06-1954г. - Гран При Германии
Только у Maserati было тихо. В транспортном автомобиле моденцев, рядом с полностью разбитой гоночной машиной, стоял гроб Онофре Маримона, который в субботу вечером, во время своего последнего квалификационного круга вылетел с трассы с блокированным передним левым колесом и врезался в дерево. Вскоре после своей ужасной аварии он умер от нанесённых рулем тяжелых повреждений грудной клетки. Молодой аргентинец, ученик и друг Фанхио, обещал стать великолепным гонщиком. Не служит утешением и то, что он не совершил ошибки, а пал жертвой технической неисправности, возможность, которая подобно «дамоклову мечу» всегда висит над головой тех, кто постоянно находится в предельном диапазоне быстрой езды.
Чем закончится Гран-при Европы на Нюрбургринге - никто не мог сказать с уверенностью. По результатам Сильверстоуна следовало бы предположить большие шансы красных итальянских машин, тем более что у Daimler-Benz почти не было возможности в достаточной мере испробовать машины с открытыми колесами. То, чего им не хватало по сравнению с Ferrari и Maserati в отношении устойчивости на дороге, а также мощности мотора, было невозможно нагнать за короткий промежуток между возвращением из Англии и началом тренировок на Нюрбургринге. Как гласит старая заводская поговорка «Невозможное делается немедленно, а чуду требуется немного времени». А как раз здесь требовалось совершить чудо.
Как гоночному отделу Mercedes удалось совершить это чудо - я не знаю, возможно, это непостижимо и для самих его творцов. Однако факт остаётся фактом: Фанхио на абсолютно незнакомой ему открытой машине, которую неправильно именуют «монопосто», чтобы отличить от его полностью закрытого собрата (разумеется, любая одноместная гоночная машина является монопосто), так сказать «с ходу» показал на тренировке 9:50 - это в среднем 139 км/ч. Машины Mercedes с открытыми колесами прибыли в ночь на субботу, то есть были готовы в самый последний момент. У Клинга не осталось возможностей для тренировки, и из-за этого он получил последнее стартовое место – вероятно, впервые в жизни. В субботу на первом же тренировочном круге в «Антониусбухе» у него отвалилось переднее колесо. Хотелось бы мне знать, как ему удалось без повреждений выровнять машину на скорости 200 км/ч, на которой проходят то место, тем более что из-за расположенных внутри корпуса тормозов она не могла опираться на барабан. Недурно, Карл!
Времена, показанные Mercedes в короткой тренировке, дали понять, что реванш за Сильверстоун был возможен. Вот они:
• Фанхио (Mercedes-Benz) 9:50,1
• Хоторн (Ferrari) 9:53,3
• Мосс (Maserati) 10:00,7
• Херрманн (Mercedes-Benz) 10:01,5
• Гонзалес (Ferrari) 10:01,8
• Фрие (Gordini) 10:05,9
• Тринтиньян (Ferrari) 10:07,5
• Маримон (Maserati) 10:11,4
• Бера (Gordini) 10:11,9
• Виллорези (Maserati) 10:12,4
• Ланг (Mercedes-Benz) 10:13,1
• Манзон (Ferrari) 10:16,0
Список из двенадцати быстрейших наводит на размышления. Среди них только один-единственный итальянец, обычно же они составляли главный контингент. Сегодня лучших гонщиков поставляют Аргентина и Англия. Французы Тринтиньян и Бера тоже относятся к быстрым, после того как они сменили Gordini на Ferrari. Но настоящей сенсацией стал бельгийский журналист Поль Фрие, который проехал Ринг за 10:05,9 на своей имеющей только 220 л.с. и к тому же плохо держащей дорогу Gordini. Даже великолепному бывшему мотоциклетному чемпиону Бере понадобилось на 6 секунд больше!
Итак, Фанхио был очень быстр, Клинг тоже, хотя и неофициально, а Херрманн (которому пришлось ехать на машине с закрытым кузовом) и Ланг могли дать им хорошее прикрытие. Во мнении экспертов в субботу вечером шансы Mercedes повысились, хотя многие сомневались в том, что необычным широким «рысакам» из Унтертюркхайма удастся, при их несомненной быстроте, продержатся 500 км. Втихомолку многие ставили на победу Гонзалеса в сухую и Таруффи (Ferrari) в мокрую погоду, при том что Хоторна и Мосса тоже не следовало терять из виду.
