Гран-при Монако 1961 года: победа Мосса
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

01-1961г. Гран-при Монако

01-1961г. Гран-при Монако

Сражение в одиночку против команд Ferrari и Porsche
Стирлинг Мосс одержал одну из самых изящных побед в своей длинной карьере гонщика, выиграв в Монте-Карло в воскресенье 19-й Гран-при Монако с новым рекордом скорости. Управляя прошлогодним R.R.C. Walker Lotus, оснащенным новым двигателем Coventry-Climax Mk. 2, он нанес поражение заводской команде Ferrari в лице Фила Хилла, фон Трипса и Гинтера, а также Porsche, в лице Боннье, Гарни и Херрманна. Однако это завоевание было не из легких, ведь после 2¾ часов волнующей гонки Мосс выиграл у Пола Ричи Гинтера за рулем новой 1961 Ferrari, оснащенной двигателем V-6 с углом развала цилиндров 120º (V-6, 120º), ровно 3,6 секунды. Ferrari были также на третьем и четвертом местах. Гарни, пятый, был единственным финишировавшим пилотом Porsche, а Брюс МакЛарен (заводской Cooper) был шестым. Джек Брэбхем сошел в начале гонки; Джимми Кларк финишировал десятым на единственном стартовавшем новом Lotus, который был восстановлен после аварии на тренировке. Сошли, также, оба B.R.M.

На стартовой решетке XIX Гран-при Монако всего лишь 16 мест. Не больше, ведь даже поле из 16-ти болидов сразу после старта вызывает в шпильке Gasworks пробку, как на Piccadilly. Двенадцать из этих 16-ти мест уже распределены: по два для команд B.R.M., Cooper, Lotus, Ferrari и Porsche, и места для победителей гонки прошлых лет: Тринтиньяна из Франции и Мосса из Англии. На оставшиеся четыре места будут пытаться квалифицироваться не менее девяти пилотов. Это: Ричи Гинтер из заводской команды Ferrari, Ханс Херрманн – третий заводской пилот Porsche, единственный пилот Yeoman Credit Racing Team – Джон Сэртиз, Клифф Эллисон и Генри Тейлор от UDT Laystall Racing Team, швейцарский гонщик Мишель Мэй на Seidel Lotus, Люсьен Бьянки и Оливье Жендебьен на двух Equipe Nationale Belge Emeryson и американский гонщик Мастен Грегори на Camoradi International Racing Team Cooper.
Погода в полдень была замечательной: чстое голубое небо, солнце, мерцающее на крупном скоплении яхт, пришвартованных в гавани. Когда началась тренировка, многие гонщики были согласны вести себя как можно осторожнее на этом трудном 1,95-мильном кольце, на котором нет места для ошибок. В центре внимания оказались три Ferrari, которые будут стартовать здесь в качестве фаворитов после впечатляющей победы одного из этих болида в Сиракузах. Фил Хилл и Вольфганг фон Трипс управляют моделями, подобными той, которую Багетти привел к победе, – прошлогоднее шасси Формулы 2 с новым кузовом и модифицированной подвеской, оснащенные двигателем V-6, 65º. В то же время Ричи Гинтеру, как главному тестеру, был доверен совершенно новый болид 1961 года с более мощным двигателем V-6, 120º, выступающем по обе стороны незакрытого моторного отсека.
Болиды команды Porsche еще не доставлены из Германии, так что на первой тренировочной сессии технической новинкой, которая мгла привлечь внимание, стал новый двигатель Coventry-Climax Mark 2, от которого будут зависеть британские надежды, прежде чем будут готовы новые V-8, и вряд ли они появятся в сезоне 1961. Внешне почти не отличимый от предыдущих 1½-литровых четырехцилиндровых агрегатов Coventry-Climax FPF, новый двигатель развивает большую мощность в диапазоне низких и средних оборотов, плюс небольшая прибавка максимальной мощности. Главные отличия между двигателями Mark 1 и Mark 2 – это картер и головка цилиндров, основанные на 2½-литровом двигателе ГП, с которым в 1960 году Cooper выиграли Кубок Конструкторов Ф-1. Ход поршней нового двигателя был, естественно, укорочен.
Прилагая громадные усилия, Coventry-Climax сумел вовремя изготовить восемь двигателей для этой гонки, но в большинстве случаев лишь чтобы вовремя быть установленными на болиды, прежде чем они будут отправлены из Англии. Обе пары заводских Cooper и Lotus оборудованы новыми двигателями, также как и B.R.M. Грэма Хилла, Yeoman Credit Cooper Джона Сэртиза, заявленный для Стирлинга Мосса Rob Walker Lotus и UDT/Laystаll Lotus Клиффа Эллисона. Болиды, оснащенные двигателями Mark 2, можно распознать по их выступающим выпускным системам – трубы удлинены на шесть дюймов, чтобы соответствовать характеристикам нового силового агрегата.
Только к концу этого тренировочного периода была сделана хоть какая-то засечка быстрого круга, когда Гинтер прошел на новой Ferrari круг за 1 мин. 41,0 сек. Таким образом, долгое время равное быстрейшему времени, которое стоило уважения Филу Хиллу на более старой модели Ferrari. Но сенсацией этой сессии стала скорость нового Lotus, на котором Джим Кларк промчался по трассе за 1 мин. 39,6 сек., но на своем следующем круге он задел бордюр в повороте с подъемом после питов и вдребезги разбил болид, выстрелив поперек дороги и ударившись о металлический защитный барьер снаружи поворота. Новые детали и агрегаты были доставлены из Англии, где третий новый Lotus Formula 1 был уже в процессе производства, появлялась надежда увидеть болид Кларка на стартовой линии в воскресенье. Тем не менее, несомненно, Колин Чепмэн появляется, чтобы отметить еще один успех его нового проекта, который похож на удлиненный Lotus 20 Формулы Юниор, но с более гладкой передней частью, благодаря скрытию передней подвески внутрь носового обтекателя.
По окончании тренировочной сессии быстрейшая шестерка выглядела следующим образом: 1, Кларк (Lotus), 1 мин. 39,6 сек.; 2, Ф. Хилл (Ferrari 65º) и Гинтер (Ferrari 120º), 1 мин. 41,0 сек.; 4. Мосс (Lotus), 1 мин. 41,1 сек.; 5, Айленд (Lotus), 1 мин. 41,5 сек.; 6, Фон Трипс (Ferrari 65º), 1 мин. 41,7 сек. В быстрейшей четверке из тех, кому была необходима квалификация за место на стартовой решетке, были Гинтер, затем Бьянки (Emeryson), 1 мин. 45,4 сек.; Мэй (Lotus), 1 мин. 45,5 сек. и Генри Тейлор (Lotus), 1 мин. 45,7 сек. Брэбхем прошел круг за 1 мин. 44,0 сек., после чего отбыл в Америку.

