Гран-При Бельгии 1953года: третья подряд победа Аскари
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

04-1953г. Гран-При Бельгии

04-1953г. Гран-При Бельгии

Классическая трасса Франкоршам за последние годы по-прежнему остается ареной для сюрпризов и демонстрации гоночной «прыти». Мне достаточно только вспомнить победу Розье на 4,5-литровом Talbot, или Гран При 1951 года, когда пробитая шина чуть было не лишила Фанхио надежд на чемпионский титул. По результатам первого этапа чемпионата мира для Формулы 2 этого года менее всего следовало надеяться на какие-либо сенсации. Но они возникли буквально за одну ночь, когда вечером, перед гонкой, были прочитаны результаты тренировки: три дня подряд Аскари тщетно пытался достичь средней скорости в 188,5 км/ч, показанной Фанхио и Гонзалесом, но сумел показать только 186,9 - его все еще отделяли две важные секунды! Прошлогодний рекорд Аскари в 177,3 км/ч был уже давно побит. У «шпиков из боксов» имелось для этого объяснение: за две недели, прошедшие с Зандфорта, Maserati обоих аргентинцев получили новые моторы и более крепкие задние оси. Только Maserati де Граффнерида не испытала этого счастья, и он уже на тренировке отстал на 15 секунд.
На самую большую гонку Бельгии, которая проводится на дистанцию в 36 кругов (506 км), при замечательной летней погоде собралась, можно сказать, "традиционные" 20 пилотов. Прежде всего - по пять Maserati (Фанхио, Гонзалес, Клаэс, Маримон и де Граффенрид) и Ferrari (Виллорези, Аскари, Хоторн, Фарина, Розье), потом четыре 6-цилиндровых Gordini (Бера, Тринтиньян, Шелл, Уокер) и в качестве «попутчиков» - бельгиец Свейтерс (Ferrari), Пилетт (Connaught), Легат (Veritas-Metеor) и три HWM - с Коллинзом, Фрие и Маклином.
Большая сенсация произошла уже на первом круге гонки, когда Фанхио и Гонзалес возглавили пелетон, и их отрыв от Аскари и Фарины вскоре вырос с начальных 5 секунд до 10 и 25 соответственно. Да, Гонзалесу даже удалось на 10 круге привезти своему соотечественнику 9 секунд, но еще кругом позже этой погони ему не повезло, и под тяжелой ногой аргентинца сломалась педаль газа: аут! Теперь Фанахио спокойно лидирует с отрывом в 20 секунд от четырех Ferrari - Аскари, Фарины, Хоторна и Виллорези. За ними следуют, единственные пока еще не отставшие на круг, Тринтиньян, Граффенрид и Клаэс. Но теперь не повезло и Фанхио! На следующем круге он остался стоять в боксах и тремя минутами позже пересел в машину Клаэса. Таким образом, Фанхио переместился на 8 место, но он начал гонку заново: уже 16 круг он закончил седьмым (после того, как Фарина выбыл с дефектом коробки передач), а 20 круг - пятым, когда он обогнал де Граффенрида и Тринтиньяна. Последние двое почти всю гонку сражались друг с другом на расстоянии, максимум, 50 метров. Но хотя Фанхио с 181,4 км/ч - против 180,4 у Аскари, постоянно отвоёвывал секунды, ему так и не удалось присоединиться к лидирующей группе из Аскари, Хоторнa, Маримонa и Виллорези. В то время как Аскари вел гонку с преимуществом в 2 минуты, между двумя Ferrari (Виллорези и Хоторна) и Maserati Маримона завязалась жаркая дуэль за второе и третье места. Только на 28 круге Виллорези удалось обойти аргентинца. Но и этот распорядок был еще раз опрокинут на последних кругах, когда напряжение росло с каждой минутой. Хоторн отстал и остановился на дозаправку, и вот уже Виллорези на втором месте, в одной минуте после него – третий, Фанхио, за ним следует его земляк Маримон. Потом -– Граффенрид с Тринтиньяном (их уже обошли на круг) и ставший третьим в этой второй группе Хоторн. Как яростно теперь идет борьба! Аскари взвинтил свою среднюю скорость до 181,5 и 182,7 км/ч, но рекорда Гонзалеса в 185,7 км/ч не достиг; Фанхио еще на последних трёх кругах атакует изо всех сил Виллорези, но но лишь сумел к последнему из них сократить разрыв с 45 секунд до 30. Но он все равно пытается сделать невозможное возможным, и гонит с воодушевлением, каковое редко приходилось наблюдать в последние годы, заставившим затаить дыхание обычно спокойных 50 000 зрителей. И вот на последнем круге, за несколько километров до цели, случилось несчастье: в повороте «Ставело» машину занесло, она перевернулась и приземлилась в кювете. Лицо Фанхио было залито кровью, когда его перевязывали в походном медпункте, и только в машине «скорой помощи» он пришел в сознание.
На третьем месте гонку закончил пройденный на круг Маримон. Хоторн, после еще одной остановки в боксах, опустился на 6 место, позади Граффенрида и Тринтиньяна. Остальным участникам особо нечего было сказать, они лишь устроили друг другу массовые рандеву в боксах. Там можно было встретить Маклина, равно как и Свейтерса, Легата и Бергера (последние выбыли еще до конца гонки). До финиша в конце концов добрались 11 из 20, среди них три Gordini и лучший бельгиец Фрие на 10 месте.
Беспримерное беспокойство, последовавшее после неприбытия к финишу Фанхио, улеглось только многими минутами позже: в практически неузнаваемом виде аргентинец проследовал мимо трибун в машине «скорой помощи» - но его рука поднялась в приветствии!
1
Альберто АскариFerrari362:48'30.3
2
Луиджи ВиллорезиFerrari362:51'18.4

нф
Maserati35
Рулевой механизм / авария


Джонни Клэз
13
Отдал автомобиль Фанхио


Хуан-Мануэль Фанхио
22
Взял автомобиль Клэза /
рулевой механизм / авария
3
Онофре МаримонMaserati352:48'40.0Проблемы с двигателем
4
Туло де ГраффенридMaserati352:49'25.0
5
Морис ТринтиньянGordini352:49'41.0
6
Майк ХоторнFerrari352:49'42.0Утечка топлива
7
Харри ШеллGordini33

8
Луи РозьеFerrari33

9
Фрэд Уокер мл.Gordini32

10
Поль ФрерHWM30

11
Андре ПилеттConnaught29


нфЛэнс МаклинHWM19
Двигатель

нфНино ФаринаFerrari16
Двигатель

нфХуан-Мануэль ФанхиоMaserati13
Двигатель

нфХосе-Фройлан ГонзалесMaserati11
Педаль акселератора

нфЖан БераGordini9
Прокладка головки цилиндра

нфПитер КоллинзHWM4
Сцепление

нфЖорж БержерSimca-Gordini3
Двигатель

нфАртур ЛегаVeritas0
Трансмиссия

нсЖак СватерсFerrari

Отказ

нсШарль де ТорнакоFerrari

Отказ

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1953 г.



Знаете ли Вы что...