02-1958г. Гран-При Монако
На тот момент Фанхио, выиграв пять из восьми чемпионатов, фактически представлял собой лицо Формулы-1. На тот момент он единолично обладал всеми мыслимыми и немыслимыми рекордами казался непобедимым (каковым он, впрочем, и являлся), поэтому его решение покинуть автоспорт, хоть и не было сверхъестественным, все же повергло многих болельщиков в глубокий шок. Скорее всего, именно такую реакцию у современной публики вызовет уход на заслуженный отдых Михаэля Шумахера.
Уход Фанхио на пенсию символизировал собой начало конца «джентльменской формулы», в которой фактически несколько хороших знакомых гонялась в свое удовольствие, и постепенный переход на более профессиональные рельсы. Тем более примечательно, что на первом Гран При, прошедшем в отсутствие Фанхио, дебютировали со своими командами два господина, впоследствии полностью изменившие облик Королевских гонок, превратив их в итоге в то, что мы имеем возможность видеть каждые две недели.
Одним из этих господ был Колин Чепмен, рискнувший выставить автомобиль собственной конструкции на суд общественности. За руль он усадил, на тот момент никому не известных, Клиффа Алисона и одного из своих механиков – Грэма Хилла. Дебют прошел успешно – уже на квалификации пилоты команды сумели показать достойное время, заняв в итоге 13 и 15 места.
Второй дебютант подошел к участию в Чемпионате с другой стороны. Все деньги, которые Чепмен бросил на разработку машины и зарплату механикам, он сложил стопочкой (получилось чуть больше 4100 фунтов стерлингов) и отдал некоему Родни Кларку. Тот взамен отдал ему два болида Connaught – обмен как показала жизнь несколько неравноценный – машины годились только на слом. Попутно господин заангажировал двух пилотов – Брюса Кесслера и Пола Эмери, и отправился в Монако покорять Формулу-1, назвав команду своим именем – BC Ecclestone. Именно тогда многоуважаемый Берни Экклстоун впервые получил в свою собственность что-то, хоть отдаленно похожее на машину Формулы-1.
По большому счету Connaught Type B, счастливым обладателем которых был Берни, устарел где-то за пару лет до совершения вышеупомянутой сделки. Поэтому неудивительно, что Кесслер и Эмери сумели показать в квалификации только 22 и 23 места соответственно (при том, что на старт должно было выйти 16 машин). После того как Берни вдоволь наорался на своих пилотов, и убедил их, что как гонщики они не стоят бензина, потраченного на их проезд по трассе, он лично пожелал показать этим двум «бездарям» как надо ездить, так сказать, продемонстрировать класс. Класс он продемонстрировал, заняв почетное последнее место в итоговом протоколе. Хотя будем снисходительны – Берни не был профессиональным гонщиком, а Connaught – гоночной машиной.
Тем временем поул в нелегкой борьбе завоевал Тони Брукс, выступавший за команду Тони Вандервелла. Первый ряд с ним разделили Жан Бера перешедший в BRM и Джек Брэбем на Cooper. Второй ряд опять таки заняли пилоты на Cooper: Рой Сальвадори на заводской машине, и Морис Тринтиньян на купленной Робом Уокером. Второй Cooper Роба Уокера под управлением Рона Флокарта не сумел пройти квалификацию, оказавшись единственной современной (для 1958 года, разумеется) машиной не попавшей в гонку. Остальные неудачники управляли всевозможным раритетом. Про Берни Экклстоуна мы уже вспоминали. Кроме него «за бортом» гонки оказались восемь Maserarti (из десяти заявленных на старт), после закрытия заводской команды, распроданные частникам – машина прекрасная, неоднократно побеждавшая в гонках, но к концу 50-х порядком устаревшая. Список досрочно отправившихся домой дополнили два пилота, попытавшихся пройти квалификацию на диковинных капотированных OSCA. В итоге на их долю достались возгласы удивления и проклятия Экклстоуна, которого они сумели опередить.
Но вернемся к более удачливым пилотам. Лучший представитель Ferrari Майк Хоторн оказался лишь шестым, и это при том, что команда возлагала огромные надежды на Гран При Монако. Энцо Феррари начал Чемпионат с новенькой Ferrari Dino 246. Первый этап в Аргентине был некой пробой пера, и закончился для команды на второй-третьей ступенях подиума. После этого команды выиграла внезачетный Гран При Сиракуз и гонку International Trophy. По идее гонка в Монако должна была окончиться первым триумфом машины в Чемпионате Мира. И тут такой «облом». После квалификации оказалось, что Хоторн еще умудрился показать неплохое время. Остальные три пилота Ferrari погрязли в недрах пелетона еще больше: Коллинс – девятый, Муссо – десятый, фон Трипс – одиннадцатый. Что ни говори – теплая компания. Не хватало только самого Энцо Феррари, который вполне мог по примеру Экклстоуна вытолкать, например, Коллинса из машины и лично отправиться покорять гоночный Олимп.
