Гран-При США 1964 года: Победителю Грэму Хиллу достаются лавры, деньги и очки чемпионата
Гран-При США 1964 года: Победителю Грэму Хиллу достаются лавры, деньги и очки чемпионата
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

09-1964г. Гран-При США

09-1964г. Гран-При США

Поскольку главный вопрос чемпионата еще не решен, 65.000 зрителей, присутствовавших на Гран-при Со-единенных Штатов, предвкушали интересную гонку. В этом отношении они, конечно, не были разочарова-ны: темп был настолько взвинченным, что на 110-ом круге, после того как стартер Текс Хопкинс с клетча-тым флагом дождался своей минутной славы, и Грэм Хилл был объявлен победителем, лишь семеро из 19-ти стартовавших пришли вслед за ним.
Трасса Уоткинс Глен с самого начала подвергалась постоянному улучшению, и к 1964 году вся трасса была заново заасфальтирована. Эта работа по улучшению стала возможной благодаря заботливому руководству и финансовой помощи Ford Motor Company среди прочих покровителей. В результате обновления асфальтового покрытия заговорили о возможных 120 миль/ч на круге, но это предположение оказалось оптимистичным. Лучшее, чего смог достичь Джим Кларк, было время 1:12.6, соответствовавшее 114 миль/ч. Тем не менее, это было значительно быстрее предыдущего рекорда 111 миль/ч, также установленного Кларком.
За исключением Centro-Sud и ATS/Derington/Alf Francis, появившейся в Монце, все команды были представлены полностью. Ferrari появились с болидами на любой случай, привезя единственную шестерку, две восьмерки и оппозитную 12-ую для Сэртиза и Бандини на выбор. Бандини тренировался в основном на 12-ой и использовал ее в гонке, а Сэртиз сел на одну из восьмерок, хотя позже во второй день тренировки он выезжал на шестерке. "Огненно красные Ferrari", как их характеризовали в пресс-релизах, выглядели не-уместно странно в сине-белых цветах North American Racing Team. Эта резкая смена окраски была вызвана нынешней борьбой Энцо Феррари с кем-то или чем-то, и в виду того, что одна из его мелких пустячных ссор стала ежегодным событием в международном календаре, по-видимому, не стоит затрагивать эту тему.
Team Lotus заявила Кларка с Майком Спенсом и привезла дополнительный болид для Уолта Хэнсге-на, который, можно было надеяться, похвально выступит в почти что любых гонках. Несмотря на то, что он является сравнительно новичком в Формуле 1, на тренировке быстро взялся за работу, и его основная зада-ча, казалось, заключалась в удобном размещении своего тела в болиде. Еще одним местным пилотом был Хэп Шарп, заявленный Робом Уолкером на Walker Team Brabham-B.R.M.
Фил Хилл вернулся в команду Cooper после пропущенной гонки в Монце. Казалось, что в организа-ции Cooper все еще были какие-то разногласия, и болид Хилла наглядно продемонстрировал отсутствие подготовки до такой степени, что бывший американский чемпион мира не имел автомобиля, на котором он смог бы проявить свои способности на Гран-при Америки. Его тренировочное время, 1:19.6, было самым медленным, отбросившим его в самый конец стартовой решетки.
Фил Хилл, без сомнения, – все еще один из лучших пилотов в истории, но после ухода из Ferrari и чемпионата мира его достижения крайне разочаровывают, а он достоин гораздо большего, нежели удела неудачника. Время, проведенное в ATS, оказалось полностью потраченным впустую, и его сезон-1964 в Cooper заставляет лишь удивляться, не слишком ли много своего времени Джон Купер посвящает более вы-годному занятию по разработке заряженных Mini для BMC, а Хиллу только зря выписывает стартовые деньги.
Вдобавок к проблемам команды Cooper, пришло известие о прискорбной смерти отца Джона Купера от сердечного приступа. Это случилось вскоре после прибытия Джона в Америку и вынудило его немедлен-но вернуться в Англию. Доктор Фрэнк Фолкнер из Луисвилля, Кентукки, представлявший Cooper в Америке, взял инициативу в свои руки и принял управление командой.
Потрясающе успешный сбыт мотоциклов Honda в Америке сделал ее болид ГП приманкой для любо-пытствующих. Как и в Монце, болид был оснащен системой впрыска топлива, которая, по словам пилота Ронни Бакнама, преобразила болид, значительно увеличив крутящий момент в среднем диапазоне оборотов, так что в диапазоне ниже 10,000 об\мин не происходит ничего, а затем внезапный взрыв мощности. Однако, стартовать на болиде было все еще очень сложно, в значительной степени по причине недостатка силы инерции двигателя, и, сложилось впечатление, что у двигателя существует диапазон в районе 7000 об\мин, когда он сначала задыхается, а потом начинает работать как по шаблону, в лучших традициях мотоциклетных гонок. На Нюрбургринге Honda была оборудована тахометром со шкалой до 18,000 об\мин, что, вероятнее всего, было слегка самонадеянно, потому что в Глене его заменили прибором со шкалой до 15,000 об\мин и с красной областью до 12,000 об\мин.
