Незачетный Гран-При 1951 года: B.R.D.C. International Trophy
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1951г. - B.R.D.C. International Trophy

1951г. - B.R.D.C. International Trophy

Бывало и лучше. Когда стало ясно, что обычно не такой экономный организатор Silverstone-Trophy 1951 - известная английская газета Daily Express - недостаточно широко открыла свой бумажник, чтобы, кроме Фанхио, Фарины и еше двух Alfetta, пригласить еще и Ferrari Аскари и Виллорези (что обошлось бы в два миллиона лир), стало ясно, что новые 160-е Alfetta не будут иметь достойной упоминания конкуренции и, в лучшем случае, дуэль Фарина-Фанхио сможет хоть как-то разнoобразить происходящее.
Вероятно, так подумал и Алессио, шеф Alfa Romeo, и привез в Сильверстоун не четыре 160-е, а такое же количество 159-х. Зачем рисковать? В конце концов, 159-е тоже еще никогда не появлялись в Сильверстоуне, и они с таким же успехом смогут побить рекорд Фарины, поставленный на модели 158 и составляющий 150 км/ч. Об этом, вероятно, прослышал и Энцо Феррари, так как в ночь перед гонкой прилетел самолет и привез 4,5-литровую безнаддувную Ferrari «из Маранелло для мистера Парнелла». В прессе речь шла о новой машине, но наметанный глаз после ближайшего рассмотрения мог заметить, что под свежей зеленой лакировкой скрывалась красная краска машины с осью de Dion, на которой Виллорези проводил тесты в прошлом году. Всю ночь машину подгоняли под несколько полноватого английского аса. Мясистые пальцы владельца конюшни немедленно застревали между рулем и приборной доской, расчитаной на тонкую руку итальянца. Но машину удалось подготовить в срок и после внеочередной часовой тренировки Парнеллу удалось почти подобраться к временам Alfetta.
Но мало кто из 100.000 зрителей, которые рано утром в субботу предприняли 128-мильную поездку из Лондона к бывшему военому аэродрому, знали об этих странных событиях. Наученные прошлогодним горьким опытом (в основном, это ведь те же самые 100.000, что и тогда) многие прибыли уже за день до того и привезли с собой палатки и домики на колесах, или же воспользовались сомнительным комфортом окружающих деревень (в пользу честности англичан говорит тот факт, что цены при этом не возросли в три раза, как это бывает на Нюрбургринге). По этой причине на этот раз не было трехмильных пробок, и никому не пришлось толкать свою машину, так как в ней из-за езды на низкой скорости кончился бензин.
Их терпение было вознаграждено хотя и не «королевским» стартом принцессы Елизаветы - она собираеться стартовать 2 июня в Ulster Trophy, но первым пунктом программы - гонкой 15 зеленых Cooper класса 500 см3 на дистанцию 15 кругов (72 км), в которой одержал красивую победу Брэндон со средней скоростью 125,9 км/ч. К тому времени ветер уже настолько усилился, что один из этих легких Cooper с Коллинзом за рулем «сдуло» в повороте Woodcote и он совершил фантастическое сальто. Машина пролетела в волоске от его головы, но англичанин отделался испугом.
Около полудня стартовал первый заезд машин класса Гран При, также на дистанцию 15 кругов. В первом ряду стояли Фанхио в желтой безрукавке на Alfetta, рядом с аргентинцем - его товарищ по команде Бонетто, и Парнелл - на зеленой Ferrari. Следующие ряды заняли синие Talbot и Simca Розье и Манзона, старые Maserati разных цветов (Граффенрид и Мюррей) и, наконец, еще более старые ERA рядом с двухлитровой HWM (Мосс). Если к этому еще добавить желтый Talbot Клаеса, то получается очень яркое общество из старого и нового. Когда опустился флаг, Бонетто сразу рванулся вперед, но еще до конца первого круга аргентинец уже его обошел. Однако Парнелл показал еще более быстрые круги (1,52 мин), он с легкостью обогнал компрессорную машину Манзона, а на четвертом круге - и Бонетто. Затем он устремился в погоню за лидером. Сначал он отставал на 13 секунд, потом на 8, 6, 4 и тут закончились 15 кругов. На этот раз аргентинцу повезло ровно на три секунды. Еще через полминуты проследовали Бонетто и Манзон, еше дальше за ними группа из Тэйлора, Мосса и Розье, всех их обошли на круг - также как и Граффенрида, который ехал на том же самом «красном рысаке», который принес ему победу два года назад.
Затем последовал небольшой перерыв, заполненный гонкой спортивных машин. Обычная часовая карусель ознаменовалась тяжелой аварией с тройным сальто Сальвадори, который получил сотрясение мозга и перелом ключицы. Состояние гонщика оценивается как тяжелое.
После этого вторая половина гонщиков преступила ко второму заезду. Участвовали: Фарина - победитель гонки 1950 года, рядом с ним Санези - с мотором OSCA под капотом Bira-Maserati и Жерар. Итальянец почувствовал, что речь идет о его шкуре, и помчался вперед с таким темпом, который немедленно побил его собственные прошлогодние рекорды. Новый лучший круг состовляет 156,7 км/ч. Когда его отрыв от партнера по команде составил 36 секунд, Фарина сбавил темп и закончил 72 километра с преимуществом в 31 секунду, с неплохим средним результатом в 93,8 миль/ч, что равно 149,2 км/ч. Публика осталась довольна и не заметила, что OSCA, поставившая 26 марта рекорд Гудвуда в 145 км/ч, сегодня оказалась с тем же результатом только на третьем месте. Что сделаешь, если эти Alfetta такие быстрые!
Последовавшая за этим вторая часовая гонка спортивных машин - Healey и Jaguar - была явно лишней. Только в пловине пятого на старт выкатили 30 машин Формулы 1. Тут внезапно небо потемнело и уже в следующий момент полилось как из ведра. За несколько секунд асфальт превратился в озеро, но все равно был дан старт, и гонщикам пришлось самим думать, как справляться с разбушевавшийся стихией. Кто-то тронулся осторожно, кто-то стартовал быстро - как всегда, третьего занесло, четвертый заехал на газон – супротив своего желания! Несмотря на стену дождя развернулась жестокая борьба, сначала на скорости в 60, потом и в 100 км/ч. Удары грома преумножали рев моторов и шум бури, в то время как вспышки молний придавали всему происходящему нереальный вид. И только на долю секунды можно было видеть яркие машины, проносящиеся сквозь пелену дождя, в то время как с неба лились каскады воды, а вскоре черный асфальт покрылся белым ковром градин, величиной с голубиное яйцо. Со старта вперед вырвался Бонетто, и к тому времени, как машины во второй раз проследовали мимо главной трибуны, его отрыв составил уже 100 метров. Тысячи зрителей ринулись под защиту единственной крыши, но она оказалась настолько же беспомощной перед сыпавшимися со всех сторон градинами, как и зонтики, которые лопались как воздушные шары. Вот тут-то и выяснилось, кто из гонщиков прошел хорошую школу, а кого можно назвать «tough-guy». Парнелл с все большей скоростью гнал свою Ferrari сквозь волны, из-под его колес поднимались фонтаны высотой до пяти метров. Уже очень скоро он догнал Бонетто, обошел его, и увеличил отрыв. Его соотечественник Гамильтон на тяжелом Talbot пробился на второе место, а вот «асы» остались далеко позади. Только на втором круге Фарина занял 4 позицию, затем снова отстал, а Фанхио лишь на третьем круге удалось собраться и обогнать ERA Уайтхеда. Но ему не удалось приблизиться к англичанам ближе, чем на полмили.
Промокшие до нитки зрители начали искать защиты в своих машинах на стоянке, и колеса этих машин все больше погружались в размокшую глину. Силы природы разбушевались не на шутку, и ничто не могло им противостоять. Это понял и «Steward of the course» и на 6 круге он остановил эту гонку «моторных лодок». Посовещавшись, было решено раздать призы по результатым на конец гонки. Парнелл получил трофей и 500 фунтов, Гамильтон занял второе место, Фанхио - третье, Уайтхед - четвертое. Фарина стал девятым из «мокрых мышей». Еще продолжались дебаты, когда началось массовое бегство зрителей. На этот раз не было длинных пробок, так как многие завязшие в грунте машины удалось освободить только после больших усилий.

Результат:

1. Рег Парнелл, Ferrari, 16:48
2. Д. Гамильтон, Talbot, 17:09
3. Х. Фанхио, Alfa Romeo, 17:58
4. Г. Уайтхед, ERA, 14:40
5. Л. Розье, Talbot, 15:07
6. М. Тринтиньян, Simca, 15:33

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1952 г.



Знаете ли Вы что...