На старте Рой Сальвадори умудрился первым протиснуться в игольное ушко St.Devote. Стремительный стартовый рывок стоил ему выбора идеальной траектории, и из первого поворота англичанин вышел слишком широко, чем тут же воспользовались конкуренты и просто затолкали его Cooper. В итоге Сальвадори оказался малой скоростью отправился в боксы для ремонта погнутой подвески. Гонку возглавил Жан Бера, на хвосте у которого сидели Тони Брукс, Джек Брэбем и стартовавший восьмым Стирлинг Мосс. В это время, буквально расталкивая соперников локтями, к заветному лидерству пробивался Майк Хоторн. После восьмого круга он уже третий. На девятнадцатом – он обходит Брукса и становится вторым. На тридцатом после схода Жана Бера Хоторн выходит в лидеры гонки, упорно отбивая атаки Стирлинга Мосса.
Три круга Мосс терзал Хоторна своими атаками, и в итоге таки сумел пройти его Ferrari. Майк тут же бросился отыгрываться, но через пять кругов Мосс сам подарил ему лидерство, сойдя с отказавшим мотором. Хоторн вполне мог рассчитывать на победу – пока он выяснял отношения с соперниками, пелетон растянулся и здорово поредел. Ближайшим преследователем Майка оказался Морис Тринтиньян, ехавший секундах в 15 позади, а ехавший третьим Луиджи Муссо отставал почти на минуту. Осталось продержаться всего ничего – каких-то 60 кругов. Лично Хоторн был к этому готов, а вот его Ferrari – нет. Поэтому на 47 круге именно машина отказалась продолжать борьбу, в качестве аргумента приведя сломанный топливный насос.
В такой ситуации неожиданно для самого себя лидером оказался Морис Тринтиньян, оторвавшийся к тому времени от Муссо почти на 40 секунд. Француз не мог не воспользоваться шансом и уверенно довел свой Cooper до победы. Все оставшиеся после схода Хоторна 53 круга за спиной лидера продолжался «падеж» машин. На 56 Рой Сальвадори припарковался со сломанной коробкой передач; на 69 удача изменила Грэму Хиллу, в результате чего его Climax приказал долго жить; еще через два круга разбил свою Maserati Боннье. Последним, за девять кругов до финиша, сошел с дистанции Вольфганг фон Трипс, добивший мотор своей Ferrari. Сомнительным утешением для немца стало то, что приехавший шестым Клифф Алисон на уцелевшем Lotus, отстал от лидера на 13 кругов, и в итоговой классификации оказался после фон Трипса.
На этот раз победа снова ускользнула от Ferrari – пилотам команды снова достались второе и третье места. Однако для Энцо испытания на этом не закончились. Свою первую из двух побед в том году его пилоты сумеют завоевать только через два месяца на Гран При Франции. Хотя, забегая вперед, можно заметить, что это абсолютно не помешало Хоторну в итоге стать Чемпионом Мира.
Майк Хоторн впереди Луиджи Муссо в повороте Tabac | Грэм Хилл |
Морис Тринтиньян лидирует в гонке | Тринтиньян на подиуме в Монако |
1 | 20 | Морис Тринтиньян | Cooper | 100 | 2:52'27.9 | ||
2 | 34 | Луиджи Муссо | Ferrari | 100 | 2:52'48.1 | ||
3 | 36 | Питер Коллинз | Ferrari | 100 | 2:53'06.7 | ||
4 | 16 | Джек Брэбэм | Cooper | 97 | 2:54'06.8 | ||
5 | 8 | Харри Шелл | BRM | 91 | 2:52'54.1 | ||
нф | 40 | Вольфганг фон Трипс | Ferrari | 91 | Двигатель | ||
6 | 24 | Клиф Эллисон | Lotus | 87 | 2:52'44.3 | ||
нф | 58 | Йо Боньер | Maserati | 71 | Авария | ||
нф | 26 | Грэм Хилл | Lotus | 69 | Ведущий вал / потеря колеса | ||
нф | 18 | Рой Сальвадори | Cooper | 56 | Столкновение / пит-стоп / подвеска / коробка передач | ||
нф | 38 | Майк Хоторн | Ferrari | 47 | Топливный насос | ||
нф | 28 | Стирлинг Мосс | Vanwall | 38 | Двигатель | ||
нф | 6 | Жан Бера | BRM | 29 | Тормоза | ||
нф | 46 | Джорджо Скарлатти | Maserati | 28 | Двигатель / шатун | ||
нф | 30 | Тони Брукс | Vanwall | 22 | Свечи зажигания / двигатель | ||
нф | 32 | Стюарт Льюис-Эванс | Vanwall | 11 | Рулевой механизм / перегрев двигателя | ||
нкв | 22 | Рон Флокарт | Cooper | ||||
нкв | 10 | Рон Флокарт | BRM | ||||
нкв | 50 | Кен Кавано | Maserati | ||||
нкв | 48 | Джерино Джерини | Maserati | ||||
нкв | 12 | Брюс Кесслер | Connaught | ||||
нкв | 44 | Мария-Тереза де Филиппис | Maserati | ||||
нкв | 14 | Пол Эмери | Connaught | ||||
нкв | 56 | Андре Тестю | Maserati | ||||
нкв | 52 | Джулио Кабьянка | Osca | ||||
нкв | 54 | Луиджи Пьотти | Osca | ||||
нкв | 42 | Хорейс Гоулд | Maserati | Одолжил автомобиль | |||
нкв | 4 | Чико Годиа | Maserati | ||||
нкв | 50 | Луиджи Тарамаццо | Maserati | Использовал автомобиль Кавано | |||
нкв | 56 | Луи Широн | Maserati | Автомобиль Тестю | |||
нкв | 12 | Берни Экклстоун | Connaught |
Журнал ProFormula