06-1953г. Гран-При Великобритании
Погода стояла облачной, но теплой и сухой. Праздничная атмосфера со множеством флагов и энергичной 100-тысячной толпой, была проведена в лучших традициях континентальных гонок.
R.A.C. Grand Prix
Предгоночные разговоры, конечно же, были посвящены характеристикам 6-цилиндровых Maserati ASSG 6, которые в Спа и в Реймсе на длинных прямых были немного быстрее Ferrari. Сильверстоун со своими короткими прямыми и очень быстрыми поворотами не оставил нам сомнений в том, что 4-цилиндровые Ferrari встретят грозного соперника в лице Maserati. Однако, на кольце, где от гонщика требуеся очень много, Аскари все-таки считался вероятным победителем. Если бы не он, шансы у команд были бы приблизительно равны.
На Гран При мы не увидели (на этой трассе и не могли увидеть) таких же жарких гонок как в Реймсе. Первый ряд удерживали две Ferrari – Аскари, Хоторн. Рядом с ними были два Maserati – Гонзалес, Фанхио. Всего две секунды разделило первого и пятого (Фарина). Четвертое место в первом ряду определялось жребием между Фанхио и Фариной, так как они оба показали время 1:50,0 (лучшее время в прошлом году). В итоге Фарине пришлось стартовать из второго ряда.
Старт был немного неровный. Аскари устремился в лидеры и, увеличивая свой отрыв на протяжении всей гонки, одержал победу, на минуту опередив Фанхио и на два круга Фарину с Гонзалесом. Аскари, как обычно, провел выдающуюся гонку. Он все время был хозяином ситуации и несмотря на то, что Фанхио делал все что мог, Ferrari методично уходил вперед.
Положение после 1-го круга (указано время отставания от лидера):
- Аскари Ferrari 89,28 миль/ч
- Фанхио Maserati +1 сек
- Гонзалес Maserati +2 сек
- Виллорези Ferrari +3 сек
- Маримон Maserati +5 сек
- Хоторн Ferrari +6 сек
- Фарина Ferrari
- Шелл Gordini
- Тринтиньян Gordini
- Бонетто Maserati
- Маклин HWM
- Ролт Connaught
На 2 круге Майк Хоторн вошел в поворот "Вудкот" на слишком большой скорости. Автомобиль заскользил боком по траве перед главной трибуной и на скорости 90 миль/ч начал выписывать круги. После этого инцидента Ferrari остался неповрежденным и, естественно, напуганный Хоторн возвратился в гонку. Он остановился в боксах для проверки состояния автомобиля, вернулся на трассу 8-м и финишировал 5-м.
После 10-го круга:
- Аскари 94,25 миль/ч
- Гонзалес +6 сек
- Фанхио +17 сек
- Виллорези +21 сек
- Фарина +36 сек
- Маримон +49 сек
Несколькими кругами позже, Maserati Гонзалеса, идущий в 10 секундах за Аскари, начал разбрызгивать масло. Моментально дорога превратилась в каток, как раз на траектории, где все входили в поворот. Объехать масляное пятно было почти невозможно, и следующие 10 кругов гонщики проходили это место мастерски удерживая автомобиль от вылета. Гонзалеса зазвали в боксы. Через три круга он остановился и пока автомобиль проверяли, Гонзалес всячески проявлял недовольство по поводу остановки. Далее он возобновил гонку на седьмом месте вместо второго.
После 30 кругов:
- Аскари 93,17 миль/ч
- Фанхио +21 сек
- Виллорези +48 сек
- Гонзалес +1 мин 34 сек
- Фарина +2 мин 06 сек
- Маримон +2 мин 07 сек
После неудач Гонзалеса Фанхио стал вторым и остался там до финиша. Аскари продолжал уходить вперед круг за кругом и после половины дистанции его отрыв составлял 23 секунды. Он выиграл еще 10 секунд на следующих 10 кругах и дважды обогнав Фарину и Гонзалеса на круг, немного замедлился и финишировал первым.
После 60 круга:
- Аскари 93,84 миль/ч
- Фанхио +41 сек
- Виллорези +1 мин 16 сек
- Гонзалес +3 мин 12 сек
- Фарина +3 мин 23 сек
- Маримон +3 мин 25 сек
Виллорези (Ferrari) удерживал третье место с 17 по 67 круг, а затем поломалась задняя ось. Гонзалес, как обычно, сгорбился за рулем и в гигантских заносах проходил повороты на своем Maserati. Он обошел своего соотечественника Маримона и стал четвертым. На 55 круге Гонзалес дозаправился и через 40 секунд вернулся на трассу все еще четвертым. Фарина также обошел Маримона и устремился за Гонзалесом. Он настиг его на 67 круге, в тот момент, когда выбыл Виллорези. Таким образом, после 70 кругов порядок был таков: Аскари, лидирующий в 43 секундах, Фанхио, Фарина (в круге позади), Гонзалес и Маримон. Вскоре Маримон также остановился на обочине и Хоторн вышел вперед.
