Гран-При Великобритании 1955 года: Первая победа Стирлинга Мосса
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

06-1955г. Гран-При Великобритании

06-1955г. Гран-При Великобритании

Неподвижно, как статуи, стоят гвардейцы у Букингемского дворца. Из-за своих меховых шапок они кажутся неестественно большими и на них не производит никакого впечатления поток машин, катящийся мимо каменного фасада, который они должны охранять. Традиционный уклад английской жизни не меняется и под влиянием техники, даже кузова машин угловаты и массивны, как многовековые здания. Фантазии и темперамента южан не хватает не только в технике, но даже в дорожном движении. Англичанин едет довольно медленно, чрезвычайно дисциплинированно и осторожно. И все равно все движется, так как широко распространена подача сигналов и следующему позади немедленно сообщают о возникшем препятствии, желании повернуть и о свободном пути для обгона.
После столь критических для автомобильного спорта недель на континенте, особенно в Германии, наполненных беспокойством и еще более необъективными комментариями, нам, конечно, было очень интересно, что нас ожидало в Англии. Англичанин не любит выставлять свои чувства напоказ. Человек с улицы не считает себя вправе судить о вещах, о смысле или бессмысленности которых он до того не задумывался. Если в Германии как раз часть прессы попыталась представить автоспорт как инсценированное безответственными кругами сенсационное шоу, ведущая английская газета Daily Telegraph, напротив, профинансировала британский Гран-при для гоночных машин.

Гран-при еще никогда не проходил на севере Англии. Поэтому в этом году Королевский Автомобильный Клуб перенёс гонку в Ливерпуль. В тамошнем предместье Энтри находится ипподром, на котором ежегодно проходит одна из самых знаменитых и сложных скачек в мире - Grand National. Его впервые провели в 1839 году как "The Grand National Liverpool Steeplechase”. Этот ипподром принадлежит одной очень состоятельной английской даме, мисс Мирабель Топэм. В прошлом году мисс Топэм решила построить на ведущих вдоль ипподрома подъездных дорогах автомобильную гоночную трассу. Предприятие обошлось в 100 000 фунтов стерлингов (1,17 миллионов DM) и новая Auto Race Course в Энтри была открыта гонкой уже в мае 1954 года. Гоночная трасса имеет длину 4,828 км, точно следует очертаниям „Большого национального ипподрома". Пять узких и четыре быстрых поворота, соединённых более или менее длинными прямыми, не должны представлять большой сложности для гонщиков и проще чем Сильверстоун. Из всех членов гоночной команды Mercedes-Benz единственным знакомым с трассой был Мосс. В первой гонке он установил на 2,5-литровой Maserati абсолютный рекорд круга в 2:00,6 минут. На второй день Мосс перед Фанхио показал новое лучшее время с 2:00,4. Фанхио оставался с 2:00,6 вторым по быстроте. Однако сложилось впечатление, что аргентинец ехал без обычной виртуозности. Кстати, по желанию гонщиков, машины Мосса и Фанхио были по разному настроены на второй и третьей передачах, в то время как четвёртая и пятая оставались на обеих одинаковыми. По словам директора Уленхаута, машины Mercedes-Benz не потерпели никаких изменений после Зандвоорта. При весе чуть больше 650 кг они выдают 290 л.с. Ferrari лишь на несколько килограм легче, однако их мощность вряд ли превышает 270 л.с. Из всех соперников только Жану Бера удалось провести Maserati по трассе за 2:01,4. Шестицилиндровая машина маленькой фирмы графов Орси стала еще мощнее и теперь убедительно превосходит Ferrari. Из четырёх заводских машин конюшни Alfieri Maserati только у Миреса была новая пятискоростная коробка передач. Однако гонка показала, что мотор уже не выдерживает, если из него выжимают по полной, как это было в случае Бера.
Клинг с 2:02 показал четвёртое, Таруффи с 2:03 пятое время. Итальянец не рисковал, ехал равномерно и надёжно. Следующие места на тренировке заняли Мирес (Maserati), затем неожиданно Шелл на Vanwall перед Симоном (Maserati) и Муссо (Maserati). Следующее место смог занять быстрейший гонщик Ferrari Эугенио Кастеллотти(русские так произносят), в то время как его товарищи по команде Хоторн и Тринтиньян вынуждены были пропустить вперёд еще Манзона на Gordini, который был только на сотые доли секунды медленнее Кастеллотти, а тот, без сомнения, умеет ездить. Ferrari не использовали ни Squalo, ни Supersqualo, а надёжный тип с задним расположением бензобака. Как же случилось, что Ferrari так далеко откатились назад в плане мощности? Это падение является проявлением того кризиса, который разразился несколько недель назад в Ferrari и заставил выступить на сцену Автомобильный Клуб Италии. Феррари не хватает необходимых финансовых средств, чтобы развивать свои машины. Поэтому Лампреди осталось только внести незначительные улучшения, которых далеко не достаточно для повышения результатов. Эта трагедия зашла между делом так далеко, что Maserati могут просто уехать от Ferrari. Что касается стартовавшей спасательной акции, то - как нам подтвердили Лампреди и Уголини - это соответствует истине. Английский четырёхцилиндровый Vanwall с бензиновым впрыском сейчас равен Ferrari, возможно даже быстрее. Тони Уандервелл заполучил Шелла, который держался великолепно и был быстрее Кастеллотти, хотя он не достигает класса молодого итальянца. Хоторн же, кажется, угодил из огня в полымя, когда покинул после Монте-Карло Vanwall и вернулся в Ferrari. Удивил так же Тони Ролт на открытом новом Connaught оснащённом четырех- цилиндровым мотором Alta с впрыскиванием во впускной коллектор Hilborn. Эта машина с открытым кузовом по весу намного легче обтекаемых, хотя, конечно, и Ролт по гоночному классу на две головы выше своих коллег по команде МакАльпина, Марра и Фейрмана.
Гордини, который появился здесь со своей старой моделью, объяснил нам, что новая восьмицилиндровая машина готова и уже прошла первые тесты. Мирес, который ездил на ней в Париже, особенно хвалил ее устойчивость на дороге. Гордини хочет впервые использовать машину на быстрой трассе типа Монцы. Маклин ехал на Maserati Стирлинга Мосса, которую Стирлинг за 40 фунтов перекрасил в серый цвет, так как и зелёный и красный не принесли ему до сих пор удачи. Однако комиссары потребовали от него, что согласно регламенту хотя бы нос снова получил зелёную окраску. Англичанин надеется и в следующем году выступать за Mercedes, а свою Maserati он хочет продать, так как участвовать в Гран-при на частной основе становится неприемлемым с финансовой точки зрения. Еще две Maserati управлялись Коллинзом и Гулдом. Конец пелетона из 25 машин состоял из Cooper, с расточенным до 2,2 литров шестицилиндровым мотором Bristol и обтекаемым кузовом, который, однако, вопреки всем законам аэродинамики резко обрывался сзади.
Еще за несколько дней до гонки раздавались голоса, считающих ее проведение сомнительным. Но организаторы показали себя достаточно ответственными и стойкими, чтобы все равно провести британский Гран-при.

