02-1961г. Гран-при Голландии
Почти всю гонку Мосс на Rob Walker Lotus неотступно преследовал Ferrari Ричи Гинтера в борьбе за четвертое место и получил его, обогнав изнутри на самом последнем круге.
Тренировки Гран-при Голландии начались утром в субботу, всего лишь через шесть дней после Гран-при Монако. Поэтому заводские команды вынуждены были проделать большой объем работы в короткое время, столкнувшись или с короткой поездкой обратно в Италию с последующим длинным переездом через всю Европу к голландскому побережью, или с тяжелым броском прямо от Монте-Карло до Голландии; и, конечно, с подготовкой болидов к перевозке.
Cooper и B.R.M. привезли в Зандвоорт по два своих болида из Монако, хотя в случае с B.R.M. болид Брукса, равно как и болид Грэма Хилла, был теперь оснащен новейшим двигателем Coventry-Climax Mark 2. Team Lotus, еще не пришедшая в себя от непрерывной цепи несчастий, случившихся в Монако с их болидами и пилотами, прислала один из новых болидов Формулы 1 для Джимми Кларка и болид 1960 для Тревора Тейлора, оба оснащенные двигателями Coventry-Climax Mark 2. Ferrari не появилась на утренней тренировке, но на дневную сессию прибыла вовремя с тремя болидами, оснащенными двигателями V6, 120º для Фила Хилла, фон Трипса и Гинтера. Porsche прислали три длиннобазных болида с передней подвеской на цилиндрических пружинах и четырехцилиндровыми оппозитными двигателями с системой впрыска топлива для Боннье, Гарни и Херрманна и болид из Сиракуз для местного пилота Година де Бофора.
Независимые участники были представлены Стирлингом Моссом на Rob Walker Lotus или Cooper (на выбор) и Джоном Сэртизом на Yeoman Credit Cooper-Climax. Camoradi International Cooper-Climax для Мастена Грегори и Camoradi International Lotus для Йана Бержесса держали в запасе на случай, если кого-либо из участников постигнет несчастье во время тренировки, – так как ГП Голландии в этом году является гонкой для приглашенных, то пилотам не было необходимости завоевывать места на стартовой решетке при помощи быстрых квалификационных кругов.
Джек Брэбхем на своем заводском Cooper был быстрейшим во время утренней тренировочной сессии с кругом 1 мин. 36,6 сек., что намного быстрее, чем второе время 1 мин. 38,1 сек. Стирлинга Мосса на Cooper. Тем не менее, в течение полудня Мосс на Lotus сократил свое время круга до 1 мин. 36,2 сек., Porsche Дэна Гарни стало вторым – 1 мин. 36,5 сек., Грэм Хилл был быстрейшим среди пилотов B.R.M. с 1 мин. 36,7 сек., а среди трех пилотов Ferrari фон Трипс прошел за 1 мин. 36,6 сек., Гинтер за 1 мин. 36,7 сек. и Фил Хилл за 1 мин. 37,0 сек.