На 69 круге Ролт (Connaught), мастерски управляя автомобилем, вышел на 5-е место, но вскоре сошел с поломкой задней оси. После этого первым из британских автомобилей стал Connaught Биры, отстающий на восемь, шесть или семь кругов. Британские машины не участвовали в основном сражении, но немного поборолись с Gordini. Ролту удалось померяться силами с четвертым Maserati под управлением Бонетто. Gordini, поспешно отремонтированные после гонок в Реймсе, выбывали один за другим. HWM тоже сдались – три из них с поломками сцепления. Остальные четыре Connaught'а также имели источники для беспокойства. И только Cooper Bristol Уортона и Cooper Alta Уайтхеда держались в гонке – первый, остановившись в боксах для проверки давления масла, последний – для ремонта тормозов.
Как обычно, скорость Аскари на круге менялась незначительно. Он начал на отметке 94 миль/ч (рекордный круг Аскари 95, 79 миль/ч был повторен Гонзалесом) и немного замедлился на финише до 93,97 миль/ч.
Бира, я думаю, мог бы догнать Бонетто в конце гонки, но этого не случилось и Бонетто был на финише на 1 минуту и 17 секунд раньше. В ходе гонки Бонетто пришлось совершить три пит-стопа. Второй из них отнял 4 минуты, пока механики настраивали карбюраторы.
Гонзалес имел маленькие бензобаки и дозаправлялся. То же самое пришлось сделать Уайтхеду (Cooper Alta, 38 секунд), Коллинзу (HWM, 1 минута), Уортону (Cooper, 20 секунд) и Ролту (Connaught, 1 минута). Ferrari и Фанхио шли нон-стоп.
1 | Альберто Аскари | Ferrari | 90 | 2:50'00 | ||
2 | Хуан-Мануэль Фанхио | Maserati | 90 | 2:51'00 | ||
3 | Нино Фарина | Ferrari | 88 | 2:50'12 | ||
4 | Хосе-Фройлан Гонзалес | Maserati | 88 | 2:50'58 | Утечка масла | |
5 | Майк Хоторн | Ferrari | 87 | 2:50'15 | Разворот / пит-стоп | |
6 | Феличе Бонетто | Maserati | 82 | 2:50'16 | ||
7 | Принц Бира | Connaught | 82 | 2:51'53 | ||
8 | Кен Уортон | Cooper | 80 | 2:50'43 | ||
нф | Джимми Стюарт | Cooper | 79 | Авария | ||
9 | Питер Уайтхед | Cooper | 79 | 2:50'56 | Проблемы с тормозами | |
10 | Луи Розье | Ferrari | 78 | 2:50'27 | ||
нф | Тони Ролт | Connaught | 70 | Ведущий вал | ||
нф | Луиджи Виллорези | Ferrari | 65 | Задний мост | ||
нф | Онофре Маримон | Maserati | 65 | Двигатель | ||
нф | Питер Коллинз | HWM | 56 | Авария | ||
нф | Алан Браун | Cooper | 56 | Ремень вентилятора | ||
нф | Джек Фэйрмен | HWM | 54 | Сцепление | ||
нф | Рой Сальвадори | Connaught | 50 | Толкающая штанга | ||
нф | Туло де Граффенрид | Maserati | 34 | Сцепление | ||
нф | Лэнс Маклин | HWM | 31 | Корпус муфты сцепления | ||
нф | Жан Бера | Gordini | 30 | Топливный насос | ||
нф | Ян Стюарт | Connaught | 24 | Двигатель | ||
нф | Морис Тринтиньян | Gordini | 14 | Задний мост | ||
нф | Данкан Хэмилтон | HWM | 14 | Сцепление | ||
нф | Боб Джерард | Cooper | 8 | Передняя подвеска | ||
нф | Харри Шелл | Gordini | 5 | Магнето | ||
нф | Тони Крук | Cooper | 0 | Впрыск топлива на старте | ||
нф | Кен МакАлпайн | Connaught | 0 | Разрыв шланга на стартовом поле | ||
нс | Луи Широн | Osca |
Перевод: Евгений Жмарин
The Motor, july 22, 1953