Гран-При Италии 1954 года: Жаркий день в Монце
Гран-При Италии 1954 года: Жаркий день в Монце
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1954г. Гран-При Италии

08-1954г. Гран-При Италии

По результатам Гран-при Европы и Швейцарии, интерес к итальянскому «Гран Премио» возрос неимоверно. Создавалось все большее впечатление, что на богатых поворотами трассах больше шансов у Ferrari и Maserati, а на быстрых - у Mercedes. То, что Фанхио на Mercedes-Benz выиграл на Нюрбургринге и в Берне, не изменило среди гонщиков и специалистов этого впечатления. Поэтому в Монце ожидалась еще более убедительная победа Mercedes-Benz, чем в Германии и Швейцарии. Ведь, как известно, Монца - это очень быстрая трасса. Схематично ее можно описать следующим образом: очень быстрый поворот (радиус 300 м) в конце прямой с трибунами. Два слегка завышенных поворота радиусом 98 и 100 метров, которые вместе составляют примерно угол в 180° (знаменитые «Лесмо»), затем быстрый участок на 2400 м, в конце которого находятся два так называемых мощённых поворота (оба по 60 м радиусом, без превышения, также вместе 180°). А затем снова 2-километровая трибунная прямая.
На тренировке и, конечно же, в гонке замерялось время на двух очень интересных участках, а именно - на входе и выходе из «Лесмо» и мощёных поворотов. Выяснилось, что там Ferrari и Maserati проигрывали Mercedes в среднем от 0,2 до 1 секунды. Особенно поражает эта секунда в мощеных поворотах. В чистой скорости Mercedes, конечно, превосходили соперников.
Так как быстрейшие гонщики (Фанхио, Аскари, Мосс, Клинг и Гозалес) на тренировке уложились в разницу 0,7 секунд, следовало ожидать весьма наряженной гонки.
Гоночную машину Mercedes-Benz уже подробно здесь описывали. Но о Ferrari следует кое-что сказать, тем более что эта команда прибыла в Монцу с двумя типами машин: «107», на которой ехали Аскари, Хоторн, Мальоли и Тринтиньян, и «106». На последней в гонке участвовал Гонзалес: речь идет о машине с боковыми бензобаками, на которую поставлен 4-цилиндровый мотор с ходом поршня 79,5 мм и диаметром цилиндра 100 мм, развивающий мощность 265 л.с.. Вес машины 608 кг, удельный вес 2,3 кг/л.с.
Тип «107» в своей основе имеет шасси и кузов машин Формулы 2 1953 года, но не как в начале сезона в Аргентине, с расточенным до 2500 см3 мотором Формулы 2, а с совершенно новым 4-цилиндровым агрегатом, который ведёт своё происхождение от 3-литрового, выигравшего «1000 км Монцы», и развивает мощность в 255 л.с. Машина весит 635 кг, удельный вес 2,5 кг/л.с.
Так как удельный вес Mercedes составляет примерно 2,65 кг/л.с., то в этом отношении Ferrari имеет преимущество. Не должно удивлять, что Mercedes тяжелее итальянских машин. Несмотря на то, что это - чрезвычайно современная конструкция, в которой использовано множество новых технических решений, в то же время она сложнее, и по своей компоновке просто должна весить больше. Уже лишь выбор 8-цилиндрового мотора (против 4- и 6-цилиндровых) означает больший вес, с одной стороны из-за самого мотора, с другой - потому что требуется более длинная рама. Кроме того, внутреннее расположение передних тормозов перед мотором, также принесло ощутимое удлинение всей рамы (то есть, увеличение веса).
Maserati вышли на старт с уже известным рядным 6-цилиндровым мотором, размерами 84х75 мм и мощностью 250 л.с. Удельный вес модели составляет примерно 2,6 кг/л.с.
Интересно, что хотя Mercedes-Banz, Maserati и Ferrari и представляют три совершенно разные направления конструирования - с 8-, 6- или 4-цилиндровыми моторами, но удельный вес всех трёх машин примерно одинаков, за исключением Ferrari «106».
Как и в 1953 году, Гран-при Италии был очень захватывающий и принёс несколько сенсационных сюрпризов. Можно составить себе представление о накале борьбы, если услышать, что Аскари лидировал 40 кругов, Мосс 21, Фанхио 16 и Клинг 5. В течение гонки первое место гонщики занимали в следующем порядке: Клинг с 1-го по 3-й круг, Фанхио с 4-го по 5-й, Аскари с 6-го по 22-й, Фанхио 23-й, Аскари с 24-го по 44-й, Мосс 45-й, Аскари 46-й и 46-й, Мосс с 48-го по 67-й и, наконец, Фанхио с 68-го по 80-й круг. Лучшее время показал Гонзалес с 2:00,8 (на тренировке лучший круг остался за Фанхио с 1:59, за ним Аскари с 1:59,2).