Скорости в течение сегодняшней утренней тренировочной сессии резко возросли, но Гинтер на новой Ferrari, шедшей, звучащей и управляемой просто великолепно, был единственным пилотом, улучшившим время 1 мин. 39,6 сек. Джима Кларка предыдущего дня, пройдя круг за 1 мин. 39,3 сек. Затем следовали Фил Хилл (Ferrari), 1 мин. 39,8 сек., Грэм Хилл (B.R.M.), 1 мин. 40 сек., фон Трипс (Ferrari), 1 мин. 40,3 сек., Айленд (Lotus – позже согнувший носовую часть, когда он въехал в Emeryson Жендебьена в повороте Gasworks), 1 мин. 40,5 сек. и Сэртиз (Cooper), 1 мин. 41,1 сек. Быстрейшими из тех, кому нужно было квалифицироваться после Гинтера и Сэртиза были Мэй (Lotus), 1 мин. 42,0 сек. и Эллисон на Lotus Генри Тейлора, 1 мин. 42,3 сек.
Команда Porsche, в конце концов, прибыла с новым длиннобазным болидом, с передней подвеской на цилиндрических пружинах для Боннье, с промежуточным болидом на старом шасси, но с передней подвеской на цилиндрических пружинах, для Херрманна и прошлогодним болидом для Дэна Гарни, все оснащены четырехцилиндровыми оппозитниками с системой впрыска топлива. Болид Боннье был быстрейшим, 1 мин. 41,9 сек., Херрманн прошел круг за 1 мин. 42,4 сек., а Гарни за 1 мин. 42,7 сек. за счет собственного мужества, проявленного на болиде, управляемость которого можно сравнить с управляемостью свиньи.

