05-1951г. Гран-при Великобринании
Этот аргентинец - его также любят называть "пампаским быком" с самого старта вырвался вперед и предоставил остальным семи красным машинам бороться между собой. Однако, такое положение продлилось недолго. Для начала Фанхио оторвался от быстрой лидирующей группы, атаковал своего соотечественника и уже на 8 круге он лидировал. За ним в атаку перешел Фарина и тут началась грызня. Бонетто и Санеси поначалу еще могли сохранить за собой вторую и третью позицию за лидером, но их быстро оттерли назад, и круг за кругом росла средняя скорость. Началось с 145 км/ч, уже на 10 круге стало 148 км/ч, затем – 150 км/ч, 152 км/ч, а на 38 круге Фарина даже превысил на 5 км/ч прошлогодний рекорд и показал 161 км/ч! Таким образом, он занял надежную третью позицию, которую не отдал даже после пит-стопа. На этом Фарина не успокоился и все время пытался догнать обоих лидеров, за что, в конце концов, поплатился - его Alfetta не выдержала напряжения. На 67 кругу задымилось сцепление, вспыхнуло масло и только в последнюю минуту удалось предотвратить аварию. Чемпиону мира пришлось довольствоваться только одним очком за быстрейший круг, так же как и две недели назад в Реймсе. К тому времени уже целый час длится самая интересная дуэль года - Фанхио против Гонзалеса. Развязка наступила, когда компрессорной машине пришлось заехать на заправку, безнаддувному болиду из Маранелло этого делать было не нужно, и он перенял лидерство, которое не отдал до самого последнего 90-го круга. В принципе, сражение могло продолжаться и дальше, превратившись в уравнение с одним неизвестным - временем, которое понадобиться механикам Alfa на замену колес и заправку. В ходе каждого круга Фанхио отвоевывал по две секунды, но каждый 30-й круг ему нужно было заезжать в боксы и проводить там 50-55 секунд. То есть результат равен нулю, так же как в свое время между Mercedes и Auto Union. Однако такой расчет действует только на более медленных и богатых поворотами трассах (Сильверстоун, Монца, Монако, Нюрбургринг), где Ferrari имеет преимущество.
Из прочих быстрых итальянцев поблизости удалось удержаться только Аскари. С отрывом чуть меньше круга он гнался за двумя южноамериканцами, но на 58 круге отказала коробка передач, и ему пришлось сдаться. Третье место занял уже отставший на два круга коллега по команде Виллорези, который выиграл позиции из-за заправок Санеси и Бонетто.
С удивительной равномерностью за красными болидами по черному асфальту круг за кругом наматывали зеленые низкие BRM. Их противниками в начале были Talbot, но BRM постепенно набрали скорость и оставили синие машины позади. Можно было ясно видеть, как на коротких прямых 400-сильный 16-цилиндровый мотор Rolls-Royce развивал наибольшее ускорение. Вначале еще шедшие на 9 и 10 месте, к концу они добрались до пятого. Средняя скорость в 99,3 мили/ч равна прошлогодней Alfetta. Что бы делали конкуренты в 1950 году? Чего бы смог добиться по-настоящему хороший пилот, такой как Ланг или Мосс? Возможно, об этом подумал и шеф BRM Р. Мэй, когда с сияющим лицом наблюдал за этим сильверстоунским чудом. Он громко и откровенно заявил: "Я этого не ожидал!"
Когда после 90 кругов и 448 км финишную черту пересекла красная Ferrari аргентинца Гонзалеса из 20 стартовавших машин в гонке были еще 14, среди них все старые ERA и Alfa, а из Talbot отсутствовал только Широн. Разумеется, на трассе остались с поломками все три частных Maserati Джеймса, Фозерингхема и Мюррея. Даже английский воздух не мог добавить им надежности.
Тех из 60.000 зрителей, которые из осторожности решили преодолеть 100 км путь из Лондона ночью, ожидал приятный сюрприз. На этот раз, благодаря массовым усилиям полиции на патрульных машинах и вертолетах, не случилось ни одного затора и уже в 10 утра большинство сидело на своих местах. Им пришлось ждать еще почти два часа, пока стартовала первая гонка класса 500 см3. В течение 20 кругов между собой боролись 39 гонщиков, но не один из них не смог и близко подойти к Стирлингу Моссу, который выиграл с преимуществом в два круга. Основным преследователем стал Вартон, который стартовал с гандикапом в две мили, но пришел вторым. Также без проблем прошло и вечернее возвращение обратно в город. Однако, надо заметить, что на трибунах присутствовало всего лишь пара дюжин «копов», этого было слишком мало: как это принято на юге, на трассу ринулась толпа из темпераментных аргентинцев и подняла на плечи своего нового campionissimo. Англичане последовали их примеру и оказали ту же честь Парнеллу. Предупреждения по радио и копы были бессильны!
1 | Хосе-Фройлан Гонзалес | Ferrari | 90 | 2:42'18.2 | 154.7 | ||
2 | Хуан-Мануэль Фанхио | Alfa Romeo | 90 | 2:43'09.2 | 153.9 | ||
3 | Луиджи Виллорези | Ferrari | 88 | 2:43'18.6 | 150.3 | ||
4 | Феличе Бонетто | Alfa Romeo | 87 | 2:43'07.4 | 148.8 | ||
5 | Редж Парнелл | BRM | 85 | 2:42'46.6 | 145.7 | ||
6 | Консальво Санези | Alfa Romeo | 84 | 2:42'39.8 | 144.1 | Долгий пит-стоп / проблемы с левым задним колесом | |
7 | Питер Уокер | BRM | 84 | 2:43'23.0 | 143.4 | Ожог от выхлопа | |
8 | Брайан Шоуи-Тэйлор | ERA | 84 | 2:43'55.8 | 142.9 | ||
9 | Питер Уайтхед | Ferrari | 83 | 2:43'02.0 | 142.0 | ||
10 | Луи Розье | Talbot-Lago | 83 | 2:43'08.6 | 141.9 | ||
11 | Боб Джерард | ERA | 82 | 2:43'30.4 | 139.9 | ||
12 | Данкан Хэмилтон | Talbot-Lago | 81 | 2:42'32.2 | 139.0 | ||
13 | Джонни Клэз | Talbot-Lago | 80 | 2:44'05.0 | 136.0 | ||
нф | Нино Фарина | Alfa Romeo | 75 | Пробуксовка сцепления | |||
нк | Джо Келли | Alta | 75 | 2:44'19.2 | 127.3 | ||
нф | Альберто Аскари | Ferrari | 56 | Коробка передач | |||
нф | Филип Фотерингем-Паркер | Maserati | 46 | Маслопровод | |||
нф | Дэвид Марри | Maserati | 45 | Двигатель / пружина клапана | |||
нф | Луи Широн | Talbot-Lago | 41 | Тормоза | |||
нф | Джон Джеймс | Maserati | 23 | Радиатор |
Журнал "Auto, Motor und Sport", 1951
Перевод: Вадим Русов.
Корректура: Роман Блынский.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru