03-2001г. Гран-При Бразилии
Прошло семь лет, Йос стал одним из самых опытных пилотов Формулы-1. Но все так же, увлекшись борьбой с атакующими сзади соперниками, голландец не может оценить ситуацию в целом и принять в расчет машину, находящуюся впереди. Разница между двумя эпизодами лишь в том, что McLaren Мартина Брандла в той гонке семилетней давности уже ни на что не претендовал, а Williams Хуана-Пабло Монтойи лидировал, опережая McLaren Дэвида Култхарда, Ferrari Михаэля Шумахера и всех остальных (а Arrows Ферстаппена — и вовсе на круг!).
«Подвиг» Ферстаппена наполовину убил интригу. Дальнейшие события тоже были интересными, но борьбу между Шумахером и Култхардом мы уже неоднократно видели, а вот Монтойя во главе кавалькады Формулы-1 — это что-то новенькое...
Гонку на Интерлагосе болельщики ждали с какими-то смутными опасениями. А что, если Ferrari снова будет иметь такое же преимущество, как в Австралии и Малайзии? Чемпионат превратится в скучноватое зрелище. Тем более что есть примета: кто выигрывает Гран При Бразилии, тот в итоге становится чемпионом мира. За последние 10 сезонов так было 9 раз. Неужели снова Шумахер? Думается, даже болельщикам Ferrari было бы неинтересно смотреть чемпионат, в котором их любимцы соперничают только друг с другом.
Квалификация вроде бы не обещала сюрпризов: Шумахер вновь победил. Однако обращали на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, то, как высока была плотность результатов претендентов на поул-позицию. Во-вторых, шестое стартовое место Рубенса Баррикелло, пропустившего вперед Williams и McLaren в полном составе.
Руководство Ferrari наверняка забило тревогу — по тренировкам и квалификации было заметно, что соперники подобрались к Михаэлю Шумахеру куда ближе, чем во время двух первых гонок. Очевидно, именно неуверенностью в скорости Ferrari объяснялась выбранная для Михаэля тактика двух пит-стопов. Она позволяла надеяться на то, что чемпион мира пройдет большую часть дистанции на более легкой машине, чем у соперников, запланировавших лишь одну дозаправку.
Но позвольте, ведь еще недавно Ferrari была сильнее остальных и без всяких тактических ухищрений! Что же случилось за две недели, прошедшие после малайзийского триумфа Шумахера?
Чтобы понять причину не слишком уверенного выступления лидера Ferrari, необходимо вспомнить другой вид спорта — футбол. Сейчас весна, с полей стадионов только-только cошел снег, и трава на газонах, разумеется, еще не выросла. Представьте себе, что на такое поле выходит классная техничная команда. Игра ее окажется сломана, филигранные пасы не будут достигать цели — мяч то в луже застрянет, то на кочке подскочит. А посредственной команде особой разницы нет — на кочковатом грунте играть или на идеально подстриженном изумрудном газоне... Так и идеальное шасси Ferrari на неровном бразильском асфальте ехало менее резво, чем в Малайзии и Австралии.
Чувствовалось, что Михаэль Шумахер, настроившийся на победное шествие, был несколько обескуражен. Соперники, которым полагалось маячить где-то сзади, оказались совсем рядом! «Убежать» от прекрасно стартовавших Монтойи и Култхарда Шумахер не смог — помешал пейс-кар, выпущенный из-за остановившегося посреди стартовой прямой болида Хаккинена. Когда же борьба возобновилась, первым в нее вступил Монтойя, решительно атаковавший чемпиона мира!
Колумбиец выглядел пришельцем из другого мира. За последние годы в Формуле-1 выработался негласный кодекс поведения по отношению к Шумахеру. Трехкратного чемпиона уважают и побаиваются. «Круговые» уступают ему траекторию, едва завидев в зеркале заднего вида, а равные соперники ведут борьбу подчеркнуто корректно... Так уж сложилось — сам Михаэль может атаковать других на грани (а иногда и за гранью) фола, а к нему отношение иное. Что позволено Юпитеру, не позволено быку, как говорили древние.
