01-1951г. Гран-при Швейцарии
Все специалисты, коих как никогда много собралось в Берне, разумеется, сконцентрировали свое внимание на Alfa Romeo и Ferrari. К сожалению на старте так и не появился Принц Бира на новой OSCA G с 12-циллиндровым мотором 4,5 литров обьемом (V-образный), котороя должна выдавать примерно 300 л.с. при 5600 об/мин. Многочисленные Talbot не смогли показать ничего технически нового. Все они представляли из себя машины с 4,5-литровым шестициллиндровым мотором мощностью 260 л.с. при двойном зажигании или 225 л.с. при одинарном. Наиболее интерестным элементом французских болидов являеться планетарная коробка передач Wilson. Кроме этого присутствовала одна Maserati 4CLT с хорошим, но недостаточно быстрым 4-циллиндровым мотором с двумя распределительными валами и двухступенчатым наддувом. Тем не менее этот агрегат выдает 260 л.с. при 6500 об/мин. Неплохое соотношение мощности к весу состовляет 3,3 кг/л.с.
Англия не представила свою национальную гоночную машину - BRM. Это обстоятельство встретило всеобщее сожаление. Вероятно британцы еще не совсем готовы выступить против итальянцев в классических гонках. Подождем Гран При Великобритании! Из Англии прибыли только 2-литровые HWM с безкомпрессорным 4-циллиндровым мотором Alta мощностью около 135 л.с. Эти HWM оснащены как и Ferrari задней осью de Dion. Большой сенсацией стало то, что и Alfa привезли в Берн 159ю модель с осью de Dion. Также можно было заметить значительно увеличеный бензобак второй Alfa, так что сложилось впечатление, что они попытаються проехать всю гонку без заправки. Санези принял машину с новой задней осью, а чемпион мира Др. Фарина с большим бензобаком. Обе машины оснащены 8-циллиндровым рядным мотором с двухступенчатым компрессором мощностью 380 л.с., соотношение вес-мощность составляет 2,2 кг/л.с. Повышение мощности по сравнению с прошлогодней моделью произошло из-за увеличения степени сжатия в компрессоре. Ferrari присутствали в общей сложности трех разных моделей. Во-первых, 1,5-литровая с 12-циллиндровым мотором и одноступенчатым наддувом, мощностью около 250 л.с. Затем новая, 2,56-литровая, без компрессора, сконструированная на базе мотора для спортивных машин. При сжатии 13:1 и 7000 об/мин она выдает 170 л.с. и сделана с прицелом на будущую «формулу». Разумеется в центре внимания находилась 4,5-литровая Ferrari (Модель 375/2). Спроектированный инжинером Лампреди 12-циллиндровый V-образный мотор с двойным зажиганием достигает 380 л.с. при 7500 об/мин и имеет таким образом равную мощность с 1,5-литровой компрессорной Alfa Romeo. Удивително соотношение вес-мощность - 2,4 кг/л.с.! Виллорези, Аскари и Таруффи получили эту последнюю версию Ferrari.
Начавшийся уже ранним утром в воскресенье во время мотогонки дождь не прекратился и после полудня, когда, после обязательного двухчасовго перерыва на обед, на старт выехал 21 участник Гран При. До этого им разрешили проделать прогревочный круг, что бы привыкнуть к скользкой трассе. Это была неповторимая картина, когда опустился стартовый флаг и красные, синие, зеленые и желтые машины тронулись, и с безумным ускорением иечезли в направлении Kiesgrube. С самого начала вперед вырвался Фанхио, который показал себя безупречным дождевым специалистом. За ним следовали Фарина, Санези, Виллорези, де Граффенрид и Аскари. Было жутко наблюдать, как эти гонщики бросали свои машины в повороты, несмотря на гладкую, как зеркало, трассу. Теперь, несмотря на ливень, все внимание терпеливо выжидающих зрителей приковала к себе давно ожидаемая борьба Alfa Romeo против