03-1965г. Гран-при Бельгии
В этом году на тренировочных сессиях доминирует Грэм Хилл, продемонстрировавший огромную мощность - и, конечно, свое собственное мастерство - обнаруживаемую двигателем BRM с "нижним выпуском", который побил рекорд круга Гарни 1964 года своими лучшими временами 3' 48" (в пятницу) и 3' 45.4" (в субботу). Лучшая скорость на круге, 139,933 миль/ч, была установлена (неофициально) благодаря сброшенным 3,8 секунды с рекорда. Кларк с единственным в гонке 32-клапанным двигателем Coventry-Climax смог показать второе время (3' 47.5") в субботу, а в пятницу им являлось время Стюарта, 3' 49.5". Гинтер на Honda прошел круг с четвертым временем окончательного протокола, 3' 49", и продемонстрировал, что "Солнце" действительно Восходящее. Его болид, как и у его товарища по команде, Бакнама, после фиаско в Монако оснастили карданными шарнирами ведущего вала Repco. Брэбэм продал их японской команде в огромном количестве.
Тем не менее, утром в день гонки восходящего солнца видно не было, гонщики, тим-менеджеры и шинные магнаты все охнули, выглянув из своих гостиничных окон и увидев арденнское утро. За пару часов до старта, намеченного на 15:30, обрушился сильный ливень, но за несколько минут до взмаха флага дождь прекратился. Несмотря на это, 8,82-мильная трасса с высокоскоростными поворотами истекала водой, и теперь предстояло противоборство исключительно мастеров, заинтересованных в победе. Даже в выживании.
В 15:32 двадцать болидов (в конечном счете) тронулись с места в стене брызг, и именно Хилл возглавил пелотон на подъеме в Eau Rouge. В Stavelot Кларк вышел вперед, и, преодолев - да, так правильнее сказать - шпильку La Source, уже оторвался от Хилла, Стюарта, Сертиза и Гинтера. Товарищ по команде Кларка, Спенс, потерял свой Lotus на выходе из La Source, и Брэбэм вынужден был развернуться, чтобы избежать столкновения с ним. Оба болида вернулись в гонку, и было заметно, что "сухой" Goodyear Брэбэма не обеспечивал ему достаточного сцепления с дорогой. На втором круге, когда Кларк шел в шести секундах впереди пелотона, начался дождь. Снова. Brabham Гарднера был уже неисправен из-за промокшего зажигания, а Хилл необъяснимым образом нашел свой BRM трудноуправляемым. На четвертом круге Кларк потрясающе шел в 15-ти секундах впереди, а Сертиз остановился в своих боксах, чтобы сойти из-за предположительно провалившегося клапана в двигателе Ferrari V8.
Кларк продолжал отрываться, пока не оказался примерно в 30-ти секундах впереди Стюарта, обошедшего Хилла. Затем Стюарт начал понемногу приближаться к своему соотечественнику, но с таким большим преимуществом Кларк мог позволить себе "применять тактику", Боннье потянулся в боксы для замены свеч, а Риндт сигнализировал в свои боксы о том, что на его заводском Cooper упала приборная панель. Ее возврат на место занял не очень много времени.
На 10-ом круге Кларк обошел на круг бельгийца Бьянки на одном из Centro-Sud BRM, и между лидирующими шотландцами было уже 35 секунд. Ух ты! Хилл шел третьим, Мак-Ларен – четвертым, Гинтер – пятым, а Брэбэм – шестым. Пошел дождь. Потом прекратился. Снова пошел. Бакнам на Honda сошел из-за поломки в трансмиссии, а Гарни был так озадачен плохой управляемостью своего Brabham, что совершил пит-стоп для обсуждения этой проблемы. На 12-ом круге Брэбэм, мастерски управляя склонным к скольжению болидом, обошел Гинтера в борьбе за пятую позицию. Мак-Ларен прошел Хилла в борьбе за третью. Кларк шел в 43-ех секундах впереди Стюарта.
Мак-Ларен обошел Хилла на 18-ом круге, практически в то же время, когда Кларк обошел на круг своего товарища по команде, Спенса. На середине дистанции положение было следующим: Кларк, Стюарт, Мак-Ларен, Хилл, Брэбэм, Гинтер, Спенс, Эттвуд, Зифферт, Бандини (12-цил. Ferrari), Гарни, Айленд, Бьянки и Риндт. Это также был сигнал к началу вагнеровской бури, характерной для этой области. Прогремел гром и сверкнула молния над густо-лесистой трассой, и многие из нас ожидали увидеть появление бронетанков вместо гоночных болидов. Но они не появлялись, хотя в тот момент на трассе оставались всего 12 болидов.
Кларк обладал фантастическим преимуществом, и чувствовалось, что гонка приближается к концу. Принимая во внимание погодные условия, сложность трассы и отвратительную видимость, большинство зрителей были готовы вздохнуть с облегчением, что гонка проходила без инцидентов. И только промелькнула эта мысль, как Эттвуд потерял Parnell Lotus-BRM около Malmedy, ударился о телеграфный столб и его выбросило из пылающего болида. И болид, и телеграфный столб отправились на списание, но ожоги Эттвуда, по сообщениям, были незначительными, и он самостоятельно сел в машину скорой помощи, которая доставила его к медпункту.
Когда Кларк спустился с La Source, чтобы принять свой четвертый подряд победный флаг в Спа, пламя разгорелось еще сильнее. Он принял громкие приветствия публики, и то же самое получил Стюарт 44,8 секунды спустя. Два выдающихся гонщика из Шотландии, они оба были единственными участниками, преодолевшими полные 32 круга. Может быть, гоночные скорости в моросящий дождь для них не в тягость.
Услышанное в горячей ванне
Команда Brabham скоро будет состоять из трех болидов - для патрона Джека, Гарни и перспективного Халма.
На Спа-Франкошампе, быстрейшей классической дорожной трассе в мире, мы ожидали дебюта по крайней мере одного 16-цилиндрового Climax. Однако захватывающий новый двигатель еще не был готов. Теперь он может быть использован только на Нюрбургринге (не раньше) и в Монце. Наиболее быстрые гонщики на тренировках проходили не прощающий ошибок поворот Malmedy в районе 140 миль/ч. Конечно же, посуху.
BRM использовали в гонке свою пятискоростную коробку передач старого образца, предпочтя ее новому легкому шестискоростному агрегату.
Lotus использовали на обоих своих болидах колеса из магневого сплава с центральной гайкой. Страхование против износа шин на высокоскоростной трассе - вот был бы жаркий, сухой день. Тоже хорошее применение разработки для грядущей трехлитровой формулы. В Спа она будет очень быстрой. Goodyear испытывал проблемы с шинами (Brabham, Honda и Willment) на протяжении теплых, сухих тренировочных сессий. Протектор разрушался, но у гоночного менеджера Фрэда Гэмбла было большое количество покрышек со специальным составом. "Теперь никаких проблем нет" – сказал он, но во время гонки пошел дождь, и мы никогда не узнаем об этом.
У команды Ferrari было 40 дополнительных галлонов топлива после прошлогодней удивительной саги о нехватке. И после Монако.
Заводские болиды Brabham имели более глубокий топливный "отстойник", чтобы избежать какого-либо высыхания, а Cooper Мак-Ларена имел баки большего объема.
Трудности со стартовыми деньгами не позволили всем "частным" участникам принять в первый день участие в тренировках. Это долгая история - о которой я не буду рассказывать - но, в конечном счете, организаторы избавились от системы, по которой неприглашенные вносились в список "квалифицировавшихся" по времени на круге. Они согласились увеличить стартовые деньги шестерым быстрейшим, с тем чтобы они ("шестерка") могли разделить деньги с двумя остальными. В субботу ночью Боб Андерсон отправился домой.
Дэн Гарни полагает, что устойчивость и управляемость болида нынешней Формулы 1 являются столь хорошими, что трасса в Спа стала слишком легкой. Необходимы более мощные болиды – говорит он. Все катится к следующему году.
Во время испытаний в Ковентри за пять дней перед гонкой на 32-клапанном Climax V8 Брэбэма провалился клапан. У Гарни на тренировках взорвался один из 16-клапанных агрегатов команды Brabham, так что великолепный австрало-американский союз, появившись в воскресенье на стартовой линии, отказался от двух своих новых двигателей.
У команды Brabham также была новая шестискоростная коробка передач Holbay, но команда вынуждена была использовать пятискоростную, так как она давала более подходящие для Спа передаточные отношения.
Боннье был одним из "частных" участников, не участвовавших в тренировках в пятницу из-за разногласий вокруг стартовых денег. Выехав в субботу на Walker Brabham, он спрятался позади Гарни, получил "буксир" и показал великолепные 3' 49.7" (137,313 миль/ч). Шведский гонщик после тренировок поблагодарил Гарни, но получил лаконичную просьбу никогда так больше не делать. "Это сдерживало меня" – сказал калифорниец.
1 | Джим Кларк | Lotus | 32 | 2:23'34.8 | ||
2 | Джеки Стюарт | BRM | 32 | 2:24'19.6 | ||
3 | Брюс МакЛарен | Cooper | 31 | 2:23'50.7 | ||
4 | Джек Брэбэм | Brabham | 31 | 2:23'52.5 | ||
5 | Грэм Хилл | BRM | 31 | 2:26'15.8 | ||
6 | Ричи Гинтер | Honda | 31 | 2:26'50.9 | ||
7 | Майк Спенс | Lotus | 31 | 2:27'32.4 | ||
8 | Йо Зифферт | Brabham | 31 | 2:28'24.9 | ||
9 | Лоренцо Бандини | Ferrari | 30 | 2:25'14.0 | ||
10 | Дэн Герни | Brabham | 30 | 2:25'53.0 | Пит-стоп / влага в зажигании | |
11 | Йохен Риндт | Cooper | 29 | 2:25'25.0 | ||
12 | Люсьен Бьянки | BRM | 29 | 2:26'02.5 | ||
13 | Иннес Айрленд | Lotus | 27 | 2:29'19.5 | ||
14 | нф | Ричард Этвуд | Lotus | 26 | Авария / удар в телеграфный столб / пожар / ожоги | |
нф | Мастен Грегори | BRM | 12 | Топливный насос / подвеска | ||
нф | Ронни Бакнем | Honda | 9 | Трансмиссия | ||
нф | Йо Боньер | Brabham | 9 | Зажигание | ||
нф | Джон Сертис | Ferrari | 5 | Двигатель / зажигание | ||
нф | Фрэнк Гарднер | Brabham | 3 | Зажигание | ||
нс | Боб Андерсон | Brabham | Отказ | |||
нс | Вилли Мэресс | BRM |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Журнал "Sporting Motorist" July, 1965