А Монтойя тоже считает себя Юпитером. Колумбиец лишен какого-либо пиетета к Шумахеру-старшему. Тот для него — всего лишь один из соперников, которого можно и нужно обгонять, причем неважно, каким способом. Монтойя не просто обошел Шумахера — он заставил его сдаться, отступить. Жестко вытеснил на внешний радиус поворота, довел до той грани, за которой у Михаэля был небогатый выбор — притормозить или рисковать столкновением и обоюдным сходом... Шумахер предпочел притормозить.
В этой ситуации все козыри оказались на руках у Монтойи! Немцу очки нужны в каждой гонке, он отстаивает свой чемпионский титул. Колумбийцу же результат сезона, по большому счету, не важен — важнее блеснуть в нескольких гонках. Показать возможности болидов Williams, шин Michelin, моторов BMW и свои собственные возможности, разумеется. Он может рисковать! Пока может — если прогресс команды будет таким же быстрым, в следующем сезоне перед Монтойей уже наверняка поставят жесткие турнирные задачи...
Оказавшись у соперника за спиной, Михаэль Шумахер явно чувствовал себя не в своей тарелке. Тем временем с трассы исчез его партнер, бразилец Баррикелло.
Дежа вю! Это мы уже видели в Малайзии! Снова Ральф Шумахер и Рубенс Баррикелло в самом начале гонки не поделили траекторию на входе в поворот! Но на этот раз последствия были куда более плачевными — Williams Ральфа заковылял в боксы для ремонта, Ferrari Рубенса осталась на газоне.
А лидер чемпионата мира никак не мог выйти на позицию для атаки, чтобы наконец поставить Монтойю на место. Или не хотел выйти? Вполне возможно, что, столкнувшись с жестким соперником, Михаэль решил обойти его за счет иной тактики. Уже на 25-м круге его ждал ранний пит-стоп! И снова припомнилось что-то давно забытое... Именно в таком стиле старался обгонять соперников Михаэль в 1994 году, когда еще не был уверен в своих силах, в исходе очных схваток. Не зря его тогда прозвали «чемпионом мира по пит-стопам»...
Вернувшись на трассу, Михаэль вскоре пробился на третье место. И что же он выиграл? Монтойя и Култхард перед ним. Обоим нужно заезжать на один пит-стоп в середине гонки, но и Михаэлю ближе к концу дистанции надо дозаправляться еще раз!
Более того, вскоре выяснилось, что Шумми не догоняет лидирующие Williams и McLaren, а постепенно все больше и больше отстает от них. Тут-то и случилась неприятность с Монтойей, сократившая число претендентов на победу в гонке. Впереди оказался Култхард, с которым Михаэль не раз справлялся до этого.
После своего пит-стопа Дэвид остался лидером гонки. Но обстоятельства способствовали обострению борьбы. Пошел дождь, да не просто дождь, а тропический ливень! Точно такой же, какой мы видели в Малайзии! Вся разница была в том, что в прошлый раз в очередь возле своих боксов выстроились гонщики Ferrari, а теперь подобную неразбериху и панику допустил BAR...
Дежа вю должны были испытать и руководители команды McLaren. Тогда, в Малайзии, они сплоховали, порекомендовав своим гонщикам покрышки для сильного дождя, в то время как Михаэль Шумахер на «промежуточных» шинах эффектно победил. Теперь, пока Рон Деннис и Норберт Хауг размышляли, что же все-таки делать Дэвиду Култхарду, шотландец медленно-медленно шлепал по лужам на «сухих» покрышках. В это время его преследователь уже сменил их на «промежуточные» и бросился в погоню.
Это могло стоить Култхарду победы. Во всяком случае, после визита в боксы первое место он потерял. Но Дэвид отлично почувствовал перемену в настроении Шумахера. Выбитый эскападой Монтойи из нормального психологического состояния, Михаэль утратил хладнокровие, необходимое для победы.
Култхард и на псевдослике под дождем не растерялся, а Михаэль поскользнулся на «промежуточных» покрышках... Контроль над машиной он, правда, восстановил, но подпустил Култхарда слишком близко — и Дэвид вскоре его обошел. Это была не последняя ошибка Шумахера — он еще раз потерял управление. Ferrari вылетела на гравийную полосу безопасности, но под дождем гравий стал плотнее, так что Михаэлю удалось вернуться на асфальт.
