Гран-при Италии 1961 года: гибель фон Трипса и 14 зрителей
Гран-при Италии 1961 года: гибель фон Трипса и 14 зрителей
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

07-1961г. Гран-при Италии

07-1961г. Гран-при Италии

Фил Хилл выигрывает ГП Италии и Чемпионат мира после гибели товарища по команде фон Трипса и многих зрителей
Блестящая победа Фила Хилла в 32-ом Гран-при Италии в Монце в прошедшее воскресенье, которая позволила ему выиграть Чемпионат мира пилотов, увы, была омрачена смертельной аварией на втором круге, стоившей жизни не только его товарища по команде Ferrari, Вольфганга фон Трипса, но также и жизней 11-ти зрителей, убитых болидом, кувырком вылетевшим с трассы в Южном повороте после столкновения с болидом Team Lotus Джимми Кларка. Многие зрители получили ранения.
Дэн Гарни финишировал вторым после длившейся большую часть гонки дуэли со Стирлингом Моссом, управлявшим болидом Team Lotus Иннеса Айленда, так как Lotus команды Уолкера, оснащенный новым двигателем Coventry Climax V-8 в течение тренировок страдал от постоянного перегрева. Cooper Climax V-8 Брэбхема в начале гонки шел пятым, пока не сошел из-за перегрева.
B.R.M. изготовил два абсолютно новых болида, оснащенных двигателями B.R.M. V-8, для испытаний в течение тренировочных сессий, но непосредственно для гонки все же испытывал 4-цилиндровые болиды, будучи полностью уверенными в них.
Об их удивительных эксплуатационных качествах говорит тот факт, что Джек Льюис финишировал четвертым на своем собственном Cooper-Climax.
Второй год подряд гонка проводилась на комбинированной трассе, объединяющей дорожную часть и высокоскоростной профилированный трек, на на каждом круге которой болиды миновали боксы дважды, первый раз по завершении дорожной части трассы и второй – по завершении круга по профилированному треку. Две тренировочные сессии в пятницу и в полдень в субботу ознаменовались главным образом скоростью Ferrari и многочисленными неисправностями, преследовавшими британские болиды, оснащенные новыми двигателями V-8. Болидами, оснащенными двигателями Coventry Climax, являлись Cooper, на котором Брэбхем недолго лидировал в Гран-при Германии, и Rob Walker Lotus Стирлинга Мосса. Задняя часть шасси Lotus была модифицирована организацией Гарри Фергусона, для размещения более широкого двигателя V-8 и усилена, чтобы оно справилось с дополнительными весом и мощностью. В течение первой тренировочной сессии в пятницу оба болида с Climax V-8 страдали от сильного перегрева, от которого не спасала даже смена напорного бачка со стороны всасывания водяного насоса.
B.R.M. привезли в Монцу два своих болида V-8, а также два болида, оснащенные 4-цилиндровыми двигателями Coventry Climax. Два совершенно новых болида были разработаны вокруг двигателя B.R.M. V-8 с углом развала цилиндров 90°, двумя верхними распредвалами и системой впрыска топлива Lucas. Новый B.R.M., более низкий и более гладкий, чем предыдущий болид, и в самом деле выглядит маленьким. Его трубчатая пространственная рама шасси подвешена на цилиндрических пружинах с амортизаторами и поперечных рычагах спереди и сзади со стабилизатором поперечной устойчивости спереди. Пилот опирается сзади на откидывающееся назад сиденье с топливными баками в форме сиденья с обеих его сторон. Испытание нового B.R.M. началось неделей раньше официальных тренировок, и к пятнице только один болид был все еще в рабочем состоянии; он не появлялся вплоть до субботней тренировки, поскольку B.R.M. строго придерживались плана, о котором они объявили несколько недель назад, и в текущей гонке сделали ставку на 4-цилиндровые болиды. Ferrari выставил не менее пяти болидов – четыре 120° V-6 для Фила Хилла, фон Трипса, Гинтера и Багетти, и 60° V-6 для Рикардо Родригеза, который в своем первом Гран-при поразил всех, показав второе быстрейшее тренировочное время, фон Трипс добился поул-позишн кругом в 2 мин. 46,3 сек., 134,541 миль/ч (рекорд круга – 136,706 миль/ч, установленный Филом Хиллом в прошлогодней гонке). Когда огромное поле из 32-х стартующих расположилось на стартовой решетке парами в шахматном порядке, стало видно, что Мосс был за рулем Team Lotus Иннеса Айленда, спешно оснащенного темно-синей верхней отделкой болидов Rob Walker. Иннес Айленд совершил великолепный жест, предложив свой болид Моссу взамен 4-цилиндрового Rob Walker Lotus, который был явно не в форме и который Айленд оснастил кузовом U.D.T./Laystall.
Передние ряды стартовой решетки состояли из фон Трипса (Ferrari), 2 мин. 46,3 сек.; Родригеза (Ferrari), 2 мин. 46,4 сек.; Гинтера (Ferrari), 2 мин. 46,8 сек.; Ф. Хилла (Ferrari), 2 мин. 47,2 сек.; Г. Хилла (B.R.M.), 2 мин. 48,7 сек.; Багетти (Ferrari), 2 мин. 49,0 сек.; Кларка (Lotus), 2 мин. 49,2 сек.; Боннье (Porsche), 2 мин. 49,6 сек.; Айленда (Lotus), 2 мин. 50,3 сек.; Брэбхема (Cooper), 2 мин. 51,6 сек.; Мосса (Lotus), 2 мин. 51,8 сек.; Гарни (Porsche), 2 мин. 52,0 сек.
Лорду Хоу была предоставлена честь дать старт гонке, и когда он поднял итальянский флаг, Родригез, слегка тронулся, запнулся, затем покатился вперед, когда флаг упал. Но все же Джимми Кларк стартовал лучше всех, проскочил на зеленом Lotus между удивленными пилотами Ferrari, заняв вторую позицию, в то время как пелотон устремился в первый поворот Grande Curva. В конце первого круга Фил Хилл лидировал над Гинтером и Родригезом с зеленым Lotus Кларка все еще на четвертой позиции, окруженным остальными Ferrari. Cooper Брэбхема был единственным британским V-8, который вел борьбу с лидерами.
На втором круге произошла смертельная авария. Когда плотно скучковавшийся пелотон вливался в острый Южный поворот в конце дорожного участка, фон Трипса потащило поперек перед болидом Кларка, и правое переднее колесо Lotus ударило Ferrari. Сразу же оба болида потеряли управление, но если Lotus благополучно достиг ограды, Кларк оказался выброшенным, шокированным, но невредимым, то Ferrari ударилась о барьер на внешней стороне поворота, при этом выбросив пилота, и кувырком отлетела в ограждение из проволочной сетки, рядом с которой собралась плотная толпа зрителей. Так погиб самый выдающийся пилот Германии со времен Второй Мировой войны, и вместе с ним, по крайней мере 11 зрителей. (Тридцать три года назад, почти день в день, Talbot Матерасси убил 22 человека, когда он врезался в толпу в Монце.) На следующем круге в почти том же самом месте трассы столкнулись Porsche Боннье и Yeoman Credit Cooper Сэртиза, но хотя Cooper и оторвался от земли, Сэртиз все же сумел доковылять до боксов и там сошел, а Боннье продолжил гонку. Эшмор также попал в аварию в этом месте и был отправлен в больницу.
По завершении пяти кругов устойчиво лидировали Ferrari Фила Хилла, Гинтера, Родригеза и Багетти, горячо преследуемые Cooper-Climax V-8 Брэбхема на пятой позиции. За ними с небольшим отставанием шли Гарни (Porsche), Мосс (Lotus), Боннье (Porsche) и МакЛарен (Cooper), ведущие борьбу между собой. Затем бок о бок шли 4-цилиндровые B.R.M. Грэма Хилла и Тони Брукса и Cooper Джека Льюиса, который участвовал в качестве второго пилота команды Centro Sud, поскольку его собственная заявка была отвергнута организаторами гонки. Однако Cooper V-8 оставлял за собой заметный водяной след, показывая, что проблемы системы охлаждения так и остались не решенными, и на девятом круге Брэбхем медленно заехал в свои боксы, чтобы сойти.
Таким образом, гонка успокоилась, почти как и ожидалось, с четырьмя Ferrari, шедшими группой во главе пелотона, иногда обмениваясь между собой позициями, и приблизительно в 20-ти сек. позади них шли Мосс и Гарни, ведя свою приватную борьбу, которая уводила их все дальше от Боннье и МакЛарена.
B.R.M. Грэма Хилла начал замедляться и отстал так далеко позади товарища по команде, что было не удивительно, что на 11-ом круге он накатом заехал в боксы, чтобы сойти. Это было ничто по сравнению с оцепенением среди фанатично настроенных зрителей, когда на 14-ом круге не только Ferrari Родригеза, но и местного героя Багетти накатом вместе заехали в боксы. Болид Багетти сразу же оттолкали, а с машины Родригеза, в конце концов, сняли носовой обтекатель для более подробного осмотра. Теперь Фил Хилл лидировал над Гинтером, проходя круги за 2 мин. 50 сек., пара Мосс-Гарни шли третьим и четвертым, затем Cooper МакЛарена, B.R.M. Тони Брукса и Cooper Джека Льюиса на седьмой позиции. Боннье начал серию регулярных пит-стопов до тех пор, пока Porsche в отчаянии не оттолкали окончательно. Мастен Грегори возвратился в боксы пешком после того, как на его U.D.T./Laystall Lotus сломался поперечный рычаг передней подвески. Его новый товарищ по команде Иннес Айленд уже сошел на 11-ом круге, а Генри Тейлор, единственный оставшийся представитель U.D.T./Laystall, все еще продолжал гонку очень далеко позади пелотона.
Потом на половине дистанции, на 22-ом круге, Гинтер начал постепенно отставать от лидера, пока на 24-м круге он также не заехал в боксы, чтобы сойти. Теперь Ferrari осталась в одиночестве, а так как Мосс шел на второй позиции, кроме тех кругов, на которых Гарни опережал его, люди снова начали задаваться вопросом, проиграет ли Стирлинг, в конце концов. Однако лидирующая Ferrari продолжала нарезать круги, издавая превосходный бодрый звук, с 20 сек. перед Моссом и/или Гарни. Проходило время, и снова Мосс лидировал над Гарни напротив боксов со значительным запасом по завершении дорожного участка, а затем Гарни снова брал верх в профилированном высокоскоростном участке, часто проходя Мосса в виражах. Было изумительно наблюдать за манерой, с которой эти два пилота слипстримом проходили друг друга, часто болиды менялись местами в дюймах друг от друга.
На 33-м круге привычный порядок был изменен, и Гарни опережал Мосса напротив боксов в конце дорожного участка. Это случалось снова на последующих кругах, так как на Lotus заело подшипник колеса. На 37-ом круге его заклинило окончательно, и Мосс медленно заехал в боксы, чтобы сойти. Так что теперь Гарни надежно шел на второй позиции после великолепно проведенной гонки на одном из четырехцилиндровых Porsche. МакЛарен шел на некотором расстоянии позади на третьей позиции, а четвертым шел Брукс , но Джек Льюис прилагал решительные усилия, чтобы достать его. За три круга до финиша ему удалось это сделать, но Брукс упорно оборонялся. Позади этой борющейся пары Сальвадори вел великолепную гонку на седьмой позиции на оставшемся Yeoman Credit Cooper, а следом за ним Porsche де Бофора интенсивно прессинговал Centro Sud Cooper-Maserati Бандини.
Фил Хилл завершил свой 43-й круг и пересек черту, выиграв Гран-при Италии и Чемпионат мира. Гарни и МакЛарен прибыли следом за ним, затем показались Тони Брукс и Джек Льюис, шедшие почти что бок о бок, когда пилот B.R.M. предпринял отчаянные попытки, чтобы вернуть себе четвертое место, но ему не хватило нескольких дюймов. Сальвадори финишировал шестым, а де Бофор седьмым, хотя на самом последнем круге Бандини все же удалось пройти его, двигатель у Cooper-Maserati от перенапряжения ослаб, и де Бофор повторно прошел его.
Гран-при Италии предшествовал трехчасовой Coopa Inter-Europa для автомобилей G.T., в котором Тони Маггз за рулем Essex Racing Aston Martin Zagato финишировал вторым вслед за Ferrari 250GT Пьера Нобле.



1
Фил ХиллFerrari432:03'13.0
2
Дэн ГерниPorsche432:03'44.2
3
Брюс МакЛаренCooper432:05'41.4
4
Джеки ЛьюисCooper432:05'53.4
5
Тони БруксBRM432:05'53.5
6
Рой СальвадориCooper42

7
Карел-Годен де БёфорPorsche41

8
Лоренцо БандиниCooper41

9
Морис ТринтиньянCooper41

10
Тим ПарнеллLotus40

11
Хенри ТэйлорLotus39

12
Ренато ПироккиCooper38


нфСтирлинг МоссLotus36
Использовал автомобиль Айрледна /
 колесный подшипник

нфРичи ГинтерFerrari23
Двигатель

нфГаэтано СтарраббаLotus19
Двигатель

нфЙо БоньерPorsche14
Задняя подвеска

нфНино ВаккареллаDe Tomaso13
Двигатель

нфДжанкарло БагеттиFerrari13
Двигатель

нфРикардо РодригесFerrari13
Топливный насос

нфМастен ГрегориLotus11
Задняя подвеска

нфГрэм ХиллBRM10
Двигатель

нфДжек БрэбэмCooper8
Перегрев двигателя

нфБрайан НэйлорJBW6
Двигатель

нфДжек ФэйрменCooper5
Двигатель

нфИннес АйрлендLotus5
Рама шасси

нфДжон СертисCooper2
Удар в Боньера

нфВольфганг фон ТрипсFerrari13'03.4Столкновение с Кларком / погиб /
убиты 13 зрителей

нфДжим КларкLotus13'03.7Столкновение с фон Трипсом

нфРоберто БуссинеллоDe Tomaso13'26.7Двигатель

нфРоберто ЛиппиDe Tomaso13'55.5Двигатель

нфВольфганг ЗайдельLotus122'32.2Двигатель

нфДжерри ЭшморLotus0
Авария

нквАндре ПилеттEmeryson



Перевод и набор: Андрей Краснов

The Motor, September 13 1961



Знаете ли Вы что...