04-1953г. Гран-При Бельгии
На самую большую гонку Бельгии, которая проводится на дистанцию в 36 кругов (506 км), при замечательной летней погоде собралась, можно сказать, "традиционные" 20 пилотов. Прежде всего - по пять Maserati (Фанхио, Гонзалес, Клаэс, Маримон и де Граффенрид) и Ferrari (Виллорези, Аскари, Хоторн, Фарина, Розье), потом четыре 6-цилиндровых Gordini (Бера, Тринтиньян, Шелл, Уокер) и в качестве «попутчиков» - бельгиец Свейтерс (Ferrari), Пилетт (Connaught), Легат (Veritas-Metеor) и три HWM - с Коллинзом, Фрие и Маклином.
Большая сенсация произошла уже на первом круге гонки, когда Фанхио и Гонзалес возглавили пелетон, и их отрыв от Аскари и Фарины вскоре вырос с начальных 5 секунд до 10 и 25 соответственно. Да, Гонзалесу даже удалось на 10 круге привезти своему соотечественнику 9 секунд, но еще кругом позже этой погони ему не повезло, и под тяжелой ногой аргентинца сломалась педаль газа: аут! Теперь Фанахио спокойно лидирует с отрывом в 20 секунд от четырех Ferrari - Аскари, Фарины, Хоторна и Виллорези. За ними следуют, единственные пока еще не отставшие на круг, Тринтиньян, Граффенрид и Клаэс. Но теперь не повезло и Фанхио! На следующем круге он остался стоять в боксах и тремя минутами позже пересел в машину Клаэса. Таким образом, Фанхио переместился на 8 место, но он начал гонку заново: уже 16 круг он закончил седьмым (после того, как Фарина выбыл с дефектом коробки передач), а 20 круг - пятым, когда он обогнал де Граффенрида и Тринтиньяна. Последние двое почти всю гонку сражались друг с другом на расстоянии, максимум, 50 метров. Но хотя Фанхио с 181,4 км/ч - против 180,4 у Аскари, постоянно отвоёвывал секунды, ему так и не удалось присоединиться к лидирующей группе из Аскари, Хоторнa, Маримонa и Виллорези. В то время как Аскари вел гонку с преимуществом в 2 минуты, между двумя Ferrari (Виллорези и Хоторна) и Maserati Маримона завязалась жаркая дуэль за второе и третье места. Только на 28 круге Виллорези удалось обойти аргентинца. Но и этот распорядок был еще раз опрокинут на последних кругах, когда напряжение росло с каждой минутой. Хоторн отстал и остановился на дозаправку, и вот уже Виллорези на втором месте, в одной минуте после него – третий, Фанхио, за ним следует его земляк Маримон. Потом -– Граффенрид с Тринтиньяном (их уже обошли на круг) и ставший третьим в этой второй группе Хоторн. Как яростно теперь идет борьба! Аскари взвинтил свою среднюю скорость до 181,5 и 182,7 км/ч, но рекорда Гонзалеса в 185,7 км/ч не достиг; Фанхио еще на последних трёх кругах атакует изо всех сил Виллорези, но но лишь сумел к последнему из них сократить разрыв с 45 секунд до 30. Но он все равно пытается сделать невозможное возможным, и гонит с воодушевлением, каковое редко приходилось наблюдать в последние годы, заставившим затаить дыхание обычно спокойных 50 000 зрителей. И вот на последнем круге, за несколько километров до цели, случилось несчастье: в повороте «Ставело» машину занесло, она перевернулась и приземлилась в кювете. Лицо Фанхио было залито кровью, когда его перевязывали в походном медпункте, и только в машине «скорой помощи» он пришел в сознание.
На третьем месте гонку закончил пройденный на круг Маримон. Хоторн, после еще одной остановки в боксах, опустился на 6 место, позади Граффенрида и Тринтиньяна. Остальным участникам особо нечего было сказать, они лишь устроили друг другу массовые рандеву в боксах. Там можно было встретить Маклина, равно как и Свейтерса, Легата и Бергера (последние выбыли еще до конца гонки). До финиша в конце концов добрались 11 из 20, среди них три Gordini и лучший бельгиец Фрие на 10 месте.
Беспримерное беспокойство, последовавшее после неприбытия к финишу Фанхио, улеглось только многими минутами позже: в практически неузнаваемом виде аргентинец проследовал мимо трибун в машине «скорой помощи» - но его рука поднялась в приветствии!
1 | Альберто Аскари | Ferrari | 36 | 2:48'30.3 | ||
2 | Луиджи Виллорези | Ferrari | 36 | 2:51'18.4 | ||
нф | Maserati | 35 | Рулевой механизм / авария | |||
Джонни Клэз | 13 | Отдал автомобиль Фанхио | ||||
Хуан-Мануэль Фанхио | 22 | Взял автомобиль Клэза / рулевой механизм / авария | ||||
3 | Онофре Маримон | Maserati | 35 | 2:48'40.0 | Проблемы с двигателем | |
4 | Туло де Граффенрид | Maserati | 35 | 2:49'25.0 | ||
5 | Морис Тринтиньян | Gordini | 35 | 2:49'41.0 | ||
6 | Майк Хоторн | Ferrari | 35 | 2:49'42.0 | Утечка топлива | |
7 | Харри Шелл | Gordini | 33 | |||
8 | Луи Розье | Ferrari | 33 | |||
9 | Фрэд Уокер мл. | Gordini | 32 | |||
10 | Поль Фрер | HWM | 30 | |||
11 | Андре Пилетт | Connaught | 29 | |||
нф | Лэнс Маклин | HWM | 19 | Двигатель | ||
нф | Нино Фарина | Ferrari | 16 | Двигатель | ||
нф | Хуан-Мануэль Фанхио | Maserati | 13 | Двигатель | ||
нф | Хосе-Фройлан Гонзалес | Maserati | 11 | Педаль акселератора | ||
нф | Жан Бера | Gordini | 9 | Прокладка головки цилиндра | ||
нф | Питер Коллинз | HWM | 4 | Сцепление | ||
нф | Жорж Бержер | Simca-Gordini | 3 | Двигатель | ||
нф | Артур Лега | Veritas | 0 | Трансмиссия | ||
нс | Жак Сватерс | Ferrari | Отказ | |||
нс | Шарль де Торнако | Ferrari | Отказ |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1953 г.