Если у лидера Ferrari и был после этого шанс догнать Култхарда, то воспользоваться им он явно не собирался. Это было заметно по тому, как Шумахер обходил отставшего на круг Трулли. Итальянец уступал траекторию (съезжая, между прочим, на мокрый участок трассы), а немец не решался проскочить в открытую ему дверь. Ярно вновь уступал — Михаэль вновь оставался у него за спиной... Стало ясно, что Шумми очень не хочет из-за случайного столкновения потерять шесть очков за второе место. Еще бы! С двадцатью шестью очками он оставался лидером чемпионата, в противном же случае у него оказывалось двадцать очков — как и у Култхарда... Безоговорочное преимущество Ferrari на старте чемпионата в этом случае уже не играло бы никакой роли!
Шумахер в этом эпизоде совсем не напоминал себя — скорее, Култхарда двух-трехлетней давности, всегда выбиравшего менее рискованные решения, которые приносили гарантированные очки.
Но сейчас Дэвид изменился. Он мчался к заслуженной победе. Он добился ее. Он станцевал на подиуме самбу. Да, такого мы уж точно никогда не видели...
Дэвид Култхард в этом году обещал стать чемпионом. Если он сдержит обещание, то мы обязательно вспомним его победу в Бразилии. И отметим, что победитель бразильской гонки вновь стал чемпионом — как в прошлом году, позапрошлом, три, четыре, пять лет назад... Вот это будет дежа вю!
1 | Дэвид Култард | McLaren | 71 | 1:39'00.834 | 185.373 | ||
2 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 71 | 1:39'16.998 | 184.870 | 2 разворота | |
3 | Ник Хайдфельд | Sauber | 70 | 1:39'11.257 | 182.442 | ||
4 | Оливье Панис | BAR | 70 | 1:39'50.736 | 181.240 | ||
5 | Ярно Трулли | Jordan | 70 | 1:39'53.429 | 181.158 | ||
6 | Джанкарло Физикелла | Benetton | 70 | 1:40'05.963 | 180.780 | ||
7 | Жак Вильнёв | BAR | 70 | 1:40'10.973 | 180.630 | Проблемы с дифференциалом | |
8 | Жан Алези | Prost | 70 | 1:40'14.126 | 180.535 | ||
9 | Тарсо Маркес | Minardi | 68 | 1:39'44.538 | 176.243 | ||
10 | Дженсон Баттон | Benetton | 64 | 1:40'01.018 | 165.420 | ||
11 | нф | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 63 | 1:28'46.325 | 183.461 | Электрика / потеря искры |
нф | Кими Райкконен | Sauber | 55 | 1:17'34.458 | 183.281 | Разворот | |
нф | Гастон Маццакане | Prost | 54 | 1:16'31.469 | 182.417 | Сцепление | |
нф | Ральф Шумахер | Williams | 54 | 1:21'36.364 | 171.058 | Удар от Баррикелло / пит-стоп / заднее антикрыло / разворот | |
нф | Эдди Эрвайн | Jaguar | 52 | 1:12'43.706 | 184.828 | Разворот | |
нф | Хуан-Пабло Монтойя | Williams | 38 | 50'04.631 | 196.152 | Удар от Ферстаппена | |
нф | Йос Ферстаппен | Arrows | 37 | 50'03.784 | 191.043 | Удар в Монтойю | |
нф | Лучано Бурти | Jaguar | 30 | 40'55.408 | 189.485 | Утечка воды / двигатель | |
нф | Фернандо Алонсо | Minardi | 25 | 35'12.693 | 183.511 | Дроссель | |
нф | Энрике Бернольди | Arrows | 15 | 21'15.455 | 182.349 | Гидравлика | |
нф | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 2 | 3'39.991 | 140.537 | Удар в Р.Шумахера | |
нф | Мика Хаккинен | McLaren | 0 | Сцепление / двигатель на стартовом поле |
Трудный уик-энд Паниса
Несмотря на невыразительную квалификацию, Оливье Панис был преисполнен оптимизма и сказал, что в гонке рассчитывает на призовое место. После старта Оливье начал
выполнять свое обещание и после первой трети дистанции был уже третьим (при том, что гонку начинал с одиннадцатой позиции)! Особое удовольствие руководство команды BAR получило в те моменты, когда Панис обгонял гонщиков команды Jordan, располагающей теми же моторами Honda, что и BAR.
