06-1950г. Гран-При Франции
* * *
После двух вступительных гонок автомобили Гран При были выведены на старт. После гонки в Спа ожидались такие же высокие скорости как и в Бельгии. На тренировке Фанхио показал время 2.30,6 (116,2 миль/час). Это время быстрее рекорда круга в гонке 1939 года установленного Лангом на 3-литровом Mercedes’е 114,87 миль/час. Лишь немного не хватило Фанхио, чтобы перекрыть тренировочный рекорд Ланга 117,5 миль/час. Аргентинец достиг на прямой огромной скорости в 180 миль/час. 3,3-литровый бескомпрессорный Ferrari имел проблемы в тренировке и на старт не вышел. Компрессорные Ferrari на соревнования доставлены не были, за исключением автомобиля Питера Уайтхеда с укороченным шасси и одноступенчатым компрессором. Грузовик с этим автомобилем ехал из Модены один день и одну ночь и прибыл на автодром в субботу. Так что у Уайтхеда не было времени на тренировку. Три Alfa Romeo заняли первый ряд (Фанхио - 2.30,6; Фарина - 2.32,5; Фаджиоли - 2.34,7). Во втором ряду расположились 12-свечевые Talbot 1950 года Этанселена и Кабанту. Далее шли Соммер на совершенно новом облегченном Talbot, Рол на Maserati 4CLT и Гонсалес на таком же автомобиле. Редж Парнелл, который был не так хорош, и Дейвид Хэмпшир имели в своем распоряжении Maserati 4CLT. Роберт Манзон управлял 1490-кубовым Simca. Все Maserati (Рол, Хэмпшир, Гонсалес, Парнелл и Бонетто) "отказались” работать на имеющемся топливе и вскоре выбыли из гонки.
Talbot 1950 года имели проблемы с масляной помпой, жутко перегревались и останавливались окутанные клубами дыма. В очередной раз гонка стала легкой прогулкой для гонщиков Alfa Romeo, которые иногда отбирали друг у друга лидерство. Однако на автомобиле Фарины сломался топливный насос и он сошел за 9 кругов до финиша. Опять трио Alfa Romeo было нарушено. Можно представить себе разочарование Фарины.
Alfa Romeo с дымящимися колесами сорвались со старта и захватили лидерство. Фарина прошел первый круг со скоростью 98,5 миль/час, на следующем летучем круге он показал 108,1 миль/час. Далее в гонке Фарина и Фанхио, имея 9-мильное преимущество, довели среднюю скорость до 112 миль/час. Talbot начали "закипать” практически сразу после старта и принялись заезжать и выезжать из боксов. В шпильке Тиллуа было разлито масло. Проходя поворот Соммер закрутился прямо перед Хэмпширом, изрядно напугав последнего. Один за другим стали выбывать Maserati. Автомобиль Парнелла не стал работать на четырех цилиндрах, в других стали плавиться поршни. Этанселен управлял автомобилем со слишком перегретым радиатором. Он остановился в боксах, чтобы залить воды и что-либо сделать с серьезно обожженной ногой. В конце Этанселен передал управление Шабу. Нигде еще не было такого количества фонтанов пара и кипящей воды. Интерес зрителей подогревал Питер Уайтхед на Ferrari. После недолгого пребывания в мастерской в Модене этот автомобиль стал даже быстрее, чем в прошлом году. Уайтхед настойчиво пробился на четвертое место, а когда Фарина провел в боксах 7,5 минут, стал третьим. В конце концов, Фарина все-таки обошел Уайтхеда, затем опять надолго остановился в боксах (2 минуты), снова обогнал Ferrari, а потом остановился в Гаренне. В двигатель его автомобиля не поступало топливо. Таким образом, Уайтхед стал третьим и удержал это место до финиша. Позади него, после проблем, обрушившихся на Talbot, неожиданно шел Манзон на Simca.
На своем втором пит-стопе Фанхио заменил задние колеса за 56 секунд. Фаджиоли проделал это за 46 секунд. Первая остановка Уайтхеда, быстрее, чем у Alfa Romeo (19 секунд), вызвала одобрительные аплодисменты публики. Вторая остановка длилась 42 секунды - нужно было устранить утечку топлива. В последней трети гонки порядок на трассе почти не менялся, за исключением схода Фарины. Оставшиеся Alfa Romeo сбавили темп и их преимущество в два круга сохранилось неизменным. Перед сходом Фарина пытался вернуть себе лидирующие позиции и шел со скоростью около 112 миль/час. На заключительной части гонки Фанхио показал результат 112,35 миль/час. На третьем месте, в неизменных 2 минутах и 50 секундах, шел Уайтхед. Он очень надежно управлял автомобилем, несмотря на обожженную ногу. Перед самым финишем что-то случилось с коробкой передач или со сцеплением. Если бы гонка длилась на круг больше, он бы вообще не смог финишировать - при запуске двигателя после финиша из выхлопной трубы полилась вода. Кабанту дотащился до финиша отстав на 12 кругов. Он выглядел измотанным после серии из 10 остановок в боксах.
Сцена на финише была неописуемой. Фанхио был окружен восхищенной толпой, заполонившей трассу. Шумные овации также достались и Уайтхеду за его прекрасное выступление.
1 | Хуан-Мануэль Фанхио | Alfa Romeo | 64 | 2:57'52.8 | ||
2 | Луиджи Фаджиоли | Alfa Romeo | 64 | 2:58'18.5 | ||
3 | Питер Уайтхед | Ferrari | 61 | 2:59'30.3 | ||
4 | Робер Манзон | Simca-Gordini | 61 | 3:00'43.5 | ||
5 | Talbot-Lago | 59 | 3:00'09.8 | |||
Филип Этанселен | 33 | Отдал автомобиль Шабу | ||||
Эжен Шабу | 26 | Взял автомобиль Этанселена | ||||
6 | Talbot-Lago | 56 | 2:58'15.2 | |||
Шарль Поцци | 14 | Отдал автомобиль Розье | ||||
Луи Розье | 42 | Взял автомобиль Поцци | ||||
7 | Нино Фарина | Alfa Romeo | 55 | Топливный насос | ||
8 | Ив Жиро-Кабанту | Talbot-Lago | 52 | 2:58'19.6 | ||
нф | Пьер Левег | Talbot-Lago | 36 | Двигатель | ||
нф | Феличе Бонетто | Maserati | 14 | Двигатель | ||
нф | Джонни Клэз | Talbot-Lago | 11 | Перегрев двигателя | ||
нф | Луи Розье | Talbot-Lago | 10 | Перегрев двигателя | ||
нф | Редж Парнелл | Maserati | 9 | Двигатель | ||
нф | Франко Рол | Maserati | 6 | Двигатель | ||
нф | Луи Широн | Maserati | 6 | Двигатель | ||
нф | Дэвид Хемпшир | Maserati | 5 | Двигатель | ||
нф | Раймон Соммер | Talbot-Lago | 4 | Перегрев двигателя | ||
нф | Хосе-Фройлан Гонзалес | Maserati | 3 | Двигатель | ||
нс | Эжен Шабу | Talbot-Lago | Заменял Этанселена в гонке | |||
нс | Дэвид Марри | Maserati | Автомобиль использовал Хемпшир | |||
нс | Луиджи Виллорези | Ferrari | Отказ / выступление в гонке поддержки Ф2 | |||
нс | Альберто Аскари | Ferrari | Отказ / выступление в гонке поддержки Ф2 |
Перевод и набор: Евгения Жмарина
The Motor, 5.07.50