06-1952г. Гран-При Германии
После поражения в Реймсе, которое, возможно, надо приписать техническому расстройству, Аурелио Лампреди выжал из 4 цилиндров еще больше мощности. Речь идет о 184 л.с. при 7500 об/мин. Если посмотреть на этот мотор с двойными карбюраторами Weber, то бросается в глаза удивительная простота его конструкции. Можно было заранее быть уверенным, что этот агрегат, который, кстати, в общей компоновке имеет кое-что общее с «миджет» Offenhauser, обладает замечательной выносливостью. Вероятно, ни одна европейская трасса не способна обнаружить недостатки в его конструкции так, как Нюрбургринг. Мне это стало совершенно ясно после того, как я проехал быстрый круг с Карлом Клингом на родстере 300SL с компрессором. 4-цилиндровая машина из Маранелло не только с блеском сдала этот экзамен, но и так явно побила всех конкурентов, как это мы помним только с довоенных времён. Ferrari играет главную роль, а всех остальных, кто еще выступает, отправили в ряды статистов.
На старте XV Гран При Германии, гонки длиной 18 кругов – с дистанций в 410,58 км, выстроились 30 машин. Нельзя сказать, что пелетон был хорошо заполнен. Отсутствовали многочисленные Cooper-Bristol, Гонзалес, Стирлинг Мосс, которого мы бы очень хотели увидеть на Ринге, и, конечно, Фанхио, - он вряд ли сможет сесть за руль в течение ближайших недель. Конечно, нам известно, что Фанхио не удалось бы догнать Ferrari на 160-сильной Maserati, но с чисто гоночной точки зрения мы бы, несомненно, увидели много интересного.
Ferrari по заслугам достался первый стартовый ряд. Уже начиная с первого круга Аскари вышел вперед. Когда весь пилотон входил в поворот с трибунами, горячий Бонетто потерял контроль над своей машиной и создал довольно-таки опасную ситуацию, которая, правда, разрешилась сравнительно легко. Только самому Бонетто пришлось заехать в боксы и сменить задние колеса, таким образом, мы не имели возможности сравнить новую Maserati с 6-цилиндровой Gordini. Манзону в течение первого круга еще удавалось удерживать третью позицию, но уже на следующем обороте ему пришлось пропустить вперед Таруффи. Питч удивительно хорошо держался на своей Veritas (он показал 10:54 на первом кругу - самое быстрое время, когда-либо показанное немецким частником на Нюрбургринге), но ему пришлось сойти из-за дефекта коробки передач, равно как и Фрие (HWM). Тринтиньяна (Gordini) заставили сдаться заблокированные тормоза, то же самое произошло и у старой 12-цилиндровой Ferrari Карини. Ряды редели все больше и на втором круге: Астон остановил на обочине свой Aston-Butterworth из-за проблем со сцеплением. Лучшим немцем стал гонщик AFM Хекс, который закончил второй круг седьмым, перед HWM австралийца Гэйза, затем Рис (Veritas), Нидермайер (AFM), бельгиец Клаес (HWM), Свотерс (кстати, тоже на 4-цилиндровой Ferrari), Кленк (Veritas) и остальные гонщики.
Меня снова и снова поражает энтузиазм наших немецких гонщиков, которые с идеализмом сражаются на сильно уступающих конкурентам машинах. Это - при том, что нельзя сказать, что их стимул очень высок, ведь в этом Гран При можно было завоевать всего 5000 марок призовых денег. И фирма Opel вручила победителю еще 5000 и путешествие в Америку. Да, печально обстоит дело с нашими «Большими призами». Однако между тем в лидирующей группе мало изменений. Аскари одиноко наматывает круги впереди. Фарина на 3 круге ненадолго остановился в боксах, что вывело Таруффи на второе место, но Фарина уже на шестом отобрал его обратно. В течение 4 круга, на отметке 12,4 км, с трассы вылетел Бонетто; так как - скорее всего не по собственной воле - он воспользовался чужой помощью, его дисквалифицировали. Между тем Хекс также заехал в боксы, чтобы заменить свечи. Уругваец Кантони (6-цилиндровая Maserati) выбыл из-за сломанной задней оси. По этой же причине сошел француз Бальса (BMW на шасси Gordini). Манзон храбро оборонял четвертую позицию, но в повороте Катценбах он потерял заднее колесо. К счастью, все обошлось без травм. Теперь цвета Амадея Гордини остался защищать только Бера, который, похоже, еще не совсем оправился от своей травмы. Он шел на пятом месте, а равномерно наматывающий свои круги швейцарец Фишер стал теперь четвертым. Позади Беры следовал с отставанием на круг Фритц Рис (Veritas), который перед тем уже проехал 10 кругов на 300SL.
