, удобную для обгонов и безопасную трассу, и заканчивая просторными стационарными помещениями для команд, заменяющими традиционные европейские «моторхоумы». К тому же на территории автодрома повсюду просто очень красиво — утилитарный по сути объект превращен в своего рода парк.
Всей этой «недвижимой» красоте соответствовала и красота «движимая». Так, традиционный парад гонщиков, который в Европе представляет из себя чаще всего заурядный коллективный провоз по трассе участников Гран При на большой грузовой платформе под музыку из «Джеймса Бонда», в Сепанге был проведен с куда большим вкусом и размахом. По трассе эффектно проехали 23 роскошных ретро-автомобиля, выпущенных в период с начала прошлого века до 1976 года. Возглавлял эту живописнейшую колонну лимузин, за рулем которого восседал сам председатель правления автодрома «Сепанг» Тан Шри Басир, а на пассажирском месте — Его Величество Верховный Правитель Малайзии Сери Падука Багинда Янг ДиПертуан Агунг Туанку Сайед Сирахуддин Путра Джамалуллаи.
Он же и открыл торжественную церемонию, предшествующую старту гонки — еще более живописное национальное шоу, которому мог бы позавидовать любой «парад физкультурников» на Красной площади советской эпохи. А перед самым стартом Его Величество — чрезвычайно, кстати, приятный господин — прошествовал по стартовой решетке (в сопровождении всего пары охранников и одного «зонтоносца») и лично поприветствовал гонщиков и первых лиц команд.

Особенности национального Гран При. О неприятном
Воскресное утро преподнесло гостям автодрома сюрприз, который с любой точки зрения трудно назвать приятным — засоренные и потому затопленные туалеты. Вода характерного бурого цвета и соответствующего запаха переливалась через края «фаянсовых изделий» и заполняла все «подножное» пространство, достигая уровня в несколько сантиметров. Аналогичная картина наблюдалась везде: от паддока до трибун для почетных гостей. Немецкий коллега, глянув на все это, в ужасе воскликнул: «Вот дерьмо! Ты когда-нибудь такое видел?!» Я не стал отвечать на вопрос.
Кстати, о VIP-трибунах, за удовольствие сидеть на которых взымались немалые деньги. Уже к середине гонки люди вынуждены были оставлять свои дорогостоящие места. «Безобразие! — возмущался один из гостей по имени Нордин Ануар, стоя среди многих других у большого вентилятора в торговой зоне. — Я заплатил за билет на «Бриллиантовую» трибуну 1650 рингитов (более 400 долларов — Прим. авт.), но, хотя было чрезвычайно душно, организаторы даже не потрудились установить там охлаждающие вентиляторы. Более того, на экране практически ничего нельзя было разглядеть, а акустические системы не позволяли толком ничего услышать. Поняв, что все равно не имею возможности следить за ходом гонки, я в конце концов предпочел уйти с трибуны сюда, чтобы хотя бы свежего воздуха глотнуть. А тут еще эти затопленные туалеты!..»
Конец воскресного дня тоже оказался омрачен ситуацией, просто невозможной ни на одном другом Гран При чемпионата. Обычно в семь-восемь вечера после гонки и последующих пресс-конференций персонал команд, журналисты и другие непосредственно вовлеченные в процесс специалисты начинают постепенно покидать автодром, но многие в силу той или иной необходимости остаются здесь работать допоздна. Поэтому официальные микроавтобусы-челноки, предназначенные для бесплатной доставки упомянутой категории лиц в рамках заранее установленных маршрутов, непременно работают до «последнего пассажира». Но только не в Малайзии. Там уже около шести вечера местные водители «челноков» посрывали со своих машин символику Ф-1 и заявили, что теперь будут обслуживать пассажиров только за деньги, причем немалые. Мол, гонка-то уже кончилась. Огромному числу людей оставалось лишь развести руками, нагруженными тяжелой поклажей. Крупный скандал предотвратило лишь обращение к представителям администрации FIA.
Перечислять прочие неурядицы — места не хватит, да и не хочется. Ведь на самом деле, хорошего в Малайзии куда больше, чем плохого. И люди там в массе своей очень милые, доброжелательные и трудолюбивые. Более того, собственно спортивная составляющая Гран При Малайзии отличается высочайшим уровнем — не зря еще в 1999 году FIA отметила его наградой за лучшую организацию. Просто плохое на этом фоне вызывает особенно острую досаду.


Воспоминания о будущем




Но дело, собственно, даже не в Малайзии. Просто меня постоянно не покидало ощущение, что все это я уже где-то видел. И прилетев обратно, в родное «Шереметьево», я сразу обнаружил то, чего все дни, проведенные в Малайзии, не хватало для полноты картины: хмурые, вызывающие ассоциации с кадрами уголовной хроники физиономии бугаев, предлагающих прибывшим пассажирам допотопные тележки для багажа (с собою в нагрузку) за N-ное количество долларов. По крайней мере, этого безобразия в Малайзии не увидишь. Там, как и во всем цивилизованном мире, пассажиры давно уже могут бесплатно пользоваться современными тележками, не оплачивая при этом ничьих навязанных услуг.
А на выходе из таможенной зоны меня тут же окружили надоедливые мухи-таксисты, покручивающие на пальцах ключи от машин и до отвращения навязчиво предлагающие свои услуги по запредельным ценам…
И я понял: как это ни печально, но в Малайзии без всякой машины времени мне представилась возможность краем глаза заглянуть в наше собственное возможное будущее и на фоне до боли знакомого настоящего увидеть предполагаемый ГП России. Где за внешней византийской помпезностью наверняка будет править бал традиционный страшнейший бардак и наплевательство на массового (то есть основного, главного!) зрителя. Где знаменитое безграничное радушие и гостеприимство, какого не встретишь нигде на Западе, в любой момент готово сорваться на столь же безграничное хамство. Дикарские нравы таксистов, полный хаос и затяжные заторы на дорогах на фоне лимузинов и спецэскортов для избранных, отсутствие элементарных удобств на фоне внешнего совершенства, загаженные туалеты на фоне красочных шоу — это по-нашему, по-азиатски.
Очень хочется, чтобы в календаре чемпионата мира вслед за Гран При Малайзии появился и Гран При России. Но чтобы не только появился, но и успешно, достойно проводился. Однако это тема уже другого материала.

Борис Мурадов

Журнал "Формула-1" май, 2002



Знаете ли Вы что...