Правда, потом ему пришлось дозаправляться, но после визита в боксы Оливье совершил еще несколько обгонов — и снова вышел на третье место. Окончательно с надеждами на подиум Панису пришлось расстаться после начала дождя. Француз заехал на пит-лейн — и увидел, что механики его команды суетятся вокруг машины Жака Вильнева. Канадец в тот момент отставал от Оливье почти на круг, но в боксы попал раньше. Механики не успели подготовитьсяк визиту гонщиков и судорожно искали нужные дождевые шины...
И тем не менее Панис успел до финиша гонки еще раз обойти Трулли и занять четвертое место, принеся своей команде первые очки в этом сезоне. Теперь Жаку Вильневу придется серьезно работать для того, чтобы отстоять свое положение первого номера команды BAR.
Собак убрали, проблемы остались
Интересно, в какой еще стране руководство автодрома, рапортуя о готовности к очередному Гран При Формулы-1, с гордостью вставит в свой отчет пункт: «Полностью очистили трассу от бродячих собак»? А где еще в подобном документе возможен пункт: «Усилены конструкции рекламных щитов, которые теперь не допускают их падения на трассу»?
Да, не далее как в прошлом году рекламные щиты на Интерлагосе падали трижды, и один свалился прямо перед носом у Жана Алези — француз с трудом избежал столкновения. В этом году щиты действительно не падали и собаки на трассу не выбегали. Но в остальном...
Новости из паддока напоминали криминальную хронику! Машину с инженерами команды Williams преследовал автомобиль с вооруженными грабителями... Из боксов Minardi украли колесные диски (интересно, как их можно использовать?)... Механик той же команды лишился кошелька... Jaguar заявил, что похищено несколько ноутбуков с важной информацией, касающейся работы двигателей Cosworth...
Ну а такие мелочи, как неразбериха и теснота в паддоке, убогие линии связи или нехватка мест на автостоянках, в стране вечного карнавала уже никого не удивляют... Однако в этом году терпению команд пришел конец. Один за другим раздавались голоса о том, что трасса в окрестностях Сан-Паулу недостойна принимать этапы чемпионата мира. Теперь стоит ждать реакции FIA. Автодром Интерлагос действительно давно устарел.
Правда, есть одна веская причина для того, чтобы, несмотря на все недостатки, трасса в окрестностях Сан-Паулу все-таки присутствовала в календаре. Причина личная и ностальгическая. Автодром носит имя бразильского гонщика Карлоса Паче, погибшего в авиакатастрофе в 1977 году. Паче выступал за команду Brabham и был большим другом тогдашнего руководителя этой команды, которого звали Берни Экклстоун...
Ральфа простили
Это сильно походило на первоапрельский розыгрыш. Ральфа Шумахера, который блестяще провел квалификацию, дисквалифицировали за несоответствие образцов топлива из бака его машины тем, что были заранее представлены в FIA. Такое уже бывало на южноамериканских этапах. Беда в том, что местные поставщики бензина иногда подводят команды, предоставляя не совсем то горючее, которое от них требуется. Сначала состоялось совещание судей и комиссаров гонки с участием представителя команды Williams. Потом было решено проанализировать повторные пробы — и они каким-то непостижимым образом с омологированными образцами совпали! Таким образом, Ральфу вернули его законное право стартовать вместе с братом с первой линии стартового поля. Впрочем, на старте Шумми-младший «засиделся», и его обошли сразу несколько гонщиков. А вскоре Ральф подвергся «наскоку» со стороны Баррикелло и четыре круга простоял в боксах, дожидаясь, пока механики поставят новое заднее антикрыло...
С. ИВАНОВ
Журнал АвтоРевю № 7 2001г.