1952 г. - Незачетный Гран-При Коминже
Если бы еще и расположение склада запасных частей напротив трибун позволило постройку деревянных боксов, а не просто белых полос на тротуаре вдоль деревьев, то организация этого Гран При смотрелась бы еще лучше по сравнению с Реймсом. В ходе перестройки старую трассу сократили с 11 до 4,7 километров. Все сооружение имеет некоторое сходство с треком в По и представляет собой большой четырехугольник среди буйной, почти тропической растительности предгорья Пиренеев. Но она намного быстрее чем По, - на трассе есть только один крутой поворот, и она единственная из всех трасс Европы на которой зрители могут обозревать с трибун почти 80% дистанции. Правда, это имеет и тот недостаток, что из-за короткой длины происходят многочисленные обгоны на круг и оптическое восприятие происходящего становится затруднённым. Планировщики не остановились даже перед сносом многочисленных деревьев вдоль трассы, а также разного рода растительности, за что гонщики им, несомненно, очень благодарны. Хоть этот трек не таит в себе столько опасностей как Сабле или Берн, но не стоит лишний раз испытывать судьбу.
Далее организаторы позаботились о полном стартовом поле, тут сыграло свою приятную роль месторасположение трассы. Первые два ряда сохранили за собой синие и красные фавориты, заводские команды Gordini и Ferrari. Лучшее время показал Аскари с 1,42 мин или 142 км/ч, на две секунды медленнее него были 6-цилиндровые Gordini с Манзоном и Тринтиньяном. Остаток пелетона нам, в основном, уже знаком: три 6-цилиндровые Maserati кремовых цветов Бразилии и Уругвая с Ланди, Бианчи и Креспо (вместо Гонзалеса) за рулем, зато только одна 4-цилиндровая де Граффенрида, две 4-цилиндровые Gordini Шелла и Клаеса, Alta Уайтхеда получила небольшие улучшения в виде легкометаллических дисков колёс и двух карбюраторов, которые как выяснилось неплохо ему помогли, один Cooper под управлением Брайда, 4-цилиндровая Ferrari Розье и, наконец, маленькая сенсация: премьера новой двухлитровой OSCA, за рулем которой сидел Байоль. Байоль-отец и Байоль-сын - кое в чем их семейная совместная деятельность напоминает Моссов - радостно улыбаясь, они позировали фотографам опираясь на стройную, низкую красную машинку. Не удивительно: похожий на Maserati 6-цилиндровый мотор выдаёт 160 л.с. при сжатии 12,5:1 и 6000 об/мин. Три карбюратора Weber и два распредвала верхнего расположения оказывают свое положительное влияние, но в основном это - малый вес в 520 кг и задняя ось де Дион. Представляют интерес также и барабанные тормоза, сдвинутые к дифференциалу, - для уменьшения неподрессоренной массы. Уже после первых тренировочных кругов Байоль расположился позади синих и красных конкурентов в третьем ряду.
Завязавшаяся с самого старта весьма жесткая борьба между фаворитами позаботилась о том, чтобы первая половина гонки прошла разнообразно и напряжено. Манзон и Тринтиньян взяли в клещи Аскари на первых трёх кругах и показывали времена только на сотую долю секунды отличающиеся от рекорда тренировки, пока итальянец не остановился в боксах - к радости 25.000 болельщиков и вылез из машины. У него защемился и почти заблокировался руль. Теперь лидируют две Gordini - но ненадолго! Мгновенно заработала организация Ferrari: Фарина, до тех пор на четвертом месте, ускорил темп и сначала обошел Тринтиньяна, а еще через два круга и Манзона. Между тем был вызван в боксы третий заводской гонщик Ferrari Симон, Аскари сел в его машину и со свежими силами помчался в погоню. На 11 круге его уже можно было видеть позади Тринтиньяна, еще двумя кругами позже он сел на хвост Манзону, а на 16 круге началась захватывающая дух борьба с Фариной, в которой, в конце концов, победила молодость. В течение 21 круга Аскари вырвал лидерство и уже не отдал его до конца гонки. Его задача несколько облегчилась - благодаря отвалившемуся куску кузова у Фарины, который заставил его на полминуты задержаться в боксах, что, в свою очередь, снова позволило Gordini оказаться среди лидеров. Но эта погоня оказалась слишком тяжелой для коробки передач Манзона: тремя кругами позже он «приземлился» в боксах и не смог продолжать путь. Амадей Гордини попытался всеми возможными умоляющими жестами заставить своего enfant terrible (ужасного ребенка) Беру, который тем временем шел на 4 месте, поберечь себя и передать вторую и еще свежую Gordini своему коллеге по команде Манзону. Но Бера и не подумал об этом и продолжил гонку. Но и ему не удалось надолго сохранить свою позицию. Ведь в течение первого часа Байоль хорошо обкатал свою OSCA, и теперь опасно приблизился. На короткое время ему удалось занять третье место, но в конце концов он удовлетворился четвертым, оттеснив Беру и Розье на, соответственно, 5 и 6 место.
В этом порядке - Аскари - Фарина - Тринтиньян и, сменяя друг друга, Розье - Бaйоль - Бера - прошли второй и начало третьего часа гонки, пока на 83 круге OSCA не заехала на дозаправку, после которой ее пришлось подтолкнуть. Байоль-отец и механики слегка увлеклись, и дисквалификация не заставила себя ждать. В остальном - этот период стал свидетелем массового вымирания машин. Розье вылетел с трассы в повороте Valentino, сам он получил легкие ранения, но два жандарма и один зритель – ранения тяжелые. Один за другим, как спички, сломались валы в магнето HWM Коллинза, Маклина и в Cooper Брайда. Тринтиньян сдался по причине стандартной болезни Gordini, а различные дефекты зажигания и машинные неполадки вывели, одну за другой, из гонки и южноамериканские Maserati.
К середине гонки в строю остались только 12 участников, после второго часа только 9, а к концу трехчасовой гонки – всего лишь 6 участников. Аскари сумел развить свое преимущество перед Фариной с 6 секунд до 4 километров. Бера, после схода Розье и Тринтиньяна и дисквалификации Байоля, оказался на третьем месте, но его четыре раза обогнали на круг. Места за ним заняли Alta Уайтхеда и 4-цилиндровая Maserati де Граффенрида, вероятно, больше всех этому удивились их добросовестные и терпеливые пилоты. Шестым стал последний HWM Жиру - и он это заслужил! Многие зрители покинули трассу еще до истечения трех часов.
Результат:
1. Аскари-Симон (Ferrari), 416,34 км, 138,78 км/ч, 94 круга
2. Фарина (Ferrari), 412,86 км
3. Бера (Gordini), 90 кругов
4. Уайтхед (Alta), 89 кругов
5. де Граффенрид (Maserati), 84 круга
6. Жиру (HWM) 80 кругов
19 гонщиков стартовало, 6 финишировало.
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1952 г.