Незачетный Гран-При Коминже 1952 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1952 г. - Незачетный Гран-При Коминже

1952 г. - Незачетный Гран-При Коминже

Слава Богу, что и в рамках многострадальных восьми Grandes Prix de France начали происходить довольно таки радостные события. Одно из них это возрождение после двухлетнего перерыва Гран При Коминже, который по праву гордится таким же достойным прошлым, вплоть до 1921 года, как и По или Перпиньян, а в списке его победителей можно многократно найти такие имена как Широн, Зендер, Фаджиоли и др. В 1949 году прошёл последний Гран При в Коминже, который одновременно был и Гран При ACF, на дистанцию в 500 км, а в этом году его снова организовали для Grand Prix de France - к почёту и славе последнего.
Если бы еще и расположение склада запасных частей напротив трибун позволило постройку деревянных боксов, а не просто белых полос на тротуаре вдоль деревьев, то организация этого Гран При смотрелась бы еще лучше по сравнению с Реймсом. В ходе перестройки старую трассу сократили с 11 до 4,7 километров. Все сооружение имеет некоторое сходство с треком в По и представляет собой большой четырехугольник среди буйной, почти тропической растительности предгорья Пиренеев. Но она намного быстрее чем По, - на трассе есть только один крутой поворот, и она единственная из всех трасс Европы на которой зрители могут обозревать с трибун почти 80% дистанции. Правда, это имеет и тот недостаток, что из-за короткой длины происходят многочисленные обгоны на круг и оптическое восприятие происходящего становится затруднённым. Планировщики не остановились даже перед сносом многочисленных деревьев вдоль трассы, а также разного рода растительности, за что гонщики им, несомненно, очень благодарны. Хоть этот трек не таит в себе столько опасностей как Сабле или Берн, но не стоит лишний раз испытывать судьбу.
Далее организаторы позаботились о полном стартовом поле, тут сыграло свою приятную роль месторасположение трассы. Первые два ряда сохранили за собой синие и красные фавориты, заводские команды Gordini и Ferrari. Лучшее время показал Аскари с 1,42 мин или 142 км/ч, на две секунды медленнее него были 6-цилиндровые Gordini с Манзоном и Тринтиньяном. Остаток пелетона нам, в основном, уже знаком: три 6-цилиндровые Maserati кремовых цветов Бразилии и Уругвая с Ланди, Бианчи и Креспо (вместо Гонзалеса) за рулем, зато только одна 4-цилиндровая де Граффенрида, две 4-цилиндровые Gordini Шелла и Клаеса, Alta Уайтхеда получила небольшие улучшения в виде легкометаллических дисков колёс и двух карбюраторов, которые как выяснилось неплохо ему помогли, один Cooper под управлением Брайда, 4-цилиндровая Ferrari Розье и, наконец, маленькая сенсация: премьера новой двухлитровой OSCA, за рулем которой сидел Байоль. Байоль-отец и Байоль-сын - кое в чем их семейная совместная деятельность напоминает Моссов - радостно улыбаясь, они позировали фотографам опираясь на стройную, низкую красную машинку. Не удивительно: похожий на Maserati 6-цилиндровый мотор выдаёт 160 л.с. при сжатии 12,5:1 и 6000 об/мин. Три карбюратора Weber и два распредвала верхнего расположения оказывают свое положительное влияние, но в основном это - малый вес в 520 кг и задняя ось де Дион. Представляют интерес также и барабанные тормоза, сдвинутые к дифференциалу, - для уменьшения неподрессоренной массы. Уже после первых тренировочных кругов Байоль расположился позади синих и красных конкурентов в третьем ряду.
Завязавшаяся с самого старта весьма жесткая борьба между фаворитами позаботилась о том, чтобы первая половина гонки прошла разнообразно и напряжено. Манзон и Тринтиньян взяли в клещи Аскари на первых трёх кругах и показывали времена только на сотую долю секунды отличающиеся от рекорда тренировки, пока итальянец не остановился в боксах - к радости 25.000 болельщиков и вылез из машины. У него защемился и почти заблокировался руль. Теперь лидируют две Gordini - но ненадолго! Мгновенно заработала организация Ferrari: Фарина, до тех пор на четвертом месте, ускорил темп и сначала обошел Тринтиньяна, а еще через два круга и Манзона. Между тем был вызван в боксы третий заводской гонщик Ferrari Симон, Аскари сел в его машину и со свежими силами помчался в погоню. На 11 круге его уже можно было видеть позади Тринтиньяна, еще двумя кругами позже он сел на хвост Манзону, а на 16 круге началась захватывающая дух борьба с Фариной, в которой, в конце концов, победила молодость. В течение 21 круга Аскари вырвал лидерство и уже не отдал его до конца гонки. Его задача несколько облегчилась - благодаря отвалившемуся куску кузова у Фарины, который заставил его на полминуты задержаться в боксах, что, в свою очередь, снова позволило Gordini оказаться среди лидеров. Но эта погоня оказалась слишком тяжелой для коробки передач Манзона: тремя кругами позже он «приземлился» в боксах и не смог продолжать путь. Амадей Гордини попытался всеми возможными умоляющими жестами заставить своего enfant terrible (ужасного ребенка) Беру, который тем временем шел на 4 месте, поберечь себя и передать вторую и еще свежую Gordini своему коллеге по команде Манзону. Но Бера и не подумал об этом и продолжил гонку. Но и ему не удалось надолго сохранить свою позицию. Ведь в течение первого часа Байоль хорошо обкатал свою OSCA, и теперь опасно приблизился. На короткое время ему удалось занять третье место, но в конце концов он удовлетворился четвертым, оттеснив Беру и Розье на, соответственно, 5 и 6 место.
В этом порядке - Аскари - Фарина - Тринтиньян и, сменяя друг друга, Розье - Бaйоль - Бера - прошли второй и начало третьего часа гонки, пока на 83 круге OSCA не заехала на дозаправку, после которой ее пришлось подтолкнуть. Байоль-отец и механики слегка увлеклись, и дисквалификация не заставила себя ждать. В остальном - этот период стал свидетелем массового вымирания машин. Розье вылетел с трассы в повороте Valentino, сам он получил легкие ранения, но два жандарма и один зритель – ранения тяжелые. Один за другим, как спички, сломались валы в магнето HWM Коллинза, Маклина и в Cooper Брайда. Тринтиньян сдался по причине стандартной болезни Gordini, а различные дефекты зажигания и машинные неполадки вывели, одну за другой, из гонки и южноамериканские Maserati.
К середине гонки в строю остались только 12 участников, после второго часа только 9, а к концу трехчасовой гонки – всего лишь 6 участников. Аскари сумел развить свое преимущество перед Фариной с 6 секунд до 4 километров. Бера, после схода Розье и Тринтиньяна и дисквалификации Байоля, оказался на третьем месте, но его четыре раза обогнали на круг. Места за ним заняли Alta Уайтхеда и 4-цилиндровая Maserati де Граффенрида, вероятно, больше всех этому удивились их добросовестные и терпеливые пилоты. Шестым стал последний HWM Жиру - и он это заслужил! Многие зрители покинули трассу еще до истечения трех часов.

Результат:

1. Аскари-Симон (Ferrari), 416,34 км, 138,78 км/ч, 94 круга
2. Фарина (Ferrari), 412,86 км
3. Бера (Gordini), 90 кругов
4. Уайтхед (Alta), 89 кругов
5. де Граффенрид (Maserati), 84 круга
6. Жиру (HWM) 80 кругов

19 гонщиков стартовало, 6 финишировало.

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1952 г.



Знаете ли Вы что...