Гран-При Голландии 1953года: Аскари побеждает в Зандвоорте
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

03-1953г. Гран-При Голландии

03-1953г. Гран-При Голландии

Несмотря на участие четырех новых 6-цилиндровых Maserati ASSG6, 2-литровые 4-цилиндровые Ferrari снова продемонстрировали свое превосходство в гонке Формулы II. Гран-при Голландии проходил в солнечную погоду с прохладным ветерком, дующим с Северного моря. Покрытие трассы было заменено, но оно по-прежнему оставалось очень скользким. Недовольные этим гонщики раздраженно прятались в транспортерах – их автомобили скользили и разворачивались в поворотах этого извилистого кольца. В результате этого скорости были ниже прошлогодних.
Чемпион Аскари вышел в лидеры на первом круге и его никто не смог побеспокоить до 90-го и последнего круга гонки. Как и его коллеги, Аскари прошел все 235 миль дистанции нон-стоп. Вторая и третья позиции были оккупированы Виллорези и Фариной, которые постоянно менялись местами. В итоге Виллорези сошел. Нешуточная борьба также развернулась за третье место между Хоторном (Ferrari) и Гонзалесом (Maserati). Перед самым финишем третье место захватил Гонзалес. Британия была представлена четырьмя Connaught, двумя H.W.M. и Cooper'ом Уортона. Из них только двое финишировали – Коллинз (H.W.M.) и Мосс (Connaught). Клэз (Connaught) после очень долгого пит-стопа держался в гонке и финишировал, отстав от Мосса на полкруга. Maserati оказались гораздо медленнее Ferrari и Фанхио, и Гонзалес, оба выбыли с поломкой задней оси. Гонзалес пересел в автомобиль Бонетто и в конце гонки смог завоевать третье место в круге, позади триумфаторов, Аскари и Фарины.
2,6-мильный серпантин среди зандвоортских дюн всегда способствует отличным гонкам, но с первого и неистового открытия пилотами B.R.D.C. в 1948 году не было такого интересного Гран При Голландии, организованного K.N.A.C. (Королевским Автоклубом Голландии).
Этот прекрасный маленький автодром среди дюн на берегу Северного моря около Гаарлема был построен с характерным голландским энтузиазмом сразу после войны. Длина трассы составляет 2,6 мили. В 1952 году Аскари (2-литровый Ferrari) прошел круг со скоростью 85,44 мили/ч (1 мин 49,8 с), гонку он выиграл со средней скоростью 81,15 мили/ч.
Благодаря небольшим холмам, покрытым кустарником, зрители имеют бесподобные места для наблюдения за гонкой. С кирпичной трибуны напротив боксов и паддока открывается вид на длинную финишную прямую, первый U-образный поворот Тарзан, изгиб Карусель на спуске и следующий за ним подъем, уходящий за горизонт. Дальнейшая часть трассы начинается с изгибающегося спуска, за ним следует немного извилистая секция, а затем длинный поворот, проходящий через хвойный лес и ведущий обратно на финишную прямую. Как и Берн, это трасса для гонщиков. Зандвоорт сам по себе, это небольшой курортный городок на берегу моря в пяти милях южнее Гаарлема. Даже сейчас этот городок продолжает восстанавливаться после войны.
После драматичных и сенсационных гонок в Алби, неделей раньше, Формула II опять выдвинулась на первый план на первом европейском этапе чемпионата мира. Для уверенности, Ferrari выставили четыре автомобиля известной модели с 4-цилиндрами и четырьмя раздельными карбюраторами. Новый Ferrari не появился, но это может произойти в Спа или Реймсе. Его характеристики пока неизвестны, однако предполагается появление совершенно нового облегченного шасси с рамой из труб треугольного сечения малого диаметра, наподобие Cooper-Bristol. Maserati также выставили четыре автомобиля последней модели, которые не пересекали Альп до победы де Граффенрида в Нюрбургринге на прошлой неделе. Эта модель, такая же маленькая, как и Gordini, имеет колесную базу 7 футов 6 дюймов, модифицированную заднюю подвеску, прежнюю ведущую ось и 6-листовые четвертьэллиптические рессоры со стабилизатором поперечной устойчивости, передняя подвеска независимая с поперечными рычагами и стабилизатором. Грациозный низкий кузов имеет Ferrari-образную вытянутую переднюю часть с помещенным в ней маслорадиатором перед основным радиатором. Интересной особенностью является наличие в кокпите ручки управления жалюзями радиатора. Рычаг переключения передач расположен далеко слева с дистанционным управлением центральным рычагом. 6-цилиндровый 12-свечный двигатель является модификацией уже известного агрегата и выдает около 190 л.с. Разумеется, автомобиль очень легкий.
Джон Хит заявил два H.W.M. Автомобиль Маклина располагал новыми распредвалами и большими карбюраторами. Его мощность составила 180 л.с. по сравнению с 165 л.с. предыдущей модели. Cooper-Bristol Уортона весил 11,5 центнеров и выдавал примерно такую же мощность. Однако расход топлива был в два раза больше, чем 6 миль с галлона у H.W.M. Три Connaught'а из Англии имели впырск топлива и оставались верны автоматической коробке передач. H.W.M., конечно же, использовали КП от Jaguar'а. Connaught Клэза был ранней моделью с коротким шасси и был не так устойчив, как последние разработки. Три Gordini были те же, что мы видели в Сильверстоуне, с жесткой задней подвеской и независимой торсионной подвеской впереди. На автомобиле Тринтиньяна были установлены новые тормозные барабаны и двойная выхлопная система.
Тренировки прошли без инцидентов, пока Ferrari и Maserati примерялись друг к другу. Окончательные времена показали, что Ferrari имеют немного больше мощности. Однако опять передние колеса вели себя не очень хорошо при активном торможении. Поверхность кольца недавно заменили и в первый день она была очень скользкой. Причиной этого стало отсутствие в новом асфальте мелких камешков. Все гонщики сильно скользили и скорости были на 10 секунд хуже прошлогодних. На второй день поверхность стала получше, но все равно скользкой. Скорости возрасли на 5 - 6 секунд, но результаты были по-прежнему хуже чем в 1952 году. Лучшее время показал Аскари 1:51,1 (84,42 миль/ч). Лучшим британцем был Мосс на Connaught'е, показавший 2 минуты ровно. Сальвадори был на 0,5 секунды медленнее. Из-за нехватки топлива Уортон на Cooper'е сделал всего несколько кругов и улетел обратно в Англию, где так успешно выступил в Шелсли.

Как только гонщики сорвались со своих стартовых позиций, Аскари ракетой выскочил в лидеры и оставался там до конца гонки. Фанхио в первом ряду засиделся на старте и был зажат Фариной и Виллорези. Гонзалес также медленно ушел в гонку и застрял в толпе гонщиков.
После 1 круга порядок был таков: Аскари, лидирующий в 2-х секундах, Виллорези, Фарина. Эти трое лидировали до 78 из 90 кругов, занимая 1-е, 2-е и 3-е места. Нужно отметить, что Виллорези, показавший лучшее время дня 83,15 миль/ч, провел классическую гонку, невозмутимую, аккуратную и все выглядело очень просто. К сожалению, после 67 кругов он вынужден был сойти.
Уортон прилетел из Шелсли ночью перед гонкой. На первом круге он обошел, по меньшей мере, пять автомобилей, а потом вынужден был сойти с поломкой заднего рычага. Аскари установил скорость круга 81,6 миль/ч и наращивал свое превосходство круг за кругом по 2 – 3 секунды. Его лидерство росло: 5, 7, 9 секунд. Виллорези шел вторым, опережая Фарину на два корпуса. В 2-х секундах позади шел Фанхио, преследуемый Хоторном на пятом месте.

После 10 кругов:
- Аскари 19 мин. 28,4 сек. (80,2 миль/ч)
- Фарина 19:38,1
- Виллорези 19:38,2
- Фанхио 19:44,8
- Хоторн 19:50,7
- Гонзалес, де Граффенрид, Шелл, Бонетто, Тринтиньян, Мосс, Сальвадори.
Лучший круг: Аскари 1:55,3 (81,3 миль/ч)

Маклин заехал в боксы с поломанным механизмом управления дроссельной заслонкой и сошел. Сальвадори выбыл несколькими кругами позже.
Фанхио возглавлял атаку Maserati, но просто не мог сражаться на равных с Ferrari. К 15-му кругу Фанхио был в 8 секундах позади. Аскари к тому времени обошел на круг уже 7 автомобилей, опережая Фарину на 12 секунд. Аскари шел со скоростью 81 миль/ч по крайне скользкому кольцу, которое приводило Фарину в замешательство.
Сальвадори сошел, затем Уортон. Клэз столкнулся с проблемами в боксах, однако сумел возобновить гонку.

После 20 кругов:
- Аскари 38 мин. 46,3 сек. (80,6 миль/ч)
- Фарина 39:01,5
- Виллорези 39:09,4
- Фанхио 39:18,2
- Хоторн, Бонетто, Гонзалес.

После 22 кругов Гонзалес проделал огромную работу. Он прорвался из середины поля на 6-е место, а затем поломалась задняя ось. Через три круга команда остановила шедшего восьмым Бонетто и усадила Гонзалеса за руль. Он вернулся на трассу девятым, принял свою гоночную позу и посмотрел, что можно предпринять. После 28 кругов он стал восьмым, обойдя Тринтиньяна. Мьерес (Gordini) сошел. На 29 круге Гонзалес обошел Хоторна, который отставал от лидеров на круг. Теперь Гонзалес был в одном круге с Хоторном, но почти в круге позади.

После 30 кругов:
- Аскари 58 мин. 2,2 сек.
- Фарина 58:22,6
- Виллорези 58:25,1
- Фанхио 58:43,6
- Хоторн 58:59,6
Лучший круг: Аскари 1:53,9 (82,33 миль/ч)

Пока Аскари, Фарина и Виллорези с легкостью лидировали, Гонзалес шел по пути наверх. Он обошел Шелла, и стал 7-м. Следующим был оставлен позади де Граффенрид. Фанхио сошел с поломкой задней оси.
Теперь Гонзалес шел шестым, Хоторн четвертым. Аскари, далеко впереди, дал повод для волнений, оставляя после себя струйку дыма. Однако это не оказало влияния на поведение автомобиля, а Аскари имел преимущество в четверть мили. После 38 кругов Виллорези обошел Фарину и стал вторым. Мосс возглавлял британских гонщиков на 9-м месте, но остановился в боксах для починки маслопровода и оказался в хвосте процессии.

После 40 кругов:

- Аскари 77:10,9 (81,03 миль/ч)
- Виллорези 77:33,2
- Фарина 77:34,1
- Хоторн 78:26,4
- Гонзалес круг меньше
- де Граффенрид круг меньше
- Шелл круг меньше
- Тринтиньян круг меньше
- Мосс 2 круга меньше
- Коллинз 2 круга меньше
Лучший круг: Аскари, Хоторн и Виллорези 1:53,8 (82,34 миль/ч)

Впереди Мосса шел Коллинз. Его глаза почти ничего не видели из-за летящего песка и метанола, вытекающего из бака. Он смотрел на мир через белую вуаль слез, смешанных с топливом.
До 66 круга порядок оставался неизменным: Аскари, Виллорези, Фарина. Затем Виллорези остановился на трассе, возобновил движение, потерял капот и сошел, заехав в боксы. Хоторн стал третьим. Я сомневаюсь, сознавали ли в Ferrari, что Гонзалес четвертый и, что он преследует Хоторна. Может быть они думали, что аргентинец отстает на круг? Гонзалес, изогнувшись за рулем, методично догонял Хоторна и на 78 круге его обошел. Теперь он стал третьим в круге позади лидеров. Гонзалес грозил кулаком всем, кто попадался на пути. Он отыгрывал по 4 секунды на круге, но отрыв был безнадежным и ничего поделать с этим Гонзалес не мог. Четыре круга Хоторн держался за Гонзалесом, но не выдержав такого темпа начал отставать. Гонзалес продолжал носиться по трассе сражаясь с автомобилем и проходя повороты на пределе. В это время Аскари и Фарина беззаботно катались по кольцу.
На этом гонка закончилась и Аскари одержал очередную пренебрежительно легкую победу за Ferrari. Фарина финишировал вторым, Гонзалес на новом Maserati третьим, Хоторн четвертым. Но позвольте сказать, что по нашему мнению, самым прекрасным выступлением дня была езда Виллорези, который в конце концов с видимой легкостью показал лучшее время дня.


1
Альберто АскариFerrari902:53'35.8
2
Нино ФаринаFerrari902:53'46.2
3

Maserati892:53'54.2


Феличе Бонетто
25
Отдал автомобиль Гонзалесу


Хосе-Фройлан Гонзалес
64
Взял автомобиль Бонетто
4
Майк ХоторнFerrari892:54'08.3
5
Туло де ГраффенридMaserati882:55'27.7
6
Морис ТринтиньянGordini872:53'47.0
7
Луи РозьеFerrari86

8
Питер КоллинзHWM84

9
Стирлинг МоссConnaught83


нфЛуиджи ВиллорезиFerrari67
Тяга управления дроссельной
заслонкой

нфКен МакАлпайнConnaught63
Двигатель

нфХарри ШеллGordini59
Трансмиссия

нкДжонни КлэзConnaught52


нфХуан-Мануэль ФанхиоMaserati36
Задний мост

нфРоберто МьересGordini28
Трансмиссия

нфХосе-Фройлан ГонзалесMaserati22
Задний мост

нфКен УортонCooper19
Задняя подвеска

нфРой СальвадориConnaught14
Двигатель / клапан

нфЛэнс МаклинHWM7
Управление дроссельной заслонкой

нсФрэд Уокер мл.Gordini

Двигатель использовал Шелл

Перевод: Евгений Жмарин

The Motor, june 10, 1953



Знаете ли Вы что...