Несмотря на облака над горами, в полдень во время последней тренировочной сессии снова сияло солнце. Неудача постигла девятку тех, кому необходима была квалификация, чье небольшое, но так необходимое тренировочное время было потеряно, когда еще менее удачливый Иннес Айленд на полпути в туннеле неумышленно выбрал вместо более высокой более низкую передачу, в результате чего потерял контроль над своим Lotus, ударился об обе стены и потерял колесо. Айленд был помещен в госпиталь, сообщалось о поврежденных ногах и сотрясении.
Незадолго до этого несчастья, Стирлинг Мосс, пройдя круг еще быстрее, окончательно установил быстрейше время круга – 1 мин. 39,1 сек., скорость 71,02 миль/час. Оно стало вообще быстрейшим временем, возможно стоит напомнить, что до гонки 1960 года рекорд круга для болидов 2½-литровой Формулы-1 был на счету Брэбхема, Cooper, со временем 1 мин. 40,4 сек. В 1960 году МакЛарен установил настоящий рекорд круга 1 мин. 36,2 сек.
Когда тренировка возобновилась, Генри Тейлор предпринял отчаянные, но безрезультатные усилия, чтобы квалифицироваться, тогда как Ханс Херрманн отодвинул Клиффа Эллисона, пройдя круг на промежуточном Porsche за 1 мин. 40,6 сек. Так что избранная четверка, стартующая завтра в гонке, это: Ричи Гинтер (Ferrari), Джон Сэртиз (Yeoman Credit Cooper), Ханс Херрманн (Porsche) и Мишель Мэй (Lotus).
Иннес Айленд, к сожалению, выбыл из списка стартующих, хоть и был квалифицирован пятым, поэтому Клиффу Эллисону было предоставлено место на стартовой решетке, но только после подробного обсуждения.

Гран-при
После несколько пасмурного утра, в воскресенье в полдень в блестящем солнечном свете болиды собрались на стартовой линии. Когда Директор трассы Луи Широн дал знак пилотам, двигатели завелись, и с громоподобным звуком весь пелотон промчался мимо стартовой линии и тут же немедленно устремился в крутую шпильку Gasworks. Ричи Гинтер (Ferrari) лидировал когда основная масса осторожно преодолевала это наиболее опасное место, за ним следовали Джимми Кларк (Lotus), Мосс (Lotus), Брукс (B.R.M.) и серебристые Porsche Гарни и Боннье.
Вглядываясь через синие воды гавани, заставленной по ранжиру, от просто большой до огромной, яхтами плюс американским эсминцем, мы увидели пелотон, промелькнувший вниз к туннелю и промчавшийся вокруг шиканы на набережной, все еще ведомый красной Ferrari Гинтера впереди Кларка, Мосса, Маггза, Гарни, Боннье и Фила Хилла. Кларк заехал на пит-стоп на втором круге, чтобы повторно подключить электропроводку, и Мосс продвинулся на вторую позицию, оставаясь на ней в течение нескольких кругов, а затем, под шум аплодисментов восхищенных зрителей, промчался мимо Гинтера, выйдя в лидеры на 14-ом круге. Боннье на новом Porsche также прошел Гинтера на том же круге, так что порядок был теперь следующим: Мосс (Lotus), Боннье (Porsche), Гинтер (Ferrari), Фил Хилл (Ferrari), фон Трипс (Ferrari), Гарни (Porsche), МакЛарен (Cooper) и Сэртиз (Yeoman Credit Cooper). Грэм Хилл сошел на своем B.R.M., будучи на шестой позиции, когда в Gasworks отказал вал привода топливного насоса. Через некоторое время Фил Хилл обогнал Гинтера, затем приблизился к Porsche Боннье и как раз после четверти дистанции стокруговой гонки Хилл переместился на вторую позицию в десяти секундах позади Мосса. Нажимая с неумолимой решительностью, Хилл начал сводить на нет отрыв Мосса, пока, ближе к половине дистанции, он не оказался всего лишь в 3,5 секундах позади лидера, но сократить отставание дальше пилот Ferrari не смог; на самом деле Мосса продолжали на каждом круге полностью информировать о положении в гонке через Альфа Фрэнсиса посредством сигналов из пита, затем он довел свое преимущество до пяти секунд.

