Гран-при Франции 1962 года: Герни выиграл Гран-при Франции у выдохшегося пелотона
Гран-при Франции 1962 года: Герни выиграл Гран-при Франции у выдохшегося пелотона
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

04-1962г. Гран-при Франции

04-1962г. Гран-при Франции

Герни выиграл Гран-при Франции у выдохшегося пелотона

48-й Гран-при Автомобильного клуба Франции был необыкновенной гонкой. В этом году он проводился на живописной трассе Руан-лез-Эссарт, вместо высокоскоростного галопа по Реймсу, в гонке доминировал BRM Грэма Хилла, но выиграл ее Дэн Герни на восьмицилиндровом оппозитном Porsche. Один за другим болиды испытывали проблемы, в то время как скорее абсолютная надежность Porsche, нежели превосходство в характеристиках, принесла ему победу; казалось, будто он провел всю гонку с идеальными настройками, в то время как более быстрые соперники или отправлялись в парк разбитых болидов или просто плелись к финишу.
Дэн Герни, нетерпеливо ожидающий новостей из дома в Калифорнии о четвертом отцовстве, сполна оправдал высокое мнение многих современных гонщиков о своем мастерстве и завоевал убедительным образом свою первую в чемпионате победу.
Грэм Хилл (BRM) лидировал 38 из 54-х кругов, страстно преследуемый на начальной стадии гонки Джоном Сэртизом (Bowmaker Lola), пока испарение топлива и проблемы с коробкой передач не замедлили его Lol'у. Затем Кларк на новом Lotus’e 25 захватил вторую позицию, а потом и лидерство, когда развернуло Хилла, поскользнувшегося на масляном пятне, оставшемся после гонки Формулы Юниор. Три круга спустя Кларк сошел со сломанной передней подвеской – BRM снова оказался впереди. На 42-ом круге Хилл исчез с трассы, заехав в боксы с неисправным ограничителем в системе впрыска топлива, после чего лидером стал Герни с преимуществом более круга над Тони Маггзом на втором заводском Cooper’e V-8.
Как не может не удивить тот факт, что в четырех этапах чемпионата с начала этого сезона победу одержали четыре разных гонщика на четырех разных болидах. МакЛарен (Сooper) выиграл Гран-при Монако, Грэм Хилл (BRM) – Гран-при Голландии, Кларк (Lotus) – Гран-при Бельгии, а теперь Герни на Porsche выиграл Гран-при Франции.

ГОНКА

Болиды выстроились на стартовой решетке в лучах палящего золотистого солнца и в пыли, поднятой огромной толпой зрителей и висящей темно-желтой завесой в воздухе. Последним присоединившимся к сборищу был Lotus Кларка, над которым неистово работали в боксах. Когда Тото Роше, выполнявший обязанности Секретаря гонки уже второй уик-энд подряд, взял в руки стартовый флаг, из четвертого стартового ряда стал отчаянно размахивать рукой Гинтер, показывая, что его BRM не может стартовать. Роше привычным для него движением рванул по воздуху флагом, из-под задних колес болидов на первой стартовой линии повалили клубы сизого дыма, и гонка началась. Каким-то чудом болиды позади Гинтера объехали его стороной без каких-либо последствий, и как только они исчезли из виду, BRM закатили на пит-лайн, освободили зажатый дроссель, и болид устремился в гонку. К концу первого круга Грэм Хилл лидировал над Lol’ой Сэртиза, Lotus’ом Кларка, МакЛареном (Cooper), Брэбхемом (Lotus) и Герни, шедшим шестым на одном из двух заводских Porsche. Данный порядок оставался неизменным на протяжении первых девяти кругов, за это время сошел Иннес Айленд на UDT/Laystall Lotus’e-Climax c внезапно спущенной шиной, и окончательно сошел швейцарский гонщик Зифферт на недавно приобретенном у заводской команды Lotus’e 24 с двигателем BRM V-8.
Тем не менее, на десятом круге картина в гонке вдруг изменилась, когда Cooper МакЛарена остановился в шпильке Nouveau-Monde из-за неисправности в приводе дросселя и Джек Брэбхем медленно докатывался до своих боксов со сломанным рычагом задней подвески на его Lotus’e. МакЛарен умудрился вставить аварийное устройство в привод дросселя и отправился в боксы для профессионального обслуживания, после чего его Cooper возобновил гонку в хвосте пелотона. Эти два инцидента позволили Герни подняться с шестой на четвертую позицию. Затем, несколькими кругами позже Сэртиз, жестко прессинговавший BRM Грэма Хилла, замедлился и заехал в боксы из-за испарения топлива; невероятно, но американец поднялся уже на третью позицию. Таким образом, на середине дистанции гонка слегка успокоилась, Грэм Хилл проходил круги в районе 2’20.5, побив предыдущий рекорд круга 2’22.4, и равномерно увеличивал свое 17-секундное преимущество над Lotus’ом Кларка, который в свою очередь опережал Porsche Герни на 17 секунд и отрывался от него все больше. Боннье на втором восьмицилиндровом оппозитном Porsche занимал пятую позицию до тех пор, пока у него не начались проблемы с механизмом выбора передач, и не появилось ощущение, что работают только шесть цилиндров – он стал медленно откатываться в конец пелотона. Сэртиз после своего пит-стопа сумел подняться на шестую позицию. Маггз спокойно, безэффектно шел на втором Cooper’e-Climax V-8 седьмым, а Сальвадори на второй Lol’e – восьмым.
Затем, вскоре после серий пит-стопов, по решению тим-менеджера Рэджа Парнелла сошел болид Сальвадори из-за проблем с зажиганием, а Тринтиньян на Lotus’e-Сlimax V-8 Роба Уокера заехал на пит-стоп, где стал жадно пить свою любимую воду Peppier, в то время как механики пытались внести хоть какой-то порядок в механизм выбора передач. Тревор Тейлор остановился вне трассы для того, чтобы уже традиционно привести в порядок привод дросселя, этой эпидемией были охвачены буквально все болиды вследствие раскачки на некоторых неровных кочковатых участках трассы.
Среди зрителей раздались возбужденные крики, когда в роли лидера появился Джим Кларк вместо Грэма Хилла, протараненного Cooper’ом Льюиса. От удара BRM вынесло на траву, но Хилл сумел выбраться обратно на трассу перед догонявшим его Герни; но он был уже вторым.
Хилл бросился отвоевывать лидерство у Кларка, между делом установив новый рекорд круга 2’16.9 (172,034 км/ч). И не было нужды так яростно атаковать, поскольку пролидировав три круга, Lotus Кларка медленно заехал в боксы со сломанной левой передней подвеской и прекратил борьбу. Теперь Грэм Хилл снова лидировал с отрывом в 24 секунды над Герни, за которым, в свою очередь, шел Сэртиз.
Потом, когда все уже были уверены в очередной победе BRM, в конце 42-го круга Porsche Герни захватил лидерство, и возбужденный комментатор описывал словами, как BRM остановился в Nouveau-Monde и Хилл выпрыгнул из болида. Был сломан небольшой ограничитель в системе впрыска топлива, и теперь двигатель не раскручивался выше холостых оборотов. Три круга спустя, Хилл все же смог завести мотор и медленно добраться до боксов, где ему вставили аварийное устройство, благодаря которому он смог добраться до финиша. Сэртиз также почувствовал неполадки у своей Lol’ы и заехал на пит-стоп, после чего на одной оставшейся передаче и с проскальзывающим сцеплением завершил гонку. На самом последнем круге МакЛарен сумел выйти на четвертое место, несмотря на тот факт, что его Cooper уже довольно долго шел без IV-й передачи.
Герни своевременно пронесся мимо энергично вздернутого клетчатого флага, завоевав общую для себя и команды Porsche первую в чемпионате победу. Тони Маггз на заводском Cooper’e доблестно финишировал вторым, а Гинтер на втором BRM – на третьем месте после гонки, начавшейся для него не лучшим образом. Был еще один драматический момент. После пересечения финишной линии, Сэртиз на неисправной Lol’e медленно направился на пит-лайн, не желая заканчивать очередной круг, но проехать к своим боксам ему помешало плотное полицейское оцепление. За ним следовал на небольшой скорости Тринтиньян на Lotus’e. Когда Тревор Тейлор пересек линию на довольно большой скорости, он обнаружил для проезда единственное узкое место впереди пит-лайн, почти что полностью занятое двумя другими болидами. Заводской Lotus нанес Lotus’у Тринтиньяна страшный удар, разорвавший его пополам, и воздух наполнился дымом и разлетевшимися обломками. Когда дым рассеялся, обнаружилось, что каким-то чудом никто из пилотов и оказавшихся рядом зрителей не пострадал, и все вздохнули с огромным облегчением.




1
Дэн ГерниPorsche542:07'35.5
2
Тони МэггсCooper532:09'35.9
3
Ричи ГинтерBRM522:08'43.3Тяга управления дроссельной заслонкой /
контролировал акселератор рукой
4
Брюс МакЛаренCooper512:09'18.6Переключение передач / авария /
долгий пит-стоп
5
Джон СертисLola512:09'45.7Проблемы с подачей топлива /
пит-стоп / коробка передач
6
Карел-Годен де БёфорPorsche512:10'02.5
7
Морис ТринтиньянLotus502:09'47.3Удар от Т.Тэйлора после финиша
 избегая Сертиса
8
Тревор ТэйлорLotus482:09'49.0Удар в Тринтиньяна на финише
9
Грэм ХиллBRM442:11'40.9Удар от Льюиса /
перебои в зажигании
10нфЙо БоньерPorsche431:48'06.0Коробка передач

нфДжим КларкLotus341:17'53.7Передняя подвеска

нфДжеки ЛьюисCooper281:07'39.3Тормоза / удар в Г.Хилла

нфРой СальвадориLola2152'31.5Давление масла

нфМастен ГрегориLotus1533'46.7Зажигание / перегрев двигателя

нфДжек БрэбэмLotus1125'24.0Задняя подвеска

нфЙо ЗиффертLotus612'53.8Сцепление

нфИннес АйрлендLotus13'11.2Прокол
 






нсДжим КларкLotus

Стартовал в
другом автомобиле

нсЙо ЗиффертLotus

Стартовал в
другом автомобиле


Журнал "The Motor", 1962 г.
Перевод: Андрей
Краснов.
Корректура: Александр Ожерельев.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...