08-1952г. Гран-При Италии
И именно Гонзалес получил лучшее место на старте - между прочим, его просто не узнать, настолько улучшился его стиль вождения - он стоял крайним справа во втором ряду, что оставляет ещё половину ширины трассы для маневров. Если ваша машина хорошо ускоряется, то это место, как минимум, не хуже, чем одно из первого ряда, а может быть даже и лучше, так как в этом случае можно преподнести соперникам сюрприз.
Мы из принципа отказались от старта и вместе с несколькими техническими гурманами заняли места напротив самого тяжёлого поворота трассы - левого. Первым мимо нас промчался Гонзалес, имея преимущество около 300 метров, за ним Аскари, который вел за собой группу из других асов. Еще через пару кругов Гонзалес по-прежнему был впереди, а Виллорези - на этот раз в очень хорошей форме - сел на хвост Аскари. Всю первую часть гонки продержалась следующая ситуация: Гонзалес лидирует и не теряет ни метра, более того, даже увеличивает свое преимущество на 1,5 секунды за круг. За ним тесной группой следуют Аскари и Виллорези; чуть дальше после них расположилась группа гонщиков, среди которых развернулась неповторимая борьба: это были Фарина (Ferrari), Бонетто (Maserati), Таруффи (Ferrari), Симон (Ferrari) и, наконец, Бера (Gordini), которых иногда не разделяло и метра, а иногда они шли втроём на одном уровне. Для любителя автоспорта было настоящим удовольствием наблюдать, как эти пять машин проходили поворот Lesmo. И это продолжалось целых 4 круга! Бонетто и Фарина постоянно сменяли друг друга впереди этой группы и, в конце концов, остались одни, после того как Таруффи вылетел в Lesmo из-за заклинившей педали газа (вот это было опасно!). Оба француза тоже между делом отстали. Однако настоящим сюрпризом и поводом для размышлений стало преимущество Гонзалеса, который неотвратимо увеличивался. Вместо того чтобы разлететься на части, его мотор работал так ровно, что поверг в восхищение даже неспециалистов. Абсолютно фантастически звучали и переключения передач в тот момент, когда обороты повышались с 4000 до 7500 об/мин (именно столько сейчас выдаёт Maserati). Преимущество Гонзалеса можно объяснить и тем, что у Ferrari бензобак вмещает 160 литров. Это позволяет проехать всю дистанцию без остановок, но в первой части гонки дает соперникам солидную фору. Гонщикам Ferrari было, конечно, известно, что Maserati должны будут останавливаться (Бонетто заправлялся даже два раза), поэтому они старались держаться по возможности ближе к Гонзалесу, в надежде, что когда он заедет на заправку, ситуация измениться в их пользу. Но и это было нелёгкой задачей, при том темпе, который задавала Maserati: нам редко приходилось видеть Аскари настолько загруженным как в этот раз в Монце! Наверняка и для него стали сюрпризом скорость и надежность Maserati, ведь Гонзалес постоянно проходил круги быстрее 2,07 мин (рекорд круга - 2:06,1 мин) и постоянно увеличивал отрыв. Когда он, наконец, заехал на дозаправку, Аскари отставал уже на 20 секунд. Однако этого не хватило, чтобы удержать первое место, так как аргентинец задержался в боксах на 55 секунд.
Если бы у Maserati был бензобак побольше, то исход гонки, несомненно, оставался бы неясным до самого конца. В любом случае, трудно сказать, кто бы выиграл. После заправки Гонзалеса Аскари увеличил свой отрыв; его машина стала легче и теперь он также смог проходить круги быстрее, чем за 2,07 мин. То, что Maserati действительно на высоте и что хорошее впечатление от Монцы нельзя приписать только классу Гонзалеса, было подчеркнуто хорошей гонкой Бонетто. В ее начале он шел вместе с Симоном, Берой, Таруффи и Фариной, иногда казалось, что он просто играл с ними, пока не обогнал на прямой. После заправки его обогнал на круг Аскари, но не сумел уйти далеко. Несколько кругов Бонетто висел у него на хвосте, и это именно в то время, когда Аскари начал увеличивать свой отрыв от Гонзалеса. Тут Бонетто нагло обогнал Аскари, и началась одна из самых увлекательных для публики дуэлей. То Аскари, то Бонетто вырывались вперед. Когда на одной из прямых они шли колесо к колесу рядом друг с другом, можно было увидеть как «бандит» энергично бил себя по груди указательным пальцем правой руки, чтобы показать Аскари, что на этот раз он будет первым. И действительно, - уже в следующем правом повороте Бонетто обошел чемпиона мира Аскари по внешнему радиусу. Все это продолжалось до того момента, пока Бонетто не заехал на заправку. Между прочим, Бонеттo часто обходил Аскари именно на прямых, это доказывает, что Maserati в Монце были быстрее. Где Ferrari имели подавляющее преимущество, так это в тормозах.
