Гран-при США 1962 года: Победа Кларка сохраняет главный вопрос чемпионата открытым
Гран-при США 1962 года: Победа Кларка сохраняет главный вопрос чемпионата открытым
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1962г. Гран-при США

08-1962г. Гран-при США

Победа Кларка сохраняет главный вопрос чемпионата открытым

Шотландец Джимми Кларк сохранил свои шансы на чемпионство, пролидировав практически со старта до финиша и выиграв 7 октября перед 50.000 зрителями Гран-при США в Уоткинс-Глене, Нью-Йорк.
Кларк, проведший почти всю последнюю половину 100-круговой 230-мильной гонки без сцепления на своем Lotus 25, удержал 16-секундный отрыв от Грэма Хилла на B.R.M., пополнив копилку очков, большая часть которых может принести ему звание восьмого чемпиона мира, оказав, тем самым, огромное давление на лидера общего зачета в чемпионате.
Чтобы выиграть титул, Кларку необходимо 29 декабря выиграть также Гран-при ЮАР в Ист-Лондоне.
Брюс МакЛарен, пилотировавший первым номером заводского Cooper-Climax, финишировал в Уоткинс-Глене третьим, с отставанием от лидера в один круг. Четвертым, также с отставанием в один круг, пришел Джек Брэбхем, что можно назвать, возможно, самым удачным выступлением его Brabham-Climax. Калифорнийский великан Дэн Гарни был пятым на заводском Porsche, а Мастен Грегори – шестым, на UDT/Laystall Lotus-Climax. Только эти болиды закончили 99 кругов и более.
Из 18-ти стартовавших финишировало 13. Погода: +50°. В течение всего дня на небе угрожающе нависали темные тучи, однако на трассу не упало ни капли дождя.

Гонка

Группу из 18-ти болидов, выстроенных в решетку из девяти рядов по две машины в ряду, Кларк возглавил сразу же после старта на продолжительном подъеме на холм; по пятам за ним следовал Хилл. Буквально в течение секунды эта лидирующая пара промчалась мимо боксов в том же порядке, Гинтер на втором B.R.M. возглавил преследующую их группу, включающую идущих нос в хвост Брэбхема, Гарни и МакЛарена.
С коротким отрывом от них шел Боннье на втором Porsche в головке группы, включающей Грегори, Айленда, Тейлора и Маггза. Затем шли остальные участники, сквозь которые пробивался вперед Сэртиз.
Во время прохождения круговых гонщиков на 12-ом круге Хилл обошел Кларка, но пилот Lotus ни разу не отстал на расстояние больше одного-двух корпусов, и на 19-ом круге снова оказался впереди.
Вслед за лидерами, постепенно отрывавшимися от остального пелотона, Гинтер, Гарни, Брэбхем и МакЛарен "играли в кровопролитные кости” – сначала Гарни, затем Гинтер, Гарни и снова Гинтер захватывали третью позицию, преследуемую остальным квартетом по пятам. Гинтер оставался третьим с 20-го до 35-го круга, когда все его неимоверные усилия оказались тщетными – шатун в его двигателе проткнул блок цилиндров, позволив, таким образом, Гарни возглавить оставшуюся троицу. К 20-му кругу Кларк и Хилл оторвались уже на 18 секунд от своих ближайших преследователей.
Довольно рано начались пит-стопы и сходы. На шестом круге Айленд совершил короткий пит-стоп; отстав, он уже больше не смог наверстать упущенное время; двумя кругами позже на пит-стоп отправился Тейлор для дозаправки масла, вследствие чего также откатился в хвост пелотона. Де Бофор, ранее финишировавший во всех гонках этого сезона, в которых стартовал, на девятом круге ударился о заградительный рельс и медленно закатился на пит-лайн, чтобы сойти – со сломанной передней подвеской бывший Porsche Мосса двигался подобно крабу.
Боннье, шедший на ранней стадии гонки на восьмой позиции, в последнем секторе вылетел с трассы и повредил механизм выбора передач. Длинный пит-стоп для ремонта этого механизма и двух погнутых выхлопных труб отбросил его очень далеко; отстав на 21 круг, он финишировал на 13-ом месте. Сэртиз прекратил гонку на 19-ом круге из-за утечки масла из двигателя, завершив неудачную для команды Bowmaker поездку; частный американский гонщик Тим Мейер остановился на 31-ом круге со сломанным рычагом коробки передач. Тринтиньян выбыл на 32-ом круге с поломками трансмиссии и тормозов. После схода Гинтера тремя кругами позднее, оставшиеся на трассе участники шли в гонке нон-стопом.
Кларк начал заметно наращивать темп после 20-го круга – шотландец проходил круги за 1’16 (старый рекорд трассы) и лучше, создав, тем самым, к 27-му кругу 5,5-секундный отрыв от Грэма Хилла. Группа Гинтер-Гарни-Брэбхем-МакЛарен отставала от лидеров уже на полминуты, и развитие гонки уже стало предсказуемым.

12-секундное превосходство

К 40-му кругу Кларк был уже в 12-ти секундах впереди Хилла, Гарни отставал от них еще на полминуты, и теперь только он, МакЛарен и Брэбхем оставались в одном круге с лидерами.
На 47-ом круге, проезжая мимо боксов, Гарни подал знак о неполадках в его двигателе, и спустя восемь кругов сражавшийся с ним МакЛарен вышел на третью позицию и начал постепенно отрываться от Porsche. Как выяснилось позднее, с потерявшим обороты двигателем, Гарни не смог больше сдерживать Брэбхема, и австралиец на 69-ом круге вышел на четвертую позицию.
Пока продолжалось сражение между Гарни-МакЛареном-Брэбхемом, Кларк уже приблизился к ним сзади и на 60-м круге прошел на круг Брэбхема, на 64-ом – Гарни и на 68-ом – МакЛарена. Несмотря на недостаточно функционирующее сцепление, Кларк сохранял устойчивое преимущество примерно в 16 секунд над Хиллом и, в конце концов, на 70-ом круге показал рекордно быстрейшее время на круге 1’15.0, 110,4 миль/ч, с таким результатом он и завершил гонку. Теперь единственным захватывающим зрелищем для зрителей представляли собой тщетное преследование Брэбхемом Гарни и попытки Айленда удержать свою восьмую позицию впереди молодого Пенске. Порядок следования пилотов по трассе за оставшийся 31 круг не изменился.
Кларк пронесся мимо боксов в последний раз, окатив воздушной волной Колина Чепмэна, взметнулся клетчатый флаг после блестящей гонки, и бледное солнце показалось из облаков над холмами западного Нью-Йорка – Гран-при Южной Африки обещает стать решающей гонкой сезона.



1
Джим КларкLotus1002:07'13.0
2
Грэм ХиллBRM1002:07'22.2
3
Брюс МакЛаренCooper992:07'46.0
4
Джек БрэбэмBrabham992:08'04.9
5
Дэн ГерниPorsche992:08'05.8
6
Мастен ГрегориLotus992:08'22.2
7
Тони МэггсCooper972:08'11.6
8
Иннес АйрлендLotus962:07'29.0
9
Роджер ПенскеLotus962:07'30.7
10
Роб ШрёдерLotus932:07'34.9Одолжил автомобиль у Роба Уокера
11
Хэп ШарпCooper912:07'13.4
12
Тревор ТэйлорLotus852:07'32.6Пит-стоп / давление масла
13
Йо БоньерPorsche792:07'37.8

нфРичи ГинтерBRM3545'27.5Двигатель /
утечка масла коробки передач

нфМорис ТринтиньянLotus3248'16.8Утечка тормозной жидкости

нфТим МайерCooper3144'01.6Зажигание / рычаг
коробки передач

нфДжон СертисLola1925'25.6Пробка в сливном
отверстии картера

нфКарел-Годен де БёфорPorsche912'59.5Авария
 






нсРой СальвадориLola

Автомобиль использовал Сертис

нсДжим ХоллLotus

Двигатель

нсФил ХиллPorsche




Журнал "The Motor", 1963
Перевод: Андрей Краснов.
Корректура: Александр Ожерельев.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...