Гран-при Бельгии 1961 года: первые четыре места за Ferrari
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

03-1961г. Гран-при Бельгии

03-1961г. Гран-при Бельгии

Подавляющая победа итальянских болидов в Гран-при Бельгии. Выигрывает Фил Хилл
Как и ожидалось, Ferrari выиграли Гран-при Бельгии в прошлое воскресенье на сверхскоростной 8,76-мильной трассе Спа-Франкоршамп: даже сверхествественное мастерство Мосса не смогло возместить явный недостаток мощности, от которого в этом сезоне страдают все британские болиды ГП. Тем не менее, немногие ожидали такого подавляющего триумфа Ferrari, ведь заводская команда заняла первые три места, а частный болид, выставленный бельгийским пилотом Оливье Жендебьеном, был четвертым. Фил Хилл управлял победившим болидом, захватив, таким образом, лидерство в Чемпионате Мира среди пилотов, а фон Трипс был вторым. Ричи Гинтер, финишировавший третьим, стал автором быстрейшего круга 3 мин. 59,8 сек, со скоростью 131,557 миль/ч против 135,667 миль/ч Джека Брэбхема на 2½-литровом болиде в прошлом году.
Британским пилотом, занявшим наивысшее место, был Джон Сэртиз, который после напряженной борьбы с B.R.M. Грэма Хилла финишировал пятым на Yeoman-Credit Cooper, оснащенном четырехцилиндровым двигателем Coventry-Climax Mk. II. Мосс привел заново обшитый Rob Walker Lotus на восьмое место позади двух заводских Porsche Дэна Гарни и Йо Боннье. Прошлогодний победитель, Джек Брэбхем, выбыл из гонки, когда двигатель его Cooper-Climax эффектно разлетелся на куски, в то время как он проезжал мимо боксов.

* * *
Пятница, 16 июня.
Первая тренировочная сессия состоялась прекрасным июньским вечером с 17.30 до 19.30, и на редкость превосходная трасса Спа-Франкоршамп выглядела еще более великолепной. От красочной пит-зоны, расположенной на пустыре среди близлежащих холмов, с ее черно-красно-золотыми Бельгийскими флагами, развевающимися в вечернем солнечном свете, дорога тянется вверх к правому восходящему повороту перед тем, как исчезнуть из виду среди темных сосен. Но большинство присутствующих больше интересовало то, какой ассортимент гоночной техники разгружают в пит-зоне транспортеры, нежели пейзаж.
На эту, третью гонку Чемпионата 1961 года, доминирующая Ferrari привезла четыре болида: три красных V-6, 120º для Фила Хилла, фон Трипса и Ричи Гинтера и окрашенный в желтый цвет V-6, 60º для бельгийского пилота Оливье Жендебьена. Этот болид не был частью заводской команды Ferrari, но участвовал независимо за Equipe National Belge, которая также выставила два Emeryson для Люсьена Бьянки и Вилли Майресса. У Джека Брэбхема и Брюса МакЛарена были два 1961 G.P. Cooper, оснащенные четырехцилиндровыми двигателями Coventry-Climax Mark II, новый Climax V-8 был признан еще не совсем готовым к гонке.
Lotus не появлялись вплоть до второй сессии, поскольку у их транспортера кончился бензин не доезжая Дувра, и они не попали на корабль. B.R.M. привезли два болида, оснащенные двигателями Climax, для Грэма Хилла и Тони Брукса, плюс запасной болид. Были два заводских Porsche для Боннье и Гарни, оба с коротким шасси, используемым в Сиракузах; сообщалось, что новые болиды на длиннобазном шасси были испытаны в аэродинамическом тоннеле с целью устранения мертвых зон в воздушном потоке над воздухозаборниками системы впрыска топлива. Сэртиз выбирал между обычным Yeoman Credit Cooper-Climax и моделью со специальным кузовом. К сожалению, двигатель Coventry-Climax Mark II не будет готов к более позднему сроку из-за отличий в картере маховика. Scuderia Serenissima имела окрашенный в красный цвет Cooper-Climax для Мориса Тринтиньяна, а Rob Walker привез с собой новый гибридный Lotus для Мосса, который был, в сущности, переходной моделью между болидом 1960 года и новым, более гладким, образца 1961 года. Кузов был наиболее приближен к более изящному новому болиду, но со старомодной передней подвеской с выставленными цилиндрическими пружинами. Задняя подвеска, тем не менее, была изменена, чтобы ввести ее в строй во время тренировки на новом Lotus.

