05-1953г. Гран-При Франции
Вообще-то все началось совершенно нормально: на тренировке три Ferrari Фарины, Аскари и Виллорези обеспечили себе стартовые места в первом ряду. За ними следовали три Maserati Гонзалеса, Фанхио и Маримона, а также Хоторн (Ferrari) и Бонетто (Maserati). Первым маленьким сюрпризом стало то, что Гонзалес с самого старта вырвался вперед и начал показывать круги со средней скоростью более чем в 180 км/ч, что на 12 км/ч быстрее прошлого года, и даже был побит рекорд Фанхио (178 км/ч), показанный в 1951 году на компрессорной Alfa Romeo (для специалистов все стало ясно к середине гонки, когда Гонзалес заехал на заправку). Но сенсацией это не было, если вспомнить Спа и пронаблюдать как три Ferrari Аскари, Фарины и Хоторна железной фалангой блокировали своего противника. Фанхио и Маримон (оба на Maserati) пока что держались с секундным интервалом в резерве. Так все продолжалось почти до середины гонки. Гонзалес ведет уже с преимуществом в 27 секунд, три Ferrari проносятся мимо трибун колесо к колесу, их расстояние до прочих фаворитов повысилось до 8-10 секунд. Почти половину из двух дюжин участников уже обошли на круг. Среди них три английские HWM, два Connaught Клаэса и Биры, два Cooper-Bristol Вартона и Жерара и еще один Cooper-Alta Мосса. Только Розье, Граффенрид (Maserati) и три Gordini держатся немного получше, как и Бонетто. Уже зарегистрированы первые сходы: Gordini Шелла вышла из строя на 5 круге, а OSCA Байоля продержалась до 17 круга. Только постоянно растущая скорость, которая вскоре достигла 181-182 км/ч, и единичные рекордные круги (до 184-185 км/ч) показывают, что Ferrari не просто устраивают представление, а действительно дерутся до последнего, чтобы нагнать Maserati. Вот на 24 круге Фанхио совершает рывок вперед - и он уже среди трех Ferrari. Виллорези немедленно отстает и вместе Фариной остаётся в резерве. Когда двумя кругами спустя Гонзалес останавливается на дозаправку и за 40 секунд теряет свою лидирующую позицию, тогда и начинается настоящая катавасия. С этого момента и до самого последнего из 60 кругов гонки, ни один из 60.000 зрителей не остался спокойно сидеть на своем месте: началась захватывающая дыхание погоня, которую можно сравнить только с дуэлями Ferrari-Alfa Romeo или с предвоенными временами. Фанхио, который, похоже, уже полностью оправился от травмы, полученной им две недели назад в Бельгии, снова атакует и, став лидером, ведет с отрывом в одну секунду. Тут неожиданно Хоторн показал себя сильнейшим из гонщиков Ferrari: колесо к колесу он мчится рядом с аргентинцем и сражается не на жизнь, а на смерть, такого мы еще не видели от этого молодого сорвиголовы. Даже столь опытный специалист как Аскари, не может ехать так быстро и вскоре теряет три, а позже и 6 секунд. Его соперник теперь Гонзалес, который уже на 35 круге снова присоединился к лидирующей группе. Остальные фавориты несколько отстали. Маримону пришлось заправляться в боксах и он потерял одну минуту. Четырьмя кругами позже выбыл Бонетто. Фарина и Виллорези также отстали на значительное расстояние. Последними десятью кругами безраздельно владели две сражающиеся до последнего метра пары. Сменяя друг друга в воздушной тени соперника, в каждом повороте их никогда не разделяло более чем два метра. Только на предпоследнем круге Хоторн вдруг вырвался на 50 метров вперёд, но аргентинец сразу же снова оказался рядом с ним. Такое впечатление, что дело закончится «ничьей», но уже в прямой видимости цели англичанину удалось выиграть несколько метров, и с секундным преимуществом он закончил эту гонку встреченным с ликованием победителем. Третье место занял Гонзалес: в следующий раз ему следует стартовать с полным баком, чтобы не рисковать потерять во время заправки так много важных секунд (всего 40!), завоёванных вначале благодаря низкому весу. Ни Фанхио, ни другие Maserati этого сделать не рискнули.
Окончательный результат только подчёркивает ожесточённую борьбу: первые четверо закончили гонку в интервале 5-ти секунд. Средняя скорость победителя в 182,8 км/ч была к концу гонки выше, чем в ходе какого-либо круга до этого.
1 | Майк Хоторн | Ferrari | 60 | 2:44'18.6 | ||
2 | Хуан-Мануэль Фанхио | Maserati | 60 | 2:44'19.6 | ||
3 | Хосе-Фройлан Гонзалес | Maserati | 60 | 2:44'20.0 | ||
4 | Альберто Аскари | Ferrari | 60 | 2:44'23.2 | ||
5 | Нино Фарина | Ferrari | 60 | 2:45'26.2 | ||
6 | Луиджи Виллорези | Ferrari | 60 | 2:45'34.5 | ||
7 | Туло де Граффенрид | Maserati | 58 | 2:46'38.5 | ||
8 | Луи Розье | Ferrari | 56 | 2:44'55.2 | ||
9 | Онофре Маримон | Maserati | 55 | 2:45'14.5 | Пит-стоп / радиатор | |
10 | Жан Бера | Gordini | 55 | 2:45'32.0 | ||
11 | Боб Джерард | Cooper | 55 | 2:46'18.7 | ||
12 | Джонни Клэз | Connaught | 53 | 2:45'17.3 | ||
13 | Питер Коллинз | HWM | 52 | 2:47'01.7 | ||
14 | Ив Жиро-Кабанту | HWM | 50 | 2:44'47.1 | ||
15 | Луи Широн | Osca | 43 | 2:45'49.2 | ||
нф | Феличе Бонетто | Maserati | 42 | Двигатель | ||
нф | Стирлинг Мосс | Cooper | 38 | Сцепление | ||
нф | Принц Бира | Connaught | 29 | Трансмиссия / дифференциал | ||
нф | Эли Байоль | Osca | 18 | Двигатель | ||
нф | Кен Уортон | Cooper | 17 | Подшипники двигателя | ||
нф | Морис Тринтиньян | Gordini | 14 | Трансмиссия | ||
нф | Лэнс Маклин | HWM | 9 | Сцепление | ||
нф | Роберто Мьерес | Gordini | 4 | Задний мост | ||
нф | Харри Шелл | Gordini | 4 | Двигатель / шатун | ||
нф | Рой Сальвадори | Connaught | 2 | Зажигание |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1953 г.