Ferrari. Вилорези был тем, кто вел свою команду, а Аскари ехал не особо удачно. Нам редко приходилось видеть этого итальянца настолько мало расположеным к езде. Возможно дело было в ужасном холоде. Во время заправки Фарина обогнал Фанхио, который молниеностно проделал пит-стоп, ни Виллорези, ни Санези не смогли его настичь. Казалось, ничего больше не произойдет, так как, несмотря на все усилия Виллорези не мог догнать на своей 4,5-литровой Ferrari 1,5-литровую Alfa. К тому же, в 13 круге седоволосого итальянца развернуло, и он выбыл. На тот момент Аскари находился далеко позади трех Alfa, среди которых Фанхио великолепным образом снова обошел чемпиона. Но тут происходящее снова оживилось, новое воодушевление внес Таруффи на третьей Ferrari. Он все больше приближался к Фанхио и Фарине. Однако аргентинец показал несколько рекордных кругов и снова увеличил отрыв. Но Таруффи успел сцапать чемпиона 1950 года в предпоследнем круге. Это вызвало неожиданный взрыв восторга у публики, так как Таруффи даровал всеми ожидаемую борьбу колесо к колесу Ferrari против Alfa и зрители не остались недовольными. Позади Фарины к финишу прибыли его коллеги по команде Санези и де Граффенрид, затем Аскари и непотопяемый Широн на своей Maserati. Удивительным был результат молодого англичанина Стирлинга Мосса, который после безрассудно смелой гонки на своем 2-литровом HWM, финишировал впереди 4,5-литровых Talbot Розье и Этанселина. Talbot очень страдали от проблем с моторами и им многократно пришлось заежать для замены деталей. Кроме того им не повезло, так как Луве попал в аварию и получил двойной перелом голени. Уайтхед также вылетел, а аргентинец Гонзалес (Talbot) досрочно закончил гонку из-за плохо работающего мотора.
В любом случае Фанхио доказал в Берне, что он великолепный дождевой гонщик. Ни буря, ни скользкая трасса не могут вывести его из себя. Он также показал лучший круг в 153,174 км/ч. Это всего лишь на 10 км/ч меньше, чем на тренировке при солнечной погоде! На Ferrari также нужно обратить внимание и Таруффи стал для конюшни ценным приобретением.
1 | 24 | Хуан-Мануэль Фанхио | Alfa Romeo | 42 | 2:07'53.64 | 143.44 | ||
2 | 44 | Пьеро Таруффи | Ferrari | 42 | 2:08'48.88 | 142.42 | ||
3 | 22 | Нино Фарина | Alfa Romeo | 42 | 2:09'12.95 | 141.98 | ||
4 | 28 | Консальво Санези | Alfa Romeo | 41 | 2:09'27.1 | 138.3 | ||
5 | 26 | Туло де Граффенрид | Alfa Romeo | 40 | 2:08'05.7 | 136.4 | ||
6 | 20 | Альберто Аскари | Ferrari | 40 | 2:10'59.0 | 133.4 | ||
7 | 30 | Луи Широн | Maserati | 40 | 2:11'20.2 | 133.0 | ||
8 | 14 | Стирлинг Мосс | HWM | 40 | 2:11'25.0 | 133.0 | Нехватка топлива | |
9 | 8 | Луи Розье | Talbot-Lago | 39 | 2:08'04.6 | 133.0 | ||
10 | 4 | Филип Этанселен | Talbot-Lago | 39 | 2:10'59.9 | 130.0 | ||
11 | 38 | Руди Фишер | Ferrari | 39 | 2:11'41.4 | 129.4 | ||
12 | 32 | Харри Шелл | Maserati | 38 | 2:09'43.3 | 128.0 | ||
нф | 16 | Питер Уайтхед | Ferrari | 36 | Авария / порезал лицо | |||
13 | 2 | Джонни Клэз | Talbot-Lago | 35 | 2:08'27.51 | 119.01 | ||
14 | 40 | Ги Мэресс | Talbot-Lago | 31 | 2:08'38.33 | 105.26 | ||
нф | 10 | Анри Луво | Talbot-Lago | 30 | Удар в телеграфный столб / перелом ноги | |||
нф | 12 | Джордж Абекассис | HWM | 23 | Магнето | |||
нф | 6 | Ив Жиро-Кабанту | Talbot-Lago | 14 | Зажигание | |||
нф | 18 | Луиджи Виллорези | Ferrari | 12 | Авария | |||
нф | 42 | Хосе-Фройлан Гонзалес | Talbot-Lago | 10 | Маслонасос | |||
нф | 52 | Петер Хирт | Veritas | 0 | Топливный насос |
Журнал "Auto, Motor und Sport", 12/1951
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru