Гран-При Германии 1952 года: третья победа Аскари
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

06-1952г. Гран-При Германии

06-1952г. Гран-При Германии

На сегодняшний день в гонках Гран При полностью господствуют Ferrari. И, таким образом, международный «Гран При спорт» достиг мёртвой точки, которую удастся преодолеть только тогда, когда несколько автомобильных фирм снова решат строить гоночные машины. Гран При Германии 1951 года закончился драматичной дуэлью Alfa Romeo против Ferrari, это значительный период в истории европейского автоспорта, который в свою очередь неразрывно связан с развитием автомобиля вообще. Годы заполняющие промежуток до вступления в силу нового регламента войдут в историю Гран При как межцарствие.
После поражения в Реймсе, которое, возможно, надо приписать техническому расстройству, Аурелио Лампреди выжал из 4 цилиндров еще больше мощности. Речь идет о 184 л.с. при 7500 об/мин. Если посмотреть на этот мотор с двойными карбюраторами Weber, то бросается в глаза удивительная простота его конструкции. Можно было заранее быть уверенным, что этот агрегат, который, кстати, в общей компоновке имеет кое-что общее с «миджет» Offenhauser, обладает замечательной выносливостью. Вероятно, ни одна европейская трасса не способна обнаружить недостатки в его конструкции так, как Нюрбургринг. Мне это стало совершенно ясно после того, как я проехал быстрый круг с Карлом Клингом на родстере 300SL с компрессором. 4-цилиндровая машина из Маранелло не только с блеском сдала этот экзамен, но и так явно побила всех конкурентов, как это мы помним только с довоенных времён. Ferrari играет главную роль, а всех остальных, кто еще выступает, отправили в ряды статистов.
На старте XV Гран При Германии, гонки длиной 18 кругов – с дистанций в 410,58 км, выстроились 30 машин. Нельзя сказать, что пелетон был хорошо заполнен. Отсутствовали многочисленные Cooper-Bristol, Гонзалес, Стирлинг Мосс, которого мы бы очень хотели увидеть на Ринге, и, конечно, Фанхио, - он вряд ли сможет сесть за руль в течение ближайших недель. Конечно, нам известно, что Фанхио не удалось бы догнать Ferrari на 160-сильной Maserati, но с чисто гоночной точки зрения мы бы, несомненно, увидели много интересного.
Ferrari по заслугам достался первый стартовый ряд. Уже начиная с первого круга Аскари вышел вперед. Когда весь пилотон входил в поворот с трибунами, горячий Бонетто потерял контроль над своей машиной и создал довольно-таки опасную ситуацию, которая, правда, разрешилась сравнительно легко. Только самому Бонетто пришлось заехать в боксы и сменить задние колеса, таким образом, мы не имели возможности сравнить новую Maserati с 6-цилиндровой Gordini. Манзону в течение первого круга еще удавалось удерживать третью позицию, но уже на следующем обороте ему пришлось пропустить вперед Таруффи. Питч удивительно хорошо держался на своей Veritas (он показал 10:54 на первом кругу - самое быстрое время, когда-либо показанное немецким частником на Нюрбургринге), но ему пришлось сойти из-за дефекта коробки передач, равно как и Фрие (HWM). Тринтиньяна (Gordini) заставили сдаться заблокированные тормоза, то же самое произошло и у старой 12-цилиндровой Ferrari Карини. Ряды редели все больше и на втором круге: Астон остановил на обочине свой Aston-Butterworth из-за проблем со сцеплением. Лучшим немцем стал гонщик AFM Хекс, который закончил второй круг седьмым, перед HWM австралийца Гэйза, затем Рис (Veritas), Нидермайер (AFM), бельгиец Клаес (HWM), Свотерс (кстати, тоже на 4-цилиндровой Ferrari), Кленк (Veritas) и остальные гонщики.
Меня снова и снова поражает энтузиазм наших немецких гонщиков, которые с идеализмом сражаются на сильно уступающих конкурентам машинах. Это - при том, что нельзя сказать, что их стимул очень высок, ведь в этом Гран При можно было завоевать всего 5000 марок призовых денег. И фирма Opel вручила победителю еще 5000 и путешествие в Америку. Да, печально обстоит дело с нашими «Большими призами». Однако между тем в лидирующей группе мало изменений. Аскари одиноко наматывает круги впереди. Фарина на 3 круге ненадолго остановился в боксах, что вывело Таруффи на второе место, но Фарина уже на шестом отобрал его обратно. В течение 4 круга, на отметке 12,4 км, с трассы вылетел Бонетто; так как - скорее всего не по собственной воле - он воспользовался чужой помощью, его дисквалифицировали. Между тем Хекс также заехал в боксы, чтобы заменить свечи. Уругваец Кантони (6-цилиндровая Maserati) выбыл из-за сломанной задней оси. По этой же причине сошел француз Бальса (BMW на шасси Gordini). Манзон храбро оборонял четвертую позицию, но в повороте Катценбах он потерял заднее колесо. К счастью, все обошлось без травм. Теперь цвета Амадея Гордини остался защищать только Бера, который, похоже, еще не совсем оправился от своей травмы. Он шел на пятом месте, а равномерно наматывающий свои круги швейцарец Фишер стал теперь четвертым. Позади Беры следовал с отставанием на круг Фритц Рис (Veritas), который перед тем уже проехал 10 кругов на 300SL.
После 9 круга гонка стала немного более напряжённой, когда сначала Аскари поменял задние колеса за 31 секунду, а немногим позже это же проделал Фарина за 32 секунды. Еще круг спустя за ними последовал Таруффи. Все три Ferrari не стали дозаправляться. После этих событий гонка монотонно продолжилась. Только в задних рядах время от времени кто-то посещал боксы. Например, у Кленка сломалось крепление переднего левого амортизатора, попутно вырвав шланг охлаждающей жидкости. Кленк снова закрепил шланг на патрубке своим ремнем, затем ему пришлось еще много раз проделать эту операцию, и с такими мучениями он и доехал до конца. В остальном в нашем Гран При ничего больше не произошло, он превратился в чистую демонстрационную поездку для действительно великолепных изделий из Маранелло.
После 16 круга Аскари еще раз пришлось на 30 секунд заехать в боксы, чтобы заправиться маслом, за это время Фарина вышел вперед. Но уже в конце 17 круга Аскари восстановил прежнее положение. В то время как эти события несколько взволновали умы, у Таруффи сломалась подвеска его задней оси de Dion. Рекордсмен медленно продолжил свой путь, и все равно достиг цели четвертым, так как только Фишер не был обогнан им на круг. Бера привел к цели свою Gordini на пятом месте, лучшим немцем стал Рис на седьмом.
Нам осталось только надеяться, что в 1953 году Гран При проведут для прототипов новой Формулы.




1
Альберто АскариFerrari183:06'13.3Пит-стоп / утечка масла
2
Нино ФаринаFerrari183:06'27.4
3
Руди ФишерFerrari183:13'23.4
4
Пьеро ТаруффиFerrari17
Подвеска
5
Жан БераGordini17

6
Роже ЛоранFerrari16

7
Фриц РиссVeritas16

8
Тони УльменVeritas16

9
Хельмут НидермайрAFM15

10
Джонни КлэзHWM15
Подшипник задней оси
11
Ханс КленкVeritas14

12
Эрнст КлодвигHeck14


нфРобер МанзонGordini8
Потеря колеса / авария

нфУилли ХиксAFM7
Сход

нфТони ГейзHWM6
Подвеска / коробка передач

нфМарсель БальзаBMW5
Сход

нфАдольф БрудесVeritas5
Двигатель

нф** Гюнтер БехемBMW5
Свечи зажигания

нфХейтель КантониMaserati4
Задний мост

нфРуди КраузеReif3
Сход

нфРудольф ШёллерFerrari3
Амортизатор

нфБилл АстонAston2
Давление масла

нфПьеро КариниFerrari1
Тормоза

нфПауль ПитшVeritas1
Коробка передач

нфТео ХельфрихVeritas1
Сход

нфПоль ФрерHWM1
Подвеска

нфЙозеф ПетерсVeritas1
Сход

нфМорис ТринтиньянGordini1
Тормоза / подвеска /
коробка передач / авария

нф/дкФеличе БонеттоMaserati1


нфДжино БьянкоMaserati0
Сход

нсВилли КракауAFM



нсЛюдвиг ФишерAFM



нсХарри МеркельBMW



нсПитер КоллинзHWM

Коленчатый вал

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1952 г.



Знаете ли Вы что...