06-1957г. Гран-При Германии
Ferrari и Maserati соревновались на Нюрбургринге не первый год, поэтому проблем с настройкой у них не возникало. В первую пятничную сессию лучший круг в свой актив записал Фанхио (9’25.9). Вторым был Хоторн, отставший на 12,2 с. В субботу англичанин улучшил свой результат до 9'28.4 и сохранил вторую позицию на старте. В итоге в первом ряду оказались два Maserati (Фанхио и Вера) и две Ferrari (Хоторн и Коллинз). Брукс, лучший из пилотов Vanwall, проиграл Фанхио 10 секунд.
В гонке было заявлено всего 15 машин Формулы-1. Чтобы увеличить зрительский интерес и повысить плотность машин на длинной 22-километровой трассе, организаторы решили одновременно с гонкой Ф-1 провести и заезд Ф-2, в котором гонщики боролись за отдельные призы. В квалификации лучшим из пилотов Ф-2 был Эдгар Барт на спортивном Porsche 550RS, который заодно с соперниками по классу оставил за спиной и 4 Maserati Ф-1.
Тим-менеджер Maserati Нелло Уголини выбрал для своих пилотов тактику с одним заправочным пит-стопом, чтобы уйти со старта с полупустыми баками. Ferrari и Vanwall планировали ехать «нон-стоп». Официальный рекорд круга в гонке на Нюрбургринге, установленный Фанхио в 1956 году на Lancia-Ferrari D50, был равен 9'41.6. Результаты квалификации не вызывали сомнений, что рекорд этот падет, как не вызывало сомнений и то, что побьет его именно Фанхио. Аргентинскому Маэстро было уже 46 лет, и он подумывал о завершении карьеры гонщика. Но даже в этом возрасте Фанхио был на голову выше всех остальных, в чем еще раз убедились собравшиеся на Нюрбургском кольце зрители.
На старте, однако, чемпион уступил Хоторну и Коллинзу и ушел в гонку третьим. После первого, очень быстрого, круга с места (Хоторн прошел его за 9'42.5) вслед за тройкой лидеров располагались Бера, Муссо, Шелл, Брукс, Мосс и Льюис-Эванс. А затем, уже в полумиле позади, ехали все остальные во главе с Сальвадори на Cooper Ф-2. Второй круг Хоторн проехал еще быстрее. Маэстро в начале третьего круга обогнал Коллинза, а чуть позже, на подходе к повороту Аденау, прошел и Хоторна. Маневр Фанхио тут же повторил и Коллинз, оставив Хоторна третьим. Теперь Фанхио ничего не сдерживало, и он мог сполна использовать резервы скорости, которые давал ему заполненный лишь наполовину бак. Аргентинец довольно быстро уходил вперед. Хоторн и Коллинз ехали вместе, чуть сзади - Бера, далее, «толкаясь локтями», неслись Муссо и Шелл, и только затем, на приличном отдалении от лидеров, следовало трио Vanwall. В глубине пелотона Сальвадори и Барт оспаривали первенство в Ф-2.
Фанхио улучшал рекорд трассы практически на каждом круге, и к 10-му кругу довел его до 9'29.5, а свое преимущество над Хоторном (теперь он ехал вторым) - до 28 с. В середине дистанции, - а именно, после 11 кругов - Фанхио отправился на плановую дозаправку. Долгий пит-стоп с заправкой и заменой задних колес трансформировал его 30-секундное преимущество в 50-секундное отставание от пары Хоторн-Коллинз, которые теперь вели с переменным успехом борьбу за 1-е место. 2-3 первых круга после возвращения на трассу Фанхио ехал спокойно, притирая новую резину и привыкая к полному баку, а затем помчался вперед с новой силой, отыгрывая у лидеров по 6-7 с на круге. Вот краткая хронология этой ПОГОНИ:
17-й круг - 9'28.5. Около 30 с отставания.
18-й круг - 9'25.8. В боксах Ferrari вывешивают табличку «Faster» - «быстрее», но Хоторн с Коллинзом и так едут на пределе.
19-й круг - 9'23.4! 13,5 с отставания.
20-й круг - 9'17.4!!! 3 с отставания. Паника в боксах Ferrari и ухмыляющийся Уголини на капитанском мостике Maserati.
21-й круг. Хоторн, Коллинз и Фанхио пересекают линию старта-финиша, разделенные лишь длиной машины. В вираже Nordkehre Фанхио обходит Коллинза. Коллинз тут же отыгрывается. Фанхио атакует еще раз, и, выезжая на обочину, все-таки обгоняет англичанина. При этом камень из-под колеса машины Фанхио разбивает Коллинзу очки, и Питер замедляет ход. Середина круга. Вираж Breitscheid. Фанхио обходит Хоторна!
22-й, и последний, круг. Фанхио первым пересекает финишную черту. Хоторн проигрывает аргентинцу 3,6 с, а через полминуты подъезжает и Коллинз.
...Эту гонку многие считают лучшей в карьере Маэстро. Символично, что именно она принесла ему последнюю победу в Гран При и пятый титул чемпиона мира. Чуть отдышавшись после финиша, Фанхио сказал: «Сегодня я ехал так, как не ехал еще никогда. И, честное слово, я бы не хотел больше вести машину на таком пределе».
Старт гонки. | Фанхио мчится к победе в Гран-При Германии 1957г. |
1 | 1 | Хуан-Мануэль Фанхио | Maserati | 22 | 3:30'38.3 | ||
2 | 8 | Майк Хоторн | Ferrari | 22 | 3:30'41.9 | ||
3 | 7 | Питер Коллинз | Ferrari | 22 | 3:31'13.9 | ||
4 | 6 | Луиджи Муссо | Ferrari | 22 | 3:34'15.9 | ||
5 | 10 | Стирлинг Мосс | Vanwall | 22 | 3:35'15.8 | Проблемы с подвеской | |
6 | 2 | Жан Бера | Maserati | 22 | 3:35'16.8 | ||
7 | 3 | Харри Шелл | Maserati | 22 | 3:37'25.8 | ||
8 | 16 | Мастен Грегори | Maserati | 21 | 3:30'56.4 | ||
9 | 11 | Тони Брукс | Vanwall | 21 | 3:32'05.1 | Проблемы с управлением | |
10 | 4 | Джорджо Скарлатти | Maserati | 21 | 3:34'11.5 | ||
11 | 15 | Брюс Хэлфорд | Maserati | 21 | 3:36'03.4 | ||
12 | 21 | * Эдгар Барт | * Porsche | 21 | 3:36'35.0 | ||
13 | 28 | * Брайан Нэйлор | * Cooper | 20 | 3:30'49.0 | ||
14 | 27 | * Карел-Годен де Бёфор | * Porsche | 20 | 3:33'39.7 | ||
15 | 25 | * Тони Марш | * Cooper | 17 | 3:43'34.3 | ||
нф | 17 | Ханс Херрманн | Maserati | 14 | Шасси / двигатель | ||
нф | 20 | * Умберто Мальоли | * Porsche | 13 | Двигатель | ||
нф | 18 | Чико Годиа | Maserati | 11 | Рулевой механизм | ||
нф | 23 | * Рой Сальвадори | * Cooper | 11 | Подвеска / трансмиссия | ||
нф | 12 | Стюарт Льюис-Эванс | Vanwall | 10 | Коробка передач | ||
нф | 24 | * Джек Брэбэм | * Cooper | 6 | Трансмиссия | ||
нф | 26 | * Пол Ингленд | * Cooper | 4 | Распределитель | ||
нф | 29 | * Дик Гибсон | * Cooper | 3 | Рулевой механизм / подвеска | ||
нф | 19 | Хорейс Гоулд | Maserati | 1 | Задняя ось |
* В гонке также принимали участие автомобили Формулы 2, но классифицировались отдельно (отмечены звездочкой *).
Вадим Степанов
Журнал "Формула-1", июль 1999г.