Гран-При Швейцарии 1954 года: И снова Фанхио!
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

07-1954г. - Гран-При Швейцарии

07-1954г. - Гран-При Швейцарии

Берн предложил очень обширную гоночную программу, ведь в эту субботу-воскресенье прошли семь различных гонок: для мотоциклов до 250, до 350, до 500 см3, для мотоциклов с коляской, для национальных серийных спортивных машин (т.е. только швейцарские гонщики), для гоночных спортивных машин, также национальный, и, наконец, Гран-При. В распоряжение всех этих гонок были предоставлены только два тренировочных дня, четверг и пятница, потому что уже в субботу проводились гонки спортивных машин и некоторые мотоциклетные. Таким образом, время на тренировки было крайне ограниченно. В распоряжение машин класса Гран-при были выделены 1 и 3/4 часа в четверг и еще меньше в пятницу. Для гонщиков впервые стартовавших в Берне это явно немного. К этому нужно добавить, что теоретически пятничная тренировка формульных машин продолжалась до 19:30 - я говорю теоретически, так как при имевшихся погодных условиях в лесу было так темно уже в семь, что и речи не могло идти о точном вождении. В следующий раз не стоило бы обращаться с формульными машинами так плохо.
В четверг после обеда было еще более-менее сухо. Кроме нескольких лесных низменностей. Все три Mercedes показали отличное время: Фанхио 2:39,7; Клинг 2:41,9; Херрманн 2:45:33. К этому нужно добавить, что Фанхио уже проехал много Гран-при в Берне, Клинг до сих пор ездил здесь только один раз - а именно два года назад в гонке спортивных машин на 300SL, а Херрманн вообще увидел эту трассу впервые в жизни. Поэтому он прибыл еще в понедельник и проехал на своем 220-м много медленных кругов, чтобы познакомится с трассой.
Гозалес опробовал почти все машины Ferrari, которые прибыли из Маранелло: две «обычные» со старыми кузовом и расположением бензобаков и две «пузатые» с большими выпуклостями топливных баков слева и справа. «Пума» был все быстрее и, в конце концов, добрался до 2:39,5, чем был явно удовлетворён. Когда Стирлинг Мосс на красной заводской Maserati под номером 1 (с зеленым обрамлением носа, выдающим гонщика-англичанина) тоже выдал 2:41,4, также и очень точно едущий Тринтиньян на старой Ferrari добился 2:41,7, то и публика, и эксперты сошлись во мнении, что исход воскресного сражения предсказать невозможно.
Уже в четверг вечером полил затяжной дождь. В результате, в пятницу вечером на мокрой трассе ни одной из машин класса Гран-при не удалось даже приблизиться к временам квалификации, показанным за день до того, поэтому по этим последним определилось расположение машин на старте в воскресенье. Не повезло тем гонщикам, которые приступили к тренировкам только в пятницу и смогли предоставить только результаты квалификации в дождь.
То, что касается пятничной дождливой тренировки: в ней поразительно быстрым для полностью мокрой трассы был Стирлинг Мосс, чей лучший круг составил 2:56,0 и все люди сказали: «видно, что англичанин - лучший гонщик в дождь. Если такой дождь продолжится, то Мосс наверняка выиграет». Между тем наш Карл Клинг был в дождь всего на десятую долю секунды медленнее, чем Мосс, хотя его два раза опасно заносило на пологом участке, так называемой «Йорденрампе». Фанхио и Харрманн показали от 2:58 до 2:59.
