04-1955г. Гран-При Бельгии
Какие проявляются аспекты, могущие, вероятно, говорить против этих тенденций развития? С водительской стороны это может быть молодой Кастеллотти, который со времени Гран-при в Буэнос-Айресе показал удивительное улучшение своей формы именно в Спа. Он, показав время 4:18,1, не только превысил рекорд Фанхио на тренировке – 4:18,7, но и во время дождя в последний день тренировок ближе всех подобрался – 4:53,2 - к «дождевому» же времени Фанхио, который проехал за 4:52,8, в то время как Мосс показал только 4:55,2. В Спа создавалось впечатление, что Кастеллотти может еще прибавить. Что же касается автомобиля, который имеется в его распоряжении, то доктор Лянча проинформировал о своем уходе из активного автоспорта и о том, что его гонщики будут выходить на старт только как частники. Это равнозначно остановке дальнейшей модернизации формульной машины Lancia. Таким образом, один – говоря о технической стороне – возможный соперник Mercedes был бы устранен. Правда, фирма Lancia присутствовала здесь в полном составе своего гоночного аппарата, так что кажется, последнее слово здесь еще не сказано. Что касается Ferrari, все три Squalo пришли к финишу, но в мощностном плане еще не доросли до Mercedes. Лампреди предпринял на этом громоздком автомобиле с боковыми бензобаками разные незначительные усовершенствования за время, прошедшее с гонки в Монте-Карло, но они не дали заметного увеличения мощности, которое было бы здесь крайне необходимо. Фарина, теперешний гонщик №1 скудерии Коммендаторе, относится к ветеранам, но он единственный в своей возрастной категории, кто сегодня еще может вмешиваться в борьбу лидеров. Он – гонщик совершенного стиля и это бесспорно.
Maserati на явно скоростных трассах не может держаться за Lancia, даже несмотря на новые головки цилиндров. Здесь мы видим Жана Бера, который благодаря решительному личному вкладу всех сил регулярно вносит оживление в середину пелетона. Но только в середине, представленной в настоящее время Ferrari, Maserati и последней Lancia, которая хотя и очень быстра на отдельных кругах, не может противостоять массированной атаке Mercedes-Benz. Из этих предварительных рассуждений уже можно сделать заключения о протекании четвертого этапа чемпионата мира, Большого приза Бельгии. Оба Mercedes-Benz, Фанхио и Мосса зададут тон со старта, будут круг за кругом наращивать отрыв и, наконец, окончательно оторвутся от еще оставшейся в гонке группы. Бельгийские болельщики приветствовали своего отлично выступавшего Поля Фрера, который получил Ferrari Шелла, и время от времени возгласами «Vive la roi!» [Да здравствует король! (фр.)] бывшего короля Леопольда. Кастеллотти упорно боролся за третье место, но скоро отстал и на 17-м круге окончательно сошел из-за неисправности двигателя. Что стало окончательной причиной этого, можно будет установить только в Турине при демонтаже двигателя V8. Фарина наседал несколько кругов на Кастеллотти, но молодой земляк ушел от преследования. Жан Бера, который со своей стороны пытался примкнуть ко второй группе, вылетел с трассы перед шпилькой «Ла Сурс» и сошел с дистанции. Вернувшись в боксы, он взял машину Мьереса, который во время ночной прогулки по лесу вывихнул лодыжку и поэтому добровольно отдал управление.
Вернемся назад к Фреру. Бельгийский журналист присоединился сначала к группе Фарина/Кастеллотти, немного отстал, затем затеял интересную борьбу с Клингом, но затем был вынужден пропустить Муссо и Клинга. По-видимому, он решил обязательно привести свою Ferrari к финишу и поэтому лучше было отказаться от изнурительной позиционной борьбы. Фрер – это человек, который ездит с умом, он будет систематически продвигаться вперед и всегда надежен. Тринтиньян был вынужден после третьего круга заехать в боксы для замены свечи третьего цилиндра.
