01-1965г. Гран-при ЮАР
Гран-при Южной Африки, прошедший на той же самой трассе в Ист-Лондоне, где проходили этапы предыдущих чемпионатов мира в 1962 и 1963 годах, выиграл Кларк со средней скоростью 97.97 миль/ч, по сравнению с его скоростью в 1963 году 96,4 миль/ч, а рекорд круга в гонке, установленный Гарни в 1963 году, 1 мин. 29.1 сек. (98,41 миль/ч), теперь записан на счет Кларка с временем 1 мин. 27.4 сек. (100,33 миль/ч).
Основным следствием переноса ГП Южной Африки из конца календаря на его начало стало то, что сами болиды практически не изменились. Ferrari V-8 Сертиза и F-12 Бандини были такими же, как и в Мексике, разве что были окрашены в красный цвет вместо сине-белых цветов N.A.R.T. Lotus Спенса был в отделке 1964 года, но Lotus Кларка был промежуточным "33" 1965 года с модифицированными системами выпуска, бензо- и маслопровода и частично переработанной передней частью монокока. С B.R.M. ситуация была такой же, за исключением того, что у Хилла был прежний болид, а у Стюарта – новый, также отличавшийся изменениями в деталях. И Brabham, и Cooper не подверглись изменениям, а единственным новым лицом среди пилотов этих команд был Риндт в команде Cooper, ставший напарником Брюса Мак-Ларена.
Помимо заводских команд, пелотон из 20-ти машин состоял из двух болидов R.R.C. Walker для Боннье (Brabham-Climax) и Джо Зифферта (Brabham-B.R.M.), Боба Андерсона (D.W. Racing Brabham-Climax), Маггза (Parnell Lotus-B.R.M.), Гарднера (Willment Brabham-B.R.M.), Лава (Cooper-Climax), Хокинза (Willment Brabham-Ford), Профета (Brabham-Ford), де Клерка (Alfa Special) и Тингла (LDS Alfa), так что единственными местными гонщиками были Лав, Тингл, Маггз и де Клерк.
Тренировка
Были проведены три тренировочные сессии, первая – в среду, во время которой Кларк улучшил свое прошлогоднее время 1 мин. 28.9 сек. до 1 мин. 27.6 сек. и добился чести быть первым, прошедшим круг 2,43-мильной трассы со средней скоростью более 100 миль/ч.
На этой сессии следующими быстрейшими стали Сертиз (1 мин. 28.2 сек.), Спенс (1 мин. 28.5 сек.) и Хилл (1 мин. 28.7 сек.). Многие команды признали, что испытывали трудности – так, болид Хилла нуждался в новом двигателе, а запасной якобы был несколько слабоват в мощности.
Поскольку вторая сессия состоялась на следующий день в 6 утра, многие механики работали всю ночь, но, за исключением нескольких местных гонщиков, все остальные были на месте. Проблем теперь стало меньше, и ночная работа была вознаграждена улучшением времен. Кларк снова был быстрейшим с 1 мин. 27.2 сек. (100.55 миль/ч), на 0,4 сек. лучше, чем в предыдущий день. Сертиз улучшился на 0,1 сек. – 1 мин. 28.1 сек., а Спенс и Брэбэм показали 1 мин. 28.3 сек. на круге. Хилл повторил свое предыдущее дневное время 1 мин. 28.7 сек.
Все команды использовали новые покрышки Dunlop R6, за исключением Брэбэма и Гарни, которые на своих Brabham использовали как их, так и Goodyear. На гонку болид Брэбэма был обут в Dunlop, а на болид Гарни поставили Goodyear. Тем не менее, у Гарни были и другие проблемы, и перед заключительной дневной тренировочной сессией, во время обеденного перерыва, на его болид пришлось установить новый двигатель.
