Гран-при Великобринании 1962 года: ЧИСТАЯ ПОБЕДА КЛАРКА
Гран-при Великобринании 1962 года: ЧИСТАЯ ПОБЕДА КЛАРКА
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

05-1962г. Гран-при Великобринании

05-1962г. Гран-при Великобринании

ЧИСТАЯ ПОБЕДА КЛАРКА

Прошедший в субботу Гран-при Британии в Эйнтри, от которого все ожидали трудной и напряженной борьбы со старта и до финиша, оказался одной из наименее увлекательных гонок чемпионата с начала этого сезона. Джимми Кларк, пилотировавший новейшим монококом Lotus 25, вышел в лидеры уже на первом круге и оставался им все 75 кругов гонки. Джон Сэртиз непреклонно преследовал его на первых стадиях гонки, но его вызов поблек вместе с исчезнувшей второй передачей на его Bowmaker Lolа. Брюс МакЛарен на Cooper твердо утвердился на третьем месте впереди BRM Грэма Хилла, у которого задняя левая покрышка износилась до устрашающей степени; Джек Брэбхем за рулем Lotus 24 финишировал на пятом месте, вероятно, произошла загвоздка со своевременной доставкой абсолютно нового болида Brabham Formula 1.
Иностранный вызов выглядел слегка грозным, когда на ранних стадиях гонки восьмицилиндровый оппозитник Porsche Гарни шел на третьем месте, а Боннье на втором заводском Porsche – седьмым, но на болиде Гарни обнаружилось проскальзывание сцепления, а Боннье сошел с подозрениями на сломанный дифференциал. Из охваченного забастовкой завода в Маранелло привезли единственную Ferrari, на которой чемпион мира Фил Хилл так ничего и не смог показать, сойдя после середины дистанции из-за проблем с двигателем.

Гонка

Бедный Иннес Айленд не смог воспользоваться добытой в трудной борьбе позицией в первом ряду стартового поля по причине поломки механизма выбора передач на прогревочном круге – остались только первая, четвертая и пятая передачи. Механики команды UDT/Laystall под руководством Тони Робинсона лишь откинули крышку коробки – самое малое, что они смогли сделать за оставшееся время. Когда Джон Морган взобрался на стартерскую трибуну. Совет BARC попросил его дать старт Гран-при в знак признательности за его работу секретарем клуба, Айленд обнаружил, что не может включить ни одной передачи, и он печально уселся с поднятой вверх рукой.
После отмашки флагом все болиды, стоявшие позади Айленда, сумели увернуться от неподвижного Lotus и устремились в погоню за Кларком и Сэртизом, возглавившими пелотон к первому повороту. К концу первого круга Кларк лидировал над Сэртизом (Lola), Гарни (Porsche), МакЛареном (Cooper), Брэбхемом (Lotus) и Грэмом Хиллом (BRM). За исключением обгона Брэбхема Грэмом Хиллом, в течение первых десяти кругов порядок оставался неизменным, Кларк жал изо всех сил, Сэртиз вполне благополучно шел в пяти-семи секундах позади, вероятно надеясь, что рано или поздно с Lotus что-нибудь произойдет.

Проблемы

Уже на ранних стадиях гонки боксы начали принимать своих посетителей. Как только пелотон скрылся, болид Иннеса Айленда закатили на пит-лайн, и после напряженной работы над коробкой передач он отправился на трассу наматывать круги с такой скоростью, какая только была возможна с оставшимися у него передачами. Отставший от всех заводской Lotus Тревора Тейлора на седьмом круге спокойно заехал на пит-лайн, где ему установили потерявшийся впускной патрубок, после чего он вернулся в гонку в прежней форме. Тони Шелли был менее удачлив, заехав на пит-лайн и сойдя на John Dalton Lotus-Climax из-за перегрева двигателя, беспокоившего еще с начала тренировок. Зайдель насовсем заехал в боксы после того, как на его новом Lotus-BRM пропало давление масла.
Кларк, с начала гонки проходивший круги в районе 1’58, стремился изо всех сил оторваться от Сэртиза, который к 13-му кругу был всего в секунде позади Lotus. Тем не менее, пройдя несколько кругов со временем 1’56, Кларк вновь создал себе отрыв. Вслед за Сэртизом МакЛарен отвоевал третью позицию у Porsche Гарни, а затем немецкий болид уступил еще одну позицию BRM Грэма Хилла, звучащему подобно старому V16 при открытом акселераторе на выходе из поворота Tatts.

