Кто быстрее Формула-1 или CART?
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Кто быстрее Ф-1 или CART?

Кто быстрее Ф-1 или CART?

Формула-1 по праву считается вершиной автоспорта, его королевой. С технологической точки зрения это, бесспорно, так. Машины Ф-1 – самые совершенные, самые сложные четырехколесные гоночные снаряды на Земле. А вот что касается скорости…
28 октября 2000 года Reynard 2КI Honda бразильца Жиля де Феррана промчался по трехкилометровому треку в калифорнийском городке Фонтана со средней скоростью 388,458 км/ч. Установив тем самым мировой рекорд для кольцевых трасс. Между тем скорости (максимальные, заметьте) машин Формулы-1, как правило, не превышают 350 км/ч – в зависимости от аэродинамического вооружения. За счет чего же создателям "чамп-каров”, английским инженерам фирм Lola и Reynard, удается добиться таких высоких скоростей?
Прежде всего – небольшое преимущество в мощности. Хотя о точных цифрах сейчас говорить не принято, максимальный показатель 8-цилиндровых V-образных моторов Ford-Cosworth XF, Honda HR-1, Toyota RV8F, Phoenix/Mercedes-Benz рабочим объемом 2,65 литра составляет около 900 л.с. – примерно на 50 л.с. больше, чем выдают 3-литровые двигатели Ф-1. Моторы "чамп-каров” оснащены турбонаддувом, а чтобы их мощность не возросла до астрономических высот (напомним, 1,5-литровые турбомоторы Ф-1 развивали в середине 80-х до 1500 л.с.!), на впуске ставят специальный ограничитель давления наддува. Причем методически, практически ежегодно, уменьшая максимальное давление. Так для нынешнего сезона оно составляет 1,236 атм.
Однако 50-сильный гандикап сам по себе не способен был бы обеспечить "чамп-карам” столь значительное преимущество в скорости. Тем более что весит машина для Чемпионской серии 703 кг без водителя (автомобиль Ф-1 – 600 кг вместе с пилотом). Главный их секрет – в гонках CART разрешено применение так называемого граунд-эффекта, давно запрещенного в Ф-1. Таким образом, "чамп-кар” способен проходить повороты на значительно большей скорости.
Правда, "формула” быстрее разгоняется и эффективнее тормозит – за счет углепластиковых тормозных дисков, запрещенных за океаном, более чутко реагирует на команды пилота. Однако она гораздо более капризна, обладает значительно меньшим запасом надежности и стоит на порядок дороже. Многие также считают, что "чамп-кар” – низкий, длинный, широкий, словно распластанный по асфальту наземный истребитель – выглядит гораздо красивее. Впрочем, на вкус и цвет товарища нет. Так что единственное и, пожалуй, главное отличие американских машин – они самые быстрые гоночные автомобили в мире.

     


Sauber C19 – Petronas (Ferrari)
Reynard 01i – Cosworth
Двигатель:
10-цилиндровый, V-образный, 2997 см3
8-цилиндровый, V-образный,
2650 см3 с турбонаддувом
Коробка передач:
механическая, полуавтоматическая, 7-ступенчатая с электронным переключением на руле
механическая, 6-ступенчатая, с последовательным переключением рычагом
Шины:
радиальные Bridgestone Potenza, спереди – 265/55R13, сзади – 325/45R13
радиальные Firestone Firehawk, спереди – 305/45R15, сзади 395/35R15
Колея (спереди/сзади), мм:
1470/1410
1740/1640
База, мм:
3020
3137
Длина/ширина/высота, мм:
4410/1800/1000
4954/1994/912
Масса, кг:
600 (вместе в пилотом)
703 (без пилота)

Александр Мельник

Журнал "Формула-1" апрель, 2001



Знаете ли Вы что...