Во время последней сессии ветер, который прежде был умеренным, усилился до порывов в 50 миль/ч в ущерб временам, Кларк показал относительно медленные 1 мин. 28.5 сек., а Хилл и Стюарт обеспечили свои окончательные места на стартовой решетке с 1 мин. 28.6 сек. и 1 мин. 30.5 сек. соответственно, в то время как Гарни показал 1 мин. 29.5 сек.
Гонка
Пятница, 1 января, началась с пасмурного неба и прогноза умеренного ветра и дождя ближе к вечеру, и, когда болиды выстроились на решетке перед стартом, намеченным на 2:30 дня, вдоль стартовой прямой дул попутный ветер, тогда как во время тренировок он был встречным. Однако, он стих, и засияло солнце, прогревая все вокруг.
Когда флаг упал, Кларк вырвался в лидеры, так что в конце первого круга Кларк (Lotus), преследуемый Спенсом (Lotus), опережал Брэбэма (Brabham), Мак-Ларена (Cooper), Сертиза (Ferrari) и Хилла (B.R.M.), тогда как остальные 14 болидов растянулись позади них.
На следующем круге Сертиз обошел Мак-Ларена, а двумя кругами позже он обошел Брэбэма в борьбе за третью позицию, в то время как Хилл сместил Мак-Ларена с пятой позиции.
На шестом круге положение было следующим: Кларк, Спенс, Сертиз, Брэбэм, Хилл и Мак-Ларен, Кларк проходил круги за 1 мин. 30 сек., а первую шестерку разделяли 10 секунд. За этой лидирующей группой на небольшом расстоянии следовали Боннье (Brabham), Бандини (Ferrari) и Стюарт (B.R.M.). Гарни (Brabham), закончивший первый круг на 13-й позиции, выиграл два места на уже неисправном болиде. На пятом круге он заехал в боксы и после 1½ часов и еще семи пройденных кругов он сошел, проверив чуть ли не каждую деталь электрики и системы зажигания и, в конечном счете, обнаружив поврежденный провод в жгуте.
Первая шестерка оставалась неизменной до 54-го круга из 85-ти, но разрыв между лидирующей парой и Сертизом постепенно вырос с 12-ти секунд на 23-ем круге до 21-ой секунды на 29-ом круге, тогда как Сертиз, Брэбэм и Хилл оставались разделенными неизменными шестью секундами. Кларк и Спенс проходили круги в районе 1 мин. 28.5 сек. против 1 мин. 29.8 сек. у остальных, и, таким образом, с более чем 20-секундным преимуществом темп был стабильным вплоть до 44-го круга, когда Спенс недооценил Beacon Bend, развернулся и отстал от лидера своей команды на 23 секунды, оказавшись всего лишь в трех секундах впереди Сертиза. Теперь лишь восемь секунд разделяли группу Спенс–Сертиз–Брэбэм–Хилл.
За это время Риндт, Андерсон и Профет вылетали с трассы в Beacon Bend, поскольку покрытие в этом повороте было очень скользким.
Сертиз пытался взвинтить темп, поскольку Спенс теперь находился в его поле зрения, но безуспешно. На 52-ом круге Кларк опережал Спенса на 26 секунд, а разрывы между Спенсом, Сертизом, Брэбэмом и Хиллом равнялись двум, пяти и 10-ти секундам соответственно.
Первое изменение среди лидирующих болидов произошло, когда Брэбэм за два круга потерял свою позицию, затем его фыркающий болид навел механиков на мысль о том, что ему требовался новый аккумулятор, так как отсутствие подзарядки от генератора означало разрядку аккумулятора и отсутствие тока для бензонасоса. Когда Брэбэм наконец остановился, Хилл, Мак-Ларен и Стюарт заняли четвертую, пятую и шестую позиции соответственно, несмотря на то что на 48-ом круге Кларк прошел Стюарта на круг.
Пит-стоп Брэбэма длился восемь минут и отбросил его на 10-ую позицию, но когда он вернулся в гонку на 60-ом круге Кларка, Спенс снова вылетел в траву в Beacon Bend, позволив Сертизу и Хиллу выйти вперед, так что Кларк теперь опережал Сертиза на 30 секунд и Хилла на 35 секунд. Спенс, в пяти секундах позади Хилла, счел затруднительным ликвидировать свое отставание. Мак-Ларен и Стюарт удерживали свои пятую и шестую позиции, а шедший позади них Зифферт стремительно приближался к Стюарту.
Трасса была уже достаточно скользкой, но за 12 кругов до финиша прошел кратковременный ливень, и времена на круге упали до 1 мин. 31 сек. Все сохранили свои позиции, за исключением Спенса, который потерял еще пять секунд по отношению к Хиллу и отставал уже на 10 секунд. Тем не менее, влияние дождя вскоре постепенно снизилось, и Кларк, заподозрив атаку со стороны идущих позади, предпринял впечатляющую попытку сохранить безопасную дистанцию от Сертиза, ускорившись до 1 мин. 28.2 сек. и затем на 80-ом круге, за пять кругов до финиша, резко до 1 мин. 27.4 сек., всего в 0,2 сек. от своего лучшего тренировочного времени. За два круга до финиша Стюарт чуть не отдал свое шестое место Зифферту, когда в его основном баке начало заканчиваться топливо, но он вовремя переключился на запасной.
Однако драма на этом не закончилась, поскольку за один круг до финиша Кларк получил отмашку клетчатым флагом, который затем был поспешно убран! Следующие 90 секунд были очень волнительными, когда Кларк проехал мимо боксов и практически остановился на финишной черте, но группа взволнованных маршалов дала ему знак продолжать движение, таким образом, его выигрыш над Сертизом составил 31 секунду, в то время как Хилл на последнем круге рывком сократил свой отрыв от второго места с восьми до 2,8 секунд.
1 | Джим Кларк | Lotus | 85 | 2:06'46.0 | ||
2 | Джон Сертис | Ferrari | 85 | 2:07'15.0 | ||
3 | Грэм Хилл | BRM | 85 | 2:07'17.8 | ||
4 | Майк Спенс | Lotus | 85 | 2:07'40.4 | Разворот | |
5 | Брюс МакЛарен | Cooper | 84 | 2:07'13.9 | ||
6 | Джеки Стюарт | BRM | 83 | 2:07'15.6 | ||
7 | Йо Зифферт | Brabham | 83 | 2:07'37.6 | ||
8 | Джек Брэбэм | Brabham | 81 | 2:07'26.8 | Пит-стоп / аккумулятор | |
9 | Пол Хокинс | Brabham | 81 | 2:07'36.3 | ||
10 | Питер де Клерк | Alfa Romeo | 79 | 2:07'32.1 | ||
11 | Тони Мэггс | Lotus | 77 | 2:07'11.2 | ||
12 | Фрэнк Гарднер | Brabham | 75 | 2:07'53.0 | ||
13 | Сэм Тингл | LDS | 73 | 2:07'22.5 | ||
14 | Дэвид Профет | Brabham | 71 | 2:07'16.3 | ||
15 | нф | Лоренцо Бандини | Ferrari | 66 | Электрика / зажигание | |
нк | Боб Андерсон | Brabham | 50 | 2:07'35.9 | Пит-стоп / тормоза | |
нф | Йо Боньер | Brabham | 42 | Сцепление / коробка передач | ||
нф | Йохен Риндт | Cooper | 39 | Электрика | ||
нф | Джон Лав | Cooper | 20 | Ведущий вал | ||
нф | Дэн Герни | Brabham | 11 | Зажигание | ||
нкв | Невиль Ледерле | Lotus | ||||
нкв | Тревор Блокдайк | Cooper | ||||
нкв | Дуг Серруриер | LDS | ||||
нкв | Брэш Ниманн | Lotus | ||||
нкв | Эрни Пьетерс | Lotus | ||||
нпкв | Клайв Пази | Lotus | ||||
нпкв | Джеки Преториус | LDS | ||||
нпкв | Дэйв Чарлтон | Lotus |