Гран-При Великобритании 1964 года: Кларк-Хилл-Сэртиз на протяжении 200 миль
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

05-1964г. Гран-При Великобритании

05-1964г. Гран-При Великобритании

В прошедшую субботу Гран-при Европы/Великобритании среди болидов Формулы 1, самая значительная гонка из когда-либо проводившихся в Брэндс Хэтч, подарил более чем 100,000 зрителям 2¼-часовую демонстрацию того, почему Джим Кларк и его Lotus являются Чемпионами мира. Несмотря на постоянные атаки со стороны Грэма Хилла на монококе B.R.M., шотландец ни разу не ошибся, возглавляя 212-мильную гонку с первого до последнего круга, и выиграл свой третий подряд ГП Великобритании со средней скоростью 94.14 миль/ч. Решительные усилия Хилла не позволили гонке стать скучной, поскольку, хоть он ни разу не одолел Lotus, пилот № 1 в B.R.M. до самого финиша не оставлял попыток. Зачастую он оказывался всего лишь на расстоянии корпуса от Lotus, и ни разу не отставал более чем на девять секунд.
Ferrari, потерпевшие крах в Спа и Руане, на этот раз выглядели лучше. Джон Сэртиз занял третье место, а Бандини – пятое, после того, как на завершающих стадиях его обошел Джек Брэбхем. Дэна Гарни на другом Brabham, который, как ожидалось, будет бороться за лидерство с Кларком и Хиллом, постигла неудача, когда на 3-ем круге сгорел транзисторный блок на его болиде; он вернулся в гонку, но смог финишировать лишь 13-ым. Открытием гонки стал бывший мотогонщик Боб Андерсон, который на протяжении многих кругов опережал заводской Cooper Фила Хилла и в конечном счете занял 7-ое место впереди заводского B.R.M. Гинтера, заводского Lotus Спенса и B.R.P. Айленда.

Усилия владельцев трассы, Grovewood Securities, при финансовой поддержке Daily Mail и R.A.C., по приданию Брэндс Хэтч настоящей атмосферы Гран-при произвели глубокое впечатление. Те, кто помнят начало – 14 лет назад – мильных гонок автомобилей с рабочим объемом 500 куб. см, были поражены. В поворотах вознеслись ввысь огромные трубчатые трибуны, паддок обшит металлом и покрыт крышей, магазины, киос-ки, новые рестораны и бары (многие с летними столиками под яркими зонтиками) приветствовали посетите-лей, наряду с этим от главного въезда с шоссе A20 Лондон – Мэйдстоун до стартовой зоны протянулась новая дорога с выстроившейся вдоль нее стройной шеренгой вертикальных флагов на высоких флагштоках, проходящая под новым мостом в виде шины Dunlop, настолько эффективно выражающим выпад в сторону Continental, что мы чуть не выехали на правую сторону.
Сама трасса, протяженностью в 2.65 мили с девятью основными поворотами, была в превосходном состоянии, и хотя виражи были с трудом различимы из-за беспорядочной массы рекламных полотен – некоторые из них касались Honda, словно в предвкушении будущего – за всем этим открывался хорошо знакомый кентский вид холмистых зеленых полей и высоких деревьев. Это, в самом деле, был Брэндс, но больших размеров, лучше, более красивый, готовый к проведению самой важной автогонки в британском напряженном сезоне: пятого этапа Чемпионата мира с двойным официальным названием R.A.C. ГП Евро-пы/Великобритании.

Тренировка
Арена была подготовлена, и участники прибыли в течение недели, предшествующей событию. Ferrari и Centro-Sud из Италии, Боннье из Швеции, Зифферт из Швейцарии и Тринтиньян из Франции, а для британских команд это было спокойной домашней работой. Cooper попросту приехали из Сэрбитона, Brabham из Бифлита, Parnell из Ханслоу, B.R.P. из Хайгейта, Lotus из Чесханта, а B.R.M. совершили самую дальнюю поездку из Бурна, Линколншир.
Они собрались в четверг утром на первую тренировочную сессию, когда старый рекорд трассы Брюса МакЛарена 1 мин. 40.2 сек. (95.20 миль/ч) подвергся атаке со стороны Грэма Хилла, Джека Брэбхема, Джима Кларка и Дэна Гарни. Все они показали время быстрее отметки 1 мин. 40 сек., калифорниец Гарни показал быстрейшие 1 мин. 38.4 сек. (96.95 миль/ч), которые позволили ему выиграть приз от Evening News – 100 бутылок шампанского – еще один выпад в сторону Continental. Австралиец Джек Брэбхем был вторым с 1 мин. 38.8 сек., по этой причине в лагере Бифлита состоялось настоящее празднование; позже Кларк показал точно такое же время, а Хилл (B.R.M.) – 1 мин. 39.0 сек.
Тревор Тейлор на втором B.R.P. запутался ногами в педалях в Hawthorn Bend и вылетел на насыпь, болид разорвал телефонные провода, подпрыгнув в воздух на 10 футов; он был очень сильно поврежден, но Тревор отделался царапинами на спине и сотрясением. В пятницу дела приобрели действительно серьезный характер в борьбе за места на стартовой решетке. Грэм Хилл превзошел вчерашнее быстрейшее время Гарни с кругом в 1 мин. 38.3 сек. (97.05 миль/ч), и, похоже было, занял поул-позицию. Затем, за несколько минут до окончания тренировки, Джим Кларк, опробовавший обе модификации Lotus, 25B и 33, выехал на 25B и промчался по трассе за 1 мин. 38.1 сек., так-то вот.
Lotus оказался быстрейшим, B.R.M. – вторым, Brabham Гарни и Брэбхема переместились на третье и четвертое места, а Ferrari V8 Джона Сэртиза была пятой с 1 мин. 38.7 сек. Много внимания привлек к себе экспериментальный полноприводный B.R.M., но болид преследовали проблемы с подвеской и сапуном, по-этому Ричард Эттвуд так и не смог как следует поработать. Майк Спенс сел за руль второго заводского Lotus вместо Питера Арунделла. За неимением второй Ferrari V8, Бандини управлял V6, в то время как Тревор Тейлор управлял B.R.P. Lotus 24.

Гонка
В 2.30 пополудни стартовал Гран-при, которому предшествовали две утренние гонки и потрясающий военный парад под аккомпанемент громких ударов, стрекочущих боевых вертолетов и вторгшихся войск. Затем пилоты Формулы 1 вышли поприветствовать адмирала флота (и президента R.A.C.) графа Маунтбаттена, совершили круг по трассе на своих именитых автомобилях и под конец церемонии, под звуки фанфар или двух труб, отправились на два прогревочных круга, после которых они собрались на временной стартовой решетке.
Увы, полноприводного B.R.M. среди них не было, поскольку команда Owen Racing решила отозвать его; Морис Тринтиньян также не вышел на старт. Остальные – 20 V8, один V6 и две "четверки” – завели двигатели, шумно подняли обороты, затем всей массой продвинулись вперед к настоящей стартовой решет-ке. Поднялась табличка "30 сек." (нечаянно пилотам открылась сторона с надписью "Lucas"), потом стартер С. М. Лори медленно поднял свой флаг, продержал его, пока обороты двигателей не взлетели до безумия, и дал им отмашку.
Дэн Гарни из первого ряда сразу же опередил Кларка и Хилла в Paddock Bend, но в Druids Кларк прошел Brabham и захватил лидерство, устремился вниз к короткой "прямой" Bottom, обогнул бесконечный левый South Bank и скрылся из виду. Позади себя они оставили аварии. Отказало сцепление на Lotus-B.R.M. Криса Амона, и с взмахом флага его двигатель заглох; стоявший позади Джо Зифферт свернул в сторону, а Фрэнк Гарднер, прорывавшийся из задних рядов, ударил красный Lotus-B.R.M. Его задняя часть вышла из строя, Brabham-Ford Гарднера пьяной походкой отодвинулся в сторону и, шатаясь, покинул уже пустую стартовую решетку, чтобы сойти.
Лидеры пронеслись по Clearways и вдоль ухабистой стартовой прямой – Кларк, Гарни, Хилл, Сэртиз, Брэбхем – пять мастеров автогонок – далее следовали Бандини, МакЛарен, Фил Хилл, Айленд, Боннье и остальные. Все, кроме Амона, который медленно заехал в боксы на своем Lotus с неисправным сцеплением и вскоре сошел. На 3-м круге в боксах стали свидетелями большой драмы, когда лидеры с ревом прошли в следующем порядке: Кларк, Хилл, Сэртиз, Брэбхем – а Гарни, который только что побил рекорд круга с 95.40 миль/ч, отсутствовал!
Вскоре появился и он, снизил скорость и заехал в боксы, из его болида валил дым из сгоревшего транзисторного блока зажигания; усердный пожарник обильно окатил его струей из огнетушителя, и меха-ники бросились менять транзистор, в то время как Дэн мрачно выбрался из кокпита. Через две минуты они закончили работу, Гарни забрался обратно в кокпит и стартовал заново, затем заглох; было проделано много работы, прежде чем он, наконец, продолжил гонку, но позади остались уже пять кругов гонки, на которую он возлагал такие большие надежды.
Теперь борьба велась лишь между Lotus и B.R.M., поскольку, хотя Сэртиз на своей Ferrari и превзошел рекорд круга Гарни до 95.78 миль/ч на четвертом круге, дуэль Кларк-Хилл оторвалась от него далеко вперед. На пятом круге Майк Хэйлвуд, настойчиво преследовавший B.R.P. Айленда, покинул трассу в Bot-tom Bend, его Lotus-B.R.M. описал впечатляющую дугу на траве и, прежде чем остановиться, угодил, как показалось, в ящичный корпус кинокамеры. После быстрой проверки Хэйлвуд вернулся в гонку, а затем очередь испытать проблемы настала для Брюса МакЛарена. Его Cooper находился на уютной пятой пози-ции, когда на седьмом круге исчезли все признаки привода; подняв руку высоко вверх в знак предупрежде-ния, он съехал с трассы позади боксов, выбыв из гонки из-за сорванной шестерни в коробке передач.
Далеко впереди сражение Lotus-B.R.M. продолжало держать зрителей в возбуждении, Хилл отчаянно старался обойти Кларка, который все еще ухитрялся, по крайней мере, оставаться впереди носовой части B.R.M. Шедший третьим Сэртиз был теперь далеко позади, в то время как Брэбхема закрутило, и на 16-ом круге он совершил очень короткий пит-стоп, но сохранил свою четвертую позицию впереди Бандини.
Позади развивались междоусобные групповые схватки между молодыми гонщиками ГП. Зифферт пытался в одиночку справиться с Багетти, схватку между собой завязали Гинтер, Айленд и Спенс, а у Боба Андерсона появились амбиции относительно шестой позиции Фила Хилла. Майк Хэйлвуд прерывисто завершил свой 18-й круг, когда при пересечении стартовой линии заклинило его двигатель, в то время как Брэбхем совершил еще один пит-стоп для осмотра своей подвески, пропустив вперед Бандини, Хилла и Ан-дерсона.
После 20-ти кругов (четверть дистанции) первая шестерка выглядела так: Кларк, шедший со средней скоростью 92.71 миль/ч, Хилл, Сэртиз, Бандини, Ф. Хилл и Андерсон, но Брэбхем быстро сместил Андерсона, а кругом позже догнал и Хилла. Йо Боннье заехал в боксы, обеспокоенный стуком в задней части своего Brabham, а на 29-м круге Тревор Тейлор, страдавший от жары и травмированной спины, сошел за пределами трассы. Теперь, наконец, Хилл ослабил давление на Кларка; его забеспокоил колеблющийся указатель давления масла, и вскоре лидера и его преследователя уже отделяла целая секунда.
Отрыв возрос до 1½ сек., когда на 28-ом круге пара обошла на круг Фила Хилла, но зрители следили еще за другими сражениями. Айленд, Спенс и Гинтер теперь стали вести себя еще жестче, Зифферт выиграл свой поединок с Багетти, а Андерсон вплотную приблизился к заводскому Cooper Фила Хилла. На 42-м круге развевающиеся желтые флаги в South Turn обозначили сход Йана Рэби после его вылета; несколько кру-гов спустя сошел Тони Маггз из-за поломки коробки передач. Джон Тейлор, оживленно щеголявший среди окружавших его V-8, теперь потерял вторую передачу, но механики Gerard восстановили в коробке недо-стающие первую и вторую передачи, и, потеряв много кругов, он снова вернулся в гонку.
На середине дистанции (40 кругов, 106 миль) положение было следующим: Кларк, Г. Хилл, Сэртиз, Бандини, Брэбхем, Ф. Хилл, но четыре круга спустя Андерсон воспользовался случаем и прошел Фила Хил-ла. Через пять кругов Спенс обошел Айленда, что побудило Гинтера пройти и Айленда, и Спенса. Но сходы все еще продолжались. У Питера Ревсона разрушился дифференциал ZF, а Brabham Йо Боннье сошел из-за поврежденной тормозной магистрали. К трем четвертям дистанции Джим Кларк шел со средней скоростью 93.75 миль/ч, и чтобы оживить ситуацию, на своем 61-ом круге установил новый рекорд 1 мин. 39.4 сек. (95.98 миль/ч). К тому времени, как он уже спускался с Druids Hill, Хилл все еще проходил поворот наверху, и интерес переместился к Джеку Брэбхему, который, ссутулившись, решил вернуть себе свою четвертую позицию у Бандини. Круг за кругом он постепенно приближался к нему, затем на 66-ом круге выбрал момент в Hawthorn и по внутреннему радиусу стрелой промчался мимо итальянца.
Тем временем из боксов Cooper были показаны сигналы негодования, которые побудили Фила Хилла к действию – он приблизился к Андерсону и на 68-м круге прошел его на Bottom Straight. Таким образом, положение вернулось к следующему виду: Кларк, Хилл, Сэртиз, Брэбхем, Бандини, Хилл, и таким оно оставалось до финиша. Но Кларк, будучи теперь в ударе, прошел свой 72-й круг за 1 мин. 39.4 сек., а следующий еще быстрее – за 1 мин. 38.8 сек. (96.56 миль/ч), новый рекорд Брэндс Хэтч.
Грэм Хилл в течение последних четырех кругов драматично приближался, сократив отставание с 6.2 до 2.8 сек., но это не принесло никакой пользы. Чемпион мира 1963 года выиграл очередной Гран-при, заполучив огромный венок, золотой кубок, £ 1.000 и девять очков в зачет чемпионата, после несомненно велико-лепной гонки. Снова заиграл военный оркестр, сначала Гимн Англии, а затем "Scottland the Brave", Джим сделал глоток шампанского из золотого кубка, и потом он, его Lotus, Колин Чепмэн и их одетые в зеленое механики погрузились в кузов грузовика, чтобы совершить свой круг почета перед аплодирующими, приветствующими, размахивающими руками зрителями. Завершилась в самом деле трудная гонка.

1
Джим КларкLotus802:15'07.0
2
Грэм ХиллBRM802:15'09.8
3
Джон СертисFerrari802:16'27.6
4
Джек БрэбэмBrabham792:16'47.0Пит-стоп / зажигание
5
Лоренцо БандиниFerrari782:15'08.2
6
Фил ХиллCooper782:16'18.0
7
Боб АндерсонBrabham782:16'19.0
8
Ричи ГинтерBRM772:15'29.4
9
Майк СпенсLotus772:15'32.0
10
Иннес АйрлендBRP772:16'59.4Проблемы с двигателем
11
Йо ЗиффертBrabham762:15'15.4
12
Джанкарло БагеттиBRM762:16'27.4
13
Дэн ГерниBrabham752:15'59.4Пит-стоп / зажигание
14
Джон ТэйлорCooper562:16'37.2Долгий пит-стоп / коробка передач

нфЙо БоньерBrabham451:26'37.0Трубка тормозной магистрали

нфПитер РевсонLotus431:22'05.0Коробка передач

нфТони МэггсBRM381:13'35.0Коробка передач

нфЯн РэбиBrabham371:12'22.8Ступица заднего колеса / авария

нфТревор ТэйлорLotus2345'30.8Авария в квалификации /
плохое самочувствие

нфМайк ХэйлвудLotus1733'47.0Маслопровод

нфКрис ЭймонLotus920'25.8Сцепление

нфБрюс МакЛаренCooper711'58.4Коробка передач

нфФрэнк ГарднерBrabham0
Столкновение на старте

нсРичард ЭтвудBRM

Отказ

Перевод и набор: Андрей Краснов

The Motor, week ending July 18, 1964



Знаете ли Вы что...