01-1953г. Гран-При Аргентины
Гонка должна была начаться в 4 часа пополудни, но уже в 9 утра начался наплыв толп народа. В мгновение ока переполнились гигантские трибуны, и массы людей заполнили весь автодром, чтобы, как и всегда, расположиться на самых интересных и при этом, конечно же, самых опасных местах. Следствием этого стала очень опасная авария, во время которой, когда на 32 круге машину Фарины вынесло с трассы, погибли 10 человек и еще 36 были ранены. Всего количество посетителей оценивается в 350.000 человек.
За полчаса до начала гонки полиции пришлось применить максимум усилий, чтобы очистить от зрителей, которые прорвались сквозь все загорождения, хотя бы полотно трассы.
Примерно в это же время гоночные машины выкатились из гаражей и направились к старту. Церемонию открыл аргентинский национальный гимн, затем итальянский, французский, английский и машины смогли занять свои места. Несколько минут были потеряны, чтобы оттеснить толпу на безопасные места внутри гоночного кольца; затем ровно в 16:04 последовал старт.
Вперед сразу вышел Виллорези, но уже через первые 100 метров его обошли Аскари и Фанхио. К концу первого круга лидировал Аскари, за ним следовали Гонзалес, Фанхио, Бонетто, Фарина и Виллорези. На втором круге у Аскари уже появилось преимущество в 150 метров перед Гонзалесом, на которого в свою очередь сильно наседал Фанхио. Еще кругом позже тот все-таки вышел на второе место. Аскари прошел первые пять кругов за 9:36,5, Фанхио за 9:43, Гонзалес за 9:47 и Фарина за 9:50,8. На тот момент рекорд круга показал Аскари: 1:52,4 на втором круге. К концу 10 круга гонщики шли в следующем порядке: Аскари, Фанхио, Фарина, Гонзалес и Манзон. На 11 круге Аскари побил собственный рекорд круга и показал 1:51. Три последних чемпиона мира, Аскари, Фанхио и Фарина, лидировали с большим отрывом от остальных. Расстояние между ними составляло 23 и 7 секунд соответственно. За ними шли Гонзалес, Манзон, Виллорези и Хоторн. Gordini Биргера окончательно остановилась на 22 круге со сгоревшим мотором. Еще один местный гонщик, Мендитeгю, также на Gordini, сдался несколько позже из-за поломки коробки передач. То же самое касается и Швельма, который потерял одно из колес своего Cooper-Bristol. Манзон обогнал Гонзалеса на 26 круге, таким образом заняв 4 позицию. К тому времени Аскари уже обошел на круг Гальвеца и Бонетто, которые боролись за 7 место.
В конце первого часа гонки загорелась машина Бонетто, но он все-таки привел свою окутанную клубами дыма Maserati в боксы. После замены свечей зажигания он смог продолжить гонку. Эта остановка обошлась Бонетто в 3 круга, еще немногим позже он выбыл окончательно из-за сгоревшего сцепления.
В это время Фарина ехал очень быстро и все больше приближался к Фанхио, когда произошло несчастье. Какой-то зритель решил пересечь трассу прямо перед Фариной, тот попытался увернуться. Его машина, которая как раз на большой скорости проходила быстрый поворот, вылетела с дороги прямо в толпу людей. Сам Фарина практически не пострадал и слегка хромая отправился пешком в боксы. В толпе поднялась паника, один мальчишка выскочил на трассу и был тяжело ранен Cooper-Bristol Алана Брауна.
На 36 круге из Maserati Фанхио повалили клубы дыма. Из машины во все стороны полетели части трансмиссии, в том числе и целый карданный шарнир. Фанхио пришлось сдаться, едва сдерживая ярость.
Теперь Аскари лидировал на безопасном расстоянии перед Манзоном, который между делом обошел Виллорези. Гонзалес в свою очередь остановился в боксах, но вскоре продолжил гонку. К концу 45 круга гонщики пришли в следующем порядке: Аскари, Виллорези, Хоторн, Гонзалес, Гальвец, Манзон и Бера. Манзон потерял колесо но не контроль над своим Gordini - все обошлось. А Гонзалес устремился в безумную погоню, обогнал Хоторна и Виллорези (последнего - во время замены колес) и занял 2 позицию позади Аскари, попутно установив на 64 круге новый рекорд: 1:48,7. Но он недолго продержался. На 73 круге Аскари вернул его себе, установив новый рекорд круга - 1:48,4 мин. Теперь настала очередь Гонзалеса заехать в боксы, и его опять обогнал Виллорези. С этого момента больше не было замечено никаких изменений, все остались на своих местах. Однако надо заметить, что Хоторн сильно замедлил темп, хотя у его машины не было никаких проблем и он имел неплохие шансы побороться с Гонзалесом за 3 место. Но сигнал «Slow Down» из боксов был совершенно однозначен. Хоторн пристроился за кормой медленного Cooper-Bristol Барбера и остался там до финиша.
После трех часов гонки и 97 кругов Аскари пересек финишную линию победителем, показав среднюю скорость 125,74 км/ч. Общая длина дистанции составила 375 километров. Он лидировал от начала и до конца и даже единственная остановка в боксах не оказала никакого влияния на ход гонки, - благодаря большому отрыву от соперников, который Аскари имел на тот момент.
1 | Альберто Аскари | Ferrari | 97 | 3:01'04.6 | ||
2 | Луиджи Виллорези | Ferrari | 96 | 3:01'36.3 | ||
3 | Хосе-Фройлан Гонзалес | Maserati | 96 | 3:02'19.2 | ||
4 | Майк Хоторн | Ferrari | 96 | 3:02'33.5 | ||
5 | Оскар Гальвес | Maserati | 96 | 3:02'48.1 | ||
6 | Жан Бера | Gordini | 94 | 3:01'10.0 | ||
7 | Gordini | 91 | 3:01'07.1 | |||
Морис Тринтиньян | 50 | Отдал автомобиль Шеллу | ||||
Харри Шелл | 41 | Взял автомобиль Тринтиньяна | ||||
8 | Джон Барбер | Cooper | 90 | 3:01'40.6 | ||
9 | Алан Браун | Cooper | 87 | 3:02'48.6 | Сбил зрителя | |
нф | Робер Манзон | Gordini | 67 | Потеря колеса | ||
нф | Хуан-Мануэль Фанхио | Maserati | 36 | Универсальный шарнир | ||
нф | Феличе Бонетто | Maserati | 32 | Трансмиссия | ||
нф | Нино Фарина | Ferrari | 31 | Авария / убиты 9 человек | ||
нф | Карлос Мендитеги | Gordini | 24 | Коробка передач | ||
нф | Пабло Биргер | Simca-Gordini | 21 | Ведомая шестерня главной передачи | ||
нф | Адольфо Х. Швельм-Круз | Cooper | 20 | Поворотная цапфа / потеря колеса |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1953 г.