Гран-При Италии 1953 года: Героический финал
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

09-1953г. Гран-При Италии

09-1953г. Гран-При Италии

Формула 2 распрощалась с нами в Монце «en grande beauté» (прим., - с французского - очень красиво). Таким неопределённым - вплоть до последних 400 метров, таким напряжённым и технически интересным был этот Гран При Италии, что надо задать себе вопрос: насколько мудро и необходимо было в 1954 году выводить безкомпрессорные 2-литровые машины из игры, вместо того чтобы просто назвать Формулу 2 «Формулой 1954-1957» и идти дальше этим путём. После того как машины Формулы 2 доказали, что они теперь почти достигли границ машин Формулы 1, нам кажется, по крайней мере, несколько странным, что в будущей «формуле» решено не уменьшить литраж, а наоборот, даже увеличить его.
Вплоть до самого финиша эта гонка в Монце была как один-единственный первый круг! На протяжении примерно 250 км четыре гонщика, а именно: Аскари, Фарина, Фанхио и Маримон, ехали так близко друг к другу, как будто они только что стартовали. Молодой Маримон абсолютно не уступал трем чемпионам мира. Этот добродушный аргентинец, который уже знаком немецким автоспортивным болельщикам по Нюрбургрингу, - гонщик, которого, вне сомнения, ждет большое будущее. Ему повезло иметь такого учителя как Фанхио, которого он просто обожествляет, он обладает большим гоночным талантом и, что не менее важно, он не мнит о себе слишком много! Таким образом, есть все предпосылки, чтобы «Пиноккио» (как его называют друзья) стал гонщиком первого класса. Чего мы ему от всего сердца желаем.
До 46 круга (всего проехали 80) лидеры шли очень близко друг к другу и составляли плотную группу, иногда вытягиваясь в линию с дистанцией в несколько метров, а иногда даже в ряд! Фантастически красивые гоночные кадры! То, что они постоянно сменяли друг друга на первом месте, еще более увеличивало напряжение и восторг зрителей. Во время обгона одного из других гонщиков лидирующей группой «Пиноккио» отстал примерно на 150 метров. К сожалению, ему так и не удалось преодолеть этот отрыв, кроме того, из-за негерметичного маслопровода пришлось останавливаться в боксах. После этого Маримон отстал на круг, но, тем не менее, снова присоединился к лидирующей группе и сражался с Аскари, Фариной и Фанхио вплоть до 400 метров до цели, где он вылетел вместе с Аскари. Таким образом впереди остались только три чемпиона мира. Maserati имела явное превосходство в максимальной скорости, Ferrari - в тормозах. Здесь, на трассе Монцы, рама, подвеска колёс, тормоза и крен не подвергаются таким нагрузкам как, например, на Нюрбургринге и великие противники были действительно равны. Честно говоря (хотя мы и искренне рады победе Maserati), сегодня Ferrari является все еще более совершенной гоночной машиной, в том смысле, что она подходит для все типов трасс, даже для тяжелых, чего, к сожалению, о Maserati пока сказать нельзя. Но в любом случае, по причине лёгкости трассы здесь оба противника были равноценны. А поскольку Maserati располагала Фанхио - сегодня он в самой лучшей форме - то в отношении класса гонщиков было достигнуто идеальное равновесие.
Результат гонки до последней секунды оставался абсолютно открытым. В конце предпоследнего круга Аскари, Фарина и Фанхио все еще шли близко друг к другу и в том, что касается шансов на победу, ситуация выглядела следующим образом: Аскари имел преимущество лидирования (хотя и минимальное), зато Фарина был в благоприятной ситуации, чтобы заставить Аскари на последних 200-300 метрах тянуть его в своей аэродинамической тени, и затем, выжав последнее из мотора, на последних 2-3 секундах обойти коллегу перед финишной линией. Несколько сложнее, но и благоприятнее, было положение Фанхио, если учесть что он явно берег свою машину и что у него, несомненно, оставались 300-400 оборотов в резерве. Кстати о резервах: на первых кругах, когда гонщики еще ехали с полным баком (примерно 130 литров горючего), времена круга были, разумеется, несколько медленнее, а именно - 2 мин 9 сек. После половины гонки, когда машины стали легче, этот показатель опустился до 2 мин 6 сек. Потом он снова повысился - вместо того, чтобы еще дальше понижаться, - до 2:08 - 2:09 и оставался таким до конца. Примечательно, что времена круга стали медленнее именно с того момента, когда Маримон покинул лидирующую группу! Похоже на то, что до тех пор, пока «Пиноккио» шел в квартете лидеров, Аскари, Фарине и Фанхио приходилось держать более высокий темп. Когда он пропал, старые опытные лисы снова стали ехать более «благоразумно», что в данном случае было и очень мудро. При таком явном равновесии между Ferrari и Maserati было бы легкомысленно со стороны Аскари или, например, Фанхио попытаться завоевать преимущество в начале или к середине гонки. В этом крылась бы двойная опасность: вылета или сгоревшего мотора. В такой ситуации лучше сохранить резервы для самых последних метров и не рисковать слишком сильно.
И вот, группа лидеров (в таком же порядке, как и сразу после старта!) в последний раз исчезла в повороте «Ведано» и напряжение среди зрителей достигло апогея. Минутой позже можно было услышать, как машины промчались по противоположной прямой и все застыло в ожидании их появления в выложенном булыжником вираже, за которым начинается прямая с трибунами. Внезапно в той стороне выросло облако пыли, и несколькими секундами спустя Фанхио в одиночестве пересёк финишную черту. Ликование в стане Maserati и восторг публики, но и большое беспокойство за Аскари, которое, к счастью, продлилось только одну минуту. Между тем, на втором месте, также финишировал Фарина. Что же произошло? Аскари вошел в последний поворот все еще первым, с незначительным отрывом от Фарины. Он точно знал, что особенно Фанхио на последних 400 метрах выжмет из своего мотора последнее и, кроме того, Maserati действительно быстрее на прямых. Таким образом, на этот раз ему было необходимо войти в последний поворот быстрее и завоевать в нем как можно большее преимущество. Да, кроме того, там еще был Фарина, который в подобных ситуациях тоже своего не упустит. Этот план без сомнения удался бы, если бы не запоздавшая, более медленная машина, «возникшая» прямо посередине виража. При попытке уклониться от столкновения с ней Аскари занесло, Маримон столкнулся с ним, и для обоих гонка на этом закончилась. Фарина также получил легкие повреждения. Фанхио проскользнул по внутреннему радиусу и победил.
Вот так закончился этот один из самых интересных за последние годы Гран-при.
Все в этой гонке прошло безупречно. Не только практически равновесие между Ferrari и Maserati, у которых не произошло ни одной поломки, но и отличное поведение других машин, как, например, Gordini Тринтиньяна, которая долго шла наравне с Ferrari Хоторна (занявшего четвертое место) и закончила гонку только на одну секунду позади англичанина. Конечно медленнее были менее мощные английские Cooper-Alta, Cooper-Bristol и Connaught - некоторые из них имели двигатель с впрыском топлива. Ровно прошла гонка Штука на AFM-Bristol.
На старте появились также и новые Ferrari и оставили о себе хорошее впечатление - ясно, что для них это был только пробный заезд. Речь идет о тех машинах с увеличенным до 2500 см3 объемом мотора, которые будут принимать участие в гонках следующего сезона. По сравнению с прошлой Ferrari изменено все: шасси короче и намного ниже, боковые бензобаки, даже мотор абсолютно новый, хотя и по-прежнему рядные четыре цилиндра. Распределительные валы расположены под углом не в 60°, а в 90°, что делает весь мотор еще ниже. Впереди вся машина сидит настолько низко, что с первого взгляда становиться ясно, что старый мотор здесь бы просто не поместился. По причине короткой колесной базы эта машина, вероятно, менее устойчива на дороге чем актуальная Ferrari, но остается еще много времени, чтобы улучшить эту важную характеристику. Обе новые Ferrari с Маджиоли и Карини за рулем участвовали в гонке, во-первых, ради испытания, а во-вторых, также и потому, что для фирмы, которая появилась бы здесь с двумя абсолютно новыми машинами, полагалась премия в 10 миллионов лир (65 тысяч марок)! Карини выбыл, зато Маджиоли закончил гонку на восьмом месте.






1
Хуан-Мануэль ФанхиоMaserati802:49'45.9
2
Нино ФаринаFerrari802:49'47.3

нфАльберто АскариFerrari79
Разворот / удар от Маримона
3
Луиджи ВиллорезиFerrari792:49'49.2
4
Майк ХоторнFerrari792:50'07.6
5
Морис ТринтиньянGordini792:51'11.0

нфФеличе БонеттоMaserati77
Нехватка топлива
6
Роберто МьересGordini772:50'45.0
7

Maserati762:50'44.3


Серджо Мантовани
38
Отдал автомобиль Муссо


Луиджи Муссо
38
Взял автомобиль Мантовани

нфОнофре МаримонMaserati75
Пит-стоп / радиатор /
удар в развернувшегося Аскари
8
Умберто МальолиFerrari752:51'50.4
9
Харри ШеллGordini752:50'46.0
10
Луи ШиронOsca722:51'21.7
11
Принц БираMaserati722:52'12.3

нфТуло де ГраффенридMaserati70
Двигатель
12
Алан БраунCooper702:51'12.7
13
Стирлинг МоссCooper702:51'44.4Пит-стоп / утечка топлива
14
Ханс фон ШтукAFM672:51'11.7
15
Ив Жиро-КабантуHWM672:51'31.5
16
Луи РозьеFerrari652:51'24.7

нкДжек ФэйрменConnaught61


нкКен УортонCooper57


нкКен МакАлпайнConnaught56


нфПьеро КариниFerrari40
Двигатель

нфРой СальвадориConnaught33
Тяга управления
дроссельной заслонкой

нфЧико ЛандиMaserati18
Двигатель / поршень

нфЭли БайольOsca17
Двигатель

нфДжон ФитчHWM14
Двигатель

нфДжонни КлэзConnaught7
Топливопровод

нфЛэнс МаклинHWM6
Двигатель

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1953 г.



Знаете ли Вы что...