09-1954г. Гран-При Испании
Барселона была гонкой, которая станет важной главой в истории автоспорта. Новая фирма, а именно Lancia, впервые появилась с новой машиной; Mercedes - фирма которая своим возвращением безгранично повысила интерес к Гран-при - должна была здесь доказать общественности, что четыре победы в Реймсе, Нюрбурге, Берне и Монце не были достигнуты благодаря случаю или определённому гонщику; и наконец, Ferrari и Maserati думали о реванше по отношению к Mercedes. Не часто случается, чтобы на одной гонке сконцентрировалось столько интересных обстоятельств.
Уже в тренировочные дни началась напряжённая борьба. Конечно же, в центре внимания была Lancia. После длинных тестов в Монце, где недавно было показано рекордное время, эта фирма неожиданно появилась в Барселоне. Скорее не нацеливаясь на победу, а чтобы набраться опыта, невозможного при внутренних тестах, и чтобы определить свои реальные возможности в гоночном сезоне 55-го года. Год назад Lancia была даже не в стадии постройки, а только-только в начале своей разработки. Как мы видим, Lancia (фирма, которая никогда не строила машины класса Гран-при) не теряла времени зря.
У Lancia мотор V8 с четырьмя распределительными валами и двойным зажиганием, питаемый от 4 двойных карбюраторов Weber, который выдает примерно 250 л.с. при 8000 об/мин и расположен под углом к раме. Необычно положение топливных баков, которые находятся по бокам кузова, между колесами. Таким образом, машина в поперечном сечении меньше, чем обычно, и без сомнения в этом месте бензобаки уменьшают завихрения воздуха позади передних колес.
Такое расположение баков также хорошо сказывается на балансировке машины, так как масса топлива находится примерно на уровне центра тяжести, так что при полном и пустом баке соотношение нагрузок между передней и задней осями остаётся неизменно 50:50. Lancia весит чуть больше 600 кг. В Барселоне она показала себя очень быстрой и очень стабильной. Хороши - даже очень хороши - тормоза. Что касается ускорения, то здесь Lancia превосходила всех.
Тренировочная машина проехала на очень большой скорости в общей сложности 40 кругов и показала с Аскари за рулем лучше время тренировочных дней. Между прочим, в последние полчаса тренировки Виллорези показали сигнал «GIRI 8200» (что означало превысить максимальное число оборотов), так как хотелось выяснить, когда и где сломается этот мотор. Много кругов спустя тахометр Виллорези показывал 8700, но мотор был все еще в порядке. Сюрпризом на тренировке стало то, что даже Фанхио на Mercedes не смог достигнуть времён Lancia (Аскари 2:18, 2:18,1). Высказывалось мнение, что Mercedes выбрали неправильные передаточные числа, что, в общем, соответствовало действительности. На второй день положение осталось прежним. Лучший круг Фанхио был 2:19, 2:19,1. Клинг и Херрманн показали среднее время. Позади Аскари и Фанхио находились Виллорези, Хоторн, Шелл, Мосс и Муссо, все уложились в одну секунду! Затем, с 2:21, 2:21,9 шел Херрманн, за ним Мантовани с 2:22 и, наконец, Клинг с 2:23, 2:23,4. Интересный Vanwall, с Коллинзом за рулем, к сожалению, вылетел на тренировке и не смог выйти на старт. Осталось надеяться, что в 1955 годы мы сможем увидеть эту многообещающую английскую машину в Гран-при в нескольких улучшенных экземплярах. Хоть она и не добилась больших успехов в 1954, но оставила хорошее впечатление.
В конце тренировки в машину - после Фанхио - еще раз сел Клинг, но уже одним кругом позже он вернулся в боксы с сильно дымящим мотором. Однако минутой позже туда же прибыл и Аскари, чей мотор заглох из-за проблем с смазкой. Как и Коллинз, во время этих последних тренировочных заездов, вылетели и оба других англичанина Хотторн и Мосс и слегка повредили свои машины. Во время этой напряжённой тренировки произошло много разного!
В гонке же возникла интересная ситуация: итальянские фирмы Lancia, Ferrari и Maserati с Аскари, Хотторном, Тринтиньяном и Шеллом так ожесточённо сражались друг с другом, что об ожидаемой атаке Mеrcedes не могло быть и речи. Шелл, который, вероятно, стартовал с полупустым баком и получил задание «тянуть» гонку, сразу вышел в лидеры, преследуемый Аскари; тот обогнал его уже на втором круге и вплоть до своего схода оставался на первом месте, постоянно увеличивая отрыв. Первым гонщиком Mercedes был Фанхио, он и Мосс постоянно сменяли друг друга на 5 и 6 местах. Оба гонщика Ferrari - Хотторн и Тринтиньян - держались вместе с Шеллом и создали плотную группу, которая много кругов подряд лидировала после схода Аскари. Херрманн пытался не дать возрасти своему отставанию от Фанхио, в то время как Клинг медленно откатывался назад.
Судя по временам, показанным на тренировке, и по началу гонки казалось, что Mercedes сможет выйти вперед только благодаря сходу лидеров. Для сравнения мы замерили тормозной путь: в конце длинной финишной прямой, к тому же на участке с явным подъемом, на последних 400 метрах Lancia, Maserati и Ferrari были в среднем (замеры на протяжении 8 кругов) на одну секунду быстрее, чем Mercedes. И в ускорении итальянские машины также были лучше. Зато можно было заметить небольшое преимущество Mercedes в максимальной скорости. По маневренным качествам, как показали замеры в поворотах, Mercedes также уступал итальянским машинам, хотя и был намного лучше, чем в Монце. Если учесть, что Mercedes в среднем весит на 100 кг больше итальянских машин (в случае Lancia даже значительно больше, чем на 100 кг), то становится понятными такие различия в торможении и ускорении, даже если мотор Mercedes выдаёт на примерно 20 л.с. больше, чем его итальянские противники. Хотя, по уверениям Фанхио, обтекаемый Mercedes на 20 км/ч быстрее «нормального», то есть достигает примерно 285 км/ч, его почему-то не использовали, несмотря даже на чрезвычайно длинные прямые трассы Пена-Рин. Интересно то обстоятельство, что в первый тренировочный день Фанхио на обтекаемом Mercedes действительно был быстрее, чем на нормальном. И все равно он показал худшее время, чем Lancia и Maserati, как уже говорилось, по общему мнению, причину следовало искать в неправильных передаточных числах. Когда же на следующий день были предприняты попытки с новыми передаточными числами, на этот раз открытая машина была на 2 секунды быстрее. И все равно времени Аскари достигнуть не удалось. После десяти кругов, когда он показал и лучше время гонки 2:20,4, Аскари вынужден был сойти из-за поломки сцепления. Но его мотор был еще в порядке. Зато Виллорези, который получил тот мотор, который сломался у Аскари на тренировке, исчез уже на втором круге. Его масляный манометр уже на первом круге показывал отсутствие давления.
Целью Lancia здесь было применить все сразу. Жалко, что у Аскари в сцепление попало масло, так как его гонка, вероятно, закончилась бы совсем по-другому. В любом случае, Lancia без сомнения станет серьезным противников в Гран-при 1955 года.