Непосредственно после старта Хуан Мануэль Фанхио захватил лидерство, сразу за ним следовал Мосс. В порядке Фанхио - Мосс - Клинг - Таруффи - Бера гонщики завершили первый круг. Оба лидера взяли высокий темп и только Бера удалось более-менее держаться за ними. Уже на третьем круге он пробился мимо Таруффи и Клинга на третье место. На третьем же круге Мосс обогнал Фанхио и оба гонщика Mercedes все больше увеличивали свой отрыв от Беры. Француз быстро устремился за ними, но на 10-м из 90 кругов ему пришлось сдаться. Как он объяснил мне позже, из-за дефекта сцепления и поломки маслопровода. Таким образом, из гонки выбыл единственный участник, который еще мог бы удержаться перед Клингом и Таруффи.
На 11 круге Таруффи пришлось пропустить вперёд снова и снова атакующего Муссо. Все-таки казалось, что 48-летний итальянец решил не ввязываться в бой. Уже на 12 круге уверенно лидирующие пилоты Mercedes Фанхио и Мосс обошли на круг Кастеллотти. Немногим спустя - на 17 круге - он заехал в боксы и сошёл из-за дефекта органов управления. Мосс и Фанхио с каждым кругом увеличивали свой отрыв от Клинга на 3-4 секунды. На 18 круге Фанхио обогнал своего товарища по команде, но еще два круга спустя снова предоставил ему лидировать, на этот раз уже окончательно. Ожесточённо преследуемый Миресом Клинг сохранил за собой третье место. Хотя Миресу и удавалось все время приблизится к Клингу в поворотах, но на прямых Mercedes был быстрее. Штутгартец явно решил не ввязываться в борьбу, а ехал равномерно, чтобы исключить возможные случайности. Позже ему удалось увеличить отрыв от Миреса, который слишком многого потребовал от своего мотора и на 44 кругу сошёл. Хоторн используя весь свой талант гонщика снова и снова пытался добыть для Ferrari почетное место, но ему никогда не удалось вырваться из середины пелетона и пришлось даже пропустить вперед Шелла, который держался очень хорошо. На 44 круге Хоторн передал свою машину Кастеллотти. Между тем Таруффи вернул себе четвёртое место и четыре Mercedes теперь уверенно лидировали. Мосс шел примерно в 6 секундах перед Фанхио. Теперь Нойбауэр показал лидерам <> - равномерно, и на этом первые места распределились. Более половины стартовавших машин уже сошли. Мосс и Фанхио уже обошли на круг весь пелетон, за исключением Клинга. Таруффи теперь присоединился к Фанхио, долгое время держал его темп, но потом немного отстал. Тринтиньян, так же как и в Монте-Карло, провел стабильную гонку, но после красивой борьбы с Кастеллотти, которая внесла немного оживления в ставшую монотонной гонку, был последним обойдён. Шелл сошёл из-за прохудившегося тормозного трубопровода, снова влился в гонку на далеко отстающей машине своего коллеги по команде Вартона, после того как на машине того заменили лопнувший трубопровод охлаждающей жидкости. На последних кругах Фанхио еще раз поднажал и прижался к Моссу, который пересёк финишную линию сразу перед Фанхио и таким образом выиграл первый в своей жизни Гран-при. Позже он был достаточно скромен, чтобы заявить, что считает Фанхио лучшим в мире гонщиком. Некоторые английские газеты заметили в своих обзорах Гран-при: Мосс победил, но Фанхио ему помог. Только девять машин продержались эту сложную гонку.
На сегодняшний день Mercedes-Benz превосходит всех соперников. С такими гонщиками, как Фанхио и Мосс, ни одной из участвующих фирм вряд ли удастся покуситься на их лидирующее положение.
Очень счастлив был Карл Клинг, который наконец преодолел свою полосу неудач и был полностью доволен своим третьим местом. Когда официальные лица поздравляли победителя Мосса, играл не английский, а немецкий гимн. Приятный жест в сторону немецкой фирмы, которая сделала возможной первую победу английского гонщика в английском Гран-при.







