Гран-При Великобритании 1952 года: победа Ferrari в Силверстоуне
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

05-1952г. Гран-При Великобритании

05-1952г. Гран-При Великобритании

Английский консерватизм и упорство решили дать ещё один шанс английскому же «enfant terrible» (прим., - ужасному ребенку) - BRM. Специально для них было решено провести отдельный «Гран При», но не такой тяжёлый как «настоящий» - сразу после этапа чемпионата мира запланировали гонку для Formula libre на дистанцию в 100 миль или 160 км, и соответствующей рекламой определили ей даже более высокий статус, чем, собственно, Гран При Англии. Это было устроить тем легче, так как в этом году Гран При организовывался не более чем корректным Royal Automobil Club, а совместно большой ежедневной газетой (Daily Express) и British Racing Driver Club. Да, все было готово для сенсации: несмотря на время отпусков более чем 100.000 зрителей прибыли на гоночную трассу Сильверстоун, чтобы увидеть, как «зелёные» наконец то победят красных Ferrari. В качестве противников были приглашены гонщики Ferrari Виллорези, Таруффи, Ланди и Розье, а в качестве пилотов BRM - Гонзалес и Кен Вартон. И, - как будто бы сами BRM решили выразить признательность за интерес к ним, - уже на первой тренировке они были легки как ветер и на две секунды быстрее, чем Ferrari Виллорези. Газеты были полны жирными заголовками, все прежние грехи прощены, Раймонд Мэйс давал полные надежд прогнозы и называл новый нос и несколько увеличенный радиатор причиной этого воскресения из мёртвых. Настоящий Гран При Формулы 2 упоминался только вскользь. Все-таки Аскари на 4-цилиндровой Ferrari был на 4 м/ч медленнее.
Но и BRM и Гонзалес в очередной раз оказались «плохими парнями». Да, на старте Гонзалес был быстрее, чем Виллорези и Таруффи, который на светло-зеленом «Thin Wall special» мистера Вандервелла круг за кругом увеличивал свой отрыв от Виллорези, но затем, к изумлению сотен тысяч зрителей, он стал еще немного быстрее! Гонзалесу пришлось хорошо поработать, чтобы следовать за ним - и с отставанием на 5 секунд. Как известно, когда Гонзалес по-настоящему разогреется, тогда тюки сена в опасности! Но в Сильверстоуне на поворотах стоят не они, а раскрашенные жестяные кадки, на совести которых уже не одна авария. Именно это и случилось с аргентинцем. Пробитый радиатор и сход. Гонзалес попробовал еще раз на второй BRM Вартона. Уже очень скоро громкоговорители смогли объявить, что его расстояние до Виллорези уменьшилось с 43 до 15 секунд. Уже даже появились надежды на победу, но все расчеты перечеркнул строптивый характер BRM. Еще до начала последнего и решающего круга Гонзалес беззвучно вкатился в боксы. Он вышел из машины и пропал. Громкоговорители сообщили о поломке коробки передач. Когда Таруффи пересёк финишную черту, трибуны уже наполовину опустели. В следующий раз надо будет провести 30, а не 35 кругов. Упорство и только упорство! Остальные пилоты на машинах трех формул (F1, F2 и «libre») играли в этом посмешище роль статистов.
Собственно, этап чемпионата мира мог тоже похвастаться неплохим списком участников, среди них пять 4-цилиндровых Ferrari - кроме заводской команды с Аскари, Фариной и Таруффи еще и Фишер с Сальвадори, четыре HWM и пять Cooper-Bristol с Хоторном в качестве «загребного», и еще - Парнеллом, Брэндоном и Брауном. Хороший результат показали четыре Connaught, чего нельзя сказать о Gordini с Тринтиньяном и Бирой, - вместо Беры и Манзона. Уже через 5 минут стало ясно, что и на этот раз спектакль не будет особенно захватывающим. Все выстроились друг за другом в том же порядке, что и на тренировке. Впереди - заводские Ferrari, потом Connaught, далее - Cooper. HWM смешались в цветной клубок с Maserati, Alta и Gordini. Однако нет, было не так уж и неинтересно. Сначала у Фарины на 27 из 85 кругов забастовало зажигание и он потерял 4 минуты, которые отбросили его на 8 место, откуда он, в конце концов, добрался до шестого. Потом вдруг Connaught, которые получили множество маленьких изменений со времён их майского дебюта, и как будто бы выпили жизненного эликсира, сражались как маленькие львы. Пур, Томпсон и Даунинг мчались сквозь повороты в нескольких секундах позади Ferrari и почти до конца гонки остались неразлучными. Только в последние полчаса Даунинг откатился на 9 место. Таким же быстрым, как и они был Хоторн, бывший «в ударе» и занявший заслуженное третье место. То, что Gordini и HWM пережили «чёрный день» не стало самым большим сюрпризом. У Тринтиньяна отказало магнето, а Бира с Клаэсом окончили гонку на 11 и 15 местах! Три швейцарца тоже не показали особых успехов.
И все-таки гонка прошла быстро и без аварий. После стартового расположения Аскари - Фарина - Таруффи - Пур - Томпсон - Даунинг (три последних на Connaught) - Хоторн, в конце только Фарина с Хоторном поменялись местами, и Даунинг откатился назад. Новая 2-литровая ERA, которую Мосс продемонстрировал во второй раз после Спа, продержалась только половину гонки. Затем ему пришлось иметь дело с перегревом, и он сошёл.






1
Альберто АскариFerrari852:44'11
2
Пьеро ТаруффиFerrari842:44'16
3
Майк ХоторнCooper832:44'31
4
Деннис ПурConnaught832:45'05
5
Эрик ТомпсонConnaught822:44'49
6
Нино ФаринаFerrari822:45'02Пит-стоп / свечи зажигания
7
Редж ПарнеллCooper822:45'48
8
Рой СальвадориFerrari822:45'55
9
Кен ДаунингConnaught822:46'10
10
Питер УайтхедFerrari81

11
Принц БираGordini81

12
Грэм УайтхедAlta80

13
Руди ФишерFerrari80

14
Джонни КлэзSimca-Gordini79

15
Лэнс МаклинHWM79

16
Кен МакАлпайнConnaught79

17
Харри ШеллMaserati78

18
Джино БьянкоMaserati77

19
Туло де ГраффенридMaserati76

20
Эрик БрэндонCooper76

21
Тони КрукFrazer-Nash75


нфПитер КоллинзHWM73
Зажигание / коленчатый вал
22
Алан БраунCooper69


нфДанкан ХэмилтонHWM44
Двигатель

нфСтирлинг МоссERA36
Головка цилиндра

нфМорис ТринтиньянGordini21
Коробка передач

нфТони ГейзHWM19
Прокладка головки цилиндра

нфДэвид МарриCooper14
Двигатель / свечи зажигания

нфРобер МанзонGordini9
Трансмиссия / сцепление

нфПетер ХиртFerrari3
Тормоза

нфХейтель КантониMaserati0
Тормоза
 






нсБилл АстонAston

Отказ

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1952 г.



Знаете ли Вы что...