Только представьте себе, какая это была напряжённая гонка: в начале неожиданно мощно стартует Гонзалес. За ним мчатся как единое целое Аскари и Виллорези. За ними следует тесная группа из Фарины, Бонетто, Таруффи, Симона и Беры. Потом Аскари выходит в лидеры, потом неожиданная дуэль Аскари-Бонетто, которая хотя и не могла ничего изменить в конечном результате, но показала на каком уровне сейчас находится Maserati и на что способен на трассе Бонетто.
Но и финал стал очень напряжённым. Так как Гонзалес, которого обогнал и Виллорези, систематически отвоёвывал секунду за секундой: его задача облегчилась еще и короткой остановкой Виллорези. Таким образом, Гонзалес стал вторым, с отставанием в 62 секунды от Аскари. Виллорези и Фарина прибыли практически одновременно, после того как Феррари из боксов запретил атаку Фарины на Виллорези, так как он придает большое значение тому, чтобы все его машины достигли финиша. Бонетто стал пятым.
В любом случае победа Аскари была вполне заслуженной. Вначале он на тяжело нагруженной машине не смог держать скорость Гонзалеса и придерживался своей тактики. Его целью было держаться как можно ближе к аргентинцу, чтобы во время заправки противника выйти вперед или, по крайней мере, оказаться сразу за ним. На тот момент он должен был стать очень быстрым, так как половина топлива была бы уже израсходована. План Аскари был хорошо продуман... и так же хорошо выполнен. Другой, не такой умный пилот, погнался бы за Гонзалесом, что при таких технических условиях могло бы стать очень опасным.
Поначалу казалось, что Gordini смогут тоже сказать свое слово, но из них до финиша добрался только Манзон - на 14 месте. Тринтиньян (уже на 5 круге) и Бера (на 34 круге) выбыли из-за поломки клапана. На сегодняшний день Gordini имеют мощность 160 л.с. Но по соотношению «мощность-вес» они, с их массой в 480 кг, находятся, как минимум, на том же уровне что и Ferrari. Однако последние обладают очень надёжным мотором, в то время как маленькие французские машины все время балансируют на грани.
Уже на первом круге, к сожалению, выбыла OSCA Байоля. Из англичан новичком для Италии стали оригинальные Connaught (4 цилиндра, по данным фирмы 160 л.с. при 6000 об/мин), из которых финишную черту пересёк только один на 12 месте, и то - толкаемый своим водителем. Мосс, который также выступал на Connaught, провёл очень интересную дуэль с Хоторном на Cooper-Bristol, которая прервалась вместе со сходом Connaught.
Также надо заметить, что лучший круг гонки - 2.06,1 мин - показали как Аскари, так и Гонзалес (Аскари: 56 круг, Гонзалес: 57 круг).
