Гран-При Италии 1964 года: Сэртиз начинает охоту за титулом
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1964г. Гран-При Италии

08-1964г. Гран-При Италии

В чрезвычайно упорной борьбе, именно так следует характеризовать гонки Формулы 1 в этом сезоне, Джон Сэртиз одержал третью подряд победу для Ferrari – событие, радостно приветствуемое местной публикой. На протяжении 62-ух из 78-кругов гонки лидерство постоянно менялось, так как Brabham Гарни максималь-но атаковал Сэртиза. Впрочем, в конечном счете Brabham сломался и позволил итальянскому болиду спо-койно одержать победу.
Тренировочная сессия в пятницу прошла в теплый облачный полдень на сухой трассе. Соперники были те же, что и по ходу всех предыдущих Гран-при в этом году. Заводские команды состояли из Ferrari, BRM, Lotus, Cooper и Brabham, не говоря уже об отремонтированной Honda, а независимые команды пред-ставляли Багетти на Centro Sud BRM, Боннье на Walker Brabham, Иннес Айленд и Тревор Тейлор на BRP-BRM и другие. Пилоты заводских команд были прежними, за исключением Майка Спенса, по-прежнему заменяющего Арунделла в Lotus, и Джона Лава, заменяющего Фила Хилла, в качестве запасного в Cooper. Много слухов ходило вокруг последнего обстоятельства, и не было ясности, в действительности ли понизи-ли Хилла в должности, или Куперы попросту решили, что будет лучше, если он отдохнет после богатой событиями гонки в Австрии.
Темп на тренировке задавал Дэн Гарни, который, не теряя времени даром, выехал на дорожную трас-су (овал в этом году не использовался) и постоянно сокращал свои времена, пока не показал 1' 38.2". Ferrari на тренировке были представлены не менее чем пятью болидами, тремя V8 и двумя V6, но без 12-цилиндрового оппозитника, появление которого было намечено на следующий день. Людовико Скарфиотти был включен в качестве третьего члена команды. Honda вернулась в круговорот, будучи отремонтированной после аварии в Нюрбургринге, и была оснащена системой впрыска топлива собственной конструкции. В списках значились еще два новых болида; первым был 1964 BRM, оснащенный двигателем с двумя свечами на цилиндр, с модифицированными системами впрыска топлива и выхлопной системой. Несмотря на то, что шасси для этого болида было готово некоторое время назад, приспособить к нему старый двигатель было невозможно, и чувствовались задержки с доведением нового двигателя до совершенства. Это обнаружилось во время испытательного круга, который болид прошел с тем же успехом, как если бы шел с одной свечой на цилиндр, и это в Монце. Также присутствовал переделанный ATS, переименованный в "Derrington-Francis", изготовленный этими двумя знаменитостями британской гоночной сцены вокруг двигателя ATS V8.
Грэм Хилл, все еще носящий свой защитный воротник, выезжал и на новом BRM, и на прежней мо-дели, в итоге показав 1' 38.7" на новой машине. Кларк не успокоился ни на одной из продолжительных тре-нировок и показал лучшее время 1' 39.6", в то время как Брюс МакЛарен установил 1' 39.4" вызвав большое удовлетворение в боксах Cooper. Среди самых первых действительно быстрых кругов были 1' 40.4" Бакнама на Honda, но, к сожалению, болид страдал от перегрева, и ему не представлялось возможности совершить разом более трех кругов, так что позже он оказался неспособен улучшить это время.
Тренировочная сессия в субботу была испорчена продолжительным дождем, который ни разу не поз-волил трассе подсохнуть и в течение долгого времени обильно поливал ее. Обещанная оппозитная Ferrari 12, в самом деле, неожиданно появилась и зазвучала просто изумительно, несмотря на то, что была закончена прошлой ночью. Бандини вывел болид на трассу и продемонстрировал потрясающую перспективу, очень быстро показав время в районе 2’ 5”, сравнимое с лучшими временами, показанными остальными болидами в течение дня. Сэртиз остался на V8, который он, очевидно, намеревался использовать в гонке, и преодолел много кругов, конечно же, даже не приблизившись к своим временам предыдущего дня. Глубокое впечатление произвело умение Бакнама обращаться с мощной Honda, которая совершила несколько быстрых кругов по сырой трассе, что означало, что проблемы с охлаждением разрешены. Быстрейший круг дня показал Гарни, единственный пилот, прошедший круг менее чем за две минуты.
День гонки сохранил облачность и время от времени грозил дождем, но дальше одновременно упав-ших нескольких капель дело не пошло. Лишь 20 болидов были допущены к старту, это означало, что Тревор Тейлор, "Джеки", Джон Лав и Йан Рэби был исключены из-за очень медленных кругов первого дня тренировок и за неимением возможности улучшить их во второй день. Тринтиньян втиснулся в конец стартовой решетки еле-еле спасшись, когда Cooper Рудаза не смогли доставить к исходной позиции. Стартовая решетка Монцы была заметно видоизменена на "три-два-три" вместо обычной "два-два", в конце концов, места для ее формирования хватало, и первый ряд был занят тремя различными марками, Ferrari Сэртиза, Brabham Гарни и BRM Хилла, в то время как второй ряд состоял еще из двух, Lotus Кларка и Cooper МакЛарена. Несомненно, впечатляющий признак равных возможностей современных марок Формулы 1! После формирования временной стартовой решетки болиды двинулись к настоящей, и тотчас же рука Грэма Хилла поднялась вверх в знак того, что BRM не может сдвинуться с места. К счастью, когда флаг опустился, все сзади стоящие смогли увернуться, воспользовавшись имеющимся в распоряжении свободным пространством, а BRM, к сожалению, был отогнан с неисправным сцеплением. По мере того, как болиды, завывая, устремлялись в Curva Grande, Сэртиз, казалось, постепенно выбрался в лидеры, следом шел Гарни, хотя первые полмили впереди всего пелотона шел МакЛарен. Необычные характеристики двигателя Honda, в соответствии с которыми на низких оборотах мощность вообще не развивается (на тахометре счет ведется начиная с 5,000 об/мин), подразумевают высокую нагрузку на трансмиссию при резком старте. Таким образом, на первом круге Бакнам шел вторым с конца. На втором круге первая четверка, возглавляемая теперь Сэртизом, которого преследовали Гарни, МакЛарен и Кларк, немного оторвалась от ревущей группы не менее чем из восьми болидов, маневрирующих и протискивающихся ради выгодной позиции по всей протяженности трассы. Говорить, кто лидировал в этом сгустке гоночных болидов, бессмысленно, даже невозможно. Болиды двигались по двое, а иногда и по трое в ряд, то и дело многократно обходя друг друга на каждом круге. Среди них были Гинтер (BRM), Айленд (BRP-BRM), Бандини (Ferrari V8), Боннье (Brabham), Зифферт (Brabham-BRM), Брэбхем (Brabham), Спенс (Lotus) и Багетти (BRM). В сущности, каждый из них в то или иное время возглавлял группу.
