02-1964г. Гран-При Голланди
Позади Кларка за второе место на протяжении многих кругов боролись Сэртиз, Грэм Хилл и Дэн Гарни, но B.R.M. Грэма Хилла замедлился из-за перегрева топлива, Гарни сломал рулевое колесо своего Brabham, а Сэртиз медленно доезжал позади Кларка на Ferrari, выглядевшей очень истощен-ной. На самом деле, было много неисправностей среди 17-ти стартовавших, и хотя 11 все же добрались до финиша, многие из них не могли выжать большего. Питер Арунделл дополнил торжество Team Lotus, во второй раз заняв третье место – он был третьим в Монако. Идеальный день для гонки, яркое солнце и легкий ветерок, до отказа заполненные трибуны и близлежащие песчаные дюны – картина, напоминавшая израильтян из эпического сериала о Ветхом Завете.
Тренировка
Особых неожиданностей не последовало, когда в пятницу утром перед первой тренировочной сессией трей-леры спустили свои борты в паддоке Зандвоорта. В заявке Team Lotus все еще значились два "25В”, хотя Колин Чепмэн сказал, что "33”-и могли бы быть закончены к тренировке следующего дня, но не стоило на это надеяться. B.R.M. выставили два монокока, две недели назад финишировавшие первым и вторым в Мо-нако, а Brabham – модифицированные болиды 1963 года – "В данный момент мы удовлетворили наших клиентов, возможно, мы можем построить несколько болидов и для себя”, прокомментировал главный ин-женер Brabham Рон Торанак. Тем не менее, Ferrari изготовили два V-8 и V-6, а Cooper модифицировали пе-реднюю подвеску своих новых болидов, усилив верхние рычаги и установив толкающие штанги позади вертикальных стоек.
Дэн Гарни был быстрейшим на этой утренней сессии с кругом 1 мин. 31.2 сек., за ним вплотную рас-положился Джим Кларк с кругом 1 мин. 31.6 сек. Многие судьи-хронометристы в боксах решили, что офи-циальные хронометристы получили эти два времени путем неверного округления. Следующим быстрейшим с 1 мин. 32.4 сек. был Грэм Хилл, чей B.R.M. слегка занесло на выходе из восходящего поворота Hunzerug и затем имел значительные трудности с восстановлением правильного направления движения вследствие от-сутствия задней передачи. Все эти времена были значительно лучше рекорда круга Джима Кларка в гонке 1963 года 1 мин. 33.7 сек., но быстрейший тренировочный круг Кларка 1963 года 1 мин. 31.6 сек. перекрыл только Гарни.
Во время дневной сессии Гарни был медленнее, а Кларк улучшился до 1 мин. 31.3 сек., а Грэм Хилл до 1 мин. 31.4 сек. Все они расположились в первом ряду стартовой решетки, так как во время субботней дневной тренировочной сессии никто не смог не только превзойти этих троих, но и улучшить свои соб-ственные времена. Тем не менее, Сэртиз оказался во втором ряду с превосходными 1 мин. 32.8 сек., пока-занными днем в пятницу между попытками справиться с проблемами смазки Ferrari. Есть предположение, что центробежная сила в левом восходящем повороте Hunzerug отбрасывала масло от откачивающего насоса, таким образом, переполняя двигатель маслом, которое затем просачивалось через различные места к внутренним задним тормозным дискам. МакЛарен днем в субботу также расположился во втором ряду, когда постепенно шаг за шагом разрешились проблемы с управляемостью Cooper.
Джек Брэбхем тренировался только в пятницу утром, установив быстрые 1 мин. 33.8 сек., достаточ-ные для того, чтобы занять место в третьем ряду, а затем поспешно вылетел в Соединенные Штаты в Инди-анаполис.
Тони Маггз стал причиной единственной драмы днем в субботу, когда на скорости отделилось правое заднее колесо у его Centro Sud B.R.M. Болид проложил в песке борозду на краю трассы, что несколько замедлило его, прежде чем он отправился сквозь деревню и опрокинулся. Согнувшись в темноте кокпита, Тони услышал топот ног спасателей, затем появилось повернутое вверх тормашками лицо голландца и заботливо поинтересовалось, "Что Вы хотите?”. По возвращении болида в нормальное положение Маггз выбрался из кокпита невредимым.
