Гран-При Аргентины 1953года: 10 человек погибают на гонке в Буэенос-Айресе
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

01-1953г. Гран-При Аргентины

01-1953г. Гран-При Аргентины

Первый этап чемпионата мира на гоночной автодроме «17 октября» в Буэнос-Айресе собрал много участников, прибыли полные команды Ferrari, Maserati, Gordini и Cooper-Bristol. После того как на тренировке трасса была залита дождем, в гоночное воскресенье на безоблачном небе сияло солнце. За Ferrari на старт вышли Аскари, Фарина, Виллорези и впервые - молодой англичанин Майк Хоторн, за Maserati - Фанхио, Гонзалес, Бонетто и Галвец, за Gordini - Манзон, Бера и Мендитегю, и, наконец, за Cooper-Bristol - Браун, Барбер и Швельм.
Гонка должна была начаться в 4 часа пополудни, но уже в 9 утра начался наплыв толп народа. В мгновение ока переполнились гигантские трибуны, и массы людей заполнили весь автодром, чтобы, как и всегда, расположиться на самых интересных и при этом, конечно же, самых опасных местах. Следствием этого стала очень опасная авария, во время которой, когда на 32 круге машину Фарины вынесло с трассы, погибли 10 человек и еще 36 были ранены. Всего количество посетителей оценивается в 350.000 человек.
За полчаса до начала гонки полиции пришлось применить максимум усилий, чтобы очистить от зрителей, которые прорвались сквозь все загорождения, хотя бы полотно трассы.
Примерно в это же время гоночные машины выкатились из гаражей и направились к старту. Церемонию открыл аргентинский национальный гимн, затем итальянский, французский, английский и машины смогли занять свои места. Несколько минут были потеряны, чтобы оттеснить толпу на безопасные места внутри гоночного кольца; затем ровно в 16:04 последовал старт.
Вперед сразу вышел Виллорези, но уже через первые 100 метров его обошли Аскари и Фанхио. К концу первого круга лидировал Аскари, за ним следовали Гонзалес, Фанхио, Бонетто, Фарина и Виллорези. На втором круге у Аскари уже появилось преимущество в 150 метров перед Гонзалесом, на которого в свою очередь сильно наседал Фанхио. Еще кругом позже тот все-таки вышел на второе место. Аскари прошел первые пять кругов за 9:36,5, Фанхио за 9:43, Гонзалес за 9:47 и Фарина за 9:50,8. На тот момент рекорд круга показал Аскари: 1:52,4 на втором круге. К концу 10 круга гонщики шли в следующем порядке: Аскари, Фанхио, Фарина, Гонзалес и Манзон. На 11 круге Аскари побил собственный рекорд круга и показал 1:51. Три последних чемпиона мира, Аскари, Фанхио и Фарина, лидировали с большим отрывом от остальных. Расстояние между ними составляло 23 и 7 секунд соответственно. За ними шли Гонзалес, Манзон, Виллорези и Хоторн. Gordini Биргера окончательно остановилась на 22 круге со сгоревшим мотором. Еще один местный гонщик, Мендитeгю, также на Gordini, сдался несколько позже из-за поломки коробки передач. То же самое касается и Швельма, который потерял одно из колес своего Cooper-Bristol. Манзон обогнал Гонзалеса на 26 круге, таким образом заняв 4 позицию. К тому времени Аскари уже обошел на круг Гальвеца и Бонетто, которые боролись за 7 место.
В конце первого часа гонки загорелась машина Бонетто, но он все-таки привел свою окутанную клубами дыма Maserati в боксы. После замены свечей зажигания он смог продолжить гонку. Эта остановка обошлась Бонетто в 3 круга, еще немногим позже он выбыл окончательно из-за сгоревшего сцепления.
В это время Фарина ехал очень быстро и все больше приближался к Фанхио, когда произошло несчастье. Какой-то зритель решил пересечь трассу прямо перед Фариной, тот попытался увернуться. Его машина, которая как раз на большой скорости проходила быстрый поворот, вылетела с дороги прямо в толпу людей. Сам Фарина практически не пострадал и слегка хромая отправился пешком в боксы. В толпе поднялась паника, один мальчишка выскочил на трассу и был тяжело ранен Cooper-Bristol Алана Брауна.
На 36 круге из Maserati Фанхио повалили клубы дыма. Из машины во все стороны полетели части трансмиссии, в том числе и целый карданный шарнир. Фанхио пришлось сдаться, едва сдерживая ярость.
Теперь Аскари лидировал на безопасном расстоянии перед Манзоном, который между делом обошел Виллорези. Гонзалес в свою очередь остановился в боксах, но вскоре продолжил гонку. К концу 45 круга гонщики пришли в следующем порядке: Аскари, Виллорези, Хоторн, Гонзалес, Гальвец, Манзон и Бера. Манзон потерял колесо но не контроль над своим Gordini - все обошлось. А Гонзалес устремился в безумную погоню, обогнал Хоторна и Виллорези (последнего - во время замены колес) и занял 2 позицию позади Аскари, попутно установив на 64 круге новый рекорд: 1:48,7. Но он недолго продержался. На 73 круге Аскари вернул его себе, установив новый рекорд круга - 1:48,4 мин. Теперь настала очередь Гонзалеса заехать в боксы, и его опять обогнал Виллорези. С этого момента больше не было замечено никаких изменений, все остались на своих местах. Однако надо заметить, что Хоторн сильно замедлил темп, хотя у его машины не было никаких проблем и он имел неплохие шансы побороться с Гонзалесом за 3 место. Но сигнал «Slow Down» из боксов был совершенно однозначен. Хоторн пристроился за кормой медленного Cooper-Bristol Барбера и остался там до финиша.
После трех часов гонки и 97 кругов Аскари пересек финишную линию победителем, показав среднюю скорость 125,74 км/ч. Общая длина дистанции составила 375 километров. Он лидировал от начала и до конца и даже единственная остановка в боксах не оказала никакого влияния на ход гонки, - благодаря большому отрыву от соперников, который Аскари имел на тот момент.
1
Альберто АскариFerrari973:01'04.6
2
Луиджи ВиллорезиFerrari963:01'36.3
3
Хосе-Фройлан ГонзалесMaserati963:02'19.2
4
Майк ХоторнFerrari963:02'33.5
5
Оскар ГальвесMaserati963:02'48.1
6
Жан БераGordini943:01'10.0
7

Gordini913:01'07.1


Морис Тринтиньян
50
Отдал автомобиль Шеллу


Харри Шелл
41
Взял автомобиль Тринтиньяна
8
Джон БарберCooper903:01'40.6
9
Алан БраунCooper873:02'48.6Сбил зрителя

нфРобер МанзонGordini67
Потеря колеса

нфХуан-Мануэль ФанхиоMaserati36
Универсальный шарнир

нфФеличе БонеттоMaserati32
Трансмиссия

нфНино ФаринаFerrari31
Авария / убиты 9 человек

нфКарлос МендитегиGordini24
Коробка передач

нфПабло БиргерSimca-Gordini21
Ведомая шестерня
главной передачи

нфАдольфо Х. Швельм-КрузCooper20
Поворотная цапфа /
потеря колеса

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1953 г.



Знаете ли Вы что...