Несмотря на неистовую борьбу в этой группе, они сильно отставали от лидирующей четверки, кото-рую представляли первые пилоты каждой из топ-команд, за исключением Грэма Хилла, который не смог стартовать в гонке. На протяжении пятнадцати кругов эти четыре лидера двигались по кругу, будто связан-ные веревками, положение оставалось следующим: Сэртиз или Гарни, затем МакЛарен, затем Кларк. На деле же из первых 20-ти кругов Сэртиз лидировал девять, а Гарни – остальные одиннадцать. Времена на круге были быстрыми с самого старта, и когда Сэртиз задал темп, пройдя десятый круг за 1' 39.8", Гарни также показал 1' 40". К десятому кругу лидирующая четверка увеличила отрыв от ближайших преследователей до 26-ти секунд, а Бакнам протискивался на Honda сквозь ряды аутсайдеров в эффектной манере, так что теперь он шел тринадцатым. На двенадцатом круге на прямом участке он вклинился в переплетенную группу болидов, боровшихся за пятую-двенадцатую позиции. На середине следующего круга Honda шла на пятой позиции и, сохрани этот темп, ничто бы не смогло остановить ее на пути к третьему месту. Айленд, шедший во главе сплетенной восьмерки, впоследствии рассказывал, что пилоты были увлечены неистовым слипстримом вдоль длинной прямой и около Curva Grande, каждый пытался сохранить свой буксир от шедшего впереди и, кроме того, оторваться от шедшего позади, когда с пронзительным визгом астрономических оборотов Honda выскочила позади группы и просто промчалась мимо!
Увы, это был недолгий момент славы японского болида: в конце тринадцатого круга он остановился в боксах и сошел из-за механических проблем. Бакнам был доволен своим подвигом, хотя торможение не было доведено до совершенства, а остановка была сделана в качестве превентивной меры, чтобы предотвратить какую-либо поломку двигателя. Honda, имеющая виды на американский рынок, несомненно хочет приехать на Гран-при в Уоткинс Глен в превосходнейшем состоянии.
Теперь пример был подан, и первая четверка продолжала отрываться, в то время как следующая восьмерка вела между собой борьбу с неутомимой энергией. На двадцать третьем круге Кларк решил, что настал момент, чтобы сделать рывок, и, легко пройдя МакЛарена, он приблизился к Гарни. Нагрузка оказа-лась слишком велика для Lotus, на двадцать шестом круге у него провалился клапан, и он накатом заехал в боксы для возможного ремонта. Конечно же, доказано, что в таком случае невозможно сделать что-либо, и после дополнительного бесцельного круга Кларк сошел. Его маневр отделил МакЛарена от Сэртиза и Гарни, и впоследствии оба лидера постепенно отрывались по пол-секунде на круге. К середине дистанции, 38-му кругу, лишь лидирующие одиннадцать болидов оставались в одном круге. Гинтер, Айленд, Бандини, Боннье, Зифферт и Багетти все еще были заняты своей неистовой войной на истощение за четвертую, пятую, шестую, седьмую, восьмую и девятую позиции. Когда Сэртиз и Гарни догнали на круг эту стремительную пробку, Ferrari начала увеличивать отрыв, и показалось, что она способна уйти от Гарни. Это был предел потрясающего гоночного мастерства американца за эти дни, поскольку он не позволил этому произойти и вскоре снова сократил отставание, несмотря на отсутствие буксира, на сорок седьмом круге до конца осве-жил в памяти свои способности, когда он еще раз захватил лидерство. На протяжении следующих двадцати кругов борьба за лидерство взвинтила темп, и времена упали кувырком, на пятидесятом круге Гарни показал 1' 39.3", однако Сэртиз пятьдесят седьмой круг прошел за 1' 38.8". По-прежнему эти два болида вели гонку колесо в колесо, и по-прежнему они отрывались от шедшего третьим МакЛарена, который сам оторвался почти на круг от шедших на следующих позициях. На 63-ем круге стало очевидно, что у Гарни не все отлично. Он шел позади Ferrari почти в двух секундах, больше чем когда-либо за время гонки. Действительно, на следующем круге отрыв увеличился до четырех секунд, сопровождаемый неистовым весельем итальянской публики. Brabham звучал определенно грубо, и по мере того, как он откатывался назад, Сэртиз прибавлял газу. За пять кругов он оторвался от Brabham на полминуты.
Гарни остановился в боксах, недоумевая, как мало топлива осталось в болиде, и дозаправил баки. Позже выяснилось, что, на самом деле, разрядился аккумулятор, который поставлял бензонасосу недоста-точно тока. Гарни был обречен бесцельно потратить последние десять кругов, наблюдая за тем, как его бо-лид постепенно откатывается все дальше и дальше вглубь пелотона. Тем временем Боннье, великолепно проводившего гонку на Walker Brabham (который являлся бывшим заводским болидом этого года), зазвали в боксы и он выбыл из основной борьбы, теперь уже за третью позицию, поскольку Гарни отстал. Гинтер, казалось, был наиболее вероятным кандидатом быть удостоенным этой чести, на протяжении беспрецедентных 20-ти кругов удерживая лидерство в группе, Бандини шел позади него, видимо, бессильный сделать что-нибудь с этим, но при этом умудряясь предупреждать атаки Иннеса Айленда, который счел решительно рубящую тактику итальянца немного излишней для него. Позади Айленда за шестую позицию дрались Зифферт и Спенс, а следующая пара, Багетти и Скарфиотти, сражалась за восьмую позицию, заставляя фанов вскакивать на ноги каждый раз, когда менялись позиции.
Таким образом, гонка закончилась уверенной победой Сэртиза и не менее уверенным вторым местом МакЛарена. За два круга до финиша Бандини вырвал третью позицию у Гинтера, однако на предпоследнем круге снова уступил ее. На последнем круге, выходя из South Curve, он протиснулся вперед американца и на прямой начал выписывать перед ним зигзаги, успев пересечь финишную черту не более чем на пару футов раньше. Толпа зрителей была возбуждена этим эпизодом даже больше, чем победой Сэртиза. Чтобы немно-го восстановить баланс, Багетти протиснул свой BRM вперед Ferrari Скарфиотти, заняв восьмое место, а Спенс отбил у Зифферта шестое.
Это была незабываемая гонка, ее исход не только оставил открытым главный вопрос чемпоната мира, поскольку у Сэртиза с Хиллом и Кларком теперь равные шансы на победу; кроме того, он поправил драматичное положение Ferrari в Кубке Конструкторов.