Все три пилота Ferrari жаловались на плохую управляемость болидов, однако, так же как и в прошлом году, Ferrari зарезервировали трассу на воскресное утро для того, чтобы провести испытания спиральных пружин нескольких типов и различных настроек амортизатора. В результате этой работы, во время воскресной дневной сессии болиды управлялись настолько хорошо, что они завладели всеми тремя местами в первом ряду стартовой решетки: Фил Хилл и фон Трипс оба прошли круг за 1 мин. 35,7 сек., а Гинтер был чуть медленнее – 1 мин. 35,9 сек. Стирлинг Мосс удержал рекорд круга в 1 мин. 33,2 сек., который он установил во время гонки 1960 года на 2½-литровом Lotus-Climax. Больше никто не прошел круг быстрее 1 мин. 36 сек. или хотя бы превзошел время Мосса, показанное в предыдущий день 1 мин. 36,2 сек., включая и самого Мосса, чей быстрейший круг в этой сессии был равен 1 мин. 37,6 сек. Второй ряд стартовой решетки разделил с Моссом Грэм Хилл благодаря кругу 1 мин. 36,3 сек. Затем, в третьем ряду были Гарни (Porsche), 1 мин. 36,4 сек., Брэбхем (Cooper), 1 мин. 36,6 сек. и Брукс (B.R.M.), 1 мин. 36,8 сек., в следующем ряду стояли Сэртиз (Cooper), также 1 мин. 36,8 и Кларк (Lotus), 1 мин. 36,9 сек. Пятый ряд решетки сформировали Боннье (Porsche), 1 мин. 37,1 сек., Херрманн (Porsche), 1 мин. 38,0 сек. и МакЛарен (Cooper), 1 мин. 38,2 сек., в то время как замыкающими стали Тревор Тейлор (Lotus), в своей первой гонке чемпионата, 1 мин. 39,5 сек. и де Бофор (Porsche), 1 мин. 39,8 сек. Что касается двух запасных, то быстрейший круг Мастена Грегори на Cooper был 1 мин. 36,8 сек., вполне достаточный для места в третьем ряду решетки, а Йан Бержесс прошел круг на Lotus за 1 мин. 38,0 сек. перед тем как, проходя по прямой в полный газ, закрутило переднюю часть болида, заполнив двигатель песком.
* * *
Прибывшие в день гонки толпы зрителей заполнили Зандвоорт, и уже к 10 утра был один длинный движущийся поток через город вдоль набережной – трасса лежит как раз на прибрежной стороне прогулочных мест Зандвоорта, граничащей с совершенно спокойным морем, блестящим синевой под солнечным небом. Перед стартом пилоты проехали круг по трассе на автомобилях Austin-Healey, каждый из которых сопровождался очаровательной девушкой из Гаарлема в бледном платье и нарядной соломенной шляпке. Затем после прогревочного круга болиды собрались на стартовой решетке, и сразу же возникла паника вокруг Ferrari Фила Хилла на поул-позишн – лопнула трубопровод к главному цилиндру муфты сцепления. Двое механиков Ferrari в коричневых комбинезонах помчались словно зайцы в боксы, схватили гаечные ключи и новый длинныйю отрезок трубы и совершили замену за рекордное время, благо старт гонки был отложен на несколько минут.
Когда флаг опустился, пелотон ушел со старта превосходно, три красные Ferrari в первом ряду ушли со старта "бок о бок”, вследствие чего усилия Мосса во втором ряду разъединить их носом своего синего Lotus не увенчались успехом. К концу первого круга фон Трипс лидировал перед Филом Хиллом, B.R.M. Грэма Хилла, затем, что удивительно, Lotus Кларка, который стартовал из четвертого ряда, Porsche Гарни, Моссом, Гинтером на третьей Ferrari и Porsche Боннье. На пятом круге Мосс, обойдя Гарни, вышел на пятую позицию, а Кларк постепенно приблизился к Грэму Хиллу, чтобы отобрать у B.R.M. третью позицию, к этому времени фон Трипс создал 3,7-секундный отрыв от Фила Хилла. Гинтер, также пробираясь вперед на третьей Ferrari, вскоре жестко прижал Мосса, в конечном итоге сместив Lotus с пятой позиции; однако, Мосс нисколько не отстал от Ferrari и шесть кругов спустя повторно обошел Гинтера и затем, продолжив преследовать Грэма Хилла на четвертой позиции, обогнал его на 21-ом круге. Гинтер также прошел B.R.M. Хилла и снова приблизился к Моссу, своему старому сопернику на трассе в Монако. В районе двадцатого круга настал важный момент гонки, когда на 22-ом круге Кларк окончательно прошел Фила Хилла, проскользнув внутри поворота Tarzan мимо Ferrari, вызвав громкие аплодисменты скучившихся зрителей, сосредоточившихся на дюнах, так что Lotus теперь шел вторым.
