Гран-При По 1952 года: Ferrari побеждает в первом из восьми этапов Grand Prix de France.
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1952г. - Незачетный Гран-При По

1952г. - Незачетный Гран-При По

Уже почти два десятилетия расположенный в восхитительной местности городок По, с замком Наварра у подножья Пиренеев, оставляет за собой странную привилегию проводить ежегодно в пасхальный понедельник первую большую автогонку европейского сезона. Эта традиция восходит еше к 1936-1939 годам, когда быстрые господа Карачиолла, Ланг и Браухитч под трехконечной звездой вписали свое имя в золотую книгу, и их рекорды были побиты только в 1950 году неким аргентинцем по имени Фанхио. Вероятно, причину этой традиции следует искать в том, что именно в эти межвоенные годы По наслаждался славой роскошного курорта, со всем что к этому прилагается: английскими скачками, балетом и казино, гастролями парижской оперы и международными авантюристами и гостиничными ворами – и, само собой, пальмами «a la Каир» или Ницца. Об этом славном прошлом еще сегодня напоминают запыленые плюшевые шторы и псевдо-бароккское убранство фешенебельных отелей. Но если и сегодня каждый год в пасхальные дни директора отелей вешают на двери таблички «Мест нет», а запасные служащие надевают белые куртки официантов, то они обязаны этим не тёплому воздуху или роскошному виду на покрытые снегом горные вершины Пиренеев, - в эти дни туристы предпочитают наблюдать не горы, а автоспортивные события, которые приводят в движение всю южную Францию между Байоной, Тулузой и Роной, так что Grandes route (прим., - название трассы вдоль лазурного берега Франции) начинает походить на муравейник. Ведь в что бы дополнить пасхальный уик-энд, энтузиастам "мото" предлагается в пасхальное воскресенье сразу тройная гонка 250-х, 500-х и с коляской, на той же традиционной трассе длиной 2,8 километра между вокзалом и бульваром, которая примет и основное мероприятие. Рев тысяч мотоциклетных моторов и их молодых седоков в кожаном обмундировании и шлемах должным образом подготавливает уши местных жителей и событиям главного дня, а брызги моторного масла дополняют туалеты одетых по парижской моде дам некоторыми пикантными деталями.
Энергичные господа из «AC de Basque an Bearn» вероятно были задеты тем, что в последние годы сиракузцы занимали более ранее место в международном спортивном календаре, а в этом году еще и на неделю раньше туринцы, зато они смогли угостить нас премьерой серии из восьми гонок «Grand Prix de France». В результате тяжелой умственной деятельности господа из автомобильного клуба Франции родили дьявольский план соединить восемь международных французских автогонок этого года в одно мероприятие и подчинить одному общему регламенту: все 18 машин и гонщиков (главным образом, все-таки машины) должны заранее подать заявку на все восемь гонок; если одна из машин сломается, то водителю не разрешается ее заменить, вместо нее в гонке будет участвовать один из «remplacements»; все гонки проводятся не по определённому количеству кругов, а точно за три часа (при этом лучший гонщик финиширует после окончания круга); восемь первых машин каждую гонку получают очки по определеному принципу (8 для первого, 6 для второго и т.д.) и еще много таких же отличных параграфов. Пилоты и эксперты неделями искали лазейки и только качали головой, когда кокпит 1,5-литровой Simca Биры был занят Манзоном, а 4-цилиндровой Ferrari Фарины Скотти. Ходили слухи, что за плотно закрытыми воротами заводов были перебиты и парочка номеров моторов.
Однако собственно в гонке новый французский регламент мало что изменил. Она осталась без изюминки, то есть без сюрпризов и сенсаций. Среди фаворитов, которые медленно но верно отрывались на своих 4-цилиндровых Ferrari, не было Фарины (который на которое время выбыл из строя из-за своих сломанных в Турине рёбер), и Фишер, полный самых радужных надежд после третьего результата в квалификации, тоже недолго продержался в гонке: на 25 круге у «жеребца из Маранелло» полностью отказал маслопровод. Таким образом, Аскари и Виллорези вели карусель перед синей Ferrari из Ecurie Rosier с отрывом в один круг, пока на 70 круге не забастовало второе магнетто на машине Виллорези и второе место освободилось для француза Розье, который финишировал с отставанием на три круга. Из всех представителей дома Gordini до конца продержался только мотоциклетный чемпион Бера, который пробился с шестого места на третье, после схода Манзона и желтой машины Клаеса. У бельгийца полетела коробка передач, а молодой француз на 60 круге разбил об ограждение бульвара одновременно и нос своей машины, и собственный лоб. Штук, несмотря на множество мелких проблем, храбро держался на предпоследнем месте сжавшегося до восьми участников поля, пока на 68 круге дурацкая топливная помпа AFM не заставила его сдаться. Англичане тоже имели мало поводов для радости: из трех новых зелёных HWM, которые еще блещут свежим лаком, трёхчасовую гонку закончил на седьмом месте только Маклин. Принимая во внимание короткую дистанцию, уже через несколько кругов начались обгоны круговых, и для общей массы зрителей гонка стала чрезвычайно труднообозреваемой. Если в начале склоны Пиреней были еще черны от зрителей, то ближе к концу гонки они были покрыты только обёрточной бумагой от сандвичей. И Коллинз (HWM) и Жира-Кабанту (впервые в лагере англичан на HWM) выбыли из-за проблем с тормозами в ходе 6 и 42 круга соответственно. Единственный сюрприз дня: Вуаля! - Маленькая двухместная OSCА Байоля с мотором обьемом 1350 см3, 110 л.с. и весом в 550 кг заняла четвертое место, проехав 92 круга против 99 кругов у Аскари. Позади него финишировал старый Jicey Мартина с 160-сильным мотором Veritas-Meteor. Maserati Граффенрида пришла позади него! До финиша добрались семь из 17 участников.

Результат:

1. Аскари (Ferrari) 99 кругов 273,305 км (91,101 км/ч)
2. Розье (Ferrari) 96 кругов
3. Бера (Simca) 94 круга
4. Байоль (OSCA) 92 круга
5. Мартин (Jicey-Veritas) 89 кругов
6. Граффенрид (Maserati) 89 кругов
7. Маклин (HWM) 86 кругов

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport» Нр. 9/1952.



Знаете ли Вы что...