А в воскресенье все пошло совсем по-другому. Хотя Гонзалесу и удалось сразу же выйти в лидеры стартового поля из двадцати машин, но первый круг первым же закончил Фанхио - перед Гонзалесом, Моссом, Лангом, Херрманном и Хоторном. По два аргентинца, англичанина и немца впереди! Фанхио проехал уже стартовый круг за 10:01, тут можно было составить преставление о грядущей схватке перед глазами 300.000 зрителей. К сожалению, Мосс разбил машину уже на втором круге - при попытке вытеснить Гонзалеса со второй позиции, а пробившийся на четвертое место Хоторн сошел со сгоревшим мотором. Клинг стремительно прорывался вперед со своего последнего стартового места, на 3 круге он уже был пятым, на седьмом третьим, упорно теснил Ланга и действительно смог на десятом круге занять вторую позицию позади Фанхио. Вероятно очень удавленный, Ланг крепко нажал на газ, но в районе «Флюгплатца» его занесло, развернуло и мотор заглох - на этом для него все было кончено, так как снова завестись он своими силами конечно же не мог. На этом месте я хочу особо отметить отличную езду экс-чемпиона Европы Херманна Ланга. Он ехал как в старые времена, чисто, корректно и очень быстро, тем самым доказав свое возвращение. Тех, кому было известно его положение, особенно опечалила его неудача.
А что же наш «маленький» Херманн? На машине с полностью обтекаемым кузовом у него было самое неудобное положение. Не говоря уже о том, что еще перед обедом он успел проехать одну гонку и выиграть ее. Поэтому ему и его Mercedes не стоило на многое рассчитывать. Если хочешь быть быстрым на Нюрбургринге, то нужно срезать повороты, а на этой машине существует полная видимость только за 7-8 метров до поворота, не ближе. И все равно наш «малыш», как и обычно, отлично сражался. Но ему не удалось подняться выше пятого места, да и его пришлось позже уступить наседающему Тринтиньяну (Ferrari). На 8 круге ему пришлось сойти из-за протекавшего топливного насоса.
Только два Mercedes остались в гонке! Когда Клинг обошел Ланга, у него было отставание в 19 секунд от Фанхио. Мы не поверили своим глазам, когда обнаружили, что этот отрыв начал постоянно сокращаться. Клинг проехал несколько стремительных кругов, в том числе быстрейший круг дня за 9:55,1 - это 138,8 км/ч, и никакие сигналы и уговоры Нойбауэра не помогали: Карл ничего не хотел видеть. Своей воистину мастерской ездой он все больше приближался к своему товарищу по команде и под ликованием сотен тысяч зрителей обошёл того на 15 круге. Фанхио оборонялся как мог, но не смог предотвратить того, что Клинг оторвался от него на 4 или 5 секунд. Казалось, все говорило о повторении реймской двойной победы, так как оставшиеся Ferrari и Maserati отстали так далеко, что больше не представляли серьёзной опасности. Хоторн перенял между делом машину измученного болями в желудке Гонзалеса и отстал на 2 минуты, Тритиньян (Ferrari) и Мантовани (Maserati) еще больше… а впереди сражались два великих гонщика на великих машинах.
Небольшая вставка того, что между делом произошло в остальном пелетоне позади лидирующей группы: Фрие потерял в «Кессельхен» колесо своей Gordini, но удержал машину от аварии. Бера на другой Gordini останавливался каждые два круга в боксах. Его мотор пожирал свечи, но француз продолжал упорно ехать дальше, пускай и приходилось останавливаться на каждом круге. Его аргентинский соратник по команде Бучи не имел на «Ринге» никаких шансов, равно как и гонщики Maserati Бира, Шелл и Мирес. Розье на его красивой синей Ferrari проходил повороты медленнее, чем серийная Porsche, зато он продержался до конца, а намного более быстрый Манзон несколько раз надолго застревал в боксах. Тео Хельфрих на рекордном афусном Meteor Ханса Кленка был недостаточно быстр для этого изысканного пелетона и сдался на 9 круге со сгоревшим мотором. Очень впечатляюще ехал маленький француз Тринтиньян на заводской Ferrari (264 л.с.), ну и, конечно, отлично - Хоторн, из которого без сомнения когда-нибудь вырастет великий гонщик.