Зрители начали вливаться в Зандвоорт в субботу, в ту ночь толпа вездесущих мальчишек столпилась у парадного входа в гостиницу Bouwes, в то время как остальные всматривались в большие окна новой гос-тиницы Bad на незнакомых людей внутри, участвующих в гонках. Опустилась ночь, покрытые брезентом и брошенные болиды Team Lotus стояли в том же самом гараже, где механики Cooper устроились для дей-ствительно самой поздней сессии. За углом механики B.R.M. старательно опиливали какие-то части перед-ней подвески Гинтера, в то время как из динамика большого гоночного трейлера громко трубила поп-музыка.
Гонка
В этом году, как и в Монако, день гонки выдался восхитительно солнечным, с ветром, достаточным для то-го, чтобы предотвратить духоту. После пары национальных гонок во время обеда – Роб Слотмейкер с огромным преимуществом выиграл заезд седанов на Downton Mini-Cooper S – болиды Формулы 1 выкатили перед боксами, а их пилоты отправились на круг приветствия в открытых Austin-Healey Sprite и 3000, преж-де чем скрыться от пристального взгляда публики в своих тесных кокпитах. Затем пилоты перешли к делу и выстроились в уже привычную временную стартовую решетку в конце прогревочного круга – всего 17, по-скольку единственный Centro Sud B.R.M. Тони Маггза не смог стартовать после переворота в предыдущий полдень. Красно-белому Brabham-Climax Зифферта потребовался осмотр на стартовой решетке, но хотя часть кузова была снята с болида Кларка, это должно было только облегчить Lotus совершать дозаправки топливом.
Затем прозвучал звуковой сигнал отсчета времени, и механики с пронзительным свистом удалились со стартовой решетки в свои боксы. За три минуты до старта завелись двигатели, и после казавшегося веч-ным установившегося напряжения все участники выстроились на стартовой решетке. Голландский флаг поднялся высоко над головой стартера, и тут раздался рев 16-ти V-8 и почтенного Porsche 4 де Бофора. Не-смотря на то, что флаг значительное время удерживался наверху, практически никто не дернулся, и когда он пал, передний ряд рванул вперед, великолепно стартовав, при этом носовая часть Lotus Джима Кларка слегка опережала темно-зеленый B.R.M. Грэма Хилла. Когда они пронеслись вокруг первого поворота, длинного и сложного Tarzan Bend, Кларк был определенно впереди Грэма Хилла, Гарни, Арунделла, Сэртиза и двух заводских Cooper. В конце первого круга порядок остался тем же, Кларк на Lotus уже решительно захватил лидерство, но B.R.M. Хилла, Brabham Гарни, Lotus Арунделла, Ferrari Сэртиза и 1964 Cooper Фила Хилла и Брюса МакЛарена шли очень близко. После пяти кругов положение в первой тройке было все еще неизменным, а Кларк оторвался на три секунды. Но Сэртиз на красной Ferrari был уже на четвертой позиции. Зифферт совершил серию пит-стопов из-за засорившегося топливопровода, потеряв при этом много времени, но как только его прочистили, машина пошла довольно безотказно. Чего так не доставало де Бофору, поскольку на девятом круге на его Porsche 4 клапан пробил поршень.
К 10-му кругу Кларк оторвался более чем на четыре секунды и после установления нового рекорда круга 1 мин. 32.8 сек., 101.072 миль/ч, успокоился, проходя круги в районе 1 мин. 34.5 сек. Одно время вто-рую позицию Грэма Хилла оспаривал Дэн Гарни, но теперь Гарни сам подвергался атакам Ferrari Сэртиза, которая обошла его по внутренней стороне Tarzan. Гарни и не думал уступать, но, несмотря на это, Сэртиз снова и снова брал верх. Вместе с тем дуэль Ferrari/Brabham постепенно приближалась к Грэму Хиллу, и вскоре после четверти дистанции (20 кругов) Сэртиз отобрал у Хилла вторую позицию. Кларк, однако, уже оторвался более чем на 10 секунд, и, как Сэртиз не пытался приблизиться к нему, Lotus уходил все дальше и дальше.
Итак, положение теперь было следующим: Кларк, Сэртиз, Г. Хилл, Гарни, Арунделл, Джек Брэбхем и МакЛарен. Крис Амон на Reg Parnell Lotus-B.R.М. перехватил восьмую позицию у B.R.M Гинтера. Бандини, будучи впервые за рулем Ferrari V-8, охарактеризовал ее как довольно тяжелый случай, поскольку двигатель звучал вяло с самого первого круга. После пит-стопа его снова выпустили на трассу, но болид заглох в деревне с неисправной системой впрыска топлива.