В Монце недостаток тормозов вывел болид из гонки на ее ранней стадии. Это объяснялось сочетани-ем несущественных ошибок, но, возможно, Honda столкнулась с главной проблемой торможения болида, оснащенного 13-дюймовыми колесами, с очень высоких скоростей. Проблема в том, что очень широкий профиль колес скрывает тормоза от охлаждающего их воздуха, а диаметр колес недостаточен для того, чтобы установить тормозные диски эффективного размера, если не смонтировать передние тормоза, обеспечиващие большую часть тормозного усилия, внутри кузова. Впрочем, внутренние передние тормоза представляют собой почти что неразрешимую конструкторскую задачу, и все равно, в случае с Honda, вся проблема усугублена чрезмерным весом болида.
Однако, Уоткинс Глен и мексиканская трасса не предъявляют чрезмерных требований к тормозной системе, так что у Honda будет целая зима, чтобы совершенствовать свои тормоза дальше. Почти каждый в спорте, включая Колина Чепмэна, привыкшего обедать, сидя на полу, и имеющую какие-нибудь связи в высшем свете гейшу, скажет вам, что Ричи Гинтер, вероятно, подписал контракт с Honda на 1965 год. Это, казалось бы, отличный поступок, потому что у Гинтера непревзойденные способности тест-пилота, и Бак-нам, который первым осознал свои собственные пределы, конечно, радушно принял бы важное квалифици-рованное содействие в этом трудном и опасном проекте.
Если обсуждать Honda, интересно отметить, что теперь у команды контракт с Dunlop на поставку тормозов и шин, а также с British Petroleum на поставку топлива. Иногда забываешь о том, что гонки Гран-при почти полностью монополизированы англичанами, и если бы не поддержка деньгами и товарами таких компаний, как Dunlop и BP, не было бы никаких гонок Гран-при. Dunlop, конечно, вносит огромный вклад в спорт и, имея контракт со всеми командами, обеспечивает шинами всех, так что независимо от того, кто побеждает, Dunlop никогда не проигрывает. Ходят слухи, что Goodyear попытается превзойти Dunlop, в том случае, если сможет производить шины по крайней мере с равнозначными характеристиками, но по цене они могут оказаться недоступными для некоторых участников.
BRM привез болиды для Грэма Хилла и Ричи Гинтера, а также запасной болид для тренировок. За исключением тренировочного болида, они имели новые головки цилиндров с каналами впуска и выпуска по разные стороны и выхлоп в пространстве между V-образным блоком цилиндров, позволивший сгруппиро-вать отдельные выхлопные трубы в две хвостовые трубы в наиболее эффективных комбинациях для более рационального движения потока газов.
Грэм Хилл все еще страдал от своей травмы шеи ("Гонка причиняет мне боль в шее"). Он пробовал управлять болидом как с надувным ошейником, так и без него, в конечном счете решив, что управлять с ним – меньшее из двух зол. Несмотря на эту помеху, в течение тренировки он провел времени на трассе больше, чем кто-либо, за рулем обоих болидов команды, а также за рулем тренировочного болида, в течение дли-тельных периодов.
Новая Англия во многих отношениях похожа на Старую Англию, и в день гонки погода была про-хладная, ясная и ветреная, а сельская местность была на вершине своей осенней красоты. Накануне вечером, в ответ на вопрос о шансах команды Lotus, Колин Чепмэн сказал, "Ну, это похоже на все наши гонки – если болид выдержит, мы победим." К несчастью для Lotus, болид не выдержал, и они не победили, но, если бы так и было, манера, с которой Кларк опережал и перехитрял оппозицию на ранних стадиях гонки, конечно, позволила бы ему заполучить клетчатый флаг.
Со старта Кларк, Сэртиз, Хилл и Гарни, все казавшиеся чрезвычайно худыми и голодными, отдели-лись от основной группы, образовав свою собственную гонку, сведя на нет все усилия остальной части пе-лотона. Вначале Сэртиз удерживал непрочное лидерство над Кларком, следом за которым шел Хилл, а Гарни отчаянно пытался удержаться за лидерами.
Предельно аккуратное управление, сущность нынешних гонок Гран-при, было весьма очевидным на первых кругах. Вследствие ограниченной выходной мощности и непрочности всех деталей, шасси, двигате-ли, трансмиссия и даже пилоты подвергались предельному напряжению, и неизбежно что-то да должно бы-ло сломаться.
Что и случилось на середине дистанции с двигателем Гарни, который, очевидно, стартовал в гонке не совсем в том же прекрасном состоянии подготовки, как например Кларк или Хилл, хотя Гарни удерживал вторую позицию и до момента схода составлял сильную конкуренцию.
