02-1953г. Гран-При США 1953г.
Высокая температура сделала гонку практически невыносимой. Многие гонщики из-за истощения вынуждены были передавать управление своим коллегам, а один из них, Карл Скарборо, даже умер по этой причине.
Между тем, почти с самого старта мало кто сомневался в победе Вуковича. Окончательные результаты соревнований, после ошибок в хронометраже и прочем, были пересчитаны и они приводятся в этой статье.
Выиграть "Инди-500" это очень прибыльное дело для гонщика и заявителя. В этом году победитель и владельцы автомобиля кроме рекордной суммы $89.496 (£31.950) получил и набор всяческих призов. Второй гонщик на финише заработал $27.296 (£9.750) и даже 33-й по итогам гонки, Энди Линден, продержавшийся всего 3 круга был награжден $2.126 (£760). Эта сумма выше самых крупных призовых денег в любом европейском Гран При.
В течение гонки Вукович трижды останавливался в боксах для замены шин и заправки топливом, каждый раз устанавливая полный комплект покрышек. Его пит-стопы были очень эффективны и отняли менее, чем 4 минуты. Благодаря этому, Вукович был лидером постоянно, за исключением 5 кругов между отметками 100 и 150 миль.
* * *
Уильям Клей Форд, внук Генри Форда, управлял пейс-каром, возглавляя поле из 33-х автомобилей, быстрейших из когда-либо принимавших участие в "Инди-500", на круге, предшесвтвовавшем старту. Когда пейс-кар сошел с трассы, Вукович вырвался в лидеры, преследуемый Мануэлем Айюло (Peter Schmidt Special) и Тони Беттенхаузеном (Agajanian Special). Фред Агабашьян (Grancor-Elgin Special) и Сэм Хэнкс (Bardahl Special) шли четвертым и пятым. На 2-м круге Беттенхаузен вышел на второе место в северном повороте. Вукович, со средней скоростью на первых двух кругах 133,799 миль/ч, уже имел отрыв в 3 секунды, который к концу следующего круга превратился в 9.
С самого начала начались аварии. На 4 круге автомобиль Энди Линдена вышел из-под контроля в северо-восточном повороте, врезался в стену и вспыхнул. Джерри Хойт, идущий следом, пытаясь избежать столкновения с обломками выскочил на газон. Он сумел сохранить обороты двигателя и добрался до боксов для быстрого ремонта. Линден в этой коллизии не пострадал.
Вукович продолжил бить рекорды и на отметке 4 круга или 10 миль показал скорость 134,048 миль/ч. Это достижение было более чем на 2 миль/ч быстрее прошлогоднего достижения МакГрата. Агабашьян и Кросс, будучи вторым и третьим, отставали более чем на 10 секунд. На 13-м круге Кросс обошел Агабашьяна. Через 5 кругов это же проделал Айюло, а еще через круг он стал уже вторым. Продолжая в том же темпе, Айюло стал приближаться к лидеру и к 26 кругам он сократил разрыв до 7 секунд.
Пит-стопы – быстрые и медленные
Ко времени 100-мильной отметки 4 автомобиля сошло с дистанции. В этот момент Джонни Парсонз (Belond Special) также увеличил темп и на 42-м круге стал третьим. Однако на следующем круге его вызвали в боксы на дозаправку и смену колес. Все старания пошли даром, когда механики установили колеса на неправильную сторону (в Индианаполисе внутренние и внешние покрышки имеют разный диаметр). Вукович и Айюло оба отправились в боксы на короткий пит-стоп, и в лидеры вышел Агабашьян. Вукович на дозаправку и смену четырех колес затратил 54 секунды. Айюло испытал проблемы с запуском двигателя и потерял драгоценное время. Через 5 кругов Агабашьяну также пришлось остановиться для замены шин. Вукович опять вышел в лидеры и уже не терял эту позицию. В этот момент Кросс отставал на 38 секунд, ненамного опережая Айюло.
Опять начали происходить неприятности. Сначала Джин Хартли (Federal Engineering Special) скользя задом наперед ударился в стену. Затем Скарборо заскочил в боксы и передал управление Бобу Скотту. Пожарный обрабатывал автомобиль диоксидом углерода для предотвращения возгорания топлива, которое в избытке выбрызгивалось наружу при дозаправке. Скарборо, страдающий от жары, надышался этим газом и потерял сознание.
Дейвис (Clancy Special), к этому времени ставший третьим, дважды пытался остановиться в боксах, но его автомобиль лишился тормозов. С третьей попытки он остановился, но процарапал колесами бетонный пит-уолл. Фриленд (Estes Special), развернулся в северо-западном повороте, когда на его автомобиле сломалось рулевое управление. Летающий Вукович возглавлял гонку, на отметке 80 кругов (200 миль) показав скорость 131,346 миль/ч. Из 33-х стартовавших на трассе осталось 26 участников.
Замены вызванные жарой
Жара начала оказывать значительное влияние. Джонни Парсонз сошел после обрыва шатуна. Он также страдал от истощения в результате жары. Стивенсон заменил за рулем Хойта, который был отправлен в госпиталь по той же причине. Агабашьян, идущий вторым, также не мог больше продолжать борьбу и передал управление Полу Руссо, чей автомобиль вышел из строя с поломкой магнето.
Вукович сделал второй пит-стоп на 112-м круге, дозаправившись, сменив комплект покрышек и выпив воды, одну из чашек вылив себе на шею. Вукович сохранил лидерство, и затем опять появились желтые флаги. Пэт Флагерти (Schmidt Special) врезался в стену на короткой северной прямой и с тяжелыми повреждениями был отправлен в госпиталь.
После 130 кругов, за исключением шести пройденных под желтым флагом, Вукович показал скорость 128,9 миль/ч. Позади него на 2-м, 3-м и 4-м местах шли Кросс, Айюло и Хэнкс. Вскоре после этого Хэнкс обошел двух впереди идущих гонщиков и стал вторым. Через 16 кругов Айюло сместил Хэнкса со второго места. После этого он остановился в боксах, где его сменил Картер. Как только Айюло перелез через пит-уолл, он потерял сознание от жары. Холланд, победитель 1949 года, идущий шестым, передал руль Ротманну.
За 100 миль до финиша Вуковичу уже почти ничего не могло помешать. Без каких-либо видимых трудностей он довел среднюю скорость до 129,2 миль/ч. Это было проявлением выдающейся выносливости в ужасающую жару и другие не могли сравниться в этом с Вуковичем. Хартли, попавший в аварию чуть раньше, принял автомобиль Стивенсона, который в свою очередь заменил Тони Беттенхаузена. Холмс принял управление у Томпсона, который ехал в автомобиле Уэбба (Lubry-Loy Special). Когда Вукович остановился на свой последний пит-стоп, Генри Бэнкс стоял в боксах готовым сесть за руль. Однако лидер остался в кокпите, облив себя водой. За 53 секунды Вуковичу сменили колеса, дозаправили и он отправился на трассу. Преимущество лидера над Кроссом составляло 1 круг, и возросло до 2-х кругов, когда Кросс отправился за новыми шинами на 187-м круге.
Гонка подходила к концу, однако вновь были вывешены желтые флаги. Во второй раз за день Хартли попал в аварию, ударившись бортом о стену и отскочив обратно на трассу. Пытаясь избежать столкновения с машиной Хартли, Дюк Нэлон, единственный гонщик на 8-цилиндровом компрессорном автомобиле в гонке – Novi Special, закрутился и оказался на газоне внутри трека.
На фоне всех этих событий Вукович увидел клетчатый флаг. Все думали, что за второе место развернулась отчаянная схватка, когда Руссо всего на два корпуса на финише опередил Кросса. Однако выяснилось, что судьи приплюсовали Руссо лишний круг. Таким образом, Кросс был объявлен вторым, Картер третьим и Руссо четвертым.
