04-1961г. Гран-при Франции
Тренировка
Тренировки перед гран-при проводились в среду, четверг и пятницу с 6-ти до 8-ми вечера в превосходную солнечную погоду, которая с каждым днем становилась все жарче. Стартовая решетка демонстрирует потенциальное превосходство Ferrari в нынешних гонках Гран-при. Фил Хилл в первый день прошел быстрейший круг за 2 мин. 24,9 сек., 128,175 миль/ч, и ни он, ни фон Трипс в четверг уже не тренировались. Болид Гинтера в четверг вечером появился с килем позади пилота, но потом его сняли.
Вдобавок к трем заводским Ferrari V-6 120° Ассоциация Итальянских Команд выставила свой болид V-6 65° для Багетти, победителя в Сиракузах и Неаполе, который благоразумно неторопливо изучал трассу. Наиболее неловкое событие произошло с ним в пятницу, когда он внезапно столкнулся с седаном Peugeot, двигавшимся по трассе в противоположном направлении, когда он опережал Брюса МакЛарена перед Thillois на скорости свыше 150 миль/ч. После прогулки по дорожке безопасности оба пилота остановились в своих боксах для осмотра "Вы видели это?".
Porsche прислали три прошлогодних болида с карбюраторными четырехцилиндровыми двигателями. Много проблем было в британском лагере – в четверг вечером B.R.M. Тони Брукса, Lotus Иннеса Айленда и Yeoman Credit Cooper Джона Сэртиза страдали от проблем с двигателями.
Мосс добился своего места во втором ряду стартовой решетки, главным образом, сев "на буксир” Ferrari фон Трипса; в тренировке участвовали в основном пилоты не-Ferrari, так что любая Ferrari, выезжавшая из своих боксов на несколько кругов, прокладывала путь пилотам, стремящимся использовать ее воздушный мешок. В то время как самая медленная из трех заводских Ferrari прошла круг за 2 мин. 26,8 сек., самым быстрым кругом британского болида без использования "буксира” был круг B.R.M. Грэма Хилла за 2 мин. 29,1 сек.
Были замечены некоторые новые лица в новых кокпитах, например, Майресс управлял третьим болидом Team Lotus, поскольку сделать это Тревору Тейлору препятствовало то обстоятельство, что в тот же самый день он участвовал в гонке Формулы Юниор. Борде, протеже Фанхио, в пятницу во время дневной тренировочной сессии испытывал третий болид UDT/Laystall. Единственным новым болидом был de Tomaso-Osca, вариант на тему Cooper, который был выставлен Scuderia Serenissima для Скарлатти, но отказался показывать превосходную форму, проявленную ранее в Неаполе.
В субботу, день отдыха, большинство команд было занято высверливанием в болидах отверстий, предназначенных для подачи прохладного воздуха к распарившимся пилотам на случай, если погода в день гонки будет невыносимо жаркой, как было обещано. Также спешно присоединялись защитные решетки от камней к воздухозаборникам карбюраторов и радиаторам, так как некоторые команды во время тренировочной сессии страдали от воздействия отлетающих камней.
Гонка
Над низкохолмистыми акрами страны шампанского простиралось необъятное пространство неба, в котором только случайная водонапорная башня нарушала линию горизонта. Небо было ярко-синим, жарко светило солнце, когда болиды выкатились на стартовую решетку, так что пилоты уныло следовали к своим болидам, зная, что им предстоит провести в кокпитах ужасные жаркие 2,5 часа. Некоторые приняли меры предосторожности, пропитав свои комбинезоны водой, а один из механиков Ferrari носил бидон с водой, разбрызгивать которую входило в его обязанность.
В 2.30 пополудни сборище вокруг болидов на стартовой решетке было отведено за ее пределы. Маршалл поднял вверх большую информационную доску с надписью "Moteurs" как сигнал для водителей привести свои стартеры в действие. Затем появилась вывеска о минутной готовности, потом через небольшую паузу последовала вывеска о 30-секундной готовности, которая, в свою очередь, уступила место обычному для Реймса старту. Тото Роше, приземистый невысокий Директор трассы, взмахнул большим триколором вверх-вниз практически одним непрерывным движением. С вырывающимся из-под задних шин синим дымом, Ferrari ринулись с первого ряда стартовой решетки, плотно преследуемые Моссом на Rob Walker Lotus, в то время как некоторые в глубине пелотона заехали на травяную обочину, подняв облако золотой пыли, чтобы обойти медленно стартовавших соперников.