Следующим стал Кларк, который отстал и заехал в боксы из-за так называемой неисправности системы впрыска топлива. Затем Чепмэн зазвал Спенса и отправил Кларка обратно в гонку на болиде Спенса.
В результате, ни Кларк, ни Спенс не могли теперь заработать очков, но денежное вознаграждение по-лагается тому участнику, чей болид первым пересечет финишную черту и, что важно, на очки чемпионата много не купишь. Как оказалось, эта попытка была бесполезной, потому что на болиде Спенса обнаружи-лись перебои зажигания двигателя, после того как Кларк отыгрывал у лидеров по секунде на круге. Болид, в конечном счете, был классифицирован финишировавшим на седьмом месте по завершении 102-ух кругов.
К середине дистанции, с проблемами у Кларка и сходом Гарни, гонка потеряла большую часть инте-реса. Грэм Хилл постепенно увеличивал свое преимущество над Сэртизом, пока не добился 20-секундного отрыва. За несколько кругов до финиша Хэйлвуд произвел легкую сенсацию, пролив все свое масло на трас-су в начале прямой напротив боксов, что замедлило Сэртиза и позволило Хиллу увеличить свой отрыв еще на 10 секунд. Хэйлвуд смог накатом добраться до финишной черты и был классифицирован финишировав-шим 8-ым и последним.
Благодаря спокойной и малозрелищной езде в сочетании с неудачами других соперников, Джо Зиф-ферт привел Walker Team Brabham-BRM на 3-ье место, следом за ним пришел BRM Гинтера. Достижение Зифферта тем более похвально, что на последних пяти кругах гонки он смог включить лишь 5-ую передачу. Уолт Хэнсген пришел пятым в том же круге, что и Гинтер, но в трех кругах позади Хилла и Сэртиза.
Отчасти благодаря высокому темпу и отчасти усталости в конце сезона, которая, кажется, оказывает влияние как на болиды, так и на персонал, произошло много сходов на начальных стадиях гонки. В числе первых сошедших был щеголеватый Иннес Айленд ("Я собирался состричь свои волосы прежде, чем прие-хать сюда, но это был последний год"), когда его рычаг переключения передач отломился и остался в руке. Вслед за Айлендом тотчас последовал несчастный Фил Хилл, чей болид выдохся от изнеможения, а Брэбхем и МакЛарен оба пострадали от неисправностей своих двигателей прежде, чем гонка как следует стабилизировалась.
Успехи команды Honda в Уоткинс Глен были разнородными. Не слишком многого можно было ожи-дать от нового болида и нового пилота, но болид продержался на 12-ой позиции до 50-го круга, прежде чем он сошел из-за проблем с перегревом. Во время тренировочной сессии в субботу Бакнам вылетел с трассы, когда заклинило дроссель, разбив переднюю подвеску и масляный радиатор. Запчасти были доставлены из Лос-Анжелеса, но не были установлены вовремя перед гонкой, так что подвеска и рулевое управление были усилены, но болид стартовал без масляного радиатора. Хотя болид ездил без радиатора и раньше, и день гонки выдался прохладным, его отсутствие несомненно внесло вклад в отказ болида. Удивительно, что Hon-da не привезла запасной болид или запчасти подвески.
В Уоткинс Глен зрители увидели гонку Гран-при, в лучшем случае, в течение первых 50-ти кругов, и для тех, кто был разочарован, стало понятно, что и болиды и гонки уже не возбуждают, и с момента введе-ния 1.5-литровой формулы спорт стремился жить лишь своим былым добрым именем. Несомненно, FIA совершила ошибку (что не редкость), когда решила, что 1.5 литра будет достаточным верхним пределом, и были высказаны сомнения относительно того, достаточно ли будет интереса, чтобы привлечь зрителей. Тем не менее, спорт находится в очень здоровом состоянии, и количество зрителей не уменьшается. Отчасти благодаря огромному экономическому подъему в Европе, который дал публике возможность путешество-вать на значительные расстояния, чтобы присутствовать на этапах, а также платить деньги, чтобы увидеть то, чем является чрезвычайно дорогостоящий для зрителя спорт. В Уоткинс Глен вход стоил $6.00 на лицо, плюс дополнительные $2.00 за пронос багажа на трибуну.
Поскольку разговор коснулся болидов, они похожи по внешнему виду, характеристикам и шуму и дают небольшое представление о скорости. Однако, если о степени ускорения написать нечего, то насчет степени торможения можно еще порассуждать, а благодаря совершенствованию шин и подвески их времена на круге просто феноменальны, если держать в уме ограниченную выходную мощность.
К счастью, формула 1966 года – 1.5 литров для двигателей с наддувом и 3 литра для двигателей без наддува – не за горами. Она должна вернуть гонки Гран-при к их выдающемуся положению, предоставив пилотам болиды с избыточной удельной мощностью, необходимой для того, чтобы позволить им применять свое мастерство и вернуть максимальные скорости в 200 миль/ч на быстрейших трассах, где они таковыми и были в течение последних 30-ти лет и где они таковыми должны быть теперь.


1
Джон СертисFerrari782:10'51.8
2
Брюс МакЛаренCooper782:11'57.8
3
Лоренцо БандиниFerrari772:11'09.6
4
Ричи ГинтерBRM772:11'09.7
5
Иннес АйрлендBRP772:11'26.3Проблемы с впрыском топлива
6
Майк СпенсLotus772:11'52.3
7
Йо ЗиффертBrabham772:11'52.4
8
Джанкарло БагеттиBRM772:12'17.0
9
Лудовико СкарфиоттиFerrari772:12'17.2
10
Дэн ГерниBrabham752:10'21.4Пит-стоп / генератор
11
Боб АндерсонBrabham752:11'47.4
12
Йо БоньерBrabham742:12'25.9Проблемы с генератором
13
Питер РевсонLotus722:12'00.4
14нфДжек БрэбэмBrabham591:40'57.5Двигатель / шатун

нфДжим КларкLotus2849'37.2Двигатель / поршень

нфМарио-Араухо де КабральDerrington-Francis2543'46.0Зажигание

нфМорис ТринтиньянBRM221:29'18.3Впрыск топлива

нфРонни БакнемHonda1320'48.6Тормоза / утечка масла / перегрев

нфМайк ХэйлвудLotus57'11.7Двигатель

нфГрэм ХиллBRM0
Сцепление на старте

нсЖан-Клод РудазCooper

Двигатель / поршень

нквТревор ТэйлорBRP



нквДжекиBrabham



нквДжон ЛавCooper

Заклинило двигатель

нквЯн РэбиBrabham




Перевод и набор: Андрей Краснов

Road & Track, December 1964



Знаете ли Вы что...