08-1962г. Гран-при США
Победа Кларка сохраняет главный вопрос чемпионата открытым
Шотландец Джимми Кларк сохранил свои шансы на чемпионство, пролидировав практически со старта до финиша и выиграв 7 октября перед 50.000 зрителями Гран-при США в Уоткинс-Глене, Нью-Йорк.
Кларк, проведший почти всю последнюю половину 100-круговой 230-мильной гонки без сцепления на своем Lotus 25, удержал 16-секундный отрыв от Грэма Хилла на B.R.M., пополнив копилку очков, большая часть которых может принести ему звание восьмого чемпиона мира, оказав, тем самым, огромное давление на лидера общего зачета в чемпионате.
Чтобы выиграть титул, Кларку необходимо 29 декабря выиграть также Гран-при ЮАР в Ист-Лондоне.
Брюс МакЛарен, пилотировавший первым номером заводского Cooper-Climax, финишировал в Уоткинс-Глене третьим, с отставанием от лидера в один круг. Четвертым, также с отставанием в один круг, пришел Джек Брэбхем, что можно назвать, возможно, самым удачным выступлением его Brabham-Climax. Калифорнийский великан Дэн Гарни был пятым на заводском Porsche, а Мастен Грегори – шестым, на UDT/Laystall Lotus-Climax. Только эти болиды закончили 99 кругов и более.
Из 18-ти стартовавших финишировало 13. Погода: +50°. В течение всего дня на небе угрожающе нависали темные тучи, однако на трассу не упало ни капли дождя.
Гонка
Группу из 18-ти болидов, выстроенных в решетку из девяти рядов по две машины в ряду, Кларк возглавил сразу же после старта на продолжительном подъеме на холм; по пятам за ним следовал Хилл. Буквально в течение секунды эта лидирующая пара промчалась мимо боксов в том же порядке, Гинтер на втором B.R.M. возглавил преследующую их группу, включающую идущих нос в хвост Брэбхема, Гарни и МакЛарена.
С коротким отрывом от них шел Боннье на втором Porsche в головке группы, включающей Грегори, Айленда, Тейлора и Маггза. Затем шли остальные участники, сквозь которые пробивался вперед Сэртиз.
Во время прохождения круговых гонщиков на 12-ом круге Хилл обошел Кларка, но пилот Lotus ни разу не отстал на расстояние больше одного-двух корпусов, и на 19-ом круге снова оказался впереди.
Вслед за лидерами, постепенно отрывавшимися от остального пелотона, Гинтер, Гарни, Брэбхем и МакЛарен "играли в кровопролитные кости” – сначала Гарни, затем Гинтер, Гарни и снова Гинтер захватывали третью позицию, преследуемую остальным квартетом по пятам. Гинтер оставался третьим с 20-го до 35-го круга, когда все его неимоверные усилия оказались тщетными – шатун в его двигателе проткнул блок цилиндров, позволив, таким образом, Гарни возглавить оставшуюся троицу. К 20-му кругу Кларк и Хилл оторвались уже на 18 секунд от своих ближайших преследователей.
Довольно рано начались пит-стопы и сходы. На шестом круге Айленд совершил короткий пит-стоп; отстав, он уже больше не смог наверстать упущенное время; двумя кругами позже на пит-стоп отправился Тейлор для дозаправки масла, вследствие чего также откатился в хвост пелотона. Де Бофор, ранее финишировавший во всех гонках этого сезона, в которых стартовал, на девятом круге ударился о заградительный рельс и медленно закатился на пит-лайн, чтобы сойти – со сломанной передней подвеской бывший Porsche Мосса двигался подобно крабу.
Боннье, шедший на ранней стадии гонки на восьмой позиции, в последнем секторе вылетел с трассы и повредил механизм выбора передач. Длинный пит-стоп для ремонта этого механизма и двух погнутых выхлопных труб отбросил его очень далеко; отстав на 21 круг, он финишировал на 13-ом месте. Сэртиз прекратил гонку на 19-ом круге из-за утечки масла из двигателя, завершив неудачную для команды Bowmaker поездку; частный американский гонщик Тим Мейер остановился на 31-ом круге со сломанным рычагом коробки передач. Тринтиньян выбыл на 32-ом круге с поломками трансмиссии и тормозов. После схода Гинтера тремя кругами позднее, оставшиеся на трассе участники шли в гонке нон-стопом.
