Гран-При Австрии 1964 года: Первая победа Бандини в Цельтвеге Вторая подряд победа Ferrari в чемпио
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

07-1964г. Гран-При Австрии

07-1964г. Гран-При Австрии

Даже перед стартом гонки всеобщее мнение было таковым, что будет не бывало высокое количество поло-мок среди болидов. Тренировка показала, что ухабы и рытвины аэродрома НАТО в Цельтвеге, возможно, вполне устраивают реактивные самолеты Военно-воздушных Сил Австрии, но для современных болидов Гран-при они оказались более чем слегка разрушительными. Главная взлетно-посадочная полоса и площадка перед ангаром, которые составили монотонную 1.9-мильную трассу первого Гран-при Австрии, идущего в зачет чемпионата мира, искалечили довольно много болидов во время первой из двух тренировочных сессий. Кларк сломал две рулевые тяги, Зифферт – трубу рамы, Амон – стойку передней подвески на своем Parnell Lotus 25, а Гарни сделал то же самое на своем заводском Brabham. Все установили более низкое давление в шинах, чтобы добиться для себя более комфортной езды и уменьшить вес не подрессоренных масс подвески. Между всем этим в первый день тренировок у BRM Гинтера оторвалось одно из передних колес, которое перелетело через защищающее зрителей ограждение и ударило ребенка, играющего на траве со своими игрушками. К счастью, он сидел довольно низко в траве, колесо ударило не со всей силы, и в результате были нанесены лишь незначительные ушибы. Сам Гинтер остался цел и невредим.
Кто действительно нуждался в комфортной езде, так это Грэм Хилл. Неделей ранее он потерпел аварию в Снеттертоне на испытаниях BRM, в результате которой были деформированы его и без того напряженные позвонки и шея. Чтобы нейтрализовать напряжение, испытываемое во время езды по неровному бетону, он использовал надувной резиновый "воротник" вокруг шеи, которой, как он заявил, разводил боль от травмы. Пристегивающийся комплект Bibendum, возможно, помогал, но было очевидно, что чемпион мира 1962 года мучился от боли. Его привычные стоицизм и решительность позволили ему показать быстрейшие времена в течение двух дней тренировок. Его фантастические 1' 9.84" в субботу были на 1.55 секунд быстрее прошлогоднего рекорда Брэбхема, который тот установил, когда выиграл внезачетный Гран-при. Кларк выехал, чтобы побить это время, но после поломки двух рулевых тяг он стал испытывать проблемы с коробкой передач, после чего он обнаружил, что это была коробка, которая прежде не раз прошла через его руки и всегда доставляла проблемы. Он велел механикам Lotus убрать ее, и чтобы он никогда ее больше не видел! Настойчиво.
Другое выразительное представление в первый день тренировок произошло тогда, когда чемпион 1961 года Фил Хилл умудрился удариться о соломенные тюки на своем первом круге, непоправимо изуродовав "полумонокок” Cooper. Он сказал, что проверял приборы. Джон Купер ответил, "Все остальные на своем первом круге идут спокойно, но моему парню обязательно надо было вылететь с трассы!” Хилл усел-ся и поник, а Купер подготовил для него старый болид.
Три Ferrari прибыли для команды Сэртиз/Бандини – два V8 и один V6. Итальянский пилот в первый день не выехал на тренировку – возможно, это способ приблизиться к гонке в Цельтвеге. Примечательно, что прошлогодний победитель в этом году финишировал в гонке на последнем месте! Брэбхем привез совершенно новый болид для себя самого – чуть легче, чем машина 1963 года. Его прежний болид достался Rob Walker для Боннье в качестве гоночного, в то время как Brabham, постоянно оснащенный двигателем BRM, предоставили на гонку "местному герою" Йохену Риндту.
Цельтвег конечно же самая необычная из трасс, поскольку Osterreichischer Automobil, Motorrad und Touring Club должны были соорудить все необходимое для гонки ночью в четверг, а уже к утру понедельника трасса должна была снова превратиться в действующий аэродром. Все же лучше, чем ничего – и только. Секретарь трассы и ее персонал старались во всем быть наиболее энергичными и полезными, и несмотря на то, что в дни тренировок несколько полицейских были проинструктированы насчет того, куда фотографы действительно могли пройти, все прошло отлично – как говорят организаторы свадеб.
Аэродром в Цельтвеге находится на одном из немногих австрийских плоскогорий, расположенном между гор в каменноугольном бассейне близ Юденберга. Место может показаться не совсем подходящим для размещения аэродрома, но когда в стране преобладают горы и озера, выбирать не приходится. В субботу вечером после тренировки тучи окутали все небо, пока не стало видно гор. Затем полил дождь, и вокруг стало свежо и уныло. Организаторы полагали, что это плохо и безнадежно, поскольку, по большому счету, дождливый день мог уменьшить шансы успешного исхода гонки. К счастью, в местных гостиницах имелось достаточно гуляша и колбасы, чтобы субботней ночью не допустить уныния, местные вино и пиво вскоре разогнали у гоночной братии всякие мысли о возможных завтрашних грозовых тучах. Весьма дружелюбные австрийцы оказались провидцами.
И к тому же добродушными людьми. Утром в день гонки небо прояснилось. Сорок пять тысяч зрите-лей, как и было объявлено, нагрянули на бывшее поле Люфтваффе, и после мотогонки (в которой полностью господствовали близнецы Triumph, и численно, и результативно) стало понятно, что Австрия состояла в Европейской Ассоциации свободной торговли, но не в "Общем Рынке”. После этого 20 храбрецов заняли свои места на стартовой решетке типа "4-3". Брэбхем каким-то образом ухитрился получить новую стойку, присланную самолетом из Англии, у Кларка стояла новая коробка передач, а Хилл (Ф) разместился в 1963 Cooper.
Несмотря на новую коробку передач, Кларку пришлось бороться с механизмом переключения пере-дач и, когда пал красно-белый австрийский флаг, Гарни вырвался в лидеры, по мере ускорения по прямой оглядываясь назад, не веря своему одиночеству! Г. Хилл также стартовал нерешительно. Когда пелотон появился на обратной прямой позади импровизированных боксов, Гарни был все еще впереди, но Сэртиз шел так близко, что мог прочесть показания тахометра Brabham. Бандини на V6 шел третьим, за ним следовали Гинтер, Боннье, Айленд, МакЛарен, Ф. Хилл, Зифферт, Риндт, Хэйлвуд, Г. Хилл и Кларк. Джек Брэбхем поехал прямо в свои боксы, начав серию пит-стопов для выяснения причин неисправности системы питания, которая беспокоила его на протяжении всей гонки. На следующем круге Ferrari V8 шла впереди, несмотря на то, что Гарни пытался использовать слипстрим. Бандини шел третьим с Гинтером и Боннье в непосредственной близости. Кларк нагонял их.
Сэртиз пришпорил лошадей из Маранелло, но Гарни упорствовал, как будто от этого зависел его де-нежный приз. Шотландский фермер Грэм Хилл продолжал продвигаться вперед, но сегодня был не его день. На своем шестом круге он потянулся в боксы с заглохшим двигателем, у которого, как впоследствии выяс-нилось, сломался вал трамблера. Амон сошел кругом ранее из-за двигателя, который, казалось, вел себя подобным образом. Сэртиз поднажал, но после публичной демонстрации настоящей гонки ГП на его восьмом круге оторвалось крепление нижнего заднего поперечного рычага подвески. Механики поработали над его болидом, и он был готов снова уйти в гонку, но экс-чемпиону по мотогонкам было уже слишком поздно возвращаться в драку.
Гарни снова был лидером и имел большой отрыв от шедшего вторым Бандини, но итальянцу уже угрожал все тот же шотландец на Lotus 33. МакЛарен шел четвертым. На девятом круге Кларк оказался впереди Бандини и в 12-ти секундах позади Гарни. Риндт, великолепно чувствовавший себя за рулем Walker Brabham-BRM, прошел Фила Хилла. После 20-ти кругов Гарни находился приблизительно в 15-ти секундах впереди Кларка, а МакЛарен подтягивался к Бандини. Это был сигнал для Кларка АТАКОВАТЬ, и он начал приближаться к Гарни. Фил Хилл вылетел, но затем вернулся на трассу. Зифферт, который в прошлое воскресенье устроил удивительное шоу в Энна, ударился о соломенные тюки и сошел с разбитой подвеской. Сразу же после этого на BRP Тейлора сломался поперечный рычаг подвески. Только за каких-то 25 кругов пелотон заметно поредел. Риндт заметил, что управляемость его Walker Brabham- BRM стала странной, – не удивительно, при болтающейся рейке (рулевого механизма). Его зазвали в боксы для осмотра, и там ему ‘продули тормоза’.
Погоня Кларка действительно впечатляла, и он изо всех сил пытался сократить интервал между его Lotus и Brabham. Товарищ по команде Кларка, Майк Спенс, также совершил огромный рывок и прошел Гинтера в борьбе за пятую позицию. Гарни также был в настроении и отбивал атаки Кларка, установив новый рекорд круга 1' 10.5" (101.5 миль/ч). Двигатель МакЛарена заглох на трассе, и ему приишлось дотягивать до боксов, где он сошел то ли из-за сломанных колец, то ли из-за сломанных пружин клапанов.
После 40-ка кругов Кларк накатом доехал до боксов с разрушенным ведущим валом (оба заводских Lotus испытывали новый стальной кардан со скользящим шлицевым валом), вновь позволив Гарни красиво лидировать, спокойно – так правильнее сказать. Впрочем, вскоре калифорниец заехал в боксы, пожаловав-шись на странную управляемость, и после еще одного медленного круга он остановился насовсем из-за раз-рыва рамы в районе переднего поперечного рычага подвески. Миссис Брэбхем произнесла очень австралийское слово. Гарни в задумчивости жевал жвачку.
Теперь лидировал Бандини на старом V6, который многие мысленно уже отправили в музей, и кото-рый в этом году показал свои некоторые поразительные качества на фоне "современных” V8. В боксах BRM произошла некоторая неразбериха, когда болид заехал к ним в тот момент, когда их пилот шел на второй позиции и до финиша оставалось 58 кругов. Пришлось вновь использовать сигнальные таблички, и Гинтеру показали "Гони”. Однако BRM не мог выжать большего, поскольку Тони Радду пришлось установить на болид выхлопную систему из коротких труб во избежание осадки хвостовой части. Маленький калифорниец (в отличие от высокого) почуял свое превосходство, но Бандини ухватил удачу за хвост и был неуловим.
Бывший мотогонщик Боб Андерсон дрался с Филом Хиллом, когда пилот Cooper потерял его в Inner Curve, ударился о соломенные тюки, и болид загорелся. Хилл выскочил и доблесно попытался сбить огонь, но болид сгорел дотла. По направлению к боксам пешком отправился печальный, но очень удачливый человек. Андерсон уверенно продолжал гонку, наглядно доказывая, что у частного гонщика в современных гонках Гран-при есть еще шанс. Его Brabham был единственным в гонке болидом с карбюраторами – а высота Цельтвега в 2,000 футов над уровнем моря совершенно не помогала. Между тем, ярко догорал Cooper, застилая трассу дымовой завесой, и, хотя казалось, что видимость была серьезно испорчена, несколько пилотов впоследствии сказали мне, что это было не так. Авария Хилла означала, что оба Cooper выбыли из гонки. Боннье важной персоной шел на третьей позиции – на болиде, одержавшем победу в 1963 году. Айленд на BRP шел четвертым, но Хэйлвуд был готов атаковать его. Затем на Lotus сломалась задняя толкающяя штанга, и он заехал в боксы. Механики убрали ее с болида. "После этого управляемость улучшилась”, говорил Майк. Двигатель Айленда стал звучать хуже, и Маггз, шедший на одном из Centro Sud BRM, прошел его в борьбе за пятую позицию. Двигатель Боннье также скис, и Андерсон целиком воспользовался этим обстоятельством. За 14 кругов до финиша он вышел на третью позицию, в то время как Риндт на Walker Brabham выбыл из гонки. "У нас была плохая управляемость, а затем появились проблемы с тормозами”, сказал он на своем караском диалекте, "но, между тем, это было прекрасно”. За 11 кругов до финиша Маггз прошел Боннье в борьбе за третью позицию, от двигателя шведа становилось все меньше и меньше толку. С более чем шестисекундным отрывом Бандини одержал свою первую победу в Гран-при. Персонал Ferrari станцевал настоящий латинский танец. В том числе, обычно мрачный Драгони.
Выступление Гинтера не только улучшило его собственное положение в чемпионате до 17-ти очков, но и вывело BRM в лидеры (с преимуществом в два очка) в Кубке Конструкторов. Третье место Андерсона было превосходно достигнуто без суеты и волнения. Австрийцы до последней минуты помогали во всем, но поврежденные и разбитые болиды снизили их шансы на проведение в следующем году гонки чемпионата мира в Цельтвеге. Грэму Хиллу необходимо было отдохнуть от всего этого, хотя его ранний сход и позволил дать его шее и позвоночнику заслуженный покой – ведь все основные претенденты на титул так или иначе выбыли из гонки.


1
Лоренцо БандиниFerrari1052:06'18.23
2
Ричи ГинтерBRM1052:06'24.41
3
Боб АндерсонBrabham1022:06'25.37
4
Тони МэггсBRM1022:06'45.49
5
Иннес АйрлендBRP1022:07'33.89Пит-стоп / двигатель
6
Йо БоньерBrabham1012:06'28.03Перебои в зажигании
7
Джанкарло БагеттиBRM962:06'59.89
8
Майк ХэйлвудLotus952:07'46.60Пит-стоп / подвеска
9
Джек БрэбэмBrabham76
Пит-стоп / проблемы с подачей топлива

нфЙохен РиндтBrabham58
Рулевой механизм

нфФил ХиллCooper58
Авария / пожар

нфДэн ГерниBrabham47
Передняя подвеска

нфБрюс МакЛаренCooper43
Двигатель / пружина клапана

нфМайк СпенсLotus41
Ведущий вал

нфДжим КларкLotus40
Ведущий вал

нфТревор ТэйлорBRP21
Задняя подвеска

нфЙо ЗиффертBrabham18
Авария

нфДжон СертисFerrari9
Задняя подвеска

нфКрис ЭймонLotus7
Двигатель

нфГрэм ХиллBRM5
Привод распределителя

Перевод и набор: Андрей Краснов

Sporting Motorist October, 1964



Знаете ли Вы что...