Обилие сходов
Тем не менее, ситуация была более чем интересной, в то время как места позади Фила Хилла занимали его товарищи по команде Ferrari Гинтер и фон Трипс, прыть Porsche ослабла, когда на болиде Боннье обнаружился дефект топливного насоса, который в конечном счете совсем перестал работать, что привело к сходу нового Porsche. Другим неудачником был Джек Брэбхем, только в полдень возвратившийся из Индианаполиса; его Cooper, долгое время державшийся на десятой позиции, сошел из-за свечи зажигания, насквозь пропитанной маслом. Тони Брукс на втором B.R.M. также выбыл из гонки после небольшого столкновения с хвостовой частью Porsche Гарни, который Брукс решительно пытался сместить с восьмой позиции. Сэртиз, также, после прорыва на пятую позицию, остановился из-за воды, пузырящейся из под пробки сливного отверстия вследствие предполагаемого прорыва прокладки.
Все внимание, однако, было сконцентрировано на лидирующем синем Lotus и трех преследовавших его Ferrari. Борьба была столь горячей, что к половине дистанции первые четыре болида разделяли всего 11 секунд. К третьей четверти дистанции Фил Хилл начал указывать на заднюю часть своего болида, а затем подавать рукой знаки Ричи Гинтеру, чтобы он взял преследование в свои руки. Молодой американский пилот, выполняющий обязанности главного тестера в Ferrari, прекрасно отреагировал на ситуацию и сделал все возможное, чтобы приблизиться к мчащемуся Моссу. На 84-ом круге он сократил отставание до трех секунд благодаря кругу, пройденному за 1 мин. 36,3 сек., на который Мосс ответил своим собственным за 1 мин. 36,3 сек., эти два круга стали быстрейшими кругами дня, соответствующими скорости 73,05 миль/час – феноменальный результат, тогда как, напомним, рекорд круга, установленный в прошлом году МакЛареном на 2½-литровом Cooper, составляет 1 мин. 36,2 сек., 73,15 миль/час.

Дуэль под конец
Теперь все взгляды толпы были устремлены только на лидеров, даже не на их французского любимца, Мориса Тринтиньяна, проводящего хорошую гонку на седьмой позиции. Даже другие пилоты, не занятые борьбой, делали все, чтобы не задерживать главных героев. Но, пытаясь изо всех сил, Гинтер так никогда и не смог приблизиться к хитрому Моссу, всегда державшему его на расстоянии; так что, синий Lotus первым пересек финишную черту под бурные аплодисменты заполненных трибун. Мосс, следовательно, стал первым пилотом, который выиграл гонку два года подряд, и первым, кто выиграл ее трижды. Даже после того, как Мосс пересек финишную черту, эта захватывающая гонка преподнесла еще одну неожиданность, так как на своем последнем круге фон Трипс ударился о наружный барьер в первом повороте на спуске к станции, и поскольку Ferrari не могла двигаться дальше, то он вынужден был добираться обратно в боксы верхом на болиде Фила Хилла.










1
Стирлинг МоссLotus1002:45'50.1
2
Ричи ГинтерFerrari1002:45'53.7
3
Фил ХиллFerrari1002:46'31.4
4нфВольфганг фон ТрипсFerrari98
Двигатель / авария
5
Дэн ГерниPorsche98

6
Брюс МакЛаренCooper95

7
Морис ТринтиньянCooper95

8
Клиф ЭллисонLotus93

9
Ханс ХеррманнPorsche91

10
Джим КларкLotus89
2 пит-стопа / свечи зажигания
11нфДжон СертисCooper68
Прокладка головки цилиндра
12нфЙо БоньерPorsche59
Привод топливного насоса
13нфТони БруксBRM54
Двигатель / клапан

нфМихаэль МайLotus42
Маслопровод

нфДжек БрэбэмCooper38
Потеря искры / зажигание

нфГрэм ХиллBRM11
Топливный насос

нсИннес АйрлендLotus

Авария в туннеле / перелом ноги

нквХенри ТэйлорLotus



нквМастен ГрегориCooper



нквЛюсьен БьянкиEmeryson



нквОливье ЖедебьенEmeryson



Перевод и набор: Андрей Краснов

THE MOTOR May 17 1961



Знаете ли Вы что...