Гран-При Франции 1964 года: Реванш Дэна Герни
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

04-1964 Гран-При Франции

04-1964 Гран-При Франции

Дэн Гарни, калифорнийский пилот, потерпевший неудачу в ГП Бельгии, когда прямо перед финишем его Brabham не хватило топлива, в воскресенье испытал радость победы в ГП Франции в Руане. Он вывел свой Brabham в лидеры, когда Джим Кларк, наследник его близкой бельгийской победы, после 30-ти кругов сошел из-за неисправности двигателя, и уютно продержался там до финиша, одержав первую победу в Гран-при для марки Brabham.
Грэм Хилл успешно боролся с Джеком Брэбхемом за вторую позицию от имени B.R.M., подобравшись к Кларку в зачете чемпионата мира и сократив отставание от него до одного очка. Питер Арунделл (Lotus) пришел четвертым позади Брэбхема, вслед за ним пришли Гинтер (B.R.M.) и Ма-кЛарен (Cooper). Рекорд круга трассы был неоднократно превзойден как на тренировке, так и в гон-ке, Джек Брэбхем во время своего поединка с Хиллом поднял его до 111.37 миль/ч, почти на пять миль/ч лучше старого, установленного в 1962 году.

Чуточку изобретательности, немного наглости и добавив восемь гонок, предшествовавших первому ГП Франции 1906 года, Автомобильный Клуб Франции принял решение, что нынешний Гран-при является 50-м в серии подобных мероприятий. Чтобы отпраздновать это событие, они организовали не только являющийся на самом деле 42-м ГП Франции плюс гонку Формулы 3, состоящую из двух заездов, но и соревно-вание для гоночных автомобилей "Золотого Века" 1921-39-х годов, фестиваль кинофильмов об автогонках и ралли автомобилей-ветеранов от Версаля до Руана в основном по маршруту первого в мире автомобильного соревнования – гонки Париж-Руан 1894 года.
Это предвещало напряженный уикэнд на 4.065-мильной трассе Руан-лез-Эссарт, занимаемой в разное время болидами Формулы 1, Формулы 3, автомобилями-ветеранами и довоенными E.R.A., Bugatti, Delahaye и т.п. По ту сторону боксов они продемонстрировали волнующие соревнование, зрелище, звук и скорость величественных британских E.R.A., удивив французских должностных лиц и побудив Джима Кларка опробовать автомобиль Достопочтенного Патрика Линдсея. Его лучшим официальным временем было 2 мин. 48 сек., на 4 сек. быстрее Линдсея, что служило доказательством разносторонности чемпиона. "Это было потрясающее", сказал он.
А теперь о тренировке перед Гран-при. Lotus, Brabham и Ferrari являлись сильнейшими соперниками за места в первом ряду стартовой решетки, а на сессии в четверг Джим Кларк появился на новом Lotus 33, превосходно дебютировав с временем круга 2 мин. 9.6 сек. (112.92 миль/ч), решительно побив рекорд Руана 2:16.9 (106.90 миль/ч), установленный Грэмом Хиллом в 1962 году.
Дэн Гарни был следующим с 2:10.1, а Питер Арунделл (Lotus) показал 2:11.6. Среди B.R.M. (выстав-ленных, как отмечено в программе, Oven Racing), Грэм Хилл показал 2:12.1, Ричи Гинтер ощипал нос своего B.R.M на своем первом круге, промахнувшись мимо шпильки Nouveau Monde из-за новых тормозных колодок. Швейцарец Джо Зифферт, как и в Спа, потерпел неудачу, когда на его Brabham-B.R.M. отсоединилась тяга. Две Ferrari V8 прибыли лишь на следующий день, тогда как Honda опять вовсе не появилась.
В пятницу трасса была скользкой от масла и резины, и времена вообще снизились. Гарни на Brabham был быстрейшим с 2:10.1 (112.48 миль/ч), лучшим временем Кларка на 33-ем на этот раз было 2:10.8. Сэртиз на своей Ferrari вскоре вошел в привычную колею и после того, как механики увеличили передаточные отношения, прошел круг за 2:11.1, сместив Брэбхема с третьей позиции. Одним из немногих, кто смог улучшить свое четверговое время, был Брюс МакЛарен, показавший на своем Cooper 2:12.4. У B.R.M. день опять выдался неудачным, в пятницу лучшее временя Хилла 2:12.9 оказалось восьмым, в то время как Гинтер на болиде с восстановленным носом был на 1 сек. медленнее.
После сессии многие лица должны были выглядеть серьезными, тем не менее, Форгиери из Ferrari был особенно весел, а Джим Кларк бросился за руль E.R.A., когда гонщики Золотого Века отправились на тренировку. Многие удивлялись, почему среди них не было ни одного из хорошо сохранившихся Mercedes-Benz, ведь была 50-ая годовщина гонки, которую они выигрывали пять раз, и 40-ая годовщина их велико-лепной победы на 1-2-3-м местах в 1914 году.
ГП Франции состоял из 57-ми кругов и дистанции в 372.89 км (231.7 мили), 17 болидов выстроились на стартовой решетке в порядке, показанном выше. Жара и солнце тренировки уступили место прохладной пасмурной погоде в воскресенье, но с приближением времени старта (3.30 пополудни) зрители плотно разместились на естественных высотах вокруг скоростной, изобилующей интересными поворотами трассы Лез-Эссарт. За пять минут до старта 16 из 17-ти болидов выстроились на временной стартовой решетке. 17-ым был Lotus Джима Кларка, в котором была обнаружена вызывавшая беспокойство утечка масла, но ей поспешно уделили внимание, и болид был помещен на свое место в тот момент, когда прозвучал сигнал "завести двигатели".
Все сомнения насчет состояния болида чемпиона мира были развеяны, как только пелотон переме-стился на настоящую стартовую решетку, и Жак Лост дал отмашку французским триколором. Lotus рванулся с линии, опередив Гарни и Сэртиза, он в потрясающем стиле захватил лидерство над пелотоном, устремившись в правый и затем левый повороты, предшествующие нисходящему броску к шпильке Nouveau Monde.
На выходе из нее Кларк, Гарни, Сэртиз, Брэбхем устремились дальше, тогда как Бандини зашел слишком широко, и Cooper Фила Хилла прошел его по внутреннему радиусу. В другом сложном повороте Руана, Lа Scierie, развернуло Cooper Брюса МакЛарена, отбросив его в самый хвост, пока болиды ракетами проносились мимо боксов на 1-ом круге.
Кларк беспощадно наращивал темп, в то время как Сэртиз упорно сидел на хвосте Brabham Гарни. Возможно, слишком упорно, поскольку на 3-ем круге красная Ferrari сбросила скорость и накатом заехала в боксы с треснувшим маслопроводом. Масло просочилось в один из трамблеров, и прошло более 14-ти ми-нут, прежде чем он смог вернуться в гонку для одного или двух унылых кругов, после чего сдался.
Поскольку Бандини откатился назад, вызов Ferrari был сломлен, а далеко впереди Lotus, Brabham и Cooper были в этом сильны. B.R.M. Грэма Хилла, как и МакЛарен, потерял много времени, развернувшись в повороте, откатившись с шестой на 13-ую позицию на 3-ем круге, таким образом, впоследствии эти два пи-лота упорно боролись, чтобы вернуть свои потерянные позиции.
МакЛарен добрался до восьмой позиции, а затем столкнулся с упорным сопротивлением со стороны Ричи Гинтера на B.R.M., который на 9-м круге оттеснил Cooper назад, впоследствии эта пара устроила по-трясающую схватку. Затем Грэм Хилл прошел их обоих и вскоре напал на товарища МакЛарена по команде, Фила Хилла, на 11-м круге отобрав у него пятую позицию.
Впереди всех этих "разборок" Кларк пулей летел по трассе, постепенно увеличивая отрыв от двух Brabham и установив новый рекорд круга, сначала 2 мин. 14.4 сек., затем 2 мин. 13.0 сек. на своем 12-ом круге. Brabham Зифферта (использовавшего двигатель B.R.M., позаимствованный у конюшни Parnell) сошел в начале гонки из-за проблем со сцеплением, у B.R.P. Тревора Тейлора на 5-м круге отказали тормоза и, развернувшись в La Scierie, он заглох и не смог повторно завестись, а впечатляющая внутрикомандная борьба между Амоном и Хэйлвудом из Parnell Lotus была испорчена, когда первый потерял время из-за отсоединившегося провода транзистора.
Это напоминало гонку образца Кларка, лидирующий Lotus постоянно отрывался, на своем 22-ом круге установив очередной рекорд круга 2 мин. 12.7 сек.. Середина дистанции, 28 кругов, и положение было следующим: Джим, со средней скоростью 108.7 миль/ч, Гарни в 14.5 сек. позади, Брэбхем, Г. Хилл, Арунделл, Гинтер, МакЛарен, Ф. Хилл и сражающееся трио, состоявшее из Айленда, Бандини и Хэйлвуда.
Спустя два круга трибуны взволнованно загудели, когда лидер Джим Кларк вместо того, чтобы как обычно с ревом пронестись мимо, заехал в свои боксы: снова возобновилась течь масла, и по возвращении на трассу он потерял 16 сек., достаточных, чтобы позволить Гарни выйти в лидеры. Через круг Кларку ничего не оставалось, как снова заехать в боксы, его двигатель дымился, и он сошел из-за повреждения порш-ня.
Таким образом, Brabham оказались теперь на первой и второй позициях и шли очень хорошо, уютно чувствуя себя впереди B.R.M. Грэма Хилла. Однако, с каждым кругом чувство комфорта уменьшалось, по-скольку Хилл начал догонять Брэбхема и к 36-му кругу был менее чем в 7-ми сек. позади. Еще через круг B.R.M. разделил Brabham, Джек отчаянно защищал свою вторую позицию, но тщетно.
В то время как это сражение только развивалось, далеко позади волнующая дуэль Айленд/Хэйлвуд, в конце концов, прекратилась, когда Иннес на B.R.P. вылетел в левом повороте напротив боксов и очень сильно ударился об ограждение; болид был сильно разбит, но Айленд остался невредим.
Теперь на трассе осталось двенадцать гонщиков. Единственный участвовавший в гонке французский пилот Морис Тринтиньян страдал от ожогов ног в своем синем 1962 B.R.M., но держался отважно. Шедший седьмым Фил Хилл встретил неожиданного соперника в лице Боба Андерсона, потерявшего несколько кру-гов из-за неисправностей, пристроившегося за американцем и несколько кругов шедшего следом за ним, а затем отставшего.
За пять кругов до финиша, когда все насторожились в ожидании какого-нибудь несчастья, которое могло бы постигнуть Дэна Гарни на этот раз, жандармы вышли по одному, чтобы занять свои места перед боксами так же, как и в 1962 году, но не так плотно, чтобы не вызвать еще одну аварию, такую, как столк-новение Тейлор/Тринтиньян в том же году.
Дэн Гарни продолжал идти, его болид прекрасно звучал, и он удерживал 25-секундный отрыв от B.R.M. Хилла, теперь уже опередившего Джека Брэбхема на несколько корпусов. Никаких драм на последних минутах на сей раз не произошло, Гарни закончил свой последний круг, появился клетчатый флаг, и Brabham выиграли свой первый Гран-при с новым рекордом круга Джека 111.37 миль/ч.
Это была вторая победа Дэна Гарни в Гран-при Франции; он победил в Руане в 1962 году на оппо-зитном Porsche 4. "На чем Вы победите в следующий раз?" – спросили его. "О, я не знаю. Я постараюсь и сделаю это на американском болиде", – ответил он.




1
Дэн ГерниBrabham572:07'49.1
2
Грэм ХиллBRM572:08'13.2Разворот
3
Джек БрэбэмBrabham572:08'14.0
4
Питер ЭранделлLotus572:08'59.7
5
Ричи ГинтерBRM572:10'01.2
6
Брюс МакЛаренCooper562:07'55.5Разворот
7
Фил ХиллCooper562:08'32.1
8
Майк ХэйлвудLotus562:09'09.9
9
Лоренцо БандиниFerrari552:08'11.8
10
Крис ЭймонLotus532:09'11.0
11
Морис ТринтиньянBRM522:08'29.2
12
Боб АндерсонBrabham502:08'48.7

нфИннес АйрлендBRP321:14'09.4Авария

нфДжим КларкLotus311:11'11.1Двигатель

нфДжон СертисFerrari629'28.3Маслопровод

нфТревор ТэйлорBRP649'48.3Тормоза / авария

нфЙо ЗиффертBrabham446'22.6Сцепление
 






нсПитер РевсонLotus

Автомобиль использовал Хэйлвуд

Перевод и набор: Андрей Краснов

The Motor, week ending July 4, 1964



Знаете ли Вы что...