Деньги для троих
В дополнение к этим 16-ти организаторы пригласили на тренировку еще восемь участников, из числа которых трое быстрейших получат немного стартовых денег – но лишь немного – а оставшиеся пятеро будут допущены к гонке на усмотрение директора трассы. Среди тех, кто должен был проходить квалификацию, были Гинтер на третьей заводской Ferrari V-6, 120º, Мастен Грегори на Camoradi Cooper-Climax, Йан Бержесс на Camoradi Lotus, Джек Льюис (Cooper-Climax), голландец Годин де Бофор (одноместный Porsche), Тони Марш (Lotus-Climax), Зайдель (Cooper-Climax) и Клифф Эллисон с Генри Тейлором с одним на двоих UDT/Laystall Lotus-Climax.
Как только началась тренировка, Клифф Эллисон отправился на трассу, чтобы попробовать пройти квалифкацию, но на первом же круге в одном из левых поворотов прямо перед скоростным спуском к шпильке La Source занесло хвостовую часть его болида. Эллисон скорректировал занос, в результате чего носовая часть его Lotus опасно приблизилась к левой обочине, а когда он попытался справиться и с этой ситуацией, болид полностью вышел из-под контроля, и после ряда запутанных маневров он вскарабкался на левую насыпь, и Эллисона выбросило, прежде чем болид продолжил некоторый путь вверх дном вдоль дороги со стабилизатором поперечной устойчивости, согнутым вдоль капота двигателя. Все шедшие вслед пилоты остановились, чтобы помочь несчастному пилоту, которого после длительной задержки машина скорой помощи доставила в больницу с переломанными ногами; удивительный исход аварии, произошедшей на высокой скорости в течение очень длительного времени.
Это было едва ли веселым началом тренировки на трассе, которая уже пользуется некоторой дурной репутацией. Тем не менее, когда тренировка была возобновлена после того, как разбитый Lotus убрали с траектории, Тони Брукс на B.R.M. почти сразу же прошел круг за 4 мин. 9,8 сек., аккуратно и невероятно быстро проходя скоростные повороты. Однако, на последующей сессии у B.R.M. очень серьезно пострадал двигатель Coventry-Climax Mark II, и Брукс вернулся в боксы верхом на хвостовой части B.R.M. товарища по команде, Грэма Хилла. Позже Хилл доказал, что исключительное держание дороги B.R.M. приносит хорошие дивиденды – даже если в настоящее время болиду не хватает мощности, – пройдя круг за 4 мин. 7,9 сек.
Ferrari потратили некоторое время на настройку подвески своих болидов, измененяя угол развала задних колес и экспериментируя с давлением в шинах. К концу этой первой тренировки, на последних 10-ти минутах, Оливье Жендебьен на желтой Ferrari рывком завершил круг за 4 мин. 5,8 сек., на который фон Трипс ответил кругом 4 мин. 4,0 сек., таким образом, получив для заводской команды приз в 10000 франков, предложенный за быстрейшее время в первой сессии.

Суббота, 17 июня.
Сегодня тренировка состоялась снова в солнечном свете с 3 до 5 часов пополудни. Длительное время на трассе наблюдалась низкая активность, но, как обычно, последние полчаса были довольно напряженными, Фил Хилл в заключение установил невероятные 3 мин. 59,3 сек. в качестве быстрейшего времени, фон Трипс был вторым с 4 мин. 0,1 сек., затем Жендебьен с 4 мин. 3 сек., затем следовал Сэртиз с лихими 4 мин. 6 сек., чуть лучше Гинтера, который гонялся здесь впервые, с 4 мин. 6,1 сек. Еще двумя квалифицированными за стартовые деньги стали Мастен Грегори, 4 мин. 10,2 сек., и Джек Льюис, 4 мин. 11,1 сек.