Итак, в Монце выяснилось, что новая Maserati хотя и быстрее Ferrari и имеет лучшие разгонные характеристики, но завоёванное таким образом преимущество теряется при заправке. Кроме того, по нашему мнению, эта машина может стать опасной для Ferrari только на сравнительно простых трассах, таких как Монца, Модена, Реймс и Барселона. Если же дело доходит до Нюрбургринга, Сан Ремо, По и так далее, то Ferrari просто обязаны иметь лучшие шансы. Ведь эта 4-цилиндровая машина хотя и тяжелее, но зато подходит для трасс любого типа. Напротив, Maserati оснащена несколько примитивной задней подвеской, которая не может обеспечить хорошую устойчивость при движении на прямой и в поворотах на сложных трассах. Что касается мощности, то, для пустой машины, Maserati (580 кг при 175 л.с.) тут выглядит лучше Ferrari (620 кг при 185 л.с.). При полном баке эта важная величина становиться у Maserati еще лучше. Эта последняя модель Maserati с двойным зажиганием имеет на 1000 об/мин больше, чем первая с 7500 об/мин. Мощность, как уже говорилось выше, составляет 175 л.с.
Если теперь на Maserati поставят большие бензобаки и заодно изменят заднюю подвеску, то эти две машины будут примерно равны по силам. Но пока Ferrari, вероятно, останется превосходящей. Так что - не все так просто.
В Монце на старт должны были выйти два немецких гонщика. Но Штук (12-цилиндровая Ferrari) не смог квалифицироваться, так как в этот раз на старт допустили только те 24 гонщика (из 35 подавших заявку), которые показали достаточно быстрое время на тренировке. Что касается Питча, то он должен был сесть за руль новой Maserati - вместо Роля, так как того заявили на новой Cisitalia. Но на квалификации Cisitalia развалилась на части, и Роль снова попал на Maserati. Таким образом, Питч стал резервным гонщиком и должен был в любом случае проехать половину гонки, если бы Maserati Роля не испустила дух на 24 круге.
1 | Альберто Аскари | Ferrari | 80 | 2:50'45.6 | ||
2 | Хосе-Фройлан Гонзалес | Maserati | 80 | 2:51'47.4 | ||
3 | Луиджи Виллорези | Ferrari | 80 | 2:52'42.8 | ||
4 | Нино Фарина | Ferrari | 80 | 2:52'57.0 | ||
5 | Феличе Бонетто | Maserati | 79 | 2:51'46.3 | ||
6 | Андре Симон | Ferrari | 79 | 2:52'18.4 | ||
7 | Пьеро Таруффи | Ferrari | 77 | 2:51'42.8 | ||
8 | Чико Ланди | Maserati | 76 | 2:51'04.5 | ||
9 | Кен Уортон | Cooper | 76 | 2:52'33.3 | ||
10 | Луи Розье | Ferrari | 75 | 2:51'53.5 | ||
11 | Хейтель Кантони | Maserati | 75 | 2:52'36.6 | ||
12 | Деннис Пур | Connaught | 74 | |||
13 | Эрик Брэндон | Cooper | 73 | |||
14 | Робер Манзон | Gordini | 71 | |||
15 | Алан Браун | Cooper | 68 | |||
нф | Стирлинг Мосс | Connaught | 60 | Двигатель / толкатель | ||
нф | Джино Бьянко | Maserati | 46 | Двигатель | ||
нф | Жан Бера | Gordini | 42 | Двигатель / клапан | ||
нк | Майк Хоторн | Cooper | 38 | Долгий пит-стоп / магнето | ||
нф | Франко Рол | Maserati | 24 | Двигатель | ||
нф | Морис Тринтиньян | Gordini | 5 | Клапанный привод | ||
нф | Кен МакАлпайн | Connaught | 4 | Задняя подвеска | ||
нф | Руди Фишер | Ferrari | 3 | Двигатель | ||
нф | Эли Байоль | Osca | 0 | Коробка передач | ||
нкв | Шарль де Торнако | Ferrari | ||||
нкв | Алберто Креспо | Maserati | ||||
нкв | Туло де Граффенрид | Maserati | Двигатель | |||
нкв | Питер Коллинз | HWM | ||||
нкв | Питер Уайтхед | Ferrari | ||||
нкв | Тони Гейз | HWM | ||||
нкв | Билл Астон | Aston | ||||
нкв | Лэнс Маклин | HWM | ||||
нкв | Ханс фон Штук | Ferrari | ||||
нкв | Джонни Клэз | Simca-Gordini | ||||
нкв | Пьеро Дузио | Cisitalia | Двигатель |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1952 г.