Мрачное сообщение

Для Porsche явно был не их день, потому что спустя несколько кругов Боннье на втором восьмицилиндровом оппозитнике заехал на пит-лайн и с чрезвычайно мрачным видом сообщил тим-менеджеру Хушке фон Ханштайну об опасениях, что в задней части болида что-то вышло из строя; у него были большие трудности с переключением передач. Еще один пробный круг показал, что Porsche действительно закончил гонку, Боннье очень медленно заехал в боксы и сошел.
Кларк продолжал наращивать скорость и в конце концов улучшил время круга до 1’55.0, ставшее впоследствии лучшим во всей гонке. Дальнейшие усилия в этом направлении стали ненужными уже по завершении 20-го круга, когда преследование Lolа стало заметно ослабевать по секунде на круге, и когда Сэртиз в очередной раз проехал мимо боксов, то двумя пальцами проинформировал о причине замедления тим-менджера Рэджа Парнелла. Этот жест означал, что вторая передача больше не работает – сильная помеха для трассы в Эйнтри с ее многочисленными медленными поворотами. После этого гонка была предрешена и стала неинтересной, несмотря на безумные усилия комментаторов наполнить ее хоть капелькой волнения. Джимми Кларк сбавил темп до приемлемого времени 1’56.8 или около этого, что было достаточно для поддержания отрыва от Сэртиза, который, в свою очередь, шел далеко впереди Cooper Брюса МакЛарена, не опасаясь угрозы с его стороны.
На самом деле сам Cooper испытывал некоторую угрозу со стороны BRM Грэма Хилла, но Эйнтри – трасса с превосходными низко- и среднескоростными поворотами, больше подходящая для двигателей Coventry-Climax V-8, и Грэму необходимо было выкладываться больше, чем пилотам болидов с Climax, чтобы поддерживать их скорость. Приходилось быстрее проходить повороты и, как результат, увеличивался износ его задней левой покрышки; в конце концов Хилл убедил себя, что если не сбавит темп, то к концу гонки не выдержат или мотор или покрышки. Поэтому он распрощался с надеждами отвоевать третью позицию у Cooper и спокойно обосновался на четвертой.
Позади Хилла Porsche Гарни подавал различимые на слух признаки неисправности сцепления, обороты двигателя то росли, то падали, когда болид ускорялся на прямой, и его вскоре обошел ярко-зеленый Lotus Брэбхема. Сальвадори на второй Lolа также испытывал проблемы, его двигатель звучал весьма нерешительно, и он действительно заехал в боксы, чтобы осмотреть системы подачи топлива и зажигания. Аккумулятор оказался выдохшимся, и его заменили, но затем неисправность повторилась снова, и болид выбыл из борьбы окончательно.
Ferrari Фила Хилла уверенно шла на одинокой непривычной 12-ой позиции, учитывая прошлогоднее превосходство Ferrari на этой трассе. Гинтер на втором BRM обошел Ferrari, причем его двигатель звучал также не лучшим образом: на 44-ом круге он остановился на прямой напротив железной дороги, когда внезапно отказал двигатель. Осмотр подкапотного пространства показал, что топливный трубопровод отсоединился от бензонасоса, и после того как Гинтер вставил его на место, он смог вернуться в гонку. Затем спустя три круга Ferrari со страшным звуком медленно заехала в боксы, и после недолгого совещания между гонщиком и главным инженером Фоглиери красный болид откатили за паддок. Фил Хилл предполагал, что, вероятнее всего, сломался трамблер, и, возможно, провалился впускной клапан.
Тревор Тейлор после своего длинного пит-стопа в начале гонки прорвался сквозь пелотон и за 12 кругов до финиша, пройдя неисправный Porsche Гарни, вывел свой заводской Lotus 24 на восьмую позицию. В конце пелотона велась не менее важная борьба между гонщиками четырехцилиндровых болидов, участвовавших в своей "приватной” гонке. В этой гонке без особых проблем долгое время лидировал Йан Берджесс, но на 60-м круге потерял лидерство после вынужденного пит-стопа для дозаправки. После этого первым из оставшегося квартета стал Джек Льюис на своем Cooper, а за ним 11-е место занял американский гонщик Тони Сеттембер на Emeryson.
В знак окончания гонки, показавшейся всем несколько затянувшейся, был зажжен такой мощный фейерверк, что фирменные таблички над боксами Cooper свалились на головы испуганного персонала команды.


1
Джим КларкLotus752:26'20.8
2
Джон СертисLola752:27'10.0
3
Брюс МакЛаренCooper752:28'05.6
4
Грэм ХиллBRM752:28'17.6
5
Джек БрэбэмLotus742:26'41.4
6
Тони МэггсCooper742:27'08.2
7
Мастен ГрегориLotus742:27'44.6
8
Тревор ТэйлорLotus742:28'16.2
9
Дэн ГерниPorsche732:26'55.0Проблемы со сцеплением
10
Джеки ЛьюисCooper722:27'35.0
11
Тони СеттемберEmeryson712:26'50.0
12
Ян БёрджесCooper712:27'48.4
13
Ричи ГинтерBRM702:27'17.0
14
Карел-Годен де БёфорPorsche692:27'26.2
15
Джей ЧемберленLotus642:27'26.2
16
Иннес АйрлендLotus612:26'44.0Переключение передач на стартовом поле

нфФил ХиллFerrari471:32'11.2Распределитель

нфРой СальвадориLola351:19'28.4Аккумулятор

нфЙо БоньерPorsche2753'09.8Ведомая шестерня главной передачи

нфВольфганг ЗайдельLotus1123'04.8Тормоза / перегрев двигателя

нфТони ШеллиLotus611'14.4Прокладка головки цилиндра
 






нсКит ГринLotus

Автомобиль Шелли

нсДжим КларкLotus

Стартовал в другом автомобиле

нсДжон СертисLola

Стартовал в другом автомобиле

Журнал "The Motor", 1963
Перевод: Андрей Краснов.
Корректура: Александр Ожерельев.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...