1
Джон СертисFerrari782:10'51.8
2
Брюс МакЛаренCooper782:11'57.8
3
Лоренцо БандиниFerrari772:11'09.6
4
Ричи ГинтерBRM772:11'09.7
5
Иннес АйрлендBRP772:11'26.3Проблемы с впрыском топлива
6
Майк СпенсLotus772:11'52.3
7
Йо ЗиффертBrabham772:11'52.4
8
Джанкарло БагеттиBRM772:12'17.0
9
Лудовико СкарфиоттиFerrari772:12'17.2
10
Дэн ГерниBrabham752:10'21.4Пит-стоп / генератор
11
Боб АндерсонBrabham752:11'47.4
12
Йо БоньерBrabham742:12'25.9Проблемы с генератором
13
Питер РевсонLotus722:12'00.4
14нфДжек БрэбэмBrabham591:40'57.5Двигатель / шатун

нфДжим КларкLotus2849'37.2Двигатель / поршень

нфМарио-Араухо де КабральDerrington-Francis2543'46.0Зажигание

нфМорис ТринтиньянBRM221:29'18.3Впрыск топлива

нфРонни БакнемHonda1320'48.6Тормоза / утечка масла / перегрев

нфМайк ХэйлвудLotus57'11.7Двигатель

нфГрэм ХиллBRM0
Сцепление на старте

нсЖан-Клод РудазCooper

Двигатель / поршень

нквТревор ТэйлорBRP



нквДжекиBrabham



нквДжон ЛавCooper

Заклинило двигатель

нквЯн РэбиBrabham



Перевод и набор: Андрей Краснов

Sporting Motorist October, 1964



Знаете ли Вы что...