После 9 круга гонка стала немного более напряжённой, когда сначала Аскари поменял задние колеса за 31 секунду, а немногим позже это же проделал Фарина за 32 секунды. Еще круг спустя за ними последовал Таруффи. Все три Ferrari не стали дозаправляться. После этих событий гонка монотонно продолжилась. Только в задних рядах время от времени кто-то посещал боксы. Например, у Кленка сломалось крепление переднего левого амортизатора, попутно вырвав шланг охлаждающей жидкости. Кленк снова закрепил шланг на патрубке своим ремнем, затем ему пришлось еще много раз проделать эту операцию, и с такими мучениями он и доехал до конца. В остальном в нашем Гран При ничего больше не произошло, он превратился в чистую демонстрационную поездку для действительно великолепных изделий из Маранелло.
После 16 круга Аскари еще раз пришлось на 30 секунд заехать в боксы, чтобы заправиться маслом, за это время Фарина вышел вперед. Но уже в конце 17 круга Аскари восстановил прежнее положение. В то время как эти события несколько взволновали умы, у Таруффи сломалась подвеска его задней оси de Dion. Рекордсмен медленно продолжил свой путь, и все равно достиг цели четвертым, так как только Фишер не был обогнан им на круг. Бера привел к цели свою Gordini на пятом месте, лучшим немцем стал Рис на седьмом.
Нам осталось только надеяться, что в 1953 году Гран При проведут для прототипов новой Формулы.
1 | Альберто Аскари | Ferrari | 18 | 3:06'13.3 | Пит-стоп / утечка масла | |
2 | Нино Фарина | Ferrari | 18 | 3:06'27.4 | ||
3 | Руди Фишер | Ferrari | 18 | 3:13'23.4 | ||
4 | Пьеро Таруффи | Ferrari | 17 | Подвеска | ||
5 | Жан Бера | Gordini | 17 | |||
6 | Роже Лоран | Ferrari | 16 | |||
7 | Фриц Рисс | Veritas | 16 | |||
8 | Тони Ульмен | Veritas | 16 | |||
9 | Хельмут Нидермайр | AFM | 15 | |||
10 | Джонни Клэз | HWM | 15 | Подшипник задней оси | ||
11 | Ханс Кленк | Veritas | 14 | |||
12 | Эрнст Клодвиг | Heck | 14 | |||
нф | Робер Манзон | Gordini | 8 | Потеря колеса / авария | ||
нф | Уилли Хикс | AFM | 7 | Сход | ||
нф | Тони Гейз | HWM | 6 | Подвеска / коробка передач | ||
нф | Марсель Бальза | BMW | 5 | Сход | ||
нф | Адольф Брудес | Veritas | 5 | Двигатель | ||
нф | ** Гюнтер Бехем | BMW | 5 | Свечи зажигания | ||
нф | Хейтель Кантони | Maserati | 4 | Задний мост | ||
нф | Руди Краузе | Reif | 3 | Сход | ||
нф | Рудольф Шёллер | Ferrari | 3 | Амортизатор | ||
нф | Билл Астон | Aston | 2 | Давление масла | ||
нф | Пьеро Карини | Ferrari | 1 | Тормоза | ||
нф | Пауль Питш | Veritas | 1 | Коробка передач | ||
нф | Тео Хельфрих | Veritas | 1 | Сход | ||
нф | Поль Фрер | HWM | 1 | Подвеска | ||
нф | Йозеф Петерс | Veritas | 1 | Сход | ||
нф | Морис Тринтиньян | Gordini | 1 | Тормоза / подвеска / коробка передач / авария | ||
нф/дк | Феличе Бонетто | Maserati | 1 | |||
нф | Джино Бьянко | Maserati | 0 | Сход | ||
нс | Вилли Кракау | AFM | ||||
нс | Людвиг Фишер | AFM | ||||
нс | Харри Меркель | BMW | ||||
нс | Питер Коллинз | HWM | Коленчатый вал |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1952 г.