Гонка
Яркое солнечное утро покрылось облаками, когда пелотон из 21-го собравшегося на стартовой решетке с Филом Хиллом на поул-позишн и Ferrari фон Трипса и Гинтера рядом с ним в первом ряду стартовал в 3 часа пополудни. Произошли кое-какие изменения в задней части решетки. Так, вместо болидов Emeryson, использовавшихся на тренировке, два других члена команды Equipe Nationale Belge, в дополнение к Жендебьену, управляли заимствованными болидами Lotus – Майресс был за рулем болида, заявленного Тони Маршем, которому по этому случаю спешно сменили окраску с зеленой на желтую, а Люсьен Бьянки сел за руль болида Зайделя, за ночь превратившийся из белого в желтый.
Со взмахом флага Грэм Хилл совершил блестящий старт на B.R.M. из третьего ряда и в первом повороте уже возглавил пелотон – вне сомнений, к огромному удивлению пилотов Ferrari. Тем не менее, к концу первого круга Ferrari захватили контроль над гонкой и пронеслись мимо боксов первым, вторым, третьим и четвертым. Фил Хилл лидировал над Жендебьеном, Гинтером и фон Трипсом. Джон Сэртиз держался на пятой позиции впереди B.R.M. Грэма Хилла, Porsche Боннье, Cooper Брэбхема и Porsche Гарни, на 10-ой позиции шел Camoradi Cooper Мастена Грегори. На первом же круге Lotus Кларка направился в боксы на долгий пит-стоп, а после того, как мимо уже прошла вся остальная часть пелотона, медленно появился в поле зрения Cooper МакЛарена, шипя и громыхая по пути в боксы. Тони Брукс (B.R.M.) стал еще одним ранним посетителем боксов из-за неисправности свечи зажигания; после нескольких остановок он продолжил гонку в хвосте пелотона в компании с Lotus Кларка.
В течение следующих 18-ти кругов этой 30-круговой гонки Джон Сэртиз и Грэм Хилл боролись за пятую позицию, иногда лидировал B.R.M., а иногда Cooper, до тех пор, пока схватка не завершилась на 19-ом круге, когда Хилл заехал в боксы с трещиной в масляном баке, которая однозначно привела к сходу болида. Впереди пелотона в конце каждого круга Ferrari плотной группой с воем подъезжали к шпильке La Source; иногда впереди был желтый болид Жендебьена, который выходил из поворота лидером и проезжал мимо боксов к естественному восхищению бельгийских зрителей, заполнивших трибуны до отказа. Однако, в конечном счете Фил Хилл и фон Трипс оторвались от остальных двух Ferrari. На второй трети дистанции, когда гонка с уверенностью была в руках Феррари, если не случись какое-нибудь большое несчастье, лидеры все еще проходили круги за 4 мин. 2 сек.
Тем временем, проблемы обрушились на британские болиды, оба, управляемые бельгийскими пилотами, Lotus сошли в своих боксах после езды в хвосте пелотона. Выбыл из гонки Cooper МакЛарена из-за поплавков карбюратора, которые постоянно застревали в своих камерах. Двигатель заводского Lotus Иннеса Айленда взорвался вне трассы, и, как уже было упомянуто, двигатель Джека Брэбхема сделал то же самое наиболее захватывающим образом, перед трибунами – небольшой хвост синего дыма из выхлопа внезапно распустился в толстую серую завесу, окутавшую болид, в то время как оставшиеся куски шатуна и остальных внутренностей рассыпались по трассе.
Брэбхем был занят борьбой за 7-ую позицию с заводскими Porsche Боннье и Гарни, а после того, как эти двое преуспели в изматывании Cooper, Гарни прошел своего товарища по команде и оторвался, чтобы попробовать догнать Сэртиза. Хотя он и приблизился к Cooper, гонка завершилась прежде, чем он попал в его поле зрения. В глубине пелотона в течение многих кругов Мастен Грегори, Джек Льюис и де Бофор неумолимо держались на своих позициях, часто не видя следующего болида в поле зрения.
На последней трети гонки Фил Хилл решительно закрепил свое лидерство над фон Трипсом, Гинтером и Жендебьеном. Centro Sud Cooper-Maserati Бандини вел дуэль с Cooper-Climax Тринтиньяна до тех пор, пока Cooper-Maserati не сошел в боксах, а Cooper-Climax не взорвался вне трассы в том самом месте, где завершил свою гонку Lotus Иннеса Айленда. Морис Тринтиньян позже смог докатиться до боксов с Иннесом Айлендом, оседлавшим дугу безопасности Cooper, таким образом избавив британского пилота от длинного пути в боксы, который ни в коем случае не принял бы приглашение, если бы только не повреждения ноги, полученные в Монако, от которых он только что восстановился. Так, гонка подошла к завершению, когда Ferrari гордо пронеслись через финишную линию, полностью изменив прошлогоднюю ситуацию, когда они были просто среди вечных неудачников. Гонка не оказалась столь возбуждающей, но по крайней мере, ни один водитель не пострадал.






1
Фил ХиллFerrari302:03'03.8
2
Вольфганг фон ТрипсFerrari302:03'04.5
3
Ричи ГинтерFerrari302:03'23.3
4
Оливье ЖедебьенFerrari302:03'49.4
5
Джон СертисCooper302:04'30.6
6
Дэн ГерниPorsche302:04'34.8
7
Йо БоньерPorsche302:05'50.9
8
Стирлинг МоссLotus302:06'59.4
9
Джеки ЛьюисCooper29

10
Мастен ГрегориCooper29

11
Карел-Годен де БёфорPorsche28

12
Джим КларкLotus24
2 пит-стопа / переключение передач
13
Тони БруксBRM24


нфГрэм ХиллBRM24
Утечка масла / зажигание

нфМорис ТринтиньянCooper23
Коробка передач / трансмиссия

нфЛоренцо БандиниCooper20
Давление масла / двигатель

нфДжек БрэбэмCooper12
Двигатель / шатун

нфЛюсьен БьянкиLotus9
Одолжил автомобиль Зайделя /
 маслопровод

нфИннес АйрлендLotus9
Двигатель

нфБрюс МакЛаренCooper9
Зажигание

нфВилли МэрессLotus7
Одолжил автомобиль Марша /
зажигание / двигатель
 






нсТони МаршLotus

Не внес стартовый взнос

нсВольфганг ЗайдельLotus

Автомобиль использовал Бьянки

нсЯн БёрджесLotus

Не внес стартовый взнос

нсКлиф ЭллисонLotus

Авария / травмы ног

Перевод и набор: Андрей Краснов

Журнал "THE MOTOR" June 21 1961



Знаете ли Вы что...