Теперь, после схода Аскари, Шелл (который теперь мчался как от чумы), Хотторн на Ferrari «кит» и Тринтиньян на обычной Ferrari начали напряжённую дуэль, которая продолжалась много кругов. Во время этой горячей схватки Шелл и Хотторн развернулись по одному разу, при этом Фанхио даже не пытался вмешаться. Он спокойно продолжал ехать на четвёртом месте. Когда Шелл и Тринтиньян сошли из-за поломки задней оси, его отставание от Хотторна уже возросло до 30 секунд. Теперь все ожидали атаки. Ведь Mercedes теперь автоматически шел на втором месте. Но ничего не произошло. Херрманн был между тем вынужден сбавить скорость, так как его мотор работал неровно. Он так же уже один раз останавливался (для замены свечей). Вскоре после этого молодой немец сошел. И теперь молодые гонщики Maserati Муссо и Мантовани на своих свежих машинах оказались на 3 и 4 местах, так как Мосс тоже выбыл из-за разболтавшегося топливного бака и вероятно механической поломки. Один раз, примерно за 25 кругов до финиша (дистанция составляла 80 кругов), казалось, что Фанхио все-таки перейдет в атаку. Его отставание к тому моменту уменьшилось с 25 до 18 секунд. Внезапно стало заметно, что с его мотором что-то не в порядке. И это произошло как раз в тот момент, когда Муссо приказали ехать быстрее. В то время как Фанхио уменьшил скорость, чтобы достичь цели, Муссо помчался вперед и обогнал его. Это был - как он сказал нам после гонки - самый прекрасный миг в его жизни! Однако парень сильно рисковал, когда его занесло в одном из поворотов, после того, как он попытался кому-то помахать и чуть было не улетел в трибуны! Из боксов это выглядело очень критично.
На последних кругах уверенно идущий на 4 месте Мантовани вылетел с трассы из-за заблокировавшихся передних тормозов и был дисквалифицирован по причине использования чужой помощи. Как и Муссо, Мантовани - это многообещающий молодой гонщик. Хотя он только год, как участвует в Гран-при, он часто занимал хорошие места и, когда Alfa Romeo будет снова участвовать, вероятно, займет место в их команде.
Конец гонки больше не принёс никаких сюрпризов. Хотторн спокойно шёл на своих «русских деревенских счетах» на первом месте и без проблем закончил гонку, так как Муссо был слишком далеко позади него, чтобы попытаться приблизиться. Что касается Фанхио, то его сильно дымящий, очень неровно работающий мотор заставлял задуматься. Как мы узнали позже, он прибыл с одним сломанным поршнем, вследствие неисправного топливного насоса. Таким образом, Фанхио занял третье место перед Миресом на Maserati. Пятым стал Клинг. Это первая победа Ferrari «Кит». Это машина с боковыми бензобаками, которая впервые появилась в Монце в 1953 году, но до недавнего времени не имела хорошей устойчивости при движении. Теперь Лампреди изменил переднюю подвеску и улучшил ее, используя цилиндрические пружины. Короткоходный мотор с 100х79,5 мм выдает 260 л.с. Уже при 5000 об/мин количество лошадиных сил превышает 200! Машина весит 630 кг.
Вместе с Ferrari следует упомянуть и Maserati. Второе место Муссо, острая атака Шелла в начале и после схода Аскари и поведение Maserati вообще доказывают, что их 6-цилиндровый мотор как минимум не хуже, чем Ferrari. Один очень знаменитый гонщик мирового класса, который сейчас ездит не за Maserati и чье имя мы не можем называть, утверждал после Монцы, что по его мнению эта машина Гран-при нa сегодняшний день является лучшей!
Гонка в Барселоне позволяет хорошо рассмотреть положение в Гран-при 1954 года. Если взглянуть на то, как протекали прошлые гонки и на их условия, то становится ясно, что и речи не может идти о таком бесспорном превосходстве немецких машин, как до войны. Можно даже сказать, что без Фанхио сезон 1954 года был бы более чем критическим для немецкой фирмы. Но следует понимать и подчеркнуть, что для Mercedes это первый сезон Гран-при после 15-летнего перерыва, в то время как Maserati и Ferrari участвуют с 1946 и 1947 годов соответственно. Однако то обстоятельство, что в 1954 году Аскари и Виллорези практически всегда вынуждены были играть роль зрителей, что Фарина из-за травм почти на весь сезон вышел из строя, и что, наконец, Гонзалес получил на Нюрбургринге моральный удар, который значительно уменьшил его боеспособность, сильно облегчили задачу Mercedes, так как гонщики уровня Фанхио играли свою роль либо не полностью, либо не могли играть вообще. Наконец, результат Барселоны был очень убедителен, чего, например, нельзя сказать о Монце, где Фанхио хотя и оказался в конце впереди, но только после схода всех соперников.
В следующие зимние месяцы в гоночных отделах должно произойти много разного. Похоже, что прошли те времена, когда одна фирма с большим преимуществом играла лидирующую роль в Гран-при. В 1953 году (вероятно oпечатка, должно быть 1954. Прим. пер.) ясно установилось интересное равновесие в различных технических тенденциях, так что теперь никто не может себе позволить почивать на лаврах. Ferrari, Mercedes, Maserati и Lancia, это только важнейшие фирмы, попытаются сделать свое оружие еще острее. 1954 год был только началом этой новой эпохи. Кроме того, мы уже говорили, что у Alfa Romeo уже готов проект машины Гран-при. Что касается Ferrari, то в 1955 они, несомненно, появятся не только с известным и улучшенным 4-цилиндровым мотором, но и с 6-цилиндровым и даже рядным 2-цилиндровым объемом 2500 см3. Оба этих мотора уже работают на стенде. 2-цилиндровый задуман главным образом для таких трасс как например Монте Карло. Если, как утверждается, Alfa Romeo применят 12-цилиндровый, то в 1955 году мы увидим в гонках 2-, 4-, 6-, 8- и 12-цилиндровые моторы! Такого до сих пор еще не бывало! Однако в эти дни распространился слух, который несколько охладил восторги по поводу сезона 1955 года. В определённых кругах утверждают, что после четырех побед в шести Гран-при Mercedes может в следующем году уйти. Но мы все равно надеемся, что вызвавшие такой интерес немецкие машины будут участвовать в 1955 году, тем более что другие источники заверили нас, что в Унтертюркхайме уже несколько недель идет работа над совершенно новой гоночной машиной.
1 | Майк Хоторн | Ferrari | 80 | 3:13'52.1 | ||
2 | Луиджи Муссо | Maserati | 80 | 3:15'05.3 | ||
3 | Хуан-Мануэль Фанхио | Mercedes | 79 | 3:14'17.8 | Протекание масла в кокпит | |
4 | Роберто Мьерес | Maserati | 79 | 3:15'23.6 | ||
5 | Карл Клинг | Mercedes | 79 | 3:15'47.4 | ||
6 | Чико Годиа | Maserati | 76 | 3:14'42.3 | ||
7 | Луи Розье | Maserati | 74 | 3:14'03.5 | ||
8 | Кен Уортон | Maserati | 74 | 3:14'42.0 | ||
9 | Принц Бира | Maserati | 68 | 3:16'23.4 | ||
нф | Серджо Мантовани | Maserati | 58 | Проблемы с тормозами / авария | ||
нф | Maserati | 57 | Двигатель | |||
Туло де Граффенрид | 30 | Отдал автомобиль Волонтерио | ||||
Отторино Волонтерио | 27 | Взял автомобиль де Граффенрида / двигатель | ||||
нф | Ханс Херрманн | Mercedes | 50 | Топливный насос | ||
нф | Морис Тринтиньян | Ferrari | 47 | Коробка передач | ||
нф | Жак Полле | Gordini | 37 | Двигатель | ||
нф | Харри Шелл | Maserati | 29 | Трансмиссия / задний мост | ||
нф | Стирлинг Мосс | Maserati | 20 | Маслопродувочный насос | ||
нф | Жан Бера | Gordini | 17 | Тормоза | ||
нф | Жак Сватерс | Ferrari | 16 | Двигатель | ||
нф | Альберто Аскари | Lancia | 10 | Сцепление | ||
нф | Луиджи Виллорези | Lancia | 2 | Тормоза | ||
нф | Робер Манзон | Ferrari | 2 | Двигатель | ||
нс | Питер Коллинз | Vanwall | Авария |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 1954 г.