Клинг со старта вырвался вперёд и лидировал первые три круга. Фанхио, Аскари, Гонзалес и Мосс следовали за ним. Аскари постепенно разогревался, соответственно, Фанхио тоже становился все быстрее и приближался все ближе к Клингу. Тот тоже попытался ускориться, но его опасно занесло на выходе из второй «Лесмо», поэтому он потерял время и пропустил вперед нескольких гонщиков. После окончания тренировки и по наблюдениям, которые можно было сделать во время нее, стало ясно, что задачей Аскари было заставить Фанхио как можно чаще жать на тормоза. Тормозной путь такой обтекаемой машины как Mercedes, который к тому же весит на 100 кг больше, чем Ferrari и Maserati, разумеется, длиннее и, соответственно, идут большие нагрузки на тормоза. Со своей стороны, Фанхио требовалось беречь машину, чтобы целой довести ее до финишного рывка. Он надеялся, что другие уступят. Кто выдержит больше, тот и выиграет. А Фанхио - это такой гонщик, который не полностью выжимает скорости и не сильно «жонглирует» с нижними скоростями. Таким образом, он едет не только быстро, но и бережёт мотор, который не загоняется постоянно на самые высокие обороты. Кроме того, ему требуется меньше бензина.
На 5 круге Аскари вышел вперед и сохранил лидерство до 22-го, пока Фанхио снова его не обошёл, но только на один круг. Эта дуэль Аскари-Фанхио была одна из самых интересных. В поворотах Фанхио было совсем нелегко управлять своим обтекаемым «драконом», на скорости, диктуемой Аскари. Никогда мы еще не видели, чтобы «Chueco» ехал так рискованно. Казалось, Аскари удаётся понемногу увеличить отрыв, так как Mercedes явно хуже проходил повороты, но с 44-го круга Аскари внезапно не вернулся. Позже мы узнали, что при переключении на более низкую скорость та не вошла, мотор раскрутило выше максимальных оборотов, и полетел один из клапанов.
Но для Фанхио опасность еще не миновала. Гонзалес, который проехал на Ferrari «106» лучший круг, вскоре сошёл и пересел на машину Мальоли. Но зато Мосс, на хорошо ускоряющейся и держащей трассу Maserati, с самого начала гонки шел в лидирующей группе и на 45 круге даже один раз обогнал Аскари!
Между тем у Mercedes можно было наблюдать две вещи. Тормозной путь стал длиннее, а прохождение поворотов - хуже. Судя по всему, в последнем были виноваты шины. Чем больше резины оставалось в поворотах, тем тяжелее становилось для Фанхио управление машиной. Поскольку машины на шинах Pirelli не испытывали таких проблем, в понедельник после гонки Mercedes-Benz предпринял в Монце тесты с итальянскими покрышками. Как мне сегодня рассказал Фанхио, с ними они сэкономили не менее чем 2 секунды на круге!
Между тем, произошла история с Клингом. Лицо и ветровое стекло немца становились с каждым кругом все чернее, затем несколько кругов ему пришлось обходиться без очков, так как те стали абсолютно непроницаемыми для света от масла. Наконец, в «Лесмо» это случилось: фонтан масла из негерметичного маслопровода попал ему в глаза и на несколько мгновений ослепил. Клинг попытался направить свою машину в тюки с сеном, но пробил их насквозь и улетел прямо в кустарник. Он доказал свое невероятное везение тем, что выбрался из машины без повреждений. Вытекшее масло слегка обожгло его лицо и руку, но из-за глаз ему немедленно понадобилась врачебная помощь.
Так как Фанхио знал, что далеко уйти ему не удастся, он благоразумно оставил эти попытки. Мосс, который на сегодняшний день, без сомнений, относится к лучшим гонщикам вообще, жарко атаковал чемпиона мира и обогнал его. Виллорези также близко подобрался к Фанхио и ехал как в добрые старые времена (как известно, «Лянчия» одолжила Аскари Ferrari, а Виллорези Maserati). Но и «Гиги» пришлось сойти с поломкой задней оси. К середине гонки среди гонщиков, имеющих шансы на победу, шёл также и Хоторн, хотя ему Монца явно не по душе. Все еще было не определено! Если не считать Сильверстоуна, нигде еще Mercedes не выглядели так плохо, как здесь в Монце!
Перед 50-м кругом для Фанхио гонка казалась проигранной. Он нам рассказал, что ему редко приходилось прилагать такие усилия, как в Монце и никогда он еще не был так мало уверен в отношении своей победы. Мотор его также работал неравномерно, а в то же время Мосс все увеличивал свой отрыв. На 67-м круге молодой англичанин имел 22 секунды преимущества перед Фанхио и в среднем проходил круг за 2:03,5. Но все пошло по-другому: на 67 круге ему пришлось заехать в боксы из-за пробившегося масляного бака. А Фанхио оставалось теперь только спокойно приехать к гарантированной победе.
Без сомнения, общая ситуация в гонках стала чрезвычайно интересной с появлением Mercedes-Benz, в том числе и из-за того, насколько жёсткая сейчас идет борьба. 1954 стал пробным годом для новой Формулы, только в 1955 году сражение начнётся по-настоящему, когда появятся абсолютно новые машины, в которых будет реализован опыт 1954 года.