1
Стирлинг МоссMercedes903:07'21.2
2
Хуан-Мануэль ФанхиоMercedes903:07'21.4
3
Карл КлингMercedes903:08'33.0
4
Пьеро ТаруффиMercedes893:07'36.0
5
Луиджи МуссоMaserati893:09'29.2
6

Ferrari873:08'27.0


Майк Хоторн
60
Плохое самочувствие /
отдал автомобиль Кастеллотти


Эудженио Кастеллотти
27
Взял автомобиль Хоторна
7
Майк СпаркенGordini813:08'19.0
8
Лэнс МаклинMaserati793:08'28.0
9

Vanwall723:08'02.8


Кен Уортон
50
Отдал автомобиль Шеллу


Харри Шелл
22
Взял автомобиль Уортона

нфМорис ТринтиньянFerrari59
Перегрев двигателя

нфРоберто МьересMaserati47
Двигатель / поршень

нфДжек БрэбэмCooper30
Двигатель / клапан

нфКен МакАлпайнConnaught30
Давление масла

нфПитер КоллинзMaserati29
Сцепление

нфНано да Силва-РамосGordini26
Давление масла / двигатель

нфРой СальвадориMaserati23
Коробка передач

нфХорейс ГоулдMaserati22
Тормоза

нфХарри ШеллVanwall20
Дроссель

нф
Connaught18
Управление дросселя


Тони Ролт
10
Отдал автомобиль Уокеру


Питер Уокер
8
Взял автомобиль Ролта / тяга
управления дроссельной заслонкой

нфЛесли МаррConnaught18
Трубка тормозной магистрали /
разворот

нфЭудженио КастеллоттиFerrari16
Трансмиссия

нфАндре СимонMaserati15
Коробка передач

нфЖан БераMaserati9
Маслопровод

нфРобер МанзонGordini4
Трансмиссия

нсДжек ФэйрменConnaught

Двигатель

Перевод и набор: Вадим Русов>

„Auto, Motor und Sport“, 15/1955



Знаете ли Вы что...