Хоторн на машине Vanwall, единственный представитель Англии, после того как автомобили Connaught так и не появились на гонке, не мог удерживаться ни за Ferrari, ни за Maserati, и, в конце концов, сошел с трассы в конце 9-го круга из-за негерметичного маслопровода. В противоположность всегда дружелюбному Стирлингу Моссу англичанин с льняными волосами и снобистским галстуком-бабочкой достаточно замкнут.
Собственно, только Муссо (Maserati) и Карл Клинг внесли немного краски в ставший бесцветным Гран-при. И тут снова правильно будет вступиться за Карла Клинга, который это заслужил. Как же человеку не везет! Едва он оправился от ранений, полученных в аварии на гонке «Милле Милья», как стартовал снова в Айфельской гонке, а восемь дней спустя в Спа на трассе, по которой он никогда прежде не гонялся. На тренировках и затем в самой гонке он сначала проявлял мудрую сдержанность. Он «ощупью», медленно, но систематично продвигался вперед, наконец достаточно разогнался и устроил напряженную дуэль с Муссо. В конце концов, затем он прошел итальянца, который чуть позже для замены свечей должен был заехать в боксы, приблизился к Фарине и с остановившимся мотором – будучи на четвертом месте – на 22-м круге вкатился в боксы…Что было причиной? Разрушился отсасывающий маслопровод картера рулевого механизма. И действительно! Я сам в этом убедился. Итак, простейшая неисправность, в которой без сомнения нет его вины.
И больше уже ничего не менялось. Девять оставшихся участников ехали гонку чисто и до конца. Фанхио победил в восьми секундах от Мосса. В одной минуте и сорока секундах от аргентинца Фарина пришел к финишу третьим. Аргентинский радиокомментатор еще долго не мог остановиться, хотя до этого на протяжении почти трех часов отправлял пулеметный огонь из слов на свою родину. Фанхио восхищенно приветствовали. Нойбауэр – кто знает, уже в который раз – швырнул свою шляпу на трассу, и клич "Vive la roi!” заметно усилился. Теперь имелся в виду Фанхио?
Но – и я хотел бы это еще сказать – Фанхио, как и прежде, единственный в своем роде. Как он ехал, когда в субботу шел дождь! С отрывом и без большого видимого напряжения он проходил один фантастический круг за другим. Как уже говорилось, жаль, что с нами нет больше Альберто Аскари. С тяжелым сердцем.
Кстати, Mercedes не использовал короткую машину для Монте-Карло. Мосс ехал на варианте со средней, Клинг и Фанхио – с нормальной базой. Есть три варианта длины, а именно – длинный, нормальный и средний. Все три автомобиля, использовавшиеся в Спа, оснащались спереди и сзади тормозами, расположенными в кузове.
1 | Хуан-Мануэль Фанхио | Mercedes | 36 | 2:39'29.0 | ||
2 | Стирлинг Мосс | Mercedes | 36 | 2:39'37.1 | ||
3 | Нино Фарина | Ferrari | 36 | 2:41'09.5 | ||
4 | Поль Фрер | Ferrari | 36 | 2:42'54.5 | ||
5 | Maserati | 35 | ||||
Роберто Мьерес | 10 | Отдал автомобиль Бера | ||||
Жан Бера | 25 | Взял автомобиль Мьереса | ||||
6 | Морис Тринтиньян | Ferrari | 35 | |||
7 | Луиджи Муссо | Maserati | 34 | |||
8 | Чезаре Пердиза | Maserati | 33 | |||
9 | Луи Розье | Maserati | 33 | |||
нф | Карл Клинг | Mercedes | 21 | Маслопровод | ||
нф | Эудженио Кастеллотти | Lancia | 16 | Коробка передач | ||
нф | Майк Хоторн | Vanwall | 8 | Коробка передач | ||
нф | Жан Бера | Maserati | 3 | Авария | ||
нс | Джонни Клэз | Maserati | Проблемы с двигателем | |||
нс | Харри Шелл | Ferrari | Автомобиль использовал Тринтиньян |
Перевод и набор: Вадим Русов>
"Auto, Motor und Sport", 1955