09-1958г. Гран-При Португалии
В первый день квалификации гонщики только осваивали кольцо и не стремились излишне перегружать педаль газа. Преимущество имели те, кто был знаком с трассой. Например, Жан Бера, победивший здесь в 1955 году за рулем спортивного автомобиля. В пятницу Жан был вторым (2’36.17) после Мосса (2’35.24). Новички, излишне рискуя, поплатились разбитыми машинами. И если Cooper Тринтиньяна еще можно было починить, то Lotus Аллисона и Maserati Марии-Терезы де Филиппис после столкновений с фонарными столбами ремонту не подлежали. Благо у Scuderia Centro Sud нашлась запасная машина, которую предоставили Аллисону, а темпераментная итальянка воспользовалась любезностью Герино Герини, который здесь не выступал.
В субботу лидеры схватились не на шутку. Долгое время лучшим был результат Хоторна (2’34.26), но в последний момент Мосс, надев свежую резину, отобрал поул у Ferrari, проехав всего-то на 5 сотых быстрее. Третье время показал Луис-Эванс, вытеснивший Бера из первого ряда.
В воскресенье ко всем сложностям трассы добавился еще и дождь. Правда, когда машины выстроились на старте, он прекратился, но полотно оставалось мокрым. Мосс со старта вырвался вперед. Первый круг за ним закончили Хоторн, фон Трипс, Скелл, Луис-Эванс, Бера, Брэбэм и Брукс. Аутсайдеров, которые уже успели отстать, возглавлял Шелби. На втором круге, благодаря более мощному мотору, Хоторн на длинной прямой обошел Мосса, и они вдвоем стали отрываться от пелотона. Хоторн удерживал лидерство до 8-го круга, пока трасса не подсохла. А затем вперед снова вышел Мосс. К 10-му кругу двух лидеров разделяло 6 секунд. Вышедший на 3-е место Бера отставал уже на пол-минуты. За 4-е место боролись фон Трипс и Луис-Эванс. А Скелл оказался за спиной у Шелби. Хоторна стали беспокоить тормоза, он чуть сбросил темп и дал Моссу оторваться. А фон Трипс выпал из группы лидеров, заехав в боксы, чтобы закрепить открывшийся капот.
Мосс постепенно съедал «круговых» и на 33-м круге добрался и до Луис-Эванса. Валлиец «сел на хвост» лидеру и в его аэродинамической тени стал стремительно приближаться к следующей жертве Мосса - Жану Бера. Хоторн по-прежнему ехал вторым, хотя в середине гонки он ненадолго уступил это место Бера - англичанин заезжал на пит-стоп, чтобы поправить тормоза. Догоняя француза, он установил рекорд круга, о чем тут же табличкой «HAW-REC» уведомили Мосса. Мосс же, пронесясь на скорости мимо боксов, прочитал ее как «HAW-REG» («Hawthorn-regular», то бишь, «Хоторн - без изменений») и не предпринял никаких усилий, чтобы отобрать у него это очко за лучший крут (а в итоге судьбу чемпионата решило именно одно очко!).
На 46-м круге Мосс и Луис-Эванс дружно обогнали Бера и в поле их зрения возник Ferrari Хоторна. Майка предупредили о надвигающейся опасности, и на последних кругах он сделал все возможное, чтобы не попасть под двойной удар Vanwall. Луис-Эванс пересек финишную черту через 1,5 секунды после Мосса (и отстав на круг), Хоторн же отравился на последний круг еще не зная, что он уже второй. Пытаясь убежать, как он думал, от нагоняющего его валлийца, Хоторн ошибся, его машину развернуло, и мотор заглох. Чтобы снова завестись, Хоторну пришлось проехать несколько десятков метров вниз по тротуару, против направления движения. После финиша его, естественно, дисквалифицировали. Но тут вмешался Мосс, и после долгих споров судьи по настоянию Мосса Хоторна восстановили в правах, мотивируя это тем, что в обратном направлении он ехал все-таки за пределами трассы - по тротуару. Суперблагородство Мосса стоило ему, быть может, последнего шанса стать чемпионом мира. Но один такой поступок стоит десятка иных побед.
Очко за быстрейший круг, полученное Хортоном в Порту, решило судьбу чемпионата 1958г. | Майк Хоторн |
1 | 2 | Стирлинг Мосс | Vanwall | 50 | 2:11'27.80 | 171.15 | ||
2 | 22 | Майк Хоторн | Ferrari | 50 | 2:16'40.55 | 164.62 | Пит-стоп / тормоза | |
3 | 6 | Стюарт Льюис-Эванс | Vanwall | 49 | 2:11'29.33 | 167.69 | ||
4 | 8 | Жан Бера | BRM | 49 | 2:11'44.50 | 167.37 | Перебои в зажигании | |
5 | 24 | Вольфганг фон Трипс | Ferrari | 49 | 2:13'08.14 | 165.62 | ||
6 | 10 | Харри Шелл | BRM | 49 | 2:13'41.83 | 164.92 | ||
7 | 14 | Джек Брэбэм | Cooper | 48 | 2:11'32.51 | 164.21 | ||
8 | 12 | Морис Тринтиньян | Cooper | 48 | 2:12'40.65 | 162.80 | ||
нф | 28 | Кэррол Шелби | Maserati | 47 | Тормоза / авария | |||
9 | 16 | Рой Сальвадори | Cooper | 46 | 2:14'01.80 | 154.44 | ||
нф | 4 | Тони Брукс | Vanwall | 37 | Авария | |||
нф | 20 | Грэм Хилл | Lotus | 25 | Авария | |||
нф | 18 | Клиф Эллисон | Maserati | 15 | Одолжил автомобиль / двигатель / авария | |||
нф | 32 | Йо Боньер | Maserati | 9 | Плохое самочувствие | |||
нф | 30 | Мария-Тереза де Филиппис | Maserati | 6 | Двигатель |
Вадим Степанов
Журнал "Формула-1" февраль, 2000