Теперь вернёмся к главному событию, к Гран-при, стартовавшему в воскресение после обеда в три часа. В первом стартовом ряду стояли Гонзалес, Фанхио и Мосс. Во втором Тринтиньян и Клинг, в третьем Херрманн, Вартон и Майк Хоторн. Крайним справа в четвёртом должен был стоять Манзон. Но в пятницу вечером он слишком быстро ввёл в один из поворотов свою Ferrari нр. 4 и, прихватив с собой два бетонных столба и маленьких деревца, вылетел. Слава богу, все обошлось лучше, чем можно было предположить в первый момент - он сломал несколько рёбер и получил ссадины и ушибы. Таким образом на старте Гран-при оказался Маджиоли, которого Ferrari обычно посылают только на гонки спортивных машин, правда у него почти не было возможностей для тренировок. На машине с боковыми бензобаками он хотя и не был особенно быстр, но приехал к финишу седьмым. Ближе к концу гонки, когда как раз Гонзалес обогнал его на круг во второй раз, Маджиоли смог держать его сниженный из соображений безопасности темп.
Фанхио с самого старта сразу вырвался в лидеры. Клинг мастерски пробился вперед из второго ряда, и вниз по «Йорданрампе» пелетон промчался в следующем порядке: Фанхио - Клинг - Гонзалес - Мосс - Тринтиньян - Хоторн - Херрманн, колесо к колесу. Уже вскоре после этого Клинг отсутствовал. Вернее, он снова и с большой скоростью вернулся, но отставая почти на две минуты. В немного скользком повороте «Форстхауз» его развернуло – там, где гонщики въезжают на мокрый лесной участок и должны тормозить до примерно 70-75 км/ч, чтобы затем свернуть на слегка изогнутую финишную прямую. Мотор заглох, поэтому Клинг принялся изо всех сил толкать машину, затем впрыгнул внутрь, скорость, сцепление - и гонка продолжается. Это не так просто сделать, как кажется на первый взгляд, не только из-за большого веса и прыжков внутрь, но и потому, что для старта требуется достичь довольно высоких оборотов (между 5 и 6 тысячами), иначе Mercedes с места не стронется.
На каждом из первых десяти кругов Фанхио отвоёвывал у Гонзалеса по одной секунде, тот ехал так же равномерно, как и лидер. Для Мосса это, похоже, было слишком медленно, он обогнал Гонзалеса и некоторое время держался на 10-11 секунд позади Фанхио. Затем вперёд рванул Майк Хоторн. После первой четверти гонки лидирующая группа выглядела следующим образом: Фанхио в 11 секундах впереди Мосса, Мосс на секунду впереди Гонзалеса, Хоторн на две десятых позади Гонзалеса, Тринтиньян уже в 20 секундах позади них всех, Ханс Херрманн в пределах видимости Тринтиньяна. Пятью кругами позже Хоторн был уже в пяти секундах перед Гонзалесом и пытался сократить расстояние до уверенно лидирующего Фанхио. Эта попытка закончилась в боксах Ferrari.
Карл Клинг, между тем, место за местом снова пробился вперед, при этом он показывал примерно такое же время, как и лидирующий Фанхио, на 19 круге у Клинга зарегистрировали 2:41,2, что означало новый рекорд круга. При этом нужно учесть, что ему постоянно приходилось обгонять другие машины! Кстати - при этом приходит в голову правило синих флагов. У нас мне редко пришлось их видеть в деле и к тому же в большинстве случаев в неправильном месте. А вот человека, который стоял у «Йорданрампе» и подавал знаки, можно считать идеальным примером того, как это нужно делать: быстро, разумно, одним словом: обучено.
Чуть позже Фанхио поднял планку рекордного круга до 2:40,7, а на 34 круге показал даже 2:39,7 - лучший круг гонки. Спуск к «Эймат» на протяжении всей гонки оставался сухим, а пологая часть трассы в лесу - до конца влажной, хотя на последних трех кругах снова пошёл дождь.
Мосс ехал просто отлично, но, к сожалению, он не проехал и половины дистанции. Везде можно было прочесть, что у него прохудился бензобак или бензопровод. У меня есть другая, и думаю более правдивая, информация: у него упало давление масла и стояло почти на нуле. Та же проблема случилась на Maserati Шелла. Зато машины Миреса и Мантовани держались примерно. Случайность? - Нет, на эти две Maserati получили более низкую компрессию, чтобы сделать их менее чувствительными, и в то время когда машина Мосса выдавала около 250 л.с., у Миреса и Мантовани было около 228-230 л.с.
На половине гонки Фанхио располагался в 18 секундах впереди Гонзалеса, то есть за круг ему удавалось выиграть не более половины секунды. Зато Тринтиньян отстал немного больше (44 секунды позади Гонзалеса), в свою очередь Херрманн потерял Тринтиньяна из виду, но у себя за спиной он внезапно обнаружил кое-кого другого: Карла Клинга, который к тому времени обогнал всех остальных. Внезапно Тринтиньян остановился в боксах, Клинг обошел Херрманна, и на 35 круге положение было таким: Фанхио - Гонзалес - Клинг - Херрманн. И новый сюрприз: Херрманн прибыл, Клинга нет! Что случилось? Очень просто, в «Эймате» его мотор внезапно издал резкий, высокий звук и на этом наступила тишина. Карла Клинга тут же отвезли назад к старту, где он появился у микрофона немецкого комментатора, к большому облегчению немецких слушателей, так как передача была прервана словами «Карл Клинг отсутствует, и мы не знаем, что произошло».
Тахометр его гоночной машины застыл точно на отметке 9000, что немало даже для Mercedes. Это - цена погони.
На 40 круге Гонзалес все еще шел на дистанции в 21-ну секунду позади Фанхио, затем он получил сигнал сохранить верное второе место и постепенно отстал до 50 секунд. Между 40 и 45 кругом (вся дистанция составила 66 кругов) оба лидера обошли на круг Ханса Херрманна. К этому времени его мотор стал работать не очень хорошо, при сбрасывании газа из верхних выхлопных труб вырывалось плотное синие облако масла. Но машина продержалась до конца. После схода Тринтиньяна и Клинга на 4 и 5 местах расположились аргентинец Мирес и итальянец Мантовани на более слабых Maserati. Это были старые модели с новой осью «де Дион», в то время как, например, Мирес еще в Сильверстоуне ехал со старой осью. Оба проехали очень чистую и совсем не медленную гонку. Кен Вартон стал шестым. Его Maserati переоборудовали на дисковые тормоза. Седьмым, как уже упоминалось, стал Маджиоли, а на восьмом месте закончил гонку Свотерс на своей частной Ferrari. Все три Gordini, «конечно», сошли, ни одна не продержалась больше десяти кругов. Бедный Гордини.
Последняя треть гонки стала несколько монотонной, все гонщики стремились сохранить свои позиции, но в целом это был разнообразный Гран-при. После своей победы Фанхио окончательно стал чемпионом мира 1954 года, Mercedes упрочил свое лидирующее положение по отношению к итальянцам. И в конце интересная статистика: в Сильверстоуне среди первых шести гонщиков четыре были аргентинцами, в Берне три среди первых четырёх...
1
Хуан-Мануэль ФанхиоMercedes663:00'34.5
2
Хосе-Фройлан ГонзалесFerrari663:01'32.3
3
Ханс ХеррманнMercedes653:02'31.6
4
Роберто МьересMaserati643:00'41.7
5
Серджо МантованиMaserati643:00'57.7
6
Кен УортонMaserati643:01'52.6
7
Умберто МальолиFerrari613:01'30.4
8
Жак СватерсFerrari583:01'11.2

нфКарл КлингMercedes38
Топливный насос

нфМорис ТринтиньянFerrari33
Двигатель

нфМайк ХоторнFerrari30
Пит-стоп / дроссель / топливный насос

нфХарри ШеллMaserati23
Маслонасос

нфСтирлинг МоссMaserati21
Давление масла

нфФрэд Уокер мл.Gordini10
Трансмиссия

нфЖан БераGordini8
Сцепление

нфКлемар БуккиGordini0
Топливный насос на стартовом поле

нсРобер МанзонFerrari

Авария

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1954 г.



Знаете ли Вы что...