К концу первого круга Ferrari заводской команды находились на 1-ой, 2-ой и 3-ей позициях, как всеми и ожидалось, Фил Хилл лидировал над Гинтером и фон Трипсом, затем шли Мосс, Сэртиз и Джимми Кларк. В конце этого первого круга Cooper Льюиса и Мастена Грегори совершили поспешный визит в свои боксы, также как UDT/Laystall Lotus Генри Тейлора и Cooper Колломба на следующем круге и B.R.M. Тони Брукса, Cooper Сэртиза и Lolus Йана Бержесса на третьем круге.
Тем временем гонка приобрела следующую схему – за тремя лидирующими Ferrari на небольшом расстоянии следовал Мосс, которого, в свою очередь, преследовала борющаяся группа, не более чем из семи болидов. Кто бы знал, что позже эта семерка будет доминировать в гонке, а среди них были болиды Team Lotus Джимми Кларка и Иннеса Айленда, Ferrari V-6 65° Багетти, B.R.M. Грэма Хилла, заводские Porsche Йо Боннье и Дэна Гарни и заводской Cooper Брюса МакЛарена. Было бы бессмысленно приводить порядок этого эскадрона на каждом отдельном круге, так как он не оставался постоянным в течение двух кругов подряд – плотная группа болидов проносилась мимо боксов в два или в три в ряд, сменяя позиции, поскольку они шли в близком расположении друг от друга. Брэбхем был одним из трех, боровшихся за 12-ую позицию, остальные, Рой Сальвадори на Yeoman Credit Cooper и де Бофор, шли удивительно хорошо в такой достойной компании как заводские Porsche, но Брэбхем оставил это трио, когда его Cooper остановился на 15-ом круге.
На 13-ом круге фон Трипс захватил лидерство, и было бы удивительно, если бы он определился как победитель дня. Если бы он знал, как ему не повезет, так как спустя пять кругов Ferrari медленно заехала в боксы с паром и водой, сочившимися из сдвоенных выхлопных труб, которую затем затолкали на прикол. Таким образом, Фил Хилл снова лидировал над Ричи Гинтером, в то время как на значительном расстоянии позади Ferrari в боевом эскадроне – с добавлением Мосса увеличившимся теперь до восьми болидов – горячо оспаривались позиции от третьей до десятой. Фактически, за третью позицию сначала спорили лидер эскадрона Багетти и Иннес Айленд, а позже два заводских Porsche и Багетти в близком присутствии двух болидов Team Lotus. Мосс начал совершать целую серию пит-стопов, во время которых заднюю часть Lotus подняли домкратом, и из правого заднего колеса удалили отборную коллекцию маленьких камешков, которые нарушали его баланс.
Затем гонка снова поутихла до периода оживления с 38-го по 52-ой круг, когда сошел Фил Хилл, а лидирующий Ричи Гинтер, проезжая мимо боксов Ferrari, подавал выразительные знаки. На деле же, Хилла развернуло на скользком покрытии в шпильке Thillois, и он заглох. Ferrari отказывалась заводиться от кнопки, и Фил потерял много времени, прежде чем смог завести ее "с толчка" и вернуться в гонку на 10-й позиции.
Так что теперь Гинтер лидировал или над Ferrari Багетти или над одним из заводских Porsche, в зависимости от того, кому доводилось вести эту группу в данный момент, так как эти три болида создали отрыв от остальной части группы. Два круга спустя случилась еще большая сенсация – Гинтер медленно заехал в свои боксы, показывая указательным пальцем на переднюю часть болида, чтобы долить масло в Ferrari для стабилизации давления масла. Однако регламент Формулы ГП 1961 года строго запрещает дозаправку маслом, и, следовательно, Гинтер был вновь отослан, пока еще на лидирующую позицию, но теперь он надеялся в основном на смазку. Надежды хватило только еще на один круг, затем двигатель заклинило за городом, и, в сущности, вся заводская команда Ferrari выбыла из гонки.
Так что теперь все зависело от молодого Багетти, который, не прекращая, вел трудную гонку в пылу жара уже почти 160 миль, и которого, кроме того, подгоняли два наиболее опытных пилота ГП, Боннье и Гарни. 41-й круг, и Багетти лидировал, также и на 42-м круге, но когда они проезжали мимо боксов, носовая часть Porsche Боннье едва не соприкоснулась с хвостовой частью Ferrari, а Porsche Гарни шел колесо в колесо справа от красного болида. 44-й круг, и Боннье захватил лидерство. 45-й круг, и красная Ferrari снова была впереди. Затем еще круг, и два Porsche бок о бок выбираются в лидеры, оставив Ferrari позади.
Возбуждение переливалось в большой толпе словно море, и все взоры были приклеены к горизонту, на котором появлялись болиды, пока они не проносились вниз к Thillois. 47-й круг, и серебристый болид лидирует, но красный пронесся по самому краю поворота, тем не менее, Боннье вернул себе лидерство на следующем круге. За четыре круга до финиша напряжение было почти невыносимым. Гарни лидировал над Багетти и Боннье, который на следующем круге медленно потянулся в свои боксы с облаком синего дыма из задней части болида. Но он тут же бросился вперед, пытаясь финишировать.
На последнем круге лидировал Гарни, и все Porsche полагались теперь на него. Красный и серебристый болиды почти бок о бок промчались за горизонт к Thillois. Они прошли шпильку колесо в колесо, не уступая друг другу и дюйма, а затем понеслись к финишной черте. Гарни ненадолго вырвал лидерство, но Багетти подтягивался рядом, а затем начала сказываться дополнительная мощность Ferrari, и дюйм за дюймом она выползла вперед Porsche – победа для Италии с преимуществом в одну десятую секунды. Первые семь болидов финишировали в том же самом круге, столь плотной была гонка, только доказавшая, что в моторных гонках бывает всякое, ведь ожидавшийся стать унылым этапом с подавляющим преимуществом Ferrari, на деле оказался лучшим Гран-при Франции с тех пор, как Майк Хоторн мало-помалу превзошел Фанхио в 1953 году.
1 | Джанкарло Багетти | Ferrari | 52 | 2:14'17.5 | ||
2 | Дэн Герни | Porsche | 52 | 2:14'17.6 | ||
3 | Джим Кларк | Lotus | 52 | 2:15'18.6 | ||
4 | Иннес Айрленд | Lotus | 52 | 2:15'27.8 | ||
5 | Брюс МакЛарен | Cooper | 52 | 2:15'59.3 | ||
6 | Грэм Хилл | BRM | 52 | 2:15'59.4 | ||
7 | Йо Боньер | Porsche | 52 | 2:17'32.9 | ||
8 | Рой Сальвадори | Cooper | 51 | |||
9 | Фил Хилл | Ferrari | 50 | Разворот | ||
10 | Хенри Тэйлор | Lotus | 49 | |||
11 | Михаэль Май | Lotus | 48 | |||
12 | Мастен Грегори | Cooper | 43 | |||
13 | Морис Тринтиньян | Cooper | 42 | |||
14 | Ян Бёрджес | Lotus | 42 | |||
15 | нф | Ричи Гинтер | Ferrari | 40 | Разворот / давление масла | |
нф | Стирлинг Мосс | Lotus | 31 | Трубка тормозной магистрали | ||
нф | Вилли Мэресс | Lotus | 27 | Одолжил заводской автомобиль / топливная система | ||
нф | Карел-Годен де Бёфор | Porsche | 23 | Перегрев двигателя | ||
нф | Люсьен Бьянки | Lotus | 21 | Перегрев двигателя / сцепление | ||
нф | Вольфганг фон Трипс | Ferrari | 18 | Двигатель | ||
нф | Джорджо Скарлатти | De Tomaso | 15 | Двигатель | ||
нф | Джек Брэбэм | Cooper | 14 | Давление масла | ||
нф | Бернар Коллон | Cooper | 6 | Двигатель / клапан | ||
нф | Джон Сертис | Cooper | 4 | Подвеска / авария | ||
нф | Тони Брукс | BRM | 4 | Перегрев двигателя | ||
нф | Джеки Льюис | Cooper | 4 | Перегрев двигателя | ||
нс | Жан-Мануэль Бордо | Lotus | Автомобиль использовал Бьянки |
Перевод и набор: Андрей Краснов
THE MOTOR July 5 1961