Гран-при Испании 1951года: за Фанхио и Alfa Romeo осталось последнее слово
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1951г. Гран-при Испании

08-1951г. Гран-при Испании

За Фанхио и Alfa Romeo осталось последнее слово

После победы Alfa Romeo на Гран При Испании, вопрос о возможном преимуществе одного из двух типов гоночных машин допущенных для гонок Формулы 1, а именно - компрессорный или атмосферный, остался в конце этого очень интересного сезона 1951 года полностью открытым. Можно утверждать, что атмосферный мотор уже достиг уровня своего противника. Но легкомысленные заявления, что компрессор мёртв, после барселонских событий следует отнести в область чистых фантазий.
Этот Гран При Испании стал весьма своеобразной гонкой и к тому же самой важной в сезоне, так как две фирмы и два гонщика прибыли на старт с одинаковым количеством очков! Тот, кто здесь выиграл бы, стал бы чемпионом мира. Alfa Romeo 159, за рулём которой сидел аргентинский представитель General Motors Мануэль Фанхио, победила всех представителей Ferrari и аргентинец улетел домой чемпионом.
Исход гонки был решён уже на шестом кругу. Вообще-то, уже в пятницу во время последних тренировочных заездов, которые состоялись ближе к вечеру при прохладной температуре, выяснилось, что шины Ferrari не отличаются надёжностью. Так как сама гонка была назначена на 11-14 часов, то есть в самое жаркое время дня, шинная опасность могла стать для Ferrari очень серьёзной. Кроме того, лучшее время на тренировке показал Фанхио, а не Аскари, как по ошибке сначала сообщили.
Интересны события, которые за кулисами гонки и привели к такому неожиданному для многих результату. Ещё на Гран При Италии техники Ferrari приняли решение, с которым не совсем согласилась фирма Pirelli. А именно - было решено применить меньшие шины (разумеется, относительно), так как привод (коробка передач - задняя ось) является по-прежнему слабым местом Ferrari и, таким образом, эти части будут менее нагружены. Так как Alfa без сомнения быстрее, чем Ferrari, этим попытались также достигнуть на быстрых трассах если не преимущества, то, по крайней мере, паритета (некоторые гонщики Alfa сообщили мне, что Ferrari несколько быстрее разгоняется). Кроме того, они попытались достигнуть некоторого превосходства в области тормозов. Все это факторы, из-за которых шины подвергаются очень большим нагрузкам.
Известный результат в Монце казалось бы подтвердил правоту тех инженеров Ferrari, которые решились на «меньшие» шины. Но не следует забывать, что так же как в Барселоне для Alfa Romeo, в Монце победа Ferrari была значительно облегчена сходом основных противников. Мотор, шасси и, главное, - шины не подвергались таким нагрузкам, как это легко могло бы произойти.
После успеха в Монце инженеры Ferrari решили в Барселоне применить ещё более маленькие шины, а именно 7,50х16 сзади, вместо 7,50х17, и 5,50х16 впереди. Но покрытие Пена Рин совсем не такое, как в Монце. Во-первых, это не чистый асфальт, а пусть и в очень хорошем состоянии, но дорога общего пользования. Местами она покрыта тонким слоем пыли, которая таааак хорошо стирает шины, а также - имеются некоторые неровности, которые дают о себе знать, особенно на прямых. Во-вторых, Барселона более разгонная трасса, чем Монца (в Монце никогда не используют вторую скорость и только два раза третью; зато в Барселоне два раза используется и вторая скорость). В третьих, прямая Барселоны (кроме не такого хорошего покрытия) на 1 км длиннее, чем в Монце! В любом случае: применение тех же шин, которые, возможно случайно, продержались в Монце, стало, по общему мнению, первой причиной поражения Ferrari.
Теперь перейдём к Alfa Romeo. Здесь тоже можно сообщить кое-что интересное. То, что в Монце Alfa Romeo показали себя не идеально, стало ясно с самого начала. В течение шести недель между Монцой и Барселоной Коломбо работал напряжённо и беспрерывно, и "159е" отмотали на итальянских трассах сотни, если не тысячи, километров тестов. Результат этих заездов был весьма удовлетворителен: доказательством может служить то, что Бонетто, который проехал в сентябре в Монце круг за 2 минуты, во время тестов показал 1:57.
Итак, что же сделал Коломбо? Прежде всего, увеличилась мощность, теперь гонщики Alfa имеют в своём распоряжении 430-435 л.с. Это повышение мощности стало возможным с помощью применения новой системы компрессора, которая обеспечивает более высокое давление смеси, кроме того - новый распредвал и динамическая подача воздуха, которую можно было увидеть ещё в Монце. Все это дало в общей сложности прирост в 15 л.с.
Что касается шин, то тут Коломбо пошёл абсолютно противоположным путём, чем его коллега из Ferrari Лампреди. Будучи хорошим знатоком Пена-Рин и к тому же находясь под впечатлением ужасного поражения Alfa Romeo в Монце, за которое не в последнюю очередь надо «поблагодарить» шины, главный конструктор выбрал для Барселоны самые большие шины, с самым большим давлением в них и, одновременно, самую мягкую подвеску. Кроме того, тормоза Alfa были очень жестко отрегулированы, чтобы гонщики не смогли их использовать слишком легко и на сто процентов.
В этих абсолютно противоположных системах Ferrari и Alfa Romeo и скрывалась разгадка драмы в Барселоне.
Что же произошло с Ferrari в гонке? Аскари с самого старта вышел в лидеры, но уже в конце первого круга его тесно преследовал Фанхио. Ferrari, как и задумывалось, имели преимущества при торможении, были примерно равны Alfa при ускорении и несколько уступали в максимальной скорости. Если бы шины выдержали, то гонка была бы чрезвычайно напряжённой. Если бы они выдержали! Как уже говорилось, Фанхио и Аскари имели одинаковое количество очков на старте Гран При Испании. То есть, для обоих это означало необходимость победить. Но уже на шестом круге начались шинное невезение у Ferrari. Таруффи, который уже на тренировке вылетал из-за поломки рулевого рычага, первый остановился в боксах. Чистая случайность? Но нет, на седьмом круге настала очередь Виллорези, а на девятом - Аскари! С этого момента Фанхио вел уже с отрывом в минуту от ближайшего преследователя. Ему уже давно не надо было показывать время как на тренировке. Его Alfa идёт великолепно. Это была единственная новая машина и Alfa, разумеется, предоставила её единственному гонщику имеющему шансы на чемпионство. Фарина, Бонетто и де Граффенрид получили старые машины. Что касается мощности, то все Alfa примерно одинаковы и имеют около 430 л.с. Однако в некоторых «органах» старых машин появились проблемы, как, скажем, проскальзывающее сцепление у Фарины и Бонетто. Что касается де Граффенрида, то ему пришлось не менее чем шесть раз заезжать в боксы из-за негерметичного радиатора. Шины держались у Alfa отлично. Так как они той же марки, что и у Ferrari, то проблемы последних нельзя отнести на счет производителя. Все Alfa добрались до цели, точнее, на 1-м, 3-ем, 5-ом и 6-ом местах. Это - большой успех, осчастлививший генерального директора Аллессио. В Ferrari зато были видны вытянутые лица, что не удивительно при таком разочаровании. Кроме проблем с шинами у них произошли и другие дефекты, которые вывели из борьбы две машины. Таруффи потерял заднее колесо после поломки задней оси, что подтверждает некоторую слабость этой части конструкции Ferrari. У Виллорези уже на первых кругах начались проблемы с коробкой передач, его мотор также был не в порядке, так что ему тоже пришлось сойти. Да и у Аскари кроме проблем с шинами, которые заставили его менять колеса на 9-м, 18-м и 27-м кругах (Ferrari пришлось останавливаться каждый девятый круг!), начиная со второй половины гонки мотор работал неравномерно. Ему не осталось ничего иного, кроме как попытаться доехать до финиша на более-менее хорошем месте. Машина Гонзалеса оказалась самой лучшей из Ferrari, хоть ему тоже пришлось один раз менять колеса. Только под конец гонки и у него начались проблемы с коробкой передач. В любом случае для Фанхио стало счастьем, что именно Гонзалесу досталась лучшая Ferrari! С этой стороны ему было нечего бояться. После «шутки» в Сильверстоуне «Пуме» пришлось выслушать много неприятных вещей от соотечественников и шефов, и пообещать больше не забирать драгоценных очков у Фанхио! Но толстый добродушный аргентинец был счастлив и своему второму месту. Фарина, который и так не имел больше никаких шансов в чемпионате мира, и чья машина не очень хорошо шла, хотел только доехать до финиша на хорошем месте и довершить триумф Alfa Romeo.
Пятый, Бонетто, проехал самый быстрый "летучий километр" с 275 км/ч, и это без очков, которые ему в спешке забыли отдать во время заправки. К тому же ему пришлось пережить несколько неприятных секунд, когда именно в самом быстром и длинном повороте всей трассы, находящийся перед ним Таруффи потерял заднее колесо, и его Ferrari закружилась в нескольких метрах от решётки радиатора Alfa. Еще бы немного и это могло плохо кончиться. Когда мы с Бонетто возвращались в Италию, он рассказал мне, что эти секунды, в которые он уворачивался от взбесившийся Ferrari, показались ему вечностью.
Итак, Аlfa Romeo нашли адекватный ответ, и по результатам 1951 года обе итальянские марки находятся примерно на одном уровне. Еще надо учесть, что сконструированная зимой 1937 года Alfa Romeo с 1500 см3 и 8 цилиндрами имела тогда 190 л.с, сегодня же достигла 450 л.с. От молодой Ferrari можно еще многого ожидать. Сегодня она выдает 375-380 л.с. и при этом весит на 50 кг легче, чем Alfa Romeo 159. То есть, в смысле мощности эти две такие разные машины примерно одинаковы. В течение сезона стали ясны и основные недостатки этих гоночных машин: у Ferrari это, без сомнения, привод, у Alfa - общая слабость частей из-за постоянно повышающийся мощности. Проблемы со сцеплением в Барселоне у Фарины и Бонетто могут служить доказательством этому. Если смотреть на вещи объективно, то в борьбе этих двух моделей еще ничего не решено.
Чемпион Фанхио убедительно выиграл свой титул. Этот абсолютно не гордый, приятный, вежливый, кривоногий гонщик относится к тем людям, с которыми всегда приятно познакомиться и находиться в дружеских отношениях. Думаю, бессмысленно с помощью примеров или анекдотов говорить о его искусстве вождения. Кроме великолепного стиля, он известен своим железным спокойствием. С его первого появления в Сан-Ремо 1949 г. мы только два раза могли наблюдать Фанхио в беспокойстве: первый раз - во время тренировки, незадолго до того, как он вылетел из машины, и второй раз - после схода в боксах, когда он плакал от досады. И в Барселоне, в то время когда инженер Кастерини и аргентинский журналист Сожит держали свои прекрасные речи - образчики объективности и спортивной честности - Фанхио оставался тихим и незаметным, как последний гость. Он был совсем не похож на человека, чьи достижения тут празднуют. Потом он произнес короткую и трогательную речь. Отличный парень! В Италии победа Фанхио не стала сюрпризом.


1
Хуан-Мануэль ФанхиоAlfa Romeo702:46'54.10158.94
2
Хосе-Фройлан ГонзалесFerrari702:47'48.38158.08
3
Нино ФаринаAlfa Romeo702:48'39.64157.28
4
Альберто АскариFerrari682:47'06.2154.2Проблемы с шинами
5
Феличе БонеттоAlfa Romeo682:47'46.7153.6
6
Туло де ГраффенридAlfa Romeo662:49'05.2147.9
7
Луи РозьеTalbot-Lago642:47'27.1144.8
8
Филип ЭтанселенTalbot-Lago632:47'07.2142.9
9
Робер МанзонSimca-Gordini632:48'16.2141.9
10
Чико ГодиаMaserati602:49'06.6134.5

нфЛуиджи ВиллорезиFerrari48

Зажигание

нфАндре СимонSimca-Gordini48

Двигатель

нфДжонни КлэзTalbot-Lago37

Авария

нфПьеро ТаруффиFerrari30

Подвеска / потеря колеса

нфМорис ТринтиньянSimca-Gordini25

Двигатель

нфЖорж ГриньярTalbot-Lago23

Перегрев двигателя

нфИв Жиро-КабантуTalbot-Lago7

Сбил собаку /
перегрев двигателя

нфЛуи ШиронTalbot-Lago4

Двигатель

нфПринц БираMaserati1

Двигатель
 







нсХуан ХоверMaserati


Двигатель


Журнал "Auto, Motor und Sport", 1951
Перевод: Вадим Русов.
Корректура: Роман Блынский.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...