Дэну Гарни также было суждено выбыть из гонки вскоре после завершения четверти дистанции, мед-ленно заехав в свои боксы и заявив, что у него сломалось рулевое колесо – несомненно, одна из самых не-обычных причин для схода. Затем два B.R.M. стали сильно страдать от перегрева топлива и, как следствие, паровых пробок; Ричи Гинтер на протяжении нескольких кругов дважды вылетал с трассы в деревне, потом болид совсем заглох и только накатом смог добраться до боксов, где его немного охладили. Болид Грэма Хилла поднялся на холм от Hunzerug Bend с интенсивными выстрелами и хлопками, от которых на время избавились на пит-стопе, окатив топливный насос холодной водой; впрочем, его скорость на круге упала почти до 1 мин. 40 сек., и вскоре на середине дистанции быстро приблизившийся Арунделл перехватил тре-тью позицию у B.R.M. Когда Брэбхем, похоже, подвергся атакам Lotus и B.R.M., он заехал в свои боксы, где сошел из-за отказа привода трамблера.
Итак, к трем четвертям дистанции Кларк имел изумительное преимущество более чем в 40 сек. над Ferrari Сэртиза, которая к этому времени звучала не очень хорошо, и действительно ее атаковал и прошел Грэм Хилл, когда после его пит-стопа B.R.M. на несколько кругов снова обрел прежнюю форму. Но это ровным счетом ничего не значило, так как B.R.M. в этот момент на целый круг отставал от лидеров.
Впоследствии гонка постепенно увяла, поскольку большинство болидов звучало очень подержано. Майк Хэйлвуд на протяжении многих кругов боролся с Бобом Андерсоном (Brabham-Climax), прошел его, но снова уступил, когда его Lotus-B.R.M. с отказавшей главной передачей застыл на траве за пределами трассы. После чего Андерсон отправился в погоню за Cooper МакЛарена и сумел его обойти всего за три круга до финиша.
Однако драмы больше не последовало, и Джим Кларк благополучно пересек финишную черту, за-служив море аплодисментов.
Положение в чемпионате теперь следующее: те же прежние соперники Кларк и Грэм Хилл лидируют каждый с 12-ю очками. Затем следует Арунделл, заработавший восемь очков в своем первом полном сезоне в Формуле 1. За ним следуют Гинтер и Сэртиз каждый с шестью, Боннье и Амон каждый с двумя и Хэйлвуд с Андерсоном каждый имел по очку. Кларк не был бы сейчас первым, если бы судьи в Монако не поменяли местами Кларка и Боннье.
1 | Джим Кларк | Lotus | 80 | 2:07'35.4 | ||
2 | Джон Сертис | Ferrari | 80 | 2:08'29.0 | ||
3 | Питер Эранделл | Lotus | 79 | 2:07'52.6 | ||
4 | Грэм Хилл | BRM | 79 | 2:08'12.8 | Перебои в зажигании | |
5 | Крис Эймон | Lotus | 79 | 2:09'17.0 | ||
6 | Боб Андерсон | Brabham | 78 | 2:07'59.2 | ||
7 | Брюс МакЛарен | Cooper | 78 | 2:08'10.2 | ||
8 | Фил Хилл | Cooper | 76 | 2:07'47.4 | ||
9 | Йо Боньер | Brabham | 76 | 2:08'06.4 | ||
10 | Джанкарло Багетти | BRM | 74 | 2:09'14.2 | ||
11 | Ричи Гинтер | BRM | 64 | 2:09'16.2 | Пит-стоп / испарение топлива | |
12 | нф | Майк Хэйлвуд | Lotus | 57 | 1:33'10.1 | Ведомая шестерня главной передачи |
13 | Йо Зифферт | Brabham | 55 | 2:08'21.5 | Пит-стоп / перебои в зажигании | |
нф | Джек Брэбэм | Brabham | 44 | 1:10'47.4 | Зажигание | |
нф | Дэн Герни | Brabham | 23 | 36'29.8 | Рулевое колесо | |
нф | Лоренцо Бандини | Ferrari | 20 | 48'28.4 | Топливный насос | |
нф | Карел-Годен де Бёфор | Porsche | 8 | 15'14.3 | Двигатель / клапан | |
нс | Тони Мэггс | BRM | Авария | |||
нс | Лоренцо Бандини | Ferrari | Стартовал в другом автомобиле | |||
нс | Йо Боньер | Cooper | Стартовал в другом автомобиле |
Перевод и набор: Андрей Краснов
The Motor, week ending May 30, 1964