Итак Клинг лидирует перед Фанхио. Осталось еще шесть кругов, вероятно, никаких сенсаций больше не последует, многие зрители уже пакуют принесённые с собой одеяла, палатки и недоеденные бутерброды - но тут картина оживляется: у «Швальбеншванца» Фанхио вдруг снова впереди Клинга, а перед трибунами тот не появился вообще! Полутора минутами позже он все-таки прибыл, указывая на заднее колесо. На следующем круге Нойбауэр вызвал его в боксы, по всей вероятности амортизаторы не хотели больше работать как надо, но, в любом случае, никакого ремонта не произвелось, машину только немного дозаправили, и он снова отправился в путь. Между тем мимо проехал Хоторн, а немногим позже его обошёл и вторая Ferrari Тринтиньяна. Ведь Клинг не мог двигать свой Mercedes так, как ему бы хотелось. Осталось проехать еще два круга. Фанхио на 2,5 минуты опережает своих преследователей на Ferrari, которые явно ждут еще одного чуда, а именно - его схода. Но Mercedes работает равномерно, кроме того, Фанхио теперь может себе позволить ехать осторожнее, его средняя скорость упала с 135 до 133 км/ч. Клинг удержал 4 место перед Мантовани (Maserati) и Таруффи (Ferrari) и как бы не было горько, вынужден был удовольствоваться этим. Своим гоночным стилем и смелостью он заслужил победу в Гран-при Европы, но не меньше заслужил ее и сам победитель, Хуан Мануэль Фанхио, который благодаря ней стал чемпионом мира 1954 года. Теперь никто не сможет нагнать его очковое преимущество.
После этого реванша за Сильверстоун счет 2:1 в пользу Mercedes-Benz. В Унтертюркхайме сумели сотворить со своими машинами волшебство, которое даст почву для размышлений в Модене и Турине, а Карл Клинг так убедительно реабилитировал себя за неудачу в Сильверстоне, как никто не мог от него ожидать. Теперь слово за Lancia. Будем надеяться, что к Гран-при Швейцарии 22 августа «рысак» из Турина будет готов к старту.
1 | Хуан-Мануэль Фанхио | Mercedes | 22 | 3:45'45.8 | ||
2 | Ferrari | 22 | 3:47'22.3 | |||
Хосе-Фройлан Гонзалес | 16 | Отдал автомобиль Хоторну | ||||
Майк Хоторн | 6 | Взял автомобиль Гонзалеса | ||||
3 | Морис Тринтиньян | Ferrari | 22 | 3:50'54.4 | ||
4 | Карл Клинг | Mercedes | 22 | 3:51'52.3 | Задняя подвеска | |
5 | Серджо Мантовани | Maserati | 22 | 3:54'36.3 | ||
6 | Пьеро Таруффи | Ferrari | 21 | 3:45'47.4 | ||
7 | Харри Шелл | Maserati | 21 | 3:51'27.2 | ||
8 | Луи Розье | Ferrari | 21 | 3:57'26.1 | ||
9 | Робер Манзон | Ferrari | 20 | 3:45'53.2 | ||
10 | Жан Бера | Gordini | 20 | 3:53'13.1 | ||
нф | Принц Бира | Maserati | 18 | Рулевой механизм | ||
нф | Херман Ланг | Mercedes | 10 | Разворот | ||
нф | Клемар Букки | Gordini | 8 | Потеря колеса | ||
нф | Тео Хельфрих | Klenk | 8 | Двигатель | ||
нф | Ханс Херрманн | Mercedes | 7 | Топливопровод | ||
нф | Поль Фрер | Gordini | 4 | Потеря колеса | ||
нф | Майк Хоторн | Ferrari | 3 | Задний мост | ||
нф | Роберто Мьерес | Maserati | 2 | Утечка топлива | ||
нф | Стирлинг Мосс | Maserati | 1 | Кривошипная головка | ||
нф | Андре Пилетт | Gordini | 0 | Подвеска / коробка передач | ||
нс | Онофре Маримон | Maserati | Разбился насмерть | |||
нс | Луиджи Виллорези | Maserati | Отказ после гибели Маримона | |||
нс | Кен Уортон | Maserati | Отказ |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1954 г.