1 | Билл Вукович | Kurtis Kraft | 3:53'01.69 | |
2 | Арт Кросс | Kurtis Kraft | 3:56'32.56 | |
3 | Kurtis Kraft | 3:57'13.19 | ||
Сэм Хэнкс | Отдал автомобиль Картеру | |||
Дуэйн Картер | Взял автомобиль Хэнкса | |||
4 | Kurtis Kraft | 3:57'40.93 | ||
Фред Агабашьян | Отдал автомобиль Руссо | |||
Пол Руссо | Взял автомобиль Агабашьяна | |||
5 | Джек МакГрат | Kurtis Kraft | 4:00'51.33 | |
6 | Джимми Дэйуолт | Kurtis Kraft | 4:01'11.90 | |
7 | Kurtis Kraft | 4:01'47.71 | ||
Джим Ратманн | Отдал автомобиль Джонсону | |||
Эдди Джонсон | Взял автомобиль Ратмана | |||
8 | Эрни МакКой | Stevens | 4:03'06.24 | |
9-нф | Kuzma | Ось / авария в северо-восточном повороте | ||
Тони Беттенхаузен | Отдал автомобиль Стивенсону | |||
Чак Стивенсон | Взял автомобиль Беттенхаузена / отдал автомобиль Хартли | |||
Джин Хартли | Взял автомобиль Беттенхаузена / ось / авария в северо-восточном повороте | |||
10 | Джимми Дэвис | Kurtis Kraft | ||
11-нф | Дюк Нэлон | Kurtis Kraft | Разворот в северо-восточном повороте избегая Беттенхаузена | |
12 | Kurtis Kraft | |||
Карл Скарборо | Отдал автомобиль Скотту / умер от перегрева организма | |||
Боб Скотт | Взял автомобиль Скарборо | |||
13-нф | Манни Айюло | Kuzma | Шатун | |
14 | Джимми Брайан | Schroeder | ||
15 | Kurtis Kraft | Кулачковый механизм | ||
Билл Холланд | Отдал автомобиль Ратману | |||
Джим Ратманн | Взял автомобиль Холланда / кулачковый механизм | |||
16-нф | Kurtis Kraft | Задний мост | ||
Роджер Уорд | Отдал автомобиль Линдену | |||
Энди Линден | Взял автомобиль Уорда / отдал автомобиль Динсмору | |||
Дюк Динсмор | Взял автомобиль Уорда / задняя ось | |||
17 | Kurtis Kraft | |||
Уолт Фолкнер | Отдал автомобиль Мантцу | |||
Джонни Мантц | Взял автомобиль Фолкнера | |||
18-нф | Маршал Тиг | Kurtis Kraft | Утечка масла | |
19-нф | Kurtis Kraft | Утечка масла | ||
Спайдер Уэбб | Отдал автомобиль Томпсону | |||
Джонни Томсон | Взял автомобиль Уэбба / отдал автомобиль Холмсу | |||
Джеки Холмс | Взял автомобиль Уэбба / утечка масла | |||
20-нф | Боб Свейкерт | Kuzma | Толкающая штанга подвески | |
21-нф | Майк Назарук | Turner | Трансмиссия | |
22-нф | Пэт Флаэрти | Kurtis Kraft | Авария в северо-восточном повороте | |
23-нф | Kurtis Kraft | Перегрев кокпита | ||
Джерри Хойт | Отдал автомобиль Стивенстону | |||
Чак Стивенсон | Взял автомобиль Хойта / отдал автомобиль Линдену | |||
Энди Линден | Взял автомобиль Хойта / перегрев кокпита | |||
24-нф | Дуэйн Картер | Lesovsky | Зажигание | |
25-нф | Пол Руссо | Kurtis Kraft | Магнето | |
26-нф | Джонни Парсонс | Kurtis Kraft | Коленчатый вал | |
27-нф | Дон Фрилэнд | Watson | Авария в северо-западном повороте | |
28-нф | Джин Хартли | Kurtis Kraft | Авария в северо-восточном повороте | |
29-нф | Чак Стивенсон | Kuzma | Утечка топлива | |
30-нф | Кэл Найдей | Kurtis Kraft | Магнето | |
31-нф | Боб Скотт | Bromme | Утечка масла | |
32-нф | Джонни Томсон | Del Roy | Зажигание | |
33-нф | Энди Линден | Stevens | Авария в северо-восточном повороте |
Перевод: Евгений Жмарин
The Motor, june 10, 1953