Такое положение вещей ни в коем случае не совпадало с частным мнением Фила Хилла о том, как должны были выглядеть результаты Гран-при Голландии, и тут началась фантастическая игра в кости между двумя очень хорошими пилотами – между худым американцем с многолетним опытом Гран-при за спиной и молодым шотландским фермером, который поднялся так высоко и стал многообещающим пилотом. Прошло время, и снова Ferrari и Lotus бок о бок пронеслись мимо питов, затем Ferrari вследствие недостаточной поворачиваемости широко зашла в сложный двойной поворот Tarzan, и Кларк проскочил повнутри на Lotus, иногда находящем достаточно ускорения, чтобы выйти лидером из поворота, а иногда и нет. Но даже когда Lotus лидировал на холме вне поля зрения, и Ferrari в который раз вот-вот просунула свою рыбоподобную носовую часть вперед, два болида снова вровень выходили на прямую напротив боксов.
Три круга Lotus был впереди, затем Ferrari лидировала в течение круга, только чтобы быть повторно пройденной еще на три круга. К середине дистанции, после 38 кругов, Ferrari лидировала, но спустя 10 кругов Lotus снова вышел вперед. Однако, это был последний вызов Кларка; на следующем круге Ferrari повторно вышла вперед и впоследствии стала постепенно отрываться, Фил Хилл приблизился к своему товарищу по команде и следовал за фон Трипсом вплоть до пересечения Ferrari финишной черты в великолепном боевом победном порядке. Вслед за Кларком, уверенно шедшим третьим, Мосс прилагал огромные усилия, чтобы отобрать четвертую позицию у Гинтера. Прошло время, и снова на входе в поворот он прошел правее хвостовой части Ferrari, но испытал недостаток мощности, необходимой для обгона. Тем не менее, на самом последнем круге Мосс направил Lotus по внутренней траектории в Hunze Rug и затем, с трудом управляя болидом, при пересечении финишной черты опередил Ferrari на длину носовой части.
Позади этих волнений в остальном пелотоне велось много частных сражений за более дальние позиции. Боннье обошел МакЛарена, затем был вынужден проделать это еще раз после того, как Брэбхем протащил за собой МакЛарена мимо Porsche, когда проходил на круг своего товарища по команде. В хвосте пелотона в течение всей гонки де Бофор вел сражение с Porsche своего предполагаемого товарища по команде Херрманна, даже иногда по возможности размахивал перед ним кулаком. Де Бофор выиграл этот поединок, и восхищенные зрители приветствовали блеснувшего местного парня. Однако, обоих этих спорщиков обошел на круг Тревор Тейлор, проведший ровную и изящную гонку на своем первом этапе чемпионата. Затем рекордное количество зрителей отправилась по домам, некоторые счастливцы – пешком по тропинкам через дюны, а несчастные автомобилисты – принять участие в самом большой и наиболее продолжительной пробке со времен первой проведенной автомобильной гонки.
1 | Вольфганг фон Трипс | Ferrari | 75 | 2:01'52.1 | ||
2 | Фил Хилл | Ferrari | 75 | 2:01'53.0 | ||
3 | Джим Кларк | Lotus | 75 | 2:02'05.2 | ||
4 | Стирлинг Мосс | Lotus | 75 | 2:02'14.3 | ||
5 | Ричи Гинтер | Ferrari | 75 | 2:02'14.4 | Проблемы с дросселем | |
6 | Джек Брэбэм | Cooper | 75 | 2:03'12.2 | ||
7 | Джон Сертис | Cooper | 75 | 2:03'18.8 | ||
8 | Грэм Хилл | BRM | 75 | 2:03'21.9 | ||
9 | Тони Брукс | BRM | 74 | |||
10 | Дэн Герни | Porsche | 74 | |||
11 | Йо Боньер | Porsche | 73 | |||
12 | Брюс МакЛарен | Cooper | 73 | |||
13 | Тревор Тэйлор | Lotus | 73 | |||
14 | Карел-Годен де Бёфор | Porsche | 72 | |||
15 | Ханс Херрманн | Porsche | 72 | |||
нс | Мастен Грегори | Cooper | ||||
нс | Ян Бёрджес | Lotus |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Журнал "THE MOTOR" May 24 1961