1
Хуан-Мануэль ФанхиоMercedes802:47'47.9
2
Майк ХоторнFerrari792:48'11.5
3

Ferrari782:48'47.4


Умберто Мальоли
30
Отдал автомобиль Гонзалесу


Хосе-Фройлан Гонзалес
48
Взял автомобиль Мальоли
4
Ханс ХеррманнMercedes772:49'13.1Пит-стоп / свечи зажигания
5
Морис ТринтиньянFerrari752:48'27.8
6
Фрэд Уокер мл.Gordini752:48'32.7
7
Питер КоллинзVanwall752:49'11.5
8
Луи РозьеMaserati742:48'33.2
9
Серджо МантованиMaserati742:49'14.6
10
Стирлинг МоссMaserati712:47'53.7Трещина в масляном баке
11
Хорхе ДапонтеMaserati702:49'34.0

нфАльберто АскариFerrari48
Клапан / двигатель

нфЛуиджи ВиллорезиMaserati42
Пружина сцепления

нфКарл КлингMercedes36
Толкающая штанга / авария

нфРоберто МьересMaserati34
Подвеска

нфЛуиджи МуссоMaserati32
Трансмиссия

нфРобер МанзонFerrari16
Двигатель

нфХосе-Фройлан ГонзалесFerrari16
Сальник коробки передач

нфКлемар БуккиGordini13
Трансмиссия

нфЖан БераGordini2
Двигатель
 






нсДжованни де РиуMaserati




Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1954 г.



Знаете ли Вы что...