10 лучших конструкторов Формулы-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

10 лучших конструкторов Формулы-1

10 лучших конструкторов Формулы-1

10 лучших конструкторов Королевских гонок по версии журнала "Формула-1" 1999 года.









Джоакино Коломбо
Создателю первого чемпионского автомобиля Формулы-1, Alfa Romeo 158, по праву принадлежит место среди лучших конструкторов чемпионатов мира. И хотя многие коллеги Коломбо упрекали его в излишней сложности, склонности к теоретизированию, а порой даже в технических промахах, итальянский инженер, начинавший свою карьеру в 1924 году в Alfa Romeo, стал отцом 12-цилиндровых моторов Ferrari и вдохновителем еще одного чемпиона - Maserati 250F.


Аурелио Лампреди

Инженер-моторостроитель из авиационной промышленности Лампреди появился в конструкторском штабе Ferrari в 1946 году. Его техническим кредо были легкие, простые двигатели с большим крутящим моментом на средних оборотах. И первая такая машина Формулы-1 - Ferrari 375 - принесла Scuderia первый Гран При. Наиболее удачная конструкция Лампреди - Ferrari 500 - машина, на которой Аскари выиграл чемпионаты 1952 и 1953 годов. После этого успеха Аурелио еще несколько лет оставался на посту главного конструктора Ferrari, но его машины уже не достигали таких вершин. Уйдя в 1955 году из Ф-1, Лампреди продолжил карьеру в FIAT.






Колин Чэпмен
Необыкновенная техническая интуиция и инженерная смелость в сочетании с организаторским талантом, деловой хваткой и умением увлечь множество людей своим энтузиазмом сделали Энтони Колина Брюса Чэпмена самым замечательным конструктором в Формуле-1. Буквально каждая машина, выходившая из КБ Чэпмена, несла в себе передовые идеи и решения. Несущий кузов монокок в начале 60-х, аэродинамика шасси и «граунд-эффект» в 70-е, прообраз активной подвески в 80-е - вот наиболее значимые вехи технического прогресса, которые оставил Чэпмен в истории Ф-1.


Мауро Форгьери

25-летний выпускник университета Модены появился в Маранелло в 1959 году и почти за 30 лет пребывания в Scuderia создал великое множество самых разных конструкций. Его машины, начиная с чемпионки-64 Ferrari 158, никогда не имели подавляющего преимущества над соперниками и зачастую удачи чередовались с промахами. Тем не менее, именно конструкции Форгьери принесли Энцо Феррари три последних чемпионских титула - 312Т в 1975,312Т2 в 1977 и 312Т4 в 1979 годах.






Дерек Гарднер

В историю Формулы-1 Гарднер навсегда вошел как создатель едва ли не самого необычного автомобиля чемпионата мира - шестиколесного Tyrrell P34. Однако "блестящий провал" это "многоножки" совсем затмил тот факт, что именно гарднеровские 002-006 принесли Кену Тирреллу два чемпионских титула и 16 Больших Призов всего за три сезона. Тем не менее, этот период остался пусть ярким, но лишь эпизодом в карьере изобретателя вязкостной муфты, специалиста по трансмиссиям, экс-пилота британских BBC Дерека Гарднера.


Гордон Коппак

Простота и надежность - таков был девиз этого английского инженера. Именно таким был McLaren М23 - один из лучших автомобилей в истории Ф-1, завоевавший 16 Гран При и два чемпионских титула - в 1974 и 1976 годах. Однако дальнейшая работа в командах March и Spirit лавров Коппаку не принесла. Сегодня 63-летний англичанин возглавляет технический штаб Arciero/Wells - коллектива заокеанской серии CART.






Харви Постлтуэйт
Возможно, самый неоцененный конструктор Формулы-1. Свой путь в Ф-1 начал в команде лорда Хескета, создав Hesketh 308, на котором гонщики маленькой команды в 1974 году на равных боролись с грандами. Через три года следующая машина Постлтуэйта - Wolf WR1 - выиграла первую же гонку для новой команды - случай, не имеющий прецедентов в современной Ф-1. В середине 80-х Постлтуэйт пять сезонов проработал на посту шеф-дизайнера Ferrari. Scuderia завоевала два Кубка конструкторов. Последние годы своей карьеры и жизни Постлтуэйт провел в угасавшем Tyrrell, изредка удивляя мир Формулы-1 очередной новинкой в областях подвески и аэродинамики, в которых всегда был специалистом.


Гордон Марри

Великий выдумщик и хитрец - так называли инженера из Южной Африки в конце 70-х - середине 80-х. «Гоночный пылесос» Brabham ВТ46В, «припадавший на брюхо» ВТ49С, принесший Пике чемпионское звание в 1981-м, «плоская камбала» ВТ55, отнявшая жизнь де Анджелиса, и построенный на ее идее McLaren МР4/4, который выиграл 15 из 16 этапов сезона-88 - вот список созданий Марри.






Джон Барнард
Имя 53-летнего англичанина связывают с проникновением в автогонки авиакосмических технологий в 80-е годы. В прошлом - инженер-станкостроитель, он создал первый автомобиль Ф-1 с углепластиковым монококом, первую полуавтоматическую коробку передач с переключением на руле и углепластиковый картер КПП. Плоды творчества Барнарда - первые машины серии MP4 - трижды за те 6 лет, что Барнард проработал в McLaren, «привозили» своих пилотов к чемпионской короне. В успехах Benetton и Ferrari в 90-е годы тоже есть немалый вклад Джона Барнарда.


Эдриан Ньюи

«Чародей аэродинамики» и «покоритель воздуха», Ньюи впервые удивил Формулу-1 в 1988 году, когда спроектированные им March, несмотря на не самые мощные моторы, в некоторых гонках на равных боролись с лидерами - только за счет лучшей аэродинамики. В1991-1996 годах Ньюи работал в Williams, став соавтором успехов Мэнселла, Проста и Хилла. За то превосходство, которое имеют машины McLaren два последних года, Хаккинену с Култхардом в первую очередь стоит поблагодарить именно Ньюи.




Журнал "Формула-1" октябрь, 1999



Знаете ли Вы что...