Гран-При Швейцарии 1953 года: Командная тактика Ferrari и победа Аскари
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1953г. Гран-При Швейцарии

08-1953г. Гран-При Швейцарии

Несмотря на разочарование, что на средне-быстрой трассе Бремгартен возле Берна Maserati нигде не удалось стать опасными для «красных рысаков» из Маранелло, все равно этот Гран При можно отнести к самым интересным в нынешнем году. Он вновь закончился победой Аскари, что заодно означает второй чемпионский титул для него – и, тем не менее, гонка ни в один из моментов не была монотонной. В течение всех 65 кругов, на трассе длиной 7,28 км постоянно что-то происходило. Для начала - уже на первом круге вылетели оба частных гонщика Ferrari, Розье (чемпион Франции) и Сватерс (бельгийский победитель на АФУСе). Фанхио повис на хвосте у Аскари, но уже очень скоро стало ясно, что аргентинец не мог держать темпа Ferrari. Фарина плохо стартовал, между ним и обоими лидерами вклинились Ferrari Хоторна и Виллорези и Maserati Маримона и Бонетто. Но нужно было видеть, как «Dottore» прижал их всех и «съел» одного за другим! Несколькими кругами позже победитель Нюрбургринга уже был третьим.
Теперь началась «интермедия» Фанхио: на 9 круге он, проезжая мимо боксов, указал на свой мотор. Туда немедленно был вызван Бонетто - с таким расчётом, чтобы, когда на 10 круге Фанхио приехал, то Бонетто через несколько секунд уже стоял рядом с ним. Оба поменялись машинами и умчались прочь. Для Фанхио это был неудачный обмен: уже на следующем круге он заехал снова, чтобы поменять переднее колесо, на шине которого появилась длинная трещина, возникшая, кстати, далеко не случайно. Во вполне понятном стремлении улучшить свое, теперь уже девятое, место, он подверг слишком сильным нагрузкам внутренности своей Maserati. На 28 круге машина Фанхио потянула за собой дымовой шлейф, лишивший видимости всех следующих позади. Один из цилиндров пробил дыру в картере. Сход. В то же время позади несокрушимо лидирующих Аскари и Фарины разгорелась горячая борьба за третье место между Хоторном (Ferrari) и молодым аргентинцем Маримоном (Maserati). Было настоящим удовольствием наблюдать, как оба юниора на протяжении многих кругов боролись колесо к колесу, многократно обгоняли друг друга, отставали от соперника и снова нагоняли. Для них этот Гран При стал «личным делом», и если мы можем позволить себе сделать предсказание, то Онофре Маримон однажды станет одним из великих. Уже сейчас Майк Хоторн ничем не лучше его. Дуэль закончилась внезапно, когда на 45 круге у Маримона сгорел мотор.
Таким образом, из гонки выбыли две лучшие «лошадки» из конюшни Maserati. Бонетто до конца самого конца удержал на машине, от которой отказался Фанхио, четвёртое место - перед Виллорези, для которого сегодня выдался неудачный день. Он периодически цепляет тюки сена, ограждающие трассу, и, кроме того, борется с перегревом. Херманн Ланг на заводской Maserati показывает только слабый блеск былого величия чемпиона Европы; на протяжении многих кругов ему не удавалось обогнать Cooper-Bristol Кена Вартона, который слабее на 50 л.с. Однажды он даже вылетел с трассы, но сумел продолжить свою равномерную, но не особенно быструю гонку. Его времена круга лежат между 2:54 мин и 3 мин, в то время как Маримон на такой же машине показал 2:46 - 2:49 мин, а Бонетто - 2:50 - 2:53 мин. Заметно, что Ланг отвык от гоночных машин.
Между тем «отдали концы» все Gordini (Беры и Тринтиньяна) и HWM Маклина и Фрие. Третьей английской машиной с пылом, но не слишком быстро, управлял швейцарский президент SAR Шерер. Однажды он даже несколько сотен метров протолкал ее в боксы, где пришлось заменить все магнето. Он храбро продолжил гонку и спас честь Джона Хиза. Также выбыли частные Maserati Ланди и де Граффенридa (который, кстати, разочаровывающе провел гонку на своей домашней швейцарской трассе, не сумев даже удержать незнакомого с машиной Херманна Ланга).
Станет ли теперь гонка жертвой печально знаменитой монотонности? - Стала бы, если бы на 39 круге мотор Аскари не зазвучал по-новому, что вызвало озабоченность на лицах в боксах Ferrari. Действительно, на следующем круге он остановился и потерял много времени на замене свечей. Славный Нино Фарина вышел вперед и его времена прохода круга (примерно на 1 секунду медленнее, чем у Аскари) показали, что лидеру не казались опасными ни отставший на 43 секунды Хоторон, ни отставший на 1 минуту 20 секунд Аскари. Осталось проехать 23 круга... Сумеет ли Фарина повторить свою победу на Нюрбургринге?
Ему бы это удалось, если бы речь шла не об очках чемпионата мира и если бы внутрикомандная дисциплина не была важнее спортивного духа. Фарине показали странные знаки, понятные только посвященному в тайный язык боксов, и смотри-ка, - в течение нескольких кругов Аскари снова впереди. Примечательно то, что и Хоторну пришлось соответствующим образом притормозить. Публика ликует, но у людей знакомых со строгими обычаями команд прошлых времен наворачиваются слезы на глаза при виде таких однозначных приказов. И все-таки нельзя не учитывать, что в командном чемпионате мира Ferrari уже не угрожает никакая опасность, так как за лидирующим по очкам Аскари следует Фарина!
И вот на этой ноте и завершился швейцарский Гран При.
1
Альберто АскариFerrari653:01'34.40Пит-стоп / перебои в зажигании
2
Нино ФаринаFerrari653:02'47.33
3
Майк ХоторнFerrari653:03'10.36
4

Maserati643:04'16.66


Хуан-Мануэль Фанхио
12
Проблемы с коробкой передач /
отдал автомобиль Бонетто


Феличе Бонетто
52
Взял автомобиль Фанхио
5
Херман ЛангMaserati623:02'20.30
6
Луиджи ВиллорезиFerrari623:02'47.51
7
Кен УортонCooper623:04'51.51

нфЧико ЛандиMaserati54
Коробка передач
8
Макс де ТерраFerrari513:03'47.16
9
Альберт ШеррерHWM493:03'59.67

нфТуло де ГраффенридMaserati48
Распределительный вал

нфОнофре МаримонMaserati46
Маслопровод / двигатель

нфМорис ТринтиньянGordini43
Задний мост

нфЖан БераGordini37
Давление масла

нф
Maserati29
Двигатель / клапан


Феличе Бонетто
12
Отдал автомобиль Фанхио


Хуан-Мануэль Фанхио
17
Взял автомобиль Бонетто /
двигатель / клапан

нфЛэнс МаклинHWM29
Двигатель / клапан

нфПетер ХиртFerrari17
Водяной насос / двигатель

нфПоль ФрерHWM1
Двигатель / шатун

нфЛуи РозьеFerrari0
Авария

нфЖак СватерсFerrari0
Авария

нсЛуи ШиронOsca



нсЭли БайольOsca



нсФрэд Уокер мл.Gordini

Авария / перелом черепа

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1953 г.



Знаете ли Вы что...