Кларк начал заметно наращивать темп после 20-го круга – шотландец проходил круги за 1’16 (старый рекорд трассы) и лучше, создав, тем самым, к 27-му кругу 5,5-секундный отрыв от Грэма Хилла. Группа Гинтер-Гарни-Брэбхем-МакЛарен отставала от лидеров уже на полминуты, и развитие гонки уже стало предсказуемым.
12-секундное превосходство
К 40-му кругу Кларк был уже в 12-ти секундах впереди Хилла, Гарни отставал от них еще на полминуты, и теперь только он, МакЛарен и Брэбхем оставались в одном круге с лидерами.
На 47-ом круге, проезжая мимо боксов, Гарни подал знак о неполадках в его двигателе, и спустя восемь кругов сражавшийся с ним МакЛарен вышел на третью позицию и начал постепенно отрываться от Porsche. Как выяснилось позднее, с потерявшим обороты двигателем, Гарни не смог больше сдерживать Брэбхема, и австралиец на 69-ом круге вышел на четвертую позицию.
Пока продолжалось сражение между Гарни-МакЛареном-Брэбхемом, Кларк уже приблизился к ним сзади и на 60-м круге прошел на круг Брэбхема, на 64-ом – Гарни и на 68-ом – МакЛарена. Несмотря на недостаточно функционирующее сцепление, Кларк сохранял устойчивое преимущество примерно в 16 секунд над Хиллом и, в конце концов, на 70-ом круге показал рекордно быстрейшее время на круге 1’15.0, 110,4 миль/ч, с таким результатом он и завершил гонку. Теперь единственным захватывающим зрелищем для зрителей представляли собой тщетное преследование Брэбхемом Гарни и попытки Айленда удержать свою восьмую позицию впереди молодого Пенске. Порядок следования пилотов по трассе за оставшийся 31 круг не изменился.
Кларк пронесся мимо боксов в последний раз, окатив воздушной волной Колина Чепмэна, взметнулся клетчатый флаг после блестящей гонки, и бледное солнце показалось из облаков над холмами западного Нью-Йорка – Гран-при Южной Африки обещает стать решающей гонкой сезона.
1 | Джим Кларк | Lotus | 100 | 2:07'13.0 | ||
2 | Грэм Хилл | BRM | 100 | 2:07'22.2 | ||
3 | Брюс МакЛарен | Cooper | 99 | 2:07'46.0 | ||
4 | Джек Брэбэм | Brabham | 99 | 2:08'04.9 | ||
5 | Дэн Герни | Porsche | 99 | 2:08'05.8 | ||
6 | Мастен Грегори | Lotus | 99 | 2:08'22.2 | ||
7 | Тони Мэггс | Cooper | 97 | 2:08'11.6 | ||
8 | Иннес Айрленд | Lotus | 96 | 2:07'29.0 | ||
9 | Роджер Пенске | Lotus | 96 | 2:07'30.7 | ||
10 | Роб Шрёдер | Lotus | 93 | 2:07'34.9 | Одолжил автомобиль у Роба Уокера | |
11 | Хэп Шарп | Cooper | 91 | 2:07'13.4 | ||
12 | Тревор Тэйлор | Lotus | 85 | 2:07'32.6 | Пит-стоп / давление масла | |
13 | Йо Боньер | Porsche | 79 | 2:07'37.8 | ||
нф | Ричи Гинтер | BRM | 35 | 45'27.5 | Двигатель / утечка масла коробки передач | |
нф | Морис Тринтиньян | Lotus | 32 | 48'16.8 | Утечка тормозной жидкости | |
нф | Тим Майер | Cooper | 31 | 44'01.6 | Зажигание / рычаг коробки передач | |
нф | Джон Сертис | Lola | 19 | 25'25.6 | Пробка в сливном отверстии картера | |
нф | Карел-Годен де Бёфор | Porsche | 9 | 12'59.5 | Авария | |
нс | Рой Сальвадори | Lola | Автомобиль использовал Сертис | |||
нс | Джим Холл | Lotus | Двигатель | |||
нс | Фил Хилл | Porsche |
Журнал "The Motor", 1963
Перевод: Андрей Краснов.
Корректура: Александр Ожерельев.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru