Гран-При Голланди 1964 года: Кларк побеждает на прошлогоднем болиде
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

02-1964г. Гран-При Голланди

02-1964г. Гран-При Голланди

Это была типичная для Кларка победа. Он лидировал уже после первого поворота первого круга, и впоследствии отрывался все дальше и дальше от преследователей на болидах 1964 года, несмотря на то, что Чемпион Мира был за рулем модифицированного 1963 25B – новый Lotus 33 еще не был готов. А ведь 25-й первоначально был выставлен еще в сезоне 1962.
Позади Кларка за второе место на протяжении многих кругов боролись Сэртиз, Грэм Хилл и Дэн Гарни, но B.R.M. Грэма Хилла замедлился из-за перегрева топлива, Гарни сломал рулевое колесо своего Brabham, а Сэртиз медленно доезжал позади Кларка на Ferrari, выглядевшей очень истощен-ной. На самом деле, было много неисправностей среди 17-ти стартовавших, и хотя 11 все же добрались до финиша, многие из них не могли выжать большего. Питер Арунделл дополнил торжество Team Lotus, во второй раз заняв третье место – он был третьим в Монако. Идеальный день для гонки, яркое солнце и легкий ветерок, до отказа заполненные трибуны и близлежащие песчаные дюны – картина, напоминавшая израильтян из эпического сериала о Ветхом Завете.


Тренировка
Особых неожиданностей не последовало, когда в пятницу утром перед первой тренировочной сессией трей-леры спустили свои борты в паддоке Зандвоорта. В заявке Team Lotus все еще значились два "25В”, хотя Колин Чепмэн сказал, что "33”-и могли бы быть закончены к тренировке следующего дня, но не стоило на это надеяться. B.R.M. выставили два монокока, две недели назад финишировавшие первым и вторым в Мо-нако, а Brabham – модифицированные болиды 1963 года – "В данный момент мы удовлетворили наших клиентов, возможно, мы можем построить несколько болидов и для себя”, прокомментировал главный ин-женер Brabham Рон Торанак. Тем не менее, Ferrari изготовили два V-8 и V-6, а Cooper модифицировали пе-реднюю подвеску своих новых болидов, усилив верхние рычаги и установив толкающие штанги позади вертикальных стоек.
Дэн Гарни был быстрейшим на этой утренней сессии с кругом 1 мин. 31.2 сек., за ним вплотную рас-положился Джим Кларк с кругом 1 мин. 31.6 сек. Многие судьи-хронометристы в боксах решили, что офи-циальные хронометристы получили эти два времени путем неверного округления. Следующим быстрейшим с 1 мин. 32.4 сек. был Грэм Хилл, чей B.R.M. слегка занесло на выходе из восходящего поворота Hunzerug и затем имел значительные трудности с восстановлением правильного направления движения вследствие от-сутствия задней передачи. Все эти времена были значительно лучше рекорда круга Джима Кларка в гонке 1963 года 1 мин. 33.7 сек., но быстрейший тренировочный круг Кларка 1963 года 1 мин. 31.6 сек. перекрыл только Гарни.
Во время дневной сессии Гарни был медленнее, а Кларк улучшился до 1 мин. 31.3 сек., а Грэм Хилл до 1 мин. 31.4 сек. Все они расположились в первом ряду стартовой решетки, так как во время субботней дневной тренировочной сессии никто не смог не только превзойти этих троих, но и улучшить свои соб-ственные времена. Тем не менее, Сэртиз оказался во втором ряду с превосходными 1 мин. 32.8 сек., пока-занными днем в пятницу между попытками справиться с проблемами смазки Ferrari. Есть предположение, что центробежная сила в левом восходящем повороте Hunzerug отбрасывала масло от откачивающего насоса, таким образом, переполняя двигатель маслом, которое затем просачивалось через различные места к внутренним задним тормозным дискам. МакЛарен днем в субботу также расположился во втором ряду, когда постепенно шаг за шагом разрешились проблемы с управляемостью Cooper.
Джек Брэбхем тренировался только в пятницу утром, установив быстрые 1 мин. 33.8 сек., достаточ-ные для того, чтобы занять место в третьем ряду, а затем поспешно вылетел в Соединенные Штаты в Инди-анаполис.
Тони Маггз стал причиной единственной драмы днем в субботу, когда на скорости отделилось правое заднее колесо у его Centro Sud B.R.M. Болид проложил в песке борозду на краю трассы, что несколько замедлило его, прежде чем он отправился сквозь деревню и опрокинулся. Согнувшись в темноте кокпита, Тони услышал топот ног спасателей, затем появилось повернутое вверх тормашками лицо голландца и заботливо поинтересовалось, "Что Вы хотите?”. По возвращении болида в нормальное положение Маггз выбрался из кокпита невредимым.
Зрители начали вливаться в Зандвоорт в субботу, в ту ночь толпа вездесущих мальчишек столпилась у парадного входа в гостиницу Bouwes, в то время как остальные всматривались в большие окна новой гос-тиницы Bad на незнакомых людей внутри, участвующих в гонках. Опустилась ночь, покрытые брезентом и брошенные болиды Team Lotus стояли в том же самом гараже, где механики Cooper устроились для дей-ствительно самой поздней сессии. За углом механики B.R.M. старательно опиливали какие-то части перед-ней подвески Гинтера, в то время как из динамика большого гоночного трейлера громко трубила поп-музыка.

Гонка
В этом году, как и в Монако, день гонки выдался восхитительно солнечным, с ветром, достаточным для то-го, чтобы предотвратить духоту. После пары национальных гонок во время обеда – Роб Слотмейкер с огромным преимуществом выиграл заезд седанов на Downton Mini-Cooper S – болиды Формулы 1 выкатили перед боксами, а их пилоты отправились на круг приветствия в открытых Austin-Healey Sprite и 3000, преж-де чем скрыться от пристального взгляда публики в своих тесных кокпитах. Затем пилоты перешли к делу и выстроились в уже привычную временную стартовую решетку в конце прогревочного круга – всего 17, по-скольку единственный Centro Sud B.R.M. Тони Маггза не смог стартовать после переворота в предыдущий полдень. Красно-белому Brabham-Climax Зифферта потребовался осмотр на стартовой решетке, но хотя часть кузова была снята с болида Кларка, это должно было только облегчить Lotus совершать дозаправки топливом.
Затем прозвучал звуковой сигнал отсчета времени, и механики с пронзительным свистом удалились со стартовой решетки в свои боксы. За три минуты до старта завелись двигатели, и после казавшегося веч-ным установившегося напряжения все участники выстроились на стартовой решетке. Голландский флаг поднялся высоко над головой стартера, и тут раздался рев 16-ти V-8 и почтенного Porsche 4 де Бофора. Не-смотря на то, что флаг значительное время удерживался наверху, практически никто не дернулся, и когда он пал, передний ряд рванул вперед, великолепно стартовав, при этом носовая часть Lotus Джима Кларка слегка опережала темно-зеленый B.R.M. Грэма Хилла. Когда они пронеслись вокруг первого поворота, длинного и сложного Tarzan Bend, Кларк был определенно впереди Грэма Хилла, Гарни, Арунделла, Сэртиза и двух заводских Cooper. В конце первого круга порядок остался тем же, Кларк на Lotus уже решительно захватил лидерство, но B.R.M. Хилла, Brabham Гарни, Lotus Арунделла, Ferrari Сэртиза и 1964 Cooper Фила Хилла и Брюса МакЛарена шли очень близко. После пяти кругов положение в первой тройке было все еще неизменным, а Кларк оторвался на три секунды. Но Сэртиз на красной Ferrari был уже на четвертой позиции. Зифферт совершил серию пит-стопов из-за засорившегося топливопровода, потеряв при этом много времени, но как только его прочистили, машина пошла довольно безотказно. Чего так не доставало де Бофору, поскольку на девятом круге на его Porsche 4 клапан пробил поршень.
К 10-му кругу Кларк оторвался более чем на четыре секунды и после установления нового рекорда круга 1 мин. 32.8 сек., 101.072 миль/ч, успокоился, проходя круги в районе 1 мин. 34.5 сек. Одно время вто-рую позицию Грэма Хилла оспаривал Дэн Гарни, но теперь Гарни сам подвергался атакам Ferrari Сэртиза, которая обошла его по внутренней стороне Tarzan. Гарни и не думал уступать, но, несмотря на это, Сэртиз снова и снова брал верх. Вместе с тем дуэль Ferrari/Brabham постепенно приближалась к Грэму Хиллу, и вскоре после четверти дистанции (20 кругов) Сэртиз отобрал у Хилла вторую позицию. Кларк, однако, уже оторвался более чем на 10 секунд, и, как Сэртиз не пытался приблизиться к нему, Lotus уходил все дальше и дальше.
Итак, положение теперь было следующим: Кларк, Сэртиз, Г. Хилл, Гарни, Арунделл, Джек Брэбхем и МакЛарен. Крис Амон на Reg Parnell Lotus-B.R.М. перехватил восьмую позицию у B.R.M Гинтера. Бандини, будучи впервые за рулем Ferrari V-8, охарактеризовал ее как довольно тяжелый случай, поскольку двигатель звучал вяло с самого первого круга. После пит-стопа его снова выпустили на трассу, но болид заглох в деревне с неисправной системой впрыска топлива.
Дэну Гарни также было суждено выбыть из гонки вскоре после завершения четверти дистанции, мед-ленно заехав в свои боксы и заявив, что у него сломалось рулевое колесо – несомненно, одна из самых не-обычных причин для схода. Затем два B.R.M. стали сильно страдать от перегрева топлива и, как следствие, паровых пробок; Ричи Гинтер на протяжении нескольких кругов дважды вылетал с трассы в деревне, потом болид совсем заглох и только накатом смог добраться до боксов, где его немного охладили. Болид Грэма Хилла поднялся на холм от Hunzerug Bend с интенсивными выстрелами и хлопками, от которых на время избавились на пит-стопе, окатив топливный насос холодной водой; впрочем, его скорость на круге упала почти до 1 мин. 40 сек., и вскоре на середине дистанции быстро приблизившийся Арунделл перехватил тре-тью позицию у B.R.M. Когда Брэбхем, похоже, подвергся атакам Lotus и B.R.M., он заехал в свои боксы, где сошел из-за отказа привода трамблера.
Итак, к трем четвертям дистанции Кларк имел изумительное преимущество более чем в 40 сек. над Ferrari Сэртиза, которая к этому времени звучала не очень хорошо, и действительно ее атаковал и прошел Грэм Хилл, когда после его пит-стопа B.R.M. на несколько кругов снова обрел прежнюю форму. Но это ровным счетом ничего не значило, так как B.R.M. в этот момент на целый круг отставал от лидеров.
Впоследствии гонка постепенно увяла, поскольку большинство болидов звучало очень подержано. Майк Хэйлвуд на протяжении многих кругов боролся с Бобом Андерсоном (Brabham-Climax), прошел его, но снова уступил, когда его Lotus-B.R.M. с отказавшей главной передачей застыл на траве за пределами трассы. После чего Андерсон отправился в погоню за Cooper МакЛарена и сумел его обойти всего за три круга до финиша.
Однако драмы больше не последовало, и Джим Кларк благополучно пересек финишную черту, за-служив море аплодисментов.
Положение в чемпионате теперь следующее: те же прежние соперники Кларк и Грэм Хилл лидируют каждый с 12-ю очками. Затем следует Арунделл, заработавший восемь очков в своем первом полном сезоне в Формуле 1. За ним следуют Гинтер и Сэртиз каждый с шестью, Боннье и Амон каждый с двумя и Хэйлвуд с Андерсоном каждый имел по очку. Кларк не был бы сейчас первым, если бы судьи в Монако не поменяли местами Кларка и Боннье.




1
Джим КларкLotus802:07'35.4
2
Джон СертисFerrari802:08'29.0
3
Питер ЭранделлLotus792:07'52.6
4
Грэм ХиллBRM792:08'12.8Перебои в зажигании
5
Крис ЭймонLotus792:09'17.0
6
Боб АндерсонBrabham782:07'59.2
7
Брюс МакЛаренCooper782:08'10.2
8
Фил ХиллCooper762:07'47.4
9
Йо БоньерBrabham762:08'06.4
10
Джанкарло БагеттиBRM742:09'14.2
11
Ричи ГинтерBRM642:09'16.2Пит-стоп / испарение топлива
12нфМайк ХэйлвудLotus571:33'10.1Ведомая шестерня главной передачи
13
Йо ЗиффертBrabham552:08'21.5Пит-стоп / перебои в зажигании

нфДжек БрэбэмBrabham441:10'47.4Зажигание

нфДэн ГерниBrabham2336'29.8Рулевое колесо

нфЛоренцо БандиниFerrari2048'28.4Топливный насос

нфКарел-Годен де БёфорPorsche815'14.3Двигатель / клапан

нсТони МэггсBRM

Авария

нсЛоренцо БандиниFerrari

Стартовал в другом автомобиле

нсЙо БоньерCooper

Стартовал в другом автомобиле

Перевод и набор: Андрей Краснов

